Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 20:40, курсовая работа
Как известно, сегодняшняя Российская экономика все еще находится в стадии своего становления. Переход отечественной экономики к рыночным отношениям определил необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Но, к сожалению, сложилась такая ситуация, что современное управление развитием сводится к созданию благоприятных условий прежде всего для экспортеров, в ущерб остальной части населения. Также пока не существует реальных рычагов управления развитием российской экономики. В этом кроется причина замедления темпов нашего экономического роста.
Одним из направлений обеспечения устойчивости экономического роста, многократно подтвержденным мировой практикой, является развитие малого бизнеса – наиболее мобильного, рискованного и конкурентоспособного сегмента экономики любой страны. Целая треть населения нашей страны так или иначе связана с малым предпринимательством, среди них: несколько миллионов реальных собственников, менеджеры, финансисты, организаторы производства, и так далее.
Все вышеизложенное, позволяет сделать вывод о том, что малый бизнес в Российской Федерации является неотъемлемой частью рыночной экономики. Он играет важную роль в развитии страны не только в экономической сфере, но и также политической, научно-технической и самое главное в социальной сфере, где на главном месте человек. Для того чтобы бизнес процветал, малые предприятия развивались, не обходима поддержка со стороны государства.
Государственная политика в отношении малого предпринимательства находиться под сильным влиянием макроэкономической ситуации, бюджетных возможностей, идеологии, причем она нередко определяет степень поддержки малых предприятий со стороны власти.
Российский малый бизнес начал свое развитие совсем недавно, но уже прошел достаточно сложный путь. Отмечу несколько особенностей малого предпринимательства России по сравнению с другими странами, а также по сравнению со средним и крупным бизнесом:
-Низкий процент венчурной специализации.
В экономически развитых странах малый бизнес играет важную роль в формировании инновационной экономики (около 25%), в России же основным видом деятельности малого бизнеса является торговля и коммерция, а не инновационное производство (всего около 6%). На сегодняшний день это важнейшая задача государства в области поддержки малого бизнеса – развитие предприятий, ориентированных на наукоемкие и высокотехнологичные отрасли.
-Низкая легитимность малого бизнеса.
Еще одной характерной особенностью развития малого бизнеса в России является низкая легитимность бизнеса, поскольку большой процент предприятий функционирует в сфере теневой экономики. Используя «серые схемы» работы, занижая прибыль, компании уменьшают свои налоговые выплаты, а, следовательно, и доходы в бюджет страны. Корни этой проблемы зародились на начале 90-х годов, когда предпринимателям установили большие налоги. Часть предприятий перестала существовать из-за низкой рентабельности бизнеса, другая часть стала наращивать теневой оборот. И хотя с тех пор, налоговое время существенно снизилось, многие предприятия малого бизнеса не могут выйти из тени, поскольку бояться конкурентов. В настоящее время это целая проблема на уровне государства.
-Постоянная нехватка финансирования
Малый бизнес в России характеризуется острой нехваткой финансирования из-за малой величины индивидуального капитала. Весь с трудом собранный стартовый капитал уходит в оборот, а производственный цикл предприятий не всегда совпадает временем обращения капитала. Таким образом, у малого бизнеса и появляется потребность – взять кредит для бизнеса. Но неудобство в том, что по сравнению со средним или крупным бизнесом, процентные ставки на услуги кредитовании малого бизнеса выше. В результате некоторые предприятия становятся банкротом.
-Неустойчивость малого бизнеса
Из предыдущей особенности вытекает следующая: нестабильность малого бизнеса в результате нехватки финансирования, жесткой конкурентной борьбы и части внешних факторов (инфляции, энергетического кризиса и т.д.). Почти каждый четвертый представитель малого бизнеса в России становится в итоге банкротом, или, по крайней мере, сворачивает свою деятельность.
Выясним основные характеристики малого бизнеса в России:
-Гибкость малого бизнеса
Малые предприятия в силу своей мобильности быстрее реагируют на всевозможные изменения на рынке, что дает им некоторые преимущества перед крупным бизнесом. Малый бизнес быстрее адаптируется, перестраивается, что наглядно и доказала история развития малого бизнеса. В период реформ 92-93 гг. именно малый бизнес поддержал российскую экономику на трудном этапе экономического развала и политической нестабильности.
-Экономичность малого бизнеса.
Начать малый бизнес сравнительно проще, чем основать крупную фирму. Помещения, офис, автотранспорт можно арендовать, не нужно капитальное строительство, большие территории, помещения. Оборачиваемость средств малого бизнес выше, средний уровень заработной платы работникам малого бизнеса ниже. Т.е. меньше расходов на организацию бизнеса.
-Узкая специализация малого бизнеса.
Именно узкая специализация малого бизнеса способствует в полной мере наилучшему удовлетворению потребительского спроса. Малый бизнес имеет наиболее детальное представление о конъюнктуре рынка и обеспечивает более индивидуальный подход к клиенту по сравнению с более крупным бизнесом, который направлен на удовлетворение спроса широких слоев населения.
-Развитие регионального рынка.
