Малый бизнес в Санкт-Петербурге

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 13:55, курсовая работа

Описание

Развитие малого бизнеса – очень важная задача. Потому актуальность темы моей работы не вызывает сомнений. Ведь социальная функция малых предприятий состоит в их способности в больших масштабах поглощать незанятую рабочую силу, снижать социальную напряженность, безработицу. Потому развитие малых предприятий – это наиболее дешевый путь к рынку, закладывающий глобальные основы ресурсосберегающего экономического роста в стране.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Малый бизнес в России: краткий обзор 5
§ 1.1. Определение малого бизнеса 6
§ 1.2. Функции малого предпринимательства в России 6
§ 1.3. Этапы становления малого предпринимательства в России 7
§ 1.4. Масштабы малого бизнеса в России 8
Глава 2. Малое предпринимательство 9
§ 2.1. Преимущества и недостатки малого предпринимательства 9
§ 2.2. Роль малого предпринимательства в экономике 12
§ 2.3. Причины, тормозящие развитие малого предпринимательства 16
§ 2.4. Государственная поддержка малого предпринимательства и ее инфраструктура 18
Глава 3. Малый бизнес в РФ: значение, развитие, проблемы и решения 21
§ 3.1. Значение и задачи малого бизнеса 21
§ 3.2. Развитие малого предпринимательства в России 24
3.2.1. Этапы становления малого предпринимательства 24
3.2.2. Виды малых предприятий 29
§ 3.3. Экономическая деятельность малого предприятия 30
§ 3.4. Государственная поддержка малого бизнеса 32
§ 3.5. Проблемы малого бизнеса в России и пути их преодоления 35
Глава 4. Российский малый бизнес в цифрах 41
Глава 5. Малый бизнес в Санкт-Петербурге 53
§ 5.1. Состояние и тенденции развития малого и среднего бизнеса Санкт-Петербурга (по результатам опроса малых и средних предприятий) 53
5.1.1. Оценка общей тенденции развития предприятий 53
5.1.2. Оценка изменения численности занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса за последние два года 55
5.1.3. Число развиваемых видов деятельности 56
5.1.4. Величина годового объема выпускаемой продукции 57
5.1.5. Перспективы изменения объема производства компаний 58
§ 5.2. Основные показатели деятельности малых предприятий Санкт-Петербурга в 2000-2001 году 59
Заключение 66
Список используемой литературы 69

Работа состоит из  1 файл

READY.DOC

— 518.00 Кб (Скачать документ)

Содержание 
 

 

Введение

 

      В данной работе рассматривается тема «Малый бизнес в России». В российской практике малое предпринимательство было разрешено в 1988 г. По началу к числу малых относили государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 человек. Так, в соответствии с постановлением Совета Министров СССР, принятыми в августе 1990 г., к числу малых стали относить предприятия с числом ежегодно занятых, не превышающим: в промышленности – 200 человек, в науке и научном обслуживании – 100, в других отраслях производственной сферы – 50, в отраслях непроизводственной сферы 25, в розничной торговле – 15 человек. Наряду с этим учитывался и объем хозяйственного оборота, право на определение количественного значения которого предоставлялось союзным республикам. Однако величина хозяйственного оборота практически так и не была установлена. Принцип отнесения предприятий к малым по численности работников сохранился и в современном российском законодательстве.

      Развитие  малого бизнеса – очень важная задача. Потому актуальность темы моей работы не вызывает сомнений. Ведь социальная функция малых предприятий состоит в их способности в больших масштабах поглощать незанятую рабочую силу, снижать социальную напряженность, безработицу. Потому развитие малых предприятий – это наиболее дешевый путь к рынку, закладывающий глобальные основы ресурсосберегающего экономического роста в стране.

      В соответствии с Федеральным законом  от 14 июня 1995 г. № 88-43 «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

  • в промышленности, строительстве, на транспорте – 100 человек;
  • в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60 человек;
  • в оптовой торговле – 50 человек;
  • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;
  • в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

      Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правого характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.

      В случаях превышения малым предприятием вышеназванной численности работников данное предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критерию того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или в годовом объеме прибыли.

      В Российской Федерации к субъектам  малого предпринимательства относятся  и индивидуальные предприниматели, т.е. физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

      Рассмотрим  подробнее малый бизнес в России.

Глава 1. Малый бизнес в  России: краткий обзор

§ 1.1. Определение малого бизнеса

 

      В России к малым предприятиям относят коммерческие организации любой организационно-правовой формы, предельная численность занятых в которых составляет, чел.:1

      Промышленность, строительство, транспорт   100

      Сельское  хозяйство и научно-техническая  сфера  60

      Торговля  оптовая       50

      Торговля  розничная и бытовое обслуживание    30

      Остальные отрасли       50 

      В уставном капитале малого предприятия  доля участия Российской Федерации, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля одного или нескольких юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, также не превышает 25%.

      Под субъектами малого предпринимательства  понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

§ 1.2. Функции малого предпринимательства в России

 

      В принципе, малый бизнес заполняет  те ниши рынка, в которых крупный бизнес оказывается неэффективным. Сферой малого предпринимательства традиционно являются розничная торговля, бытовые услуги, производство продуктов питания, строительство и ремонт жилья. Правда, в России, в отличие от многих развитых стран, в этих сферах все еще велика доля крупных предприятий. В нашей стране малый бизнес находится скорее в конфликтных отношениях с крупным, а не сотрудничает с ним. Поэтому преобладающим типом малого предприятия в России стала независимая фирма, а не предприятие, входящее в состав крупного финансово-промышленного объединения, как, например, в Японии.

