Малый бизнес в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 20:40, курсовая работа

Описание

Как известно, сегодняшняя Российская экономика все еще находится в стадии своего становления. Переход отечественной экономики к рыночным отношениям определил необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Но, к сожалению, сложилась такая ситуация, что современное управление развитием сводится к созданию благоприятных условий прежде всего для экспортеров, в ущерб остальной части населения. Также пока не существует реальных рычагов управления развитием российской экономики. В этом кроется причина замедления темпов нашего экономического роста.
Одним из направлений обеспечения устойчивости экономического роста, многократно подтвержденным мировой практикой, является развитие малого бизнеса – наиболее мобильного, рискованного и конкурентоспособного сегмента экономики любой страны. Целая треть населения нашей страны так или иначе связана с малым предпринимательством, среди них: несколько миллионов реальных собственников, менеджеры, финансисты, организаторы производства, и так далее.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа(готовая).docx

— 108.16 Кб (Скачать документ)
  •            Малый бизнес – важный сектор экономики. Предприятия малого бизнеса более устойчивы к внешним изменениям. В период общего экономического спада России в начале 90-х годов именно малый бизнес поддержал российскую экономику и вовремя адаптировался под новые рыночные условия. Государственные предприятия же не выдержали конкуренции, были разрушены или приватизированы. Таким образом малый бизнес демонстрирует свою гибкость, «живучесть», укрепляя и поддерживая рыночную экономику.

 

  •            Малый бизнес - один из основных источников налоговых поступлений. Малый бизнес участвует в формировании бюджетов всех уровней. Помимо непосредственных отчислений в бюджет от доходов компаний, предприятия малого бизнеса, создавая рабочие места и являясь источником доходов населения, помогает сбору налогов непосредственно с физических лиц. Малые предприятия исправно и своевременно платят налоги по сравнению с представителями среднего и крупного бизнесом

 

  •            Малый бизнес способствует развитию инновационных технологий. Малый бизнес выполняет важную функцию в развитии инновационной экономики государства, инвестируя средства в наукоемкие высокотехнологичные направления производства. К малому бизнесу России это относится в малой степени (около 6%), поскольку основное направление деятельности – торговля. Однако есть малые предприятия, которые занимаются разработкой новых научно-технических изобретений. В основном они пользуются поддержкой со стороны государства в виде дотаций, дополнительного субсидирования и т.д. Перестройка малого бизнеса в инновационную направленность позволит подготовить базис для развития больших технических предприятий, которые поспособствуют подъем и развитию всей национальной экономики.

 

  •            Социально-экономическая роль малого бизнеса. Малый бизнес способствует созданию новых рабочих мест, обеспечивает занятость населения, в итоге уменьшается безработица. Относительно небольшой персонал предприятий малого бизнеса способствует большему сплочению трудового коллектива по сравнению с крупными предприятиями. Это еще более усиливает трудовую мотивацию и положительно сказывается на результатах труда компании. Необходимо отметить тот факт, что предприятия малого бизнеса обеспечивают трудоустройство социально нестабильных слоев населения, в частности, молодежи, женщин, иммигрантов и т.д. Именно на этих предприятиях они набираются опыта, знаний, добиваются карьерного роста и самореализации. Несмотря на более высокие темпы производительности труда малого бизнеса, необходимо отметить, что средний уровень заработной платы на малых предприятиях меньше по сравнению с крупными. Это связано с чрезмерной экономией предпринимателей, а также сравнительно меньшими доходами. [7, с. 87]

 

             Исходя из вышесказанного, можно с уверенностью утверждать, что необходимость государственной поддержки малого предпринимательства в России очевидна. В следующем параграфе будут рассмотрены основные органы государственной поддержки малого предпринимательства и меры ее осуществления в Российской Федерации.

 

2.3. Органы государственной поддержки малого бизнеса и меры ее осуществления в РФ

Структура органов власти и управления, обеспечивающих поддержку  и взаимодействие с бизнесом, в  различных регионах неодинакова. В  системе исполнительной власти субъектов  Федерации подобными вопросами  занимается множество органов с  различными функциями и полномочиями (управления, департаменты, отделы, министерства и т.д.). Создаются также разнообразные  советы, координационные комитеты, рабочие группы по развитию предпринимательства  в высших органах исполнительной власти субъектов РФ.

Субъекты Федерации при  этом имеют право самостоятельно решать все вопросы, связанные с  поддержкой малого бизнеса на своей  территории с учетом местных особенностей и условий, в том числе принимать  дополнительные меры за счет собственных  средств и ресурсов.

