Малый бизнес в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 20:40, курсовая работа

Описание

Как известно, сегодняшняя Российская экономика все еще находится в стадии своего становления. Переход отечественной экономики к рыночным отношениям определил необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Но, к сожалению, сложилась такая ситуация, что современное управление развитием сводится к созданию благоприятных условий прежде всего для экспортеров, в ущерб остальной части населения. Также пока не существует реальных рычагов управления развитием российской экономики. В этом кроется причина замедления темпов нашего экономического роста.
Одним из направлений обеспечения устойчивости экономического роста, многократно подтвержденным мировой практикой, является развитие малого бизнеса – наиболее мобильного, рискованного и конкурентоспособного сегмента экономики любой страны. Целая треть населения нашей страны так или иначе связана с малым предпринимательством, среди них: несколько миллионов реальных собственников, менеджеры, финансисты, организаторы производства, и так далее.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа(готовая).docx

— 108.16 Кб (Скачать документ)

 

-По итогам первого полугодия 2011 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в целом по стране наблюдался рост  количества малых предприятий,  среднесписочной численности занятых на малых предприятиях,  а также оборота малых предприятий. При этом  объемы инвестиций в основной капитал на малых предприятиях с учетом ИПЦ в рассматриваемом периоде сократились.

 

-На 1 июля 2011 года количество зарегистрированных малых предприятий в целом по России увеличилось по сравнению с 1 июля предыдущего года на 5,3%, среднесписочная численность занятых на малых предприятиях выросла на 4,1%, а удельный вес работников малых предприятий в общей среднесписочной численности занятых достиг уровня 12,5%.Объем оборота малых предприятий с учетом ИПЦ вырос на 10,2%. На фоне положительной динамики указанных показателей объем инвестиций в основной капитал на малых предприятиях с учетом ИПЦ в первом полугодии 2011 года оказался на 6,1% ниже показателя за аналогичный период прошлого года.

 

-Итоги деятельности малых предприятий в январе-июне 2011 года в региональном разрезе можно рассматривать как позитивные. В 51 регионе увеличилось количество зарегистрированных малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей; увеличение среднесписочной численности занятых на малых предприятиях отмечено в 49 регионах; объем оборота малых предприятий с учетом ИПЦ вырос в 68 регионах; инвестиции в основной капитал на малых предприятиях с учетом ИПЦ выросли в 48 регионах.

 

В России в последнее время развитие МП идёт семимильными шагами и в  первую очередь это является следствием удачной политики государства в  данной сфере жизни общества. Можно  отметить снижение ставок по основным налогам, упрощение процесса оформления необходимых документов, менее жёсткий  контроль различных государственных  структур. Но вместе с тем существуют и значительные проблемы в деятельности предпринимателей, рискнувших заняться бизнесом любого объёма и размера. Так, например, одной из основных проблем  малых предприятий является почти  полное отсутствие внешнего финансирования предприятий. Сокращается число  предпринимателей, планирующих привлечь краткосрочный и долгосрочный банковские кредиты. Банки не устраивают небольшая  величина запрашиваемых ссуд и отсутствие гарантий их возврата. Предпринимателей отпугивают высокая ставка процента, короткий срок кредитования, требование залога. Кроме того, пока сфера предпринимательства  остаётся рискованной (включая и  политический риск), нет стимула  расширять деятельность, привлекая  средства извне. Прежде всего, это касается производства с его относительно меньшей ликвидностью.

 

Для финансового обеспечения  развития малого бизнеса, по мнению многих экспертов, необходимо создание специализированного  государственного банка России –  банка поддержки предпринимательства, который кредитовал бы только малые  и средние предприятия, выдавал  бы ссуды под нематериальные активы, представленные лицензиями и патентами. Необходимость учреждения такого специализированного  банка назрела давно, поскольку  ныне существующие государственные, региональные и муниципальные институты поддержки  малого бизнеса весьма ограничены в  финансовых средствах, в них существует бюрократическая система выделения  денежных ресурсов, неспособная заинтересовать бизнес вкладывать финансы в инвестиционные процессы, что в конечном итоге сдерживает развитие малого бизнеса в национальной экономике. Следует сформировать механизм государственных гарантий, способный осуществить распределение риска между всеми участниками кредитного процесса (малыми предприятиями, кредитными организациями, государством), что будет способствовать не только единению экономических интересов всех агентов хозяйственного процесса, но и утверждению принципа социальной справедливости между участниками договорных отношений.[3] Следует отметить, что развитие предпринимательской деятельности зависит не только от специальных правительственных программ по поддержке малого предпринимательства, но и от наличия долговременной региональной социально-экономической политики, которую должна разработать региональная власть и которую добровольно поддержат и разовьют экономические агенты и население области.

