Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 13:55, курсовая работа
Развитие малого бизнеса – очень важная задача. Потому актуальность темы моей работы не вызывает сомнений. Ведь социальная функция малых предприятий состоит в их способности в больших масштабах поглощать незанятую рабочую силу, снижать социальную напряженность, безработицу. Потому развитие малых предприятий – это наиболее дешевый путь к рынку, закладывающий глобальные основы ресурсосберегающего экономического роста в стране.
Введение 4
Глава 1. Малый бизнес в России: краткий обзор 5
§ 1.1. Определение малого бизнеса 6
§ 1.2. Функции малого предпринимательства в России 6
§ 1.3. Этапы становления малого предпринимательства в России 7
§ 1.4. Масштабы малого бизнеса в России 8
Глава 2. Малое предпринимательство 9
§ 2.1. Преимущества и недостатки малого предпринимательства 9
§ 2.2. Роль малого предпринимательства в экономике 12
§ 2.3. Причины, тормозящие развитие малого предпринимательства 16
§ 2.4. Государственная поддержка малого предпринимательства и ее инфраструктура 18
Глава 3. Малый бизнес в РФ: значение, развитие, проблемы и решения 21
§ 3.1. Значение и задачи малого бизнеса 21
§ 3.2. Развитие малого предпринимательства в России 24
3.2.1. Этапы становления малого предпринимательства 24
3.2.2. Виды малых предприятий 29
§ 3.3. Экономическая деятельность малого предприятия 30
§ 3.4. Государственная поддержка малого бизнеса 32
§ 3.5. Проблемы малого бизнеса в России и пути их преодоления 35
Глава 4. Российский малый бизнес в цифрах 41
Глава 5. Малый бизнес в Санкт-Петербурге 53
§ 5.1. Состояние и тенденции развития малого и среднего бизнеса Санкт-Петербурга (по результатам опроса малых и средних предприятий) 53
5.1.1. Оценка общей тенденции развития предприятий 53
5.1.2. Оценка изменения численности занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса за последние два года 55
5.1.3. Число развиваемых видов деятельности 56
5.1.4. Величина годового объема выпускаемой продукции 57
5.1.5. Перспективы изменения объема производства компаний 58
§ 5.2. Основные показатели деятельности малых предприятий Санкт-Петербурга в 2000-2001 году 59
Заключение 66
Список используемой литературы 69
В РФ сложилась определенная инфраструктура поддержки развития малого предпринимательства на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации. К федеральным органам, осуществляющим регулирование развития малого предпринимательства, его поддержку (в том числе функциональную), относятся Президент РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, федеральные министерства, службы, государственные комитеты. Так, в реализации федеральных Комплексных программ поддержки и развития малого предпринимательства принимают участие следующие федеральные министерства: экономики, финансов, по налогам и сборам, труда и социального развития, развития конкуренции и поддержки предпринимательства, юстиции, образования и др. Важное место в инфраструктуре предпринимательства занимают Конституционный суд РФ, Арбитражный суд РФ, Верховный суд РФ, Генеральная прокуратура РФ и их органы на местах.12
Большую роль в механизме поддержки развития малого предпринимательства ранее играл Государственный комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства РФ, однако указом Президента РФ в сентябре 1998 г. комитет был ликвидирован. В настоящее время на федеральном уровне непосредственное участие в поддержке и развитии малого предпринимательства осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, который фактически организует финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки малого предпринимательства. Большую роль в развитии малого инновационного предпринимательства играет Фонд (федеральный) содействия развития малых форм предприятия в научно-технической среде, который создан постановлением Правительства РФ 3 февраля 1994 г. Значительное место в инфраструктуре предпринимательства принадлежит Российской торгово-промышленной палате, ассоциациям (союзам) предпринимателей.
Планомерную деятельность по подготовке кадров для субъектов малого предпринимательства осуществляют высшие учебные заведения страны, например Российская академия предпринимательства, Государственный университет управления и др. Так, в Государственном университете управления впервые в России образована и действует кафедра предпринимательства, разработан учебный план подготовки специалистов с высшим образованием по специализациям «предпринимательство», созданы современные учебные и учебно-методические материалы. В июне 2000 г. осуществлен уже четвертый выпуск специалистов с высшим образованием по предпринимательству.
