Малый бизнес в Санкт-Петербурге

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 13:55, курсовая работа

Описание

Развитие малого бизнеса – очень важная задача. Потому актуальность темы моей работы не вызывает сомнений. Ведь социальная функция малых предприятий состоит в их способности в больших масштабах поглощать незанятую рабочую силу, снижать социальную напряженность, безработицу. Потому развитие малых предприятий – это наиболее дешевый путь к рынку, закладывающий глобальные основы ресурсосберегающего экономического роста в стране.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Малый бизнес в России: краткий обзор 5
§ 1.1. Определение малого бизнеса 6
§ 1.2. Функции малого предпринимательства в России 6
§ 1.3. Этапы становления малого предпринимательства в России 7
§ 1.4. Масштабы малого бизнеса в России 8
Глава 2. Малое предпринимательство 9
§ 2.1. Преимущества и недостатки малого предпринимательства 9
§ 2.2. Роль малого предпринимательства в экономике 12
§ 2.3. Причины, тормозящие развитие малого предпринимательства 16
§ 2.4. Государственная поддержка малого предпринимательства и ее инфраструктура 18
Глава 3. Малый бизнес в РФ: значение, развитие, проблемы и решения 21
§ 3.1. Значение и задачи малого бизнеса 21
§ 3.2. Развитие малого предпринимательства в России 24
3.2.1. Этапы становления малого предпринимательства 24
3.2.2. Виды малых предприятий 29
§ 3.3. Экономическая деятельность малого предприятия 30
§ 3.4. Государственная поддержка малого бизнеса 32
§ 3.5. Проблемы малого бизнеса в России и пути их преодоления 35
Глава 4. Российский малый бизнес в цифрах 41
Глава 5. Малый бизнес в Санкт-Петербурге 53
§ 5.1. Состояние и тенденции развития малого и среднего бизнеса Санкт-Петербурга (по результатам опроса малых и средних предприятий) 53
5.1.1. Оценка общей тенденции развития предприятий 53
5.1.2. Оценка изменения численности занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса за последние два года 55
5.1.3. Число развиваемых видов деятельности 56
5.1.4. Величина годового объема выпускаемой продукции 57
5.1.5. Перспективы изменения объема производства компаний 58
§ 5.2. Основные показатели деятельности малых предприятий Санкт-Петербурга в 2000-2001 году 59
Заключение 66
Список используемой литературы 69

Работа состоит из  1 файл

READY.DOC

— 518.00 Кб (Скачать документ)

      Однако, влияние конъюнктурных факторов недолговечно, а внутренний потенциал  саморазвития малого бизнеса в значительной мере исчерпан. Для того, чтобы данный сектор смог реализовать возложенные на него функции, необходимо прежде всего стабилизировать экономику в целом. Предпринимательство не может сколь угодно долго генерировать «точки роста» в условиях, угнетающих предпринимательскую активность, не выродившись при этом в криминально-нелегальную деятельность.

Глава 5. Малый бизнес в  Санкт-Петербурге

§ 5.1. Состояние и  тенденции развития малого и среднего бизнеса Санкт-Петербурга (по результатам опроса малых и средних предприятий)

 

      В рамках Проекта "Программа комплексной  поддержки предпринимательства  в России" в мае 2002 года в 8 регионах (Великий Новгород, Воронеж, Екатеринбург, Ленинградская область, Новосибирск, Санкт-Петербург, Смоленск, Ростов-на-Дону) был проведен анкетный опрос 1200 малых и средних предприятий. Рассмотрим результаты опроса и в целом состояние и тенденции развития малого и среднего бизнеса Санкт-Петербурга.

       

      5.1.1. Оценка общей тенденции  развития предприятий

      Более половины опрошенных предпринимателей из сферы малого и среднего бизнеса Санкт-Петербурга сообщили, что их предприятия развиваются и наращивают темпы производства (58,9%). Пятая часть опрошенных предпринимателей заявили, что ситуация для них остается стабильной и никаких изменений ни в сторону увеличения, ни в сторону сокращения не происходит (19.9%) (Рис. 1).

      Рисунок 1.