Я считаю, что единая долговременная социально-экономическая политика должна базироваться на идеологии постиндустриального общества. Новая идеология общества позволит изменить ментальность населения, которое будет заниматься предпринимательской деятельностью не только для получения прибыли, но и с целью самореализации. Реализация этой политики позволит во всех отраслях и сферах народного хозяйства разрабатывать и осуществлять меры, направленные на повышение благосостояния человека и развивающие экономическую активность и творческие задатки у населения.

Таким образом, сложно давать какие бы то ни было прогнозы на дальнейшее развитие малого предпринимательства, но можно надеяться на дальнейшее улучшение положения малого бизнеса  в нашей стране, во многом благодаря  государственной поддержке.

 

Список  использованной литературы

 

Нормативные документы и статистические материалы:

  1. Сайдуллаев Ф.С., Шестоперов А.М. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе-июне 2011 года. Ежеквартальный информационно-аналитический доклад. – М.: АНО «НИСИПП», 2011.

Литература  на русском языке:

  1. Абчук, В.А. Курс предпринимательства: учебное пособие. – СПб.: Альфа, 2008.
  2. Горфинкель В.Я., Швандар В.А. Малый бизнес: организация, экономика, управление: учебное пособие для вузов. - 3-е изд. - М.: Юнити-Дана, 2009.
  3. Гражданкина Е.В. Экономика малого предприятия: учебное пособие. – М.: Гросс Медиа, 2010.
  4. Гукасьян, Г.М. Экономическая теория: учебное пособие. – 2-е изд. – СПб.:  ПИТЕР, 2007.
  5. Зельднер А.Г., Ваславская И.Ю., Южелевский В.К. Государство и экономика: Факторы роста. – М.: Наука, 2009.
  6. Маклярский Б.М. Экономика России. Учебное пособие.  – М.: Международные отношения, 2007.
  7. Никитина Л.Н., Худилайнен М.И. О дальнейшем развитии малого предпринимательства в Российской Федерации  //  Инновационная экономика – 2010. - № 9.
  8. Орлова Е. Государственная поддержка предпринимательства: мифы и реальность // Власть – 2010. - № 3.
  9. Сергеев И.В. Экономика организаций (предприятий): учебное пособие / Под ред. И.В. Сергеева, И.И. Веретенникова – 3-е изд. – М.: Проспект, 2009.
  10. Тимошина Т.М. Экономическая история России: учебное пособие / Под ред. проф. М.Н.Чапурина. – М., ЗАО Юстицинформ, 2007.
  11. Титов В.И. Экономика предприятия: учебник для вузов. – М.: ЭКСМО, 2008.

 

 

Приложения

Таблица 1.  Количество малых предприятий на 100 тыс. жителей на 1 июля 2010 г. и 1 июля2011 г. по регионам РФ

Субъект РФ

Количество МП на 100 тыс. жителей

на 1 июля 
2010 года,

ед.

на 1 июля 
2011 года,

ед.

изменение 
с 01.07.2010 по 01.07.2011

Российская Федерация

154,7

161,8

7,0

Архангельская область

145,9

135,7

-10,2

Белгородская область

121,5

110,7

-10,8

Владимирская область

186,7

211,3

24,6

Воронежская область

105,2

134,3

29,1

г. Москва

213,5

205,5

-8,0

г. Санкт-Петербург

368,7

429,1

60,4

Ивановская область

147,7

210,6

63,0

Иркутская область

142,0

159,2

17,2

Калининградская область

214,1

237,7

23,6

Карачаево-Черкесская Республика

79,4

66,7

-12,7

Кемеровская область

116,0

102,0

-14,0

Костромская область

160,8

176,2

15,4

Краснодарский край

129,5

114,7

-14,8

Красноярский край

130,7

156,6

25,9

Ленинградская область

146,4

163,6

17,3

Московская область

239,8

213,4

-26,4

Новосибирская область

145,3

231,8

86,6

Пензенская область

170,9

189,2

18,3

Приморский край

153,4

134,0

-19,5

Республика Алтай

116,7

101,2

-15,6

Республика Башкортостан

143,4

130,4

-13,0

Республика Бурятия

112,1

97,2

-14,9

Республика Карелия

174,8

241,4

66,6

Республика Мордовия

165,6

140,9

-24,8

Республика Саха (Якутия)

90,5

105,9

15,5

Свердловская область

102,3

137,2

34,9

Томская область

188,7

177,8

-10,9

Тульская область

163,9

191,7

27,8

Тюменская область

135,1

150,5

15,4

Хабаровский край

197,2

214,1

16,9

Ханты-Мансийский АО

125,3

142,2

16,9

Чукотский АО

321,0

170,8

-150,2


 

 

Таблица 2. Среднесписочная численность занятых на малых предприятиях (без учета совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в регионах РФ в январе-июне 2011 г.