      Важной  функцией малого бизнеса является создание новых рабочих мест. Создание одного рабочего места на малом предприятии обходилось в 1998 г. в 15 раз дешевле, чем на крупном. В России данная функция реализуется в гораздо большей степени, чем в странах с развитой рыночной системой, в силу кризисного состояния многих крупных предприятий. Так, в Москве в 1997 г. 37% занятого населения работало в малом бизнесе.2

      Наконец, сферой малого бизнеса является продвижение  инновационных технологий. Именно в инновационной сфере увереннее всего действуют российские малые фирмы.

§ 1.3. Этапы становления  малого предпринимательства  в России

 

      Легальный малый бизнес начал возрождаться в нашей стране в конце 80-х годов в форме «кооперативов» (по сути, частных предприятий).

      Первый  этап (1987-1991) был этапом динамичного развития малого предпринимательства в производстве дефицитных потребительских товаров, в сфере бытовых услуг, а главным образом – в посреднической торговле. Возможности игры на огромной разнице сравнительно низких государственных и быстро возраставших рыночных цен создавали благоприятные условия для быстрого первоначального накопления капитала.

      К концу этого этапа в России насчитывалось 268 тыс. малых предприятий.

      Росту малого предпринимательства способствовало льготное налогообложение: кооператив платил в первый год своей деятельности 3% валового дохода (выручка минус прямые затраты).

      Второй  этап (1992-1993) был периодом грюндерства  – массового учреждения новых предприятий малого бизнеса. В 1992 г. число малых предприятий выросло в 2,1 раза, в 1993 г. – в 1,54 раза. Бурный рост малого бизнеса был вызван временным ослаблением административного нажима и возможностями получения доходов в период высокой инфляции.

      Третий  этап (1994-1998) характеризовался стагнацией и даже сокращением числа малых предприятий. В 1995-1998 гг. их количество колебалось в пределах 850-870 тыс. Одновременно произошло сокращение числа занятых в малом бизнесе более чем вдвое. Это явилось результатом раздела и частично монополизации основных рынков товаров и услуг ограниченным числом крупных фирм, сохранением высоких барьеров для вхождения в этот сектор экономики, а также постепенным исчерпанием психологических ожиданий быстрого и легкого обогащения. Резко возросло налоговое бремя, что повлекло за собой уход все большего числа малых предприятий в теневой сектор экономики.

      Четвертый этап (с 1998 г.) начался в обстановке острого финансового кризиса. В августе – сентябре 1998 г., по оценке, около 30% мелких предпринимателей были вынуждены приостановить свою деятельность, и впоследствии около 10% малых предприятий так и не приступили к работе. К наиболее пострадавшим сферам относятся туризм, рекламный бизнес, привязанные к торговле виды транспорта.3

§ 1.4. Масштабы малого бизнеса в России

 

      В 1999 г. в России действовало 890 тыс. малых предприятий. Требуемая критическая масса малого бизнеса в международной практике определяется из расчета: одно малое предприятие на 30-50 жителей страны (региона). Следовательно, для России такая критическая масса должна колебаться в пределах 3,5-5 млн предприятий малого бизнеса. Доля малого предпринимательства в ВВП в 1999 г. едва достигала 10% (в 1997 г. – 12%). Достижение критической массы малого бизнеса могло бы увеличить его вклад в ВВП до 20-25% (по мнению ряда экспертов, для нормального функционирования рыночной экономики в этом секторе должно производиться не менее 50% ВВП).

      В этой сфере занято, если учитывать  тех, кто работает по совместительству и по договорам, 7,4 млн чел. (11,6% занятого населения).

      Вместе  с тем на малый бизнес приходится всего 3% основных фондов народного хозяйства, что обусловливает высокую долю ручного труда.

      Преобладающая часть малых предприятий функционирует  в сфере торговли и общественного питания – 44,8%, тогда как в промышленном производстве и строительстве действует около 30%.4

      На  территории России предприятия малого бизнеса распределены крайне неравномерно: 35% их числа приходится на Москву и Санкт-Петербург.

      Основными факторами, препятствующими нормальной работе малых предприятий, остаются высокие налоги, недостаток собственных оборотных средств, административные барьеры (38 организаций могут в любой момент закрыть любое предприятие), коррупция (по некоторым подсчетам, мелкие предприниматели по всей стране тратят на взятки чиновникам ежемесячно примерно 15% своего дохода), сложность и дороговизна получения банковских кредитов (в 1999 г. – до 50% годовых), высокая арендная плата и неразвитость структуры сбыта.

Глава 2. Малое предпринимательство

§ 2.1. Преимущества и  недостатки малого предпринимательства

 

      Как показывает мировая практика, малое  предпринимательство играет большую роль в экономике любых стран, даже развитых, так как ему свойственны определенные преимущества.

      Федеральный закон «О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации» направлен на реализацию установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Этим положением установлена экономическая и социальная роль малого предпринимательства.5

      Анализируя  зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие преимущества малого предпринимательства – более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования; большая независимость действий субъектов малого предпринимательства; гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений; относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление; большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности; более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и процесс производства в ответ на требования местных рынков; относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.

      Так, в докладе Международного бюро труда  отмечается, что малые и средние предприятия располагают значительными конкурентными преимуществами, часто требуют меньше капиталовложений в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные материальные и трудовые ресурсы.

      Собственники  малых предприятий более склонны  к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Субъекты малого предприятия лучше знают уровень спроса на местных (локальных) рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию большому числу наемных работников.

      Малые предприятия способствуют занятости  большего количества работников по сравнению с крупными предприятиями, тем самым содействуют подготовке профессиональных кадров и распространению практических знаний. Малые и средние предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение как по их числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнению работ, оказанию услуг.

Информация о работе Малый бизнес в Санкт-Петербурге