Малый бизнес в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 20:40, курсовая работа

Описание

Как известно, сегодняшняя Российская экономика все еще находится в стадии своего становления. Переход отечественной экономики к рыночным отношениям определил необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Но, к сожалению, сложилась такая ситуация, что современное управление развитием сводится к созданию благоприятных условий прежде всего для экспортеров, в ущерб остальной части населения. Также пока не существует реальных рычагов управления развитием российской экономики. В этом кроется причина замедления темпов нашего экономического роста.
Одним из направлений обеспечения устойчивости экономического роста, многократно подтвержденным мировой практикой, является развитие малого бизнеса – наиболее мобильного, рискованного и конкурентоспособного сегмента экономики любой страны. Целая треть населения нашей страны так или иначе связана с малым предпринимательством, среди них: несколько миллионов реальных собственников, менеджеры, финансисты, организаторы производства, и так далее.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа(готовая).docx

— 108.16 Кб (Скачать документ)

 

Введение

           Как известно, сегодняшняя Российская экономика все еще находится в стадии своего становления.  Переход отечественной экономики к рыночным отношениям определил необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Но, к сожалению, сложилась такая ситуация, что современное управление развитием сводится к созданию благоприятных условий прежде всего для экспортеров, в ущерб остальной части населения. Также пока не существует реальных рычагов управления развитием российской экономики. В этом кроется причина замедления темпов нашего экономического роста.

 

           Одним из направлений обеспечения устойчивости экономического роста, многократно подтвержденным мировой практикой, является развитие малого бизнеса – наиболее мобильного, рискованного и конкурентоспособного сегмента экономики любой страны. Целая треть населения нашей страны так или иначе связана с малым предпринимательством, среди них: несколько миллионов реальных собственников, менеджеры, финансисты, организаторы производства, и так далее. По своему экономическому положению и условиям жизни частные предприниматели близки к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности

 

           За все те долгие годы реформ малый бизнес являлся единственным постоянно растущим сектором отечественной экономики. Малый бизнес обеспечивает укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности. Также малый бизнес может являться рычагом, с помощью которого государство может расширить узкие места в экономике, в том числе и на локальных рынках потребительских товаров и услуг.

 

          В общем, достаточные масштабы услуг и продукции, производимые на предприятиях малого бизнеса способны насытить рынок конкурентоспособной продукцией, создать новые рабочие места, приступить к формированию основы общества в любой цивилизованной стране – среднего класса.

 

          Однако, не все сходятся во мнении что малый бизнес оказывает исключительно положительное влияние на экономику нашей страны. Некоторые считают, что поддержка малого бизнеса слишком капиталоемка, и не дает при этом ощутимой отдачи.

 Уинстон Черчилль говорил,  что, несмотря на довольно длительную  историю развития предпринимательства  в западном обществе, люди по-прежнему  так и не могут прийти к  единству во взглядах на его  социально-экономическую роль. Одни  видят в предпринимателях бешеных  волков, которых нужно уничтожать, другие — дойных коров, за  счет которых должны существовать  остальные члены общества.

Но, как бы то ни было, дальнейшее развитие этого сектора экономики без  активного вмешательства государства  может привести к его свертыванию  с соответствующим обострением  экономических проблем и усилением  социальной напряженности.

 

           Основная цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы оценить итоги деятельности малых предприятий в России за прошедшие годы, определить место, роль и особенности малого предпринимательства в России на современном этапе его развития, оценить вклад государства в область малого бизнеса, и разобраться – достойна ли данная отрасль Российской экономики должной его поддержки.

ГЛАВА I. Малое предпринимательство: его основы, этапы и особенности развития в России

    1. Сущность, критерии и функции малого предпринимательства

 

           Многие авторы в своих работах обращались к теме малого предпринимательства, а также его взаимосвязи с государством. К числу таких авторов относятся И.В. Сергеев, В.Я. Горфинкель, О.В. Девяткина, А.В. Абчук и многие другие. Основы малого предпринимательства также заложены в законодательстве РФ.

 

           Исторически малый бизнес являлся первой и – на протяжении долгих веков – единственной формой предприятия. Крупные предприятия появились лишь в XIX веке. Предпринимательство - это особый вид экономической активности (под которой мы понимаем целесообразную деятельность, направленную на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.

 

           Малый бизнес - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, конституционирующих сущность этого понятия.

 

           Как считает В.Я. Горфинкель, бизнес (от староангл. “bisiq”- активный, занятый работой, деловой) играет определяющую роль в современной экономике. Именно бизнесу общество обязано практически всеми экономическими благами, определяющими условия существования современного человека,- от жилища и одежды до питания и интеллектуального досуга. Бизнес модифицируется, принимает различные формы, трансформируется и эволюционирует. Привлекает к себе все новые поколения молодых людей, отдающих бизнесу лучшие годы жизни. Понятие “бизнесмена” как человека, отдающего себя производству товаров или услуг в условиях рыночных отношений, в настоящее время является чем-то вроде титула. Не каждый работник может назвать себя бизнесменом, не каждый процесс в сфере производства может называться бизнесом и не каждый бизнес полезен обществу. Тем не менее, бизнес составляет сердцевину современной экономики, без него экономика теряет динамизм, адаптивность, а порой и целевую ориентацию. [3, c. 35]

 

          В сфере бизнеса заложен колоссальный интеллектуальный и творческий потенциал, который может раскрыться как в направлениях, желательных для конкретного человека или общества, так и в нежелательных. Обществу порой приходится сдерживать и направлять потенциал бизнеса, жертвуя при этом возможностями удовлетворить текущие потребности в пользу удовлетворения будущих запросов. [2, c. 127]