Малый бизнес играет важную роль в развитии именно регионального рынка, формируя местную инфраструктуру. Таким образом, снижаются и транспортные расходы на межрегиональные перевозки и увеличивается доля валового продукта региона. Не секрет, что наблюдается большой отток рабочей силы из регионов в центр страны. В результате нарушается дисбаланс и происходит дифференциация производства. Создание больших производственных центров сопровождается с разрушением региональных центров потребления. Развитие малого бизнеса формирует именно экономику региона, уменьшая отток рабочей силы. [8, с. 63-64]
Приведенный анализ основан на ежеквартальных данных Федеральной службы государственной статистики об уровне развития малого предпринимательства в регионах Российской Федерации. Подготовка докладов осуществляется автономной некоммерческой организацией «Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства» (АНО «НИСИПП») с 2002 года. [1]
Таблица 1.1
Количество зарегистрированных
малых предприятий
по федеральным округам Российской Федерации
на 1 июля 2011 г.1
Федеральные округа |
Количество
зарегистрированных МП на 1 июля 2011 г. | ||
единиц |
прирост / сокращение за период 01.07.2010-01.07.2011 |
в % от среднего | |
РФ |
161,8 |
7,0 |
100,0 |
Центральный ФО |
184,7 |
0,7 |
114,2 |
Северо-Западный ФО |
263,3 |
32,9 |
162,8 |
Южный ФО |
125,4 |
-4,5 |
77,5 |
Северо-Кавказский ФО |
64,6 |
2,0 |
39,9 |
Приволжский ФО |
158,3 |
0,8 |
97,9 |
Уральский ФО |
136,8 |
20,3 |
84,6 |
Сибирский ФО |
142,0 |
13,9 |
87,8 |
Дальневосточный ФО |
153,6 |
-0,6 |
95,0 |
1исходя из численности населения на 1 января 2011 г.
По состоянию на 1 июля 2011 года в России было зарегистрировано 231,2 тыс. малых предприятий, что на 5,3% больше, чем по состоянию на 1 июля 2010 года. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей увеличилось на 7,0 ед. и составило 161,8 ед.
Рост числа малых предприятий, как в абсолютном значении, так и в расчете на 100 тыс. жителей, зафиксирован в пяти федеральных округах. Наибольший рост отмечен в Северо-Западном федеральном округе (на 15,6% или 32,9 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей), Уральском федеральном округе (на 15,6% или 20,3 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей) и Сибирском федеральном округе (на 9,1% или 13,9 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей). В меньшей степени количество малых предприятий выросло в Северо-Кавказском федеральном округе (на 6,1% или 2,0 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей) и Центральном федеральном округе (на 4,0% или 0,7 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей).
В Приволжском федеральном
Сокращение показателя наблюдалось в Южном федеральном округе (на2,5% или на 4,5 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей) и Дальневосточном федеральном округе (на 2,8% или 0,6 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей округа).
Таблица 1.2
Распределение регионов
по группам с различной динамикой
количества зарегистрированных малых
предприятий на 100 тыс. жителей
за период с 1 июля 2010 г. по 1 июля 2011 г.2
Изменение числа МП на 100 тыс. жителей |
Количество регионов |
Сильное сокращение (свыше 30 ед.) |
1 |
Среднее сокращение (от 10 до 30 ед.) |
12 |
Небольшое сокращение (от 0,1 до 10 ед.) |
19 |
Небольшое увеличение (от 0,1 до 10 ед.) |
24 |
Среднее увеличение (от 10 до 30 ед.) |
22 |
Сильное увеличение (свыше30 ед.) |
5 |
На 1 июля 2011 г. по сравнению с 1 июля 2010 г. количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. человек населения выросло в 51 регионе.
Наиболее значительный рост показателя
отмечен в Новосибирской
Заметно (более чем на 15 ед.) количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей выросло в Пензенской(на 18,3 ед.), Ленинградской(на 17,3 ед.) и Иркутской (на 17,2 ед.) областях, Ханты-Мансийском АО (на 16,9 ед.), Хабаровском крае (на 16,9 ед.), Республике Саха (Якутия) (на 15,5 ед.), Тюменской(на 15,4 ед.) и Костромской(на 15,4 ед.) области.
В 32 регионах количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей снизилось. Максимальное сокращение показателя зафиксировано в Чукотском АО (на 150,2 ед.). Среднее сокращение (от 10 до 30 ед.) показателя отмечено в Московской области (на 26,4 ед.), Республике Мордовия (на 24,8 ед.), Приморском крае (на 19,5 ед.), Республиках Алтай (на 15,6 ед.) и Бурятия (на 14,9 ед.), Краснодарском крае (на 14,8 ед.), Кемеровской области (на 14,0 ед.), Республике Башкортостан (на 13,0 ед.), Карачаево-Черкесской Республике (на 12,7 ед.), Томской(на 10,9 ед.), Белгородской (на 10,8 ед.) и Архангельской(на 10,2 ед.)областях. (см. Приложения, Таблица 1)
Таблица 2.1
Среднесписочная
численность занятых на малых предприятиях
по федеральным округам Российской Федерации
в январе-июне 2011 г.3
Федеральные округа |
Среднесписочная численность работников МП1 |
Доля
занятых на МП в общей среднесписочной | ||
тыс. чел. |
в % к |
% |
изменение | |
РФ |
5 808,0 |
104,1 |
12,5 |
0,52 |
Центральный ФО |
1 666,4 |
105,7 |
12,5 |
0,68 |
Северо-Западный ФО |
684,6 |
99,1 |
13,5 |
-0,18 |
Южный ФО |
494,1 |
99,0 |
13,1 |
0,06 |
Северо-Кавказский ФО |
165,6 |
107,7 |
9,9 |
0,64 |
Приволжский ФО |
1 269,3 |
101,0 |
13,0 |
0,23 |
Уральский ФО |
442,1 |
110,1 |
9,9 |
0,92 |
Сибирский ФО |
778,3 |
107,3 |
12,8 |
0,83 |
Дальневосточный ФО |
307,6 |
112,2 |
13,9 |
1,49 |
1без внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера
По
итогам января-июня 2011 года среднесписочная
численность занятых на малых
предприятиях (без учета внешних
совместителей и работающих по договорам
гражданско-правового
Количество занятых на малых
предприятиях выросло в шести
федеральных округах. Наибольший рост
отмечен в Дальневосточном