Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 20:40, курсовая работа
Как известно, сегодняшняя Российская экономика все еще находится в стадии своего становления. Переход отечественной экономики к рыночным отношениям определил необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Но, к сожалению, сложилась такая ситуация, что современное управление развитием сводится к созданию благоприятных условий прежде всего для экспортеров, в ущерб остальной части населения. Также пока не существует реальных рычагов управления развитием российской экономики. В этом кроется причина замедления темпов нашего экономического роста.
Одним из направлений обеспечения устойчивости экономического роста, многократно подтвержденным мировой практикой, является развитие малого бизнеса – наиболее мобильного, рискованного и конкурентоспособного сегмента экономики любой страны. Целая треть населения нашей страны так или иначе связана с малым предпринимательством, среди них: несколько миллионов реальных собственников, менеджеры, финансисты, организаторы производства, и так далее.
-По итогам первого полугодия 2011 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в целом по стране наблюдался рост количества малых предприятий, среднесписочной численности занятых на малых предприятиях, а также оборота малых предприятий. При этом объемы инвестиций в основной капитал на малых предприятиях с учетом ИПЦ в рассматриваемом периоде сократились.
-На 1 июля 2011 года количество зарегистрированных малых предприятий в целом по России увеличилось по сравнению с 1 июля предыдущего года на 5,3%, среднесписочная численность занятых на малых предприятиях выросла на 4,1%, а удельный вес работников малых предприятий в общей среднесписочной численности занятых достиг уровня 12,5%.Объем оборота малых предприятий с учетом ИПЦ вырос на 10,2%. На фоне положительной динамики указанных показателей объем инвестиций в основной капитал на малых предприятиях с учетом ИПЦ в первом полугодии 2011 года оказался на 6,1% ниже показателя за аналогичный период прошлого года.
-Итоги деятельности малых предприятий в январе-июне 2011 года в региональном разрезе можно рассматривать как позитивные. В 51 регионе увеличилось количество зарегистрированных малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей; увеличение среднесписочной численности занятых на малых предприятиях отмечено в 49 регионах; объем оборота малых предприятий с учетом ИПЦ вырос в 68 регионах; инвестиции в основной капитал на малых предприятиях с учетом ИПЦ выросли в 48 регионах.
В России в последнее время развитие МП идёт семимильными шагами и в первую очередь это является следствием удачной политики государства в данной сфере жизни общества. Можно отметить снижение ставок по основным налогам, упрощение процесса оформления необходимых документов, менее жёсткий контроль различных государственных структур. Но вместе с тем существуют и значительные проблемы в деятельности предпринимателей, рискнувших заняться бизнесом любого объёма и размера. Так, например, одной из основных проблем малых предприятий является почти полное отсутствие внешнего финансирования предприятий. Сокращается число предпринимателей, планирующих привлечь краткосрочный и долгосрочный банковские кредиты. Банки не устраивают небольшая величина запрашиваемых ссуд и отсутствие гарантий их возврата. Предпринимателей отпугивают высокая ставка процента, короткий срок кредитования, требование залога. Кроме того, пока сфера предпринимательства остаётся рискованной (включая и политический риск), нет стимула расширять деятельность, привлекая средства извне. Прежде всего, это касается производства с его относительно меньшей ликвидностью.
Для финансового обеспечения
развития малого бизнеса, по мнению многих
экспертов, необходимо создание специализированного
государственного банка России –
банка поддержки
Я считаю, что единая долговременная социально-экономическая политика должна базироваться на идеологии постиндустриального общества. Новая идеология общества позволит изменить ментальность населения, которое будет заниматься предпринимательской деятельностью не только для получения прибыли, но и с целью самореализации. Реализация этой политики позволит во всех отраслях и сферах народного хозяйства разрабатывать и осуществлять меры, направленные на повышение благосостояния человека и развивающие экономическую активность и творческие задатки у населения.
Таким образом, сложно давать какие бы то ни было прогнозы на дальнейшее развитие малого предпринимательства, но можно надеяться на дальнейшее улучшение положения малого бизнеса в нашей стране, во многом благодаря государственной поддержке.