Как показывает опыт, малое предпринимательство успешно развивается, если в регионах страны создана и функционирует действенная инфраструктура малого предпринимательства, так как малые предприятия являются активными субъектами рыночной экономики в первую очередь на территории субъектов РФ, которые имеют право применять законодательные акты по поддержке и развитию малого предпринимательства, формировать органы поддержки малых предприятий, направлять собственные материально-технические, финансово-кредитные и другие ресурсы для поддержки малых предприятий.
Важной функцией местных органов самоуправления является разработка и реализация региональных программ поддержки и развития малого предпринимательства.
По данным бывшего Государственного комитета РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, почти во всех регионах РФ созданы государственные органы поддержки и развития малого предпринимательства, в 70 регионах действуют региональные фонды поддержки малого предпринимательства, а также другие институты инфраструктуры малого предпринимательства (бизнес-инкубаторы, информационно-аналитические центры, лизинговые компании, консалтинговые организации и др.). Однако наиболее развитая система государственных органов поддержки и развития малого предпринимательства функционирует в Москве, которая в 1998 г. торжественно отметила 10-летний период развития малого предпринимательства. Особенностью опыта развития малого предпринимательства в Москве является комплексный, системный подход в процессе как развития, так и реализации городских программ развития малого предпринимательства.13
Ведущей проблемой современного этапа формирования структур в экономике России являются разгосударствление и приватизация имущества государственных монополий. Решается она главным образом через создание мелких, малых, средних предприятий, каждое из которых будет либо ассоциированным, либо единоличным хозяином средств производства и производимой им продукции.
Формирование малых рыночных структур во всех без исключения отраслях и сферах экономики страны отвечает мирохозяйственным тенденциям экономических процессов, так как во всех странах мира в сфере малого бизнеса действует большое число небольших предприятий разнообразного профиля.
В настоящее время в экономике России одновременно функционируют крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде.
Размеры предприятий зависят от специфики отраслей и их технологических особенностей. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, и отрасли, для которых не требуются крупные предприятия, а, напротив, предпочтение отдается малым предприятиям.
Для
современной экономики
С другой стороны, в последнее время выявился небывалый рост малого и среднего предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Это характерно особенно для наукоемких производств, а также отраслей, связанных с производством потребительских товаров.
Возможность эффективного функционирования малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством: близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры; производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишних звеньев управления и т.д. Развитию малого производства способствуют дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.
Необходимо отметить, что развитие мелкого и среднего производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; создаются дополнительные рабочие места; активнее идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Развитие малых предприятий ведет к насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.
О
масштабах развития малого бизнеса
в России и за рубежом говорят
данные табл. 2.
Таблица
2. Масштабы развития
малого предпринимательства
в России и в зарубежных
странах14
Страна | Количество малых и средних фирм | Число занятых, млн. чел. | Доля
малых и средних
фирм, % | ||
тыс. единиц | в расчете на 1 тыс. жителей | в общей численности занятых | в ВВП | ||
Великобритания | 2930 | 46 | 13,6 | 49 | 50-53 |
Германия | 2290 | 37 | 18,5 | 46 | 50-54 |
Италия | 3920 | 68 | 16,8 | 73 | 57-60 |
Франция | 1980 | 35 | 15,2 | 54 | 55-62 |
Страны ЕС | 15777 | 45 | 68 | 72 | 63-67 |
США | 19300 | 74,2 | 70,2 | 54 | 50-52 |
Япония | 6450 | 49,6 | 39,5 | 78 | 52-55 |
Россия | 836,6 | 5,65 | 8,1 | 9,6 | 10-11 |
К
сожалению, производственное предпринимательство
в составе малого бизнеса в России пока
не преобладает. Распределение малых предприятий
по отраслям экономики по состоянию на
1 июля 1999 г. приведено в табл. 3.15
Таблица
3. Распределение малых
предприятий по отраслям
экономики
Отрасль | Численность предприятий, тыс. | Удельный вес, % |
Малые предприятия – всего | 890,0 | 100,0 |
В том числе: | ||
Промышленность | 136,4 | 15,3 |
Строительство | 135,0 | 15,2 |
Сельское хозяйство | 14,0 | 1,6 |
Транспорт | 20,8 | 2,3 |
Торговля и общественное питание | 398,9 | 44,8 |
Оптовая торговля продукцией производственно-технического назначения | 14,1 | 1,6 |
Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка | 36,6 | 4,1 |
Здравоохранение, физическая культура, социальное обеспечение | 17,7 | 2,0 |
Наука и научное обслуживание | 36,8 | 4,1 |
Другие отрасли экономики | 79,7 | 9,0 |
За последние годы, однако, число малых предприятий и количество работающих в них растет незначительно, а по отдельным отраслям остается почти неизменным.