 

          Сущность бизнеса состоит в соединении материальных, финансовых, трудовых и информационных ресурсов в целях производства товаров, предназначенных для продажи другим экономическим агентам – предприятиям, организациям, гражданам. Такое соединение может быть кратковременным или долговременным (это связано и со стабильностью спроса, и с возможностями отвлечения ресурсов, и с другими аспектами). Если речь идёт о долговременном соединении ресурсов, возникает, как правило, организация или организационная единица, функционирование которой подчинено определённым, относительно устойчивым правилам и нормам, т. е. предприятие. Если соединение ресурсов осуществляется на определенный срок, носит относительно кратковременный характер, то чаще говорят о проекте.

 

           И.В. Сергеев отмечает: «Роль бизнеса в обществе достаточно ярко может быть проиллюстрирована на примере роли предприятия как наиболее устойчивой формы бизнеса. Роль предприятия, или фирмы многогранна, а его сущность многофункциональна. Согласно взглядам одних экономистов, основное назначение предприятия – служить источником дохода для собственников (акционеров); другие считают, что суть предприятия в производстве продукции, удовлетворении материальных потребностей общества; третьи, говоря о предприятии, имеют в виду его функцию обеспечения занятости. Сторонники комплексного подхода отмечают целый ряд дополнительных существенных функций предприятия в современном обществе». [10, c. 43]   

           Как показывает мировая практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ понятие "малый бизнес", "предпринимательство" описывается как деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к сфере малого предпринимательства, является:

  • численность персонала;
  • размер уставного капитала;
  • величина активов;
  • объем оборота (прибыли, дохода). [12, c. 216]

 

Малое предпринимательство  – один из важных секторов экономики, особенно в условиях сильной дифференциации социально-экономического развития регионов. Роль малого предпринимательства наиболее полно раскрывается в выполняемых  им функциях. Основные функции малого предпринимательства подразделяются следующим образом:

1. По социальной значимости:

- малое предпринимательство  способствует формированию среднего  класса, являющегося гарантом политической  стабильности и движущей силой  рыночной экономики в регионах;

- сглаживает социальную  напряженность, снижает остроту  социальных проблем в моногородах  в период кризисов градообразующих  предприятий.

2. По экономической значимости:

- формирует конкурентные  отношения, предлагая какой-либо  товар равных потребительских  свойств по более низкой цене;

- расширяет производство  потребительских товаров и услуг  в регионе с использованием  местных источников сырья и  материалов;

- становится новым источником  стабильных поступлений в бюджет  региона;

- осуществляет новые проекты. [4, с. 27]

    1. История становления и развития малого предпринимательства в РФ

 

 

           Изучая сущность малого бизнеса, необходимо знать его истоки и процесс развития. Малый бизнес играл основную роль в распространении цивилизации, но его история никогда не занимала общественное сознание. Но теперь малый бизнес все больше признается как созидательная сила экономики. Историей становления малого предпринимательства занимались многие авторы, например, такие как И.В. Сергеев, О.И. Волкова и многие другие. Наиболее достоверной точкой зрения на наш взгляд является следующая.

 

           В течение 1980-х годов престиж малого бизнеса в мире начал повышаться в немалой степени благодаря его способности изобретать новые товары и создавать новые рабочие места. Вследствие этого в последние годы все чаще стали обращать внимание на его достижения и возможности, перспективы и проблемы.

 

           В российской истории малого бизнеса можно выделить ряд этапов:

 

           Для первого этапа (1985 – 1987 гг.) характерно зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, распространение бригадных подрядов, малочисленность участников предпринимательства и его экспериментальный характер, формирование эмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности. Этот этап можно назвать экспериментальным.

 

           Во время второго этапа (1987 - 1988 гг.) сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается; предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. Этот этап назвали этапом "кооперативного движения". Он послужил акселератором в накоплении и перераспределении капиталов, позволил обрести начальные знания, навыки работы малого предприятия.

 

           Третий этап (1989 - 1990 гг.) связан с принятием законодательных актов, направленных на активизацию малых предприятий. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации. Она создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности российской экономики. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство. Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.

 

           Для четвертого этапа (1991 - 1992 гг.) характерны коммерциализация и появление среднего и крупного бизнеса. Произошли коренные изменения в отношении государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывшие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства.

Пятый этап (1993 - 1994 гг.) стал полосой широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательства, появления множества собственников  и интенсивного участия малого бизнеса  в сфере услуг, торговли, общественного  питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и  длительного пользования. Однако на этом этапе ещё не обеспечено стимулирование производства товаров и услуг.

 

           Тем не менее заложенные основы рыночных отношений, сформировавшиеся капиталы, их способность к инвестиционной деятельности дают возможность предположить, что очередной - шестой этап (с 1995 г.) развития предпринимательства сможет изменить соотношение деятельных сил в пользу инновационных процессов. Тогда предпринимательство сможет проявляться во всем многообразии и обнаруживать силы, способные двигать рынок, обеспечивать нормальное функционирование рыночной экономики, сосуществование различных субъектов, каждому из которых отведены свои сферы приложения деятельности и свои задачи. Государству же предстоит приложить усилия для всемирного развития и поддержания в долговременной перспективе конкурентной среды и её стабильности в качестве среды хозяйствования. [11, c. 213]

Информация о работе Малый бизнес в России