Также действуют общественные объединения - Торгово-промышленная палата Российской Федерации, аналогичные  региональные и честные палаты. Российская ассоциация развития и поддержки  малого предпринимательства, профсоюз работников малых предприятий, общественно-политическое движение «Развитие предпринимательства», целый ряд других союзов и ассоциаций.

Регулярно разрабатываются  и принимаются федеральные и  региональные программы поддержки  малого предпринимательства. Разработаны  и осуществлены четыре федеральные  программы - в 1994-1995 гг., 1996-1997 гг., 1998-1999 гг., 2000-2001 гг., 2003-2005 гг. В настоящий  момент действует программа, включающая меры по поддержке предпринимательства  как одного из основных факторов структурных  и институциональных преобразований в экономике государства. [9, с. 21]

            Государство и субъекты Федерации осуществляют поддержку малого предпринимательства, применяя при этом следующие меры:

-Правительство Российской Федерации и общественные организации активно участвуют в реализации мер по поддержке малого предпринимательства в России, и рассматривают новые инициативы и предложения по улучшению инфраструктуры создания и функционирования предприятий малого бизнеса. Развивающийся сектор малого бизнеса остается одним из важнейших резервов роста национальной экономики, и он подвергается множеству проблем и для его процветания не обходимо применять множество различных мер.

 

- Принято решение об  увеличении объема финансовой  поддержки малого бизнеса до 40 млрд. рублей (с ранее заявленных 30 млрд. рублей). Данная мера осуществляется  посредством финансирования кредитных  организаций и юридических лиц  через ОАО «Российский банк  развития» (далее РосБР). Источниками  финансовой поддержки региональных  банков на цели кредитования  стали: средства федерального  бюджета, выделяемые на поддержку  малого бизнеса, средства Внешэкономбанка;  займы и кредиты РосБР, привлеченные  как на внутреннем, так и внешних  рынках. Количество представленных  заявок на участие в программе  свидетельствует о высокой степени  заинтересованности региональных  финансовых институтов в получении  средств на эти цели. По состоянию  на начало III квартала 2009 г. 75 банков  подали заявки на участие в  программе по кредитованию малого  и среднего бизнеса. Совокупный  объем заявок составил 12,5 млрд. рублей.

- Принято решение о  корректировке параметров, выдаваемых  РосБР кредитов, относительно запланированных:  кредиты должны выдаваться сроком  не менее чем на один год  и под процентную ставку рефинансирования  Центрального банка плюс 3 процентных  пункта, в то время как сами  банки будут получать кредиты  по этой программе под 10,5–10,7% годовых. Поэтому предстоит провести  дополнительные переговоры с  банками-партнерами с учетом новых  условий кредитования.

- Дополнительно РосБР  начал разрабатывать модели финансирования  деловых центров, образовательных  учреждений и прочих организаций,  оказывающих малому бизнесу имущественную  и другие виды поддержки. В  настоящее время реализуются  «пилотные» сделки с несколькими  микрофинансовыми и лизинговыми  организациями с перспективой  их дальнейшего тиражирования,  а также разрабатывается схема  работы с факторинговыми компаниями  и определяются условия их  кредитования.

- Принято решение о  внедрении программы рефинансирования  кредитных портфелей банков-партнеров.  Суть данного способа кредитования  состоит в том, что сформированный  банком-партнером портфель кредитов, уже предоставленных субъектам  малого бизнеса, может быть  использован им для обеспечения  нового финансирования в РосБР.  При этом обязательным условием  такого рефинансирования является  направление полученных средств  исключительно на дальнейшее  кредитование малого бизнеса-  РосБР планирует приступить к  разработке механизма секьюритизации  кредитных портфелей малого бизнеса  для поиска новых эффективных  форм финансирования. Успешность  данного процесса будет зависеть и от стабильности общей финансовой ситуации в стране, готовности законодательной базы и банковского сообщества к такой инновационной форме работы с субъектами малого бизнеса.

