Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 13:55, курсовая работа
Развитие малого бизнеса – очень важная задача. Потому актуальность темы моей работы не вызывает сомнений. Ведь социальная функция малых предприятий состоит в их способности в больших масштабах поглощать незанятую рабочую силу, снижать социальную напряженность, безработицу. Потому развитие малых предприятий – это наиболее дешевый путь к рынку, закладывающий глобальные основы ресурсосберегающего экономического роста в стране.
Введение 4
Глава 1. Малый бизнес в России: краткий обзор 5
§ 1.1. Определение малого бизнеса 6
§ 1.2. Функции малого предпринимательства в России 6
§ 1.3. Этапы становления малого предпринимательства в России 7
§ 1.4. Масштабы малого бизнеса в России 8
Глава 2. Малое предпринимательство 9
§ 2.1. Преимущества и недостатки малого предпринимательства 9
§ 2.2. Роль малого предпринимательства в экономике 12
§ 2.3. Причины, тормозящие развитие малого предпринимательства 16
§ 2.4. Государственная поддержка малого предпринимательства и ее инфраструктура 18
Глава 3. Малый бизнес в РФ: значение, развитие, проблемы и решения 21
§ 3.1. Значение и задачи малого бизнеса 21
§ 3.2. Развитие малого предпринимательства в России 24
3.2.1. Этапы становления малого предпринимательства 24
3.2.2. Виды малых предприятий 29
§ 3.3. Экономическая деятельность малого предприятия 30
§ 3.4. Государственная поддержка малого бизнеса 32
§ 3.5. Проблемы малого бизнеса в России и пути их преодоления 35
Глава 4. Российский малый бизнес в цифрах 41
Глава 5. Малый бизнес в Санкт-Петербурге 53
§ 5.1. Состояние и тенденции развития малого и среднего бизнеса Санкт-Петербурга (по результатам опроса малых и средних предприятий) 53
5.1.1. Оценка общей тенденции развития предприятий 53
5.1.2. Оценка изменения численности занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса за последние два года 55
5.1.3. Число развиваемых видов деятельности 56
5.1.4. Величина годового объема выпускаемой продукции 57
5.1.5. Перспективы изменения объема производства компаний 58
§ 5.2. Основные показатели деятельности малых предприятий Санкт-Петербурга в 2000-2001 году 59
Заключение 66
Список используемой литературы 69
Однако, влияние конъюнктурных факторов недолговечно, а внутренний потенциал саморазвития малого бизнеса в значительной мере исчерпан. Для того, чтобы данный сектор смог реализовать возложенные на него функции, необходимо прежде всего стабилизировать экономику в целом. Предпринимательство не может сколь угодно долго генерировать «точки роста» в условиях, угнетающих предпринимательскую активность, не выродившись при этом в криминально-нелегальную деятельность.
В рамках Проекта "Программа комплексной поддержки предпринимательства в России" в мае 2002 года в 8 регионах (Великий Новгород, Воронеж, Екатеринбург, Ленинградская область, Новосибирск, Санкт-Петербург, Смоленск, Ростов-на-Дону) был проведен анкетный опрос 1200 малых и средних предприятий. Рассмотрим результаты опроса и в целом состояние и тенденции развития малого и среднего бизнеса Санкт-Петербурга.
Более половины опрошенных предпринимателей из сферы малого и среднего бизнеса Санкт-Петербурга сообщили, что их предприятия развиваются и наращивают темпы производства (58,9%). Пятая часть опрошенных предпринимателей заявили, что ситуация для них остается стабильной и никаких изменений ни в сторону увеличения, ни в сторону сокращения не происходит (19.9%) (Рис. 1).
Рисунок 1.
Оценка общей тенденции развития предприятий, %
Как показал опрос, наиболее активно в последние годы малый и средний бизнес развивался в отраслях рыночной инфраструктуры, а также в таких секторах экономики, как строительство, розничная торговля и общественное питание, машиностроение и приборостроение, прочие отрасли промышленности. В то же время, в тех секторах, которые лидировали в первые годы экономических реформ (оптовая торговля, материально-техническое снабжение, сфера услуг населению и т.п.), ситуация стабилизировалась, темпы развития малого предпринимательства в последнее время несколько снизились. По-видимому, это связано с определенным насыщением потребительского рынка, достижением определенного баланса между спросом и предложением на других сегментах рынка. Стабилизировалось положение предприятий малого и среднего бизнеса, работающих в секторе транспорта и связи (табл. 6).
Таблица 6.
Распределение ответов респондентов, представляющих предприятия различных секторов экономики, на вопрос об общей тенденции развития своей компании, %
|
Расширение
деятельности компаний малого и среднего
бизнеса обуславливает
Рисунок 2
Общая оценка изменения численности занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса за последние два года, %
Устойчивость
и конкурентоспособность
Рисунок 3.
Распределение
компаний малого и среднего
бизнеса по числу развиваемых
видов деятельности, %
Наибольшая диверсификация производства (5 и более видов продукции) характерна для предприятий малого и среднего бизнеса таких секторов экономики, как "наука и научное обслуживание", "строительство", "отрасли рыночной инфраструктуры". Производство ограниченного количества видов продукции (1-2 вида) присуще в основном компаниям, работающим в сфере торговли (как оптовой, так и розничной) и обслуживания, а также в промышленности, машино- и приборостроении.
Ниже представлены данные о распределении предприятий малого и среднего бизнеса по величине годового объема выпускаемой продукции в тыс. долларов США (Рис. 4).
Рисунок 4.
Распределение
обследованных предприятий
по величине годового
объема выпускаемой
продукции в тыс. долл.
США, %
Наиболее крупные по объему выпускаемой продукции предприятия малого и среднего бизнеса работают в таких секторах экономики, как промышленность, машино- и приборостроение, отрасли рыночной инфраструктуры (табл. 7).
Таблица 7.
Распределение ответов респондентов, представляющих предприятия различных секторов экономики, на вопрос о примерном годовом объеме продукции, выпускаемой их компанией в тыс. долларов США, %
|
Относительно перспектив развития своих предприятий респонденты были в целом настроены оптимистично (Рис. 5).
Рисунок 5.
Распределение
мнений респондентов
о перспективах изменения
объема производства
компаний, %
Выводы: Подводя итоги краткому анализу положения в сфере малого и среднего бизнеса в Петербурге, можно констатировать, что в целом, существующая ситуация и ближайшие перспективы оцениваются предпринимателями достаточно позитивно. Основная масса компаний рассчитывает упрочить свои позиции на рынке, планирует нарастить объемы производства продукции и услуг, а также увеличить, правда, чуть в меньшей степени, численность работающих. Вместе с тем, для большинства предприятий этого сектора экономики останется характерным весьма слабая диверсификация производства. Как правило, большинство компаний сферы малого и среднего бизнеса производят только 1-2 вида продукции, что, несомненно, делает их уязвимыми с точки зрения конкурентоспособности.
Ожидается, что наиболее
Основные
показатели деятельности малых предприятий
Санкт-Петербурга в 2001 году представлены
в таблице 8. (по данным Петербургкомстата
и УМНС РФ по Санкт-Петербургу)
Таблица
8.
№ | Наименование показателя | На 01.01.2002 г. |
1 | Количество малых предприятий | 124,7 тыс. |
2 | Численность занятых на малых предприятиях | 627,0 тыс. чел. |
3 | Объем произведенной малыми предприятиями продукции (услуг) | 48 млрд. руб. |
4 | Доля налоговых поступлений от малого предпринимательства в общем объеме налоговых поступлений в бюджет Санкт-Петербурга | 30% |