Нормативные документы и статистические материалы:
Литература на русском языке:
Субъект РФ |
Количество МП на 100 тыс. жителей | ||
на 1 июля ед. |
на 1 июля ед. |
изменение | |
Российская Федерация |
154,7 |
161,8 |
7,0 |
Архангельская область |
145,9 |
135,7 |
-10,2 |
Белгородская область |
121,5 |
110,7 |
-10,8 |
Владимирская область |
186,7 |
211,3 |
24,6 |
Воронежская область |
105,2 |
134,3 |
29,1 |
г. Москва |
213,5 |
205,5 |
-8,0 |
г. Санкт-Петербург |
368,7 |
429,1 |
60,4 |
Ивановская область |
147,7 |
210,6 |
63,0 |
Иркутская область |
142,0 |
159,2 |
17,2 |
Калининградская область |
214,1 |
237,7 |
23,6 |
Карачаево-Черкесская Республика |
79,4 |
66,7 |
-12,7 |
Кемеровская область |
116,0 |
102,0 |
-14,0 |
Костромская область |
160,8 |
176,2 |
15,4 |
Краснодарский край |
129,5 |
114,7 |
-14,8 |
Красноярский край |
130,7 |
156,6 |
25,9 |
Ленинградская область |
146,4 |
163,6 |
17,3 |
Московская область |
239,8 |
213,4 |
-26,4 |
Новосибирская область |
145,3 |
231,8 |
86,6 |
Пензенская область |
170,9 |
189,2 |
18,3 |
Приморский край |
153,4 |
134,0 |
-19,5 |
Республика Алтай |
116,7 |
101,2 |
-15,6 |
Республика Башкортостан |
143,4 |
130,4 |
-13,0 |
Республика Бурятия |
112,1 |
97,2 |
-14,9 |
Республика Карелия |
174,8 |
241,4 |
66,6 |
Республика Мордовия |
165,6 |
140,9 |
-24,8 |
Республика Саха (Якутия) |
90,5 |
105,9 |
15,5 |
Свердловская область |
102,3 |
137,2 |
34,9 |
Томская область |
188,7 |
177,8 |
-10,9 |
Тульская область |
163,9 |
191,7 |
27,8 |
Тюменская область |
135,1 |
150,5 |
15,4 |
Хабаровский край |
197,2 |
214,1 |
16,9 |
Ханты-Мансийский АО |
125,3 |
142,2 |
16,9 |
Чукотский АО |
321,0 |
170,8 |
-150,2 |
Субъект РФ |
Среднесписочная |
Доля занятых
на МП | ||
тыс. |
в % |
% |
изменение | |
Российская Федерация |
5 808,0 |
104,1 |
12,5 |
0,52 |
Алтайский край |
66,7 |
91,7 |
9,8 |
-0,74 |
Амурская область |
54,6 |
185,5 |
19,7 |
8,90 |
Архангельская область |
50,0 |
94,7 |
11,7 |
-0,39 |
Астраханская область |
33,2 |
90,5 |
11,8 |
-0,68 |
Владимирская область |
109,0 |
94,9 |
21,7 |
-2,49 |
Волгоградская область |
78,0 |
93,2 |
10,6 |
-0,47 |
Воронежская область |
140,2 |
129,4 |
19,8 |
4,79 |
г. Москва |
403,5 |
113,2 |
8,0 |
0,81 |
г. Санкт-Петербург |
319,2 |
96,3 |
15,7 |
-0,81 |
Ивановская область |
49,9 |
136,5 |
17,7 |
4,81 |
Кемеровская область |
92,9 |
94,4 |
10,0 |
-0,53 |
Краснодарский край |
190,0 |
100,4 |
13,2 |
0,19 |
Ненецкий АО |
1,8 |
116,8 |
6,5 |
0,89 |
Новосибирская область |
155,1 |
135,4 |
17,7 |
3,77 |
Оренбургская область |
68,9 |
89,5 |
9,8 |
-1,17 |
Орловская область |
30,8 |
90,9 |
12,6 |
-1,21 |
Пермский край |
121,5 |
111,9 |
14,0 |
1,98 |
Республика Карелия |
36,4 |
116,8 |
16,0 |
2,52 |
Республика Коми |
32,9 |
87,9 |
8,5 |
-1,22 |
Республика Мордовия |
31,8 |
87,2 |
12,3 |
-1,57 |
Рязанская область |
56,9 |
110,4 |
16,0 |
1,49 |
Самарская область |
125,7 |
93,2 |
11,3 |
-0,87 |
Свердловская область |
158,4 |
127,9 |
9,9 |
2,14 |
Томская область |
47,9 |
94,4 |
14,4 |
-0,43 |
Чеченская Республика |
0,5 |
77,5 |
0,3 |
-0,11 |
Чувашская Республика |
55,2 |
120,1 |
14,6 |
2,58 |
Субъект РФ |
Объем оборота
МП | ||
млн. |
в % |
на душу населения | |
Российская Федерация |
5 371 202,3 |
110,2 |
100,0 |
Алтайский край |
54 551,0 |
131,9 |
70,4 |
Амурская область |
37 173,3 |
214,2 |
105,7 |
Брянская область |
31 237,2 |
127,5 |
74,5 |
Воронежская область |
67 529,0 |
149,4 |
76,2 |
г. Москва |
1 091 134,7 |
151,9 |
178,5 |
г. Санкт-Петербург |
319 640,7 |
63,8 |
166,0 |
Забайкальский край |
16 244,7 |
121,3 |
42,8 |
Иркутская область |
94 571,4 |
132,2 |
109,0 |
Кабардино-Балкарская Республика |
7 131,4 |
94,1 |
26,2 |
Калужская область |
37 511,9 |
79,7 |
108,8 |
Карачаево-Черкесская Республика |
4 666,8 |
89,2 |
28,6 |
Краснодарский край |
175 717,7 |
108,0 |
93,3 |
Московская область |
372 144,6 |
84,9 |
127,3 |
Ненецкий АО |
1 250,0 |
170,2 |
48,4 |
Новосибирская область |
134 258,5 |
141,5 |
132,8 |
Оренбургская область |
38 656,6 |
96,8 |
59,6 |
Орловская область |
19 594,2 |
124,3 |
78,2 |
Пензенская область |
32 105,4 |
97,2 |
70,3 |
Пермский край |
91 082,8 |
125,9 |
90,7 |
Республика Адыгея |
9 602,9 |
131,4 |
65,1 |
Республика Башкортостан |
140 698,3 |
94,8 |
105,2 |
Республика Ингушетия |
1 013,7 |
163,4 |
8,1 |
Республика Калмыкия |
1 213,0 |
99,1 |
12,7 |
Республика Коми |
28 346,5 |
98,5 |
71,4 |
Республика Северная Осетия-Алания |
7 671,6 |
162,5 |
33,8 |
Республика Татарстан |
114 730,7 |
98,6 |
93,9 |
Республика Тыва |
1 693,2 |
79,8 |
15,4 |
Саратовская область |
55 217,2 |
123,0 |
71,6 |
Тамбовская область |
22 065,8 |
99,1 |
61,4 |
Тверская область |
33 617,4 |
83,9 |
67,9 |
Удмуртская Республика |
40 933,5 |
123,6 |
83,2 |
Чеченская Республика |
572,0 |
36,6 |
1,3 |