- Утверждено дополнительное  финансирование региональных гарантийных  фондов, под поручительство которых  малый бизнес сможет получить  займы. На пополнение таких  фондов уже выделено 3,5 млрд. рублей, принято решение выделить еще  15 млрд. рублей на эти цели. В  результате реализации программы  кредитования малого бизнеса  ставки по кредитам должны  стать более приемлемыми для  предпринимателей, особенно на фоне  тех, которые банки предлагают  сейчас (порядка 20–30% годовых). Однако  практическая реализация механизма  распределения средств на кредитование  малого бизнеса протекает крайне  медленно, в результате чего по  состоянию на начало июля 2009 г.  ни одного кредита на эти  нужды не выдано. Кроме того, порядок  отбора региональных банков-партнеров  предъявляет жесткий перечень  требований к финансовым институтам, претендующим на получение государственной  поддержки. Вероятнее всего, «небольшие»  банки не смогут соответствовать  заявленным требованиям, в то  время как именно «небольшие»  банки в развитых странах составляют  основу кредитования малого бизнеса. [6, с. 248]

Меры имущественно-инфраструктурной поддержки малого бизнеса во II квартале 2009 г. были усовершенствованы и дополнены в части порядка их реализации, а именно:

 

- Упрощен доступ малых  компаний к государственному  и муниципальному заказу. В настоящее  время открыты три электронные  площадки для проведения аукционов  по размещению государственных  заказов с перспективой увеличения  числа электронных площадок до 5–7. Данная мера должна позволить  вовлечь малый и средний бизнес  в государственный заказ. Кроме  того, такая форма организации  госзакупок при надлежащем ее  исполнении может повысить прозрачность  ценообразования и создать все  условия для здоровой конкуренции;

- Правительством РФ, вслед  за принятым в I квартале 2009 г.  решением о снижении платы  за технологическое присоединение  к электросетям, подписано постановление  о совершенствовании порядка  подключения, позволяющее существенно  снизить издержки предпринимателей: отныне при подключении к мощности  до 100 киловатт можно будет внести  аванс в размере 5% от требуемой  суммы, а для выплаты оставшейся  суммы предоставляется право  беспроцентной рассрочки сроком  до 3 лет.

За II квартал 2009 года не произошло  существенных улучшений с реализацией  инициативы льготной приватизации для  добросовестных предпринимателей, арендовавших муниципальное имущество более  трех лет, дающей первоочередное право  выкупать муниципальные площади. Надлежащие региональные нормативные акты, конкретизирующие положения федерального законодательства, приняты только в 62 субъектах РФ, к тому же в 36 из них выявлено ненадлежащее их исполнение. Региональные перечни  имущества сформированы только в 36 субъектах РФ, в которые включены около 25 тыс. объектов общей площадью 6 млн. кв. метров.

 

Меры по снижению административного  давления, во II квартале 2009 г. утверждены и вступили в силу ряд мер по снижению административного давления на сектор малого предпринимательства. Однако их эффект станет заметен с некоторым временным периодом. Так, к мерам ослабления административного давления на предприятия малого бизнеса можно отнести следующие:

 

- Принят новый порядок  открытия малого и среднего  бизнеса. Так, с 1-го июля 2009 года вступил в силу Федеральный  закон № 294 «О защите прав  юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей при осуществлении  государственного и муниципального  контроля (надзора)», в соответствии  с которым предприниматель более  не обязан получать разрешение  на организацию собственного  дела в надзорных инстанциях  – достаточно лишь уведомить  их о начале работы предприятия.  Однако данное положение касается  только ограниченного круга деятельности, а именно: гостиничные и бытовые  услуги, текстильное и швейное  производство, обработка древесины,  коммерческие перевозки, издательская  и ряд других видов деятельности.. Более того, данный закон регламентирует  количество проверок и их продолжительность:  максимально допустимое время  проведения проверок для микропредприятий  не может превышать 15 часов  в год, для малых – 502. По  нашему мнению, данная мера имеет  принципиальное значение среди  мер поддержки сектора малого  предпринимательства. Предполагается, что будет осуществляться преимущественно  документарная проверка, которая  не столь обременительна для  предпринимателей и не отвлекает  их от финансово-хозяйственной деятельности .

- В целях пресечения  случаев необоснованного вмешательства  в деятельность предприятий малого  бизнеса во всех субъектах  РФ созданы подразделения, призванные  обеспечить надлежащий надзор  в данной сфере. В Генпрокуратуре  РФ создано новое подразделение  – отдел по надзору за исполнением  законодательства о государственном  контроле, в функции которого  входит обеспечение гарантий  недопущения правонарушений при  осуществлении контрольных мероприятий  в сфере предпринимательства,  в частности, при формировании  Сводного плана проведения плановых  проверок и согласовании выездных внеплановых проверок . [6, с. 250]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Из  всего сказанного выше можно сделать  определённые выводы о состоянии  дел в области государственной  поддержки малого предпринимательства в России:

Информация о работе Малый бизнес в России