Субъект РФ

Среднесписочная 
численность 
работников МП в 
январе-июне 2011 г.

Доля занятых  на МП 
в общей среднесписочной 
численности занятых 
в январе-июне 2011 г.

тыс. 
человек

в % 
кянварю-июню 
2010 г.

%

изменение 
относительно 
января-июня 2010 г., п.п.

Российская Федерация

5 808,0

104,1

12,5

0,52

Алтайский край

66,7

91,7

9,8

-0,74

Амурская область

54,6

185,5

19,7

8,90

Архангельская область

50,0

94,7

11,7

-0,39

Астраханская область

33,2

90,5

11,8

-0,68

Владимирская область

109,0

94,9

21,7

-2,49

Волгоградская область

78,0

93,2

10,6

-0,47

Воронежская область

140,2

129,4

19,8

4,79

г. Москва

403,5

113,2

8,0

0,81

г. Санкт-Петербург

319,2

96,3

15,7

-0,81

Ивановская область

49,9

136,5

17,7

4,81

Кемеровская область

92,9

94,4

10,0

-0,53

Краснодарский край

190,0

100,4

13,2

0,19

Ненецкий АО

1,8

116,8

6,5

0,89

Новосибирская область

155,1

135,4

17,7

3,77

Оренбургская область

68,9

89,5

9,8

-1,17

Орловская область

30,8

90,9

12,6

-1,21

Пермский край

121,5

111,9

14,0

1,98

Республика Карелия

36,4

116,8

16,0

2,52

Республика Коми

32,9

87,9

8,5

-1,22

Республика Мордовия

31,8

87,2

12,3

-1,57

Рязанская область

56,9

110,4

16,0

1,49

Самарская область

125,7

93,2

11,3

-0,87

Свердловская область

158,4

127,9

9,9

2,14

Томская область

47,9

94,4

14,4

-0,43

Чеченская Республика

0,5

77,5

0,3

-0,11

Чувашская Республика

55,2

120,1

14,6

2,58


 

 

Таблица 3. Оборотмалых предприятий в регионах РФ в январе-июне 2011 г.

Субъект РФ

Объем оборота  МП 
в январе-июне 2011 г.

млн.  
рублей

в %  
к январю-июню 2010 г.  
с учетом ИПЦ

на душу населения 
в % от среднего по РФ 
с учетом СН

Российская Федерация

5 371 202,3

110,2

100,0

Алтайский край

54 551,0

131,9

70,4

Амурская область

37 173,3

214,2

105,7

Брянская область

31 237,2

127,5

74,5

Воронежская область

67 529,0

149,4

76,2

г. Москва

1 091 134,7

151,9

178,5

г. Санкт-Петербург

319 640,7

63,8

166,0

Забайкальский край

16 244,7

121,3

42,8

Иркутская область

94 571,4

132,2

109,0

Кабардино-Балкарская Республика

7 131,4

94,1

26,2

Калужская область

37 511,9

79,7

108,8

Карачаево-Черкесская Республика

4 666,8

89,2

28,6

Краснодарский край

175 717,7

108,0

93,3

Московская область

372 144,6

84,9

127,3

Ненецкий АО

1 250,0

170,2

48,4

Новосибирская область

134 258,5

141,5

132,8

Оренбургская область

38 656,6

96,8

59,6

Орловская область

19 594,2

124,3

78,2

Пензенская область

32 105,4

97,2

70,3

Пермский край

91 082,8

125,9

90,7

Республика Адыгея

9 602,9

131,4

65,1

Республика Башкортостан

140 698,3

94,8

105,2

Республика Ингушетия

1 013,7

163,4

8,1

Республика Калмыкия

1 213,0

99,1

12,7

Республика Коми

28 346,5

98,5

71,4

Республика Северная Осетия-Алания

7 671,6

162,5

33,8

Республика Татарстан

114 730,7

98,6

93,9

Республика Тыва

1 693,2

79,8

15,4

Саратовская область

55 217,2

123,0

71,6

Тамбовская область

22 065,8

99,1

61,4

Тверская область

33 617,4

83,9

67,9

Удмуртская Республика

40 933,5

123,6

83,2

Чеченская Республика

572,0

36,6

1,3

Информация о работе Малый бизнес в России