Большое значение имеет способность малых предприятий расширять сферу приложения труда, создавать новые возможности не только для трудоустройства, но прежде всего для предпринимательской деятельности населения, развертывания его творческих сил и использования свободных производственных мощностей.
Субъектом малого предпринимательства является малое предприятие (МП).
Рассматривая
законодательные документы, регламентирующие
деятельность малых предприятий в стране
в хронологической последовательности,
можно выделить следующие основные этапы
развития малого предпринимательства
(табл. 4):
Таблица
4. Этапы развития малого
предпринимательства
в России
Нормативный акт | Дата принятия | Основное содержание | Последствия применения в экономике |
1. Закон СССР «О кооперации в СССР» | 26 августа 1988 г. | Созданы привилегированные условия одной форме собственности (отсутствие для кооперативов платежей в бюджет, возможность устанавливать неограниченные надбавки к заработной плате работников кооперативов) | Отток квалифицированной рабочей силы с государственных предприятий в кооперативы |
2. «Положение об организации деятельности малых предприятий» (Протокол № 6 заседания Комиссии по совершенствованию хозяйственного механизма при Совете Министров СССР) | 6 июня 1988 г. | Введен упрощенный порядок создания и регистрации малых предприятий. Они получили статус юридического лица, большую самостоятельность в осуществлении хозяйственной деятельности и распределении хозрасчетного дохода | Началось создание
в
различных отраслях промышленности и регионах страны малых предприятий |
3. Закон СССР «О предприятии в СССР» | 4 июня 1990 г. | Объявлено о равенстве организационно-правовых форм предприятий, основанных на любой форме собственности | Рост предприятий различных форм собственности |
4. Постановление Совета Министров СССР «О мерах по созданию и развитию малых предприятий» | 8 июля 1990 г. | Определены
основные документы для государственной
регистрации
малых предприятий, утвержден двухнедельный срок госрегистрации, определены льготы малому бизнесу по налогообложению, амортизации и др. |
Развитие малого предпринимательства, основанного на различных формах собственности, их сочетании |
5. Постановление Совета Министров РСФСР «О мерах по поддержанию и развитию малых предприятий» | 18 июня 1991 г. | Определены направления государственной поддержки малого бизнеса в России | Развитие малого бизнеса в стране |
6. Закон РСФСР «О налоге на прибыль предприятий и организаций» | 27 декабря 1991 г. | Определены дополнительные льготы для малых предприятий | Усилена государственная поддержка малого бизнеса |
7. Постановление Совета Министров – Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации» | 11 мая 1993 г. | Указано, что государственная поддержка малого предпринимательства – одно из важнейших направлений экономической реформы. Определены приоритеты развития малого предпринимательства | Эффективность работы малых предприятий |
8. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» | 12 мая 1995 г. | Определены признаки субъекта малого предпринимательства, инфраструктура поддержки и развития МП | Развитие и повышение эффективности деятельности МП |
9. Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» | 8 декабря 1995 г. | Предусмотрена замена совокупности установленных законодательством РФ федеральных, региональных и местных налогов и сборов единым налогом, исчисляемым по результатам хозяйственной деятельности предприятий и организаций | Дальнейшее
развитие малого бизнеса
в стране |