      Оценка  общей тенденции  развития предприятий, %

        

      Как показал опрос, наиболее активно  в последние годы малый и средний  бизнес развивался в отраслях рыночной инфраструктуры, а также в таких  секторах экономики, как строительство, розничная торговля и общественное питание, машиностроение и приборостроение, прочие отрасли промышленности. В то же время, в тех секторах, которые лидировали в первые годы экономических реформ (оптовая торговля, материально-техническое снабжение, сфера услуг населению и т.п.), ситуация стабилизировалась, темпы развития малого предпринимательства в последнее время несколько снизились. По-видимому, это связано с определенным насыщением потребительского рынка, достижением определенного баланса между спросом и предложением на других сегментах рынка. Стабилизировалось положение предприятий малого и среднего бизнеса, работающих в секторе транспорта и связи (табл. 6).

 

Таблица 6.

Распределение ответов респондентов, представляющих предприятия  различных секторов экономики, на вопрос об общей тенденции развития своей компании, %

 

Оценка  положения компании Маши-ностроение Про-мыш-лен-ность Транс-порт

и связь

Строи-тельст-во Розничн. торговля и общепит Опт. торгов-ля и МТС Отрасли рыночной инфра-

стр-ры

Сфера услуг Наука и научное обсл-ние Про-чее
быстрые темпы развития 25,0 23,8  
 
26,3 25,0 9,5 33,3 13,9 14,3 21,4
незначительное  расширение 41,7 47,6 25,0 42,1 37,5 52,4 27,8 47,2 28,6 14,3
без изменений  16,7 19,0 50,0 15,8 8,3 11,9 22,2 25,0 42,9 28,6
незначительное  сокращение 8,3  
 
12,5 5,3 4,2 9,5  
 
11,1  
 
28,6
существенное  сокращение 8,3 4,8 12,5 10,5 16,7 7,1 11,1  
 
14,3 7,1
трудно  сказать   
 
4,8  
 
 
 
8,3 9,5 5,6 2,8  
 
 
 

      5.1.2. Оценка изменения  численности занятых  на предприятиях  малого и среднего  бизнеса за последние  два года

 

      Расширение  деятельности компаний малого и среднего бизнеса обуславливает вовлечение в эту сферу экономики все большего числа трудоспособного населения. Вместе с тем, зависимость между темпами роста активности компаний на рынке и увеличением количества занятого населения в этом секторе экономики не является прямой. Число предприятий, сообщивших об увеличении численности своего персонала, примерно на треть меньше, чем отметивших факт расширения деятельности (соответственно, 41.3% и 58.9%) (см. Рис. 1 и 2).

      Рисунок 2

      Общая оценка изменения  численности занятых  на предприятиях малого и среднего бизнеса за последние два года, %

      

       

      5.1.3. Число развиваемых видов деятельности

 

      Устойчивость  и конкурентоспособность предприятий  в значительной степени определяется возможностями фирмы диверсифицировать  производство, производя одновременно несколько видов продукции. (Рис. 3).

      Рисунок 3.

      Распределение компаний малого и среднего бизнеса по числу развиваемых видов деятельности, %  

        

      Наибольшая  диверсификация производства (5 и более  видов продукции) характерна для  предприятий малого и среднего бизнеса  таких секторов экономики, как "наука  и научное обслуживание", "строительство", "отрасли рыночной инфраструктуры". Производство ограниченного количества видов продукции (1-2 вида) присуще в основном компаниям, работающим в сфере торговли (как оптовой, так и розничной) и обслуживания, а также в промышленности, машино- и приборостроении.

       

      5.1.4. Величина годового  объема выпускаемой  продукции

 

      Ниже  представлены данные о распределении  предприятий малого и среднего бизнеса  по величине годового объема выпускаемой  продукции в тыс. долларов США (Рис. 4).

      Рисунок 4.

      Распределение обследованных предприятий  по величине годового объема выпускаемой продукции в тыс. долл. США, %  

        

      Наиболее  крупные по объему выпускаемой продукции предприятия малого и среднего бизнеса работают в таких секторах экономики, как промышленность, машино- и приборостроение, отрасли рыночной инфраструктуры (табл. 7).

      Таблица 7.

      Распределение ответов респондентов, представляющих предприятия различных секторов экономики, на вопрос о примерном годовом объеме продукции, выпускаемой их компанией в тыс. долларов США, %

 
 
Маши-ностроение Про-мыш-лен-ность Транс-порт

и связь

Строи-тельст-во Розничн. торговля и обще-пит Опт. торгов-ля и МТС Отрасли рыночной инфра-

стр-ры

Сфера услуг Наука и научное обсл-ние Про-чее
до 10 8,3 9,5 37,5 21,1 37,5 11,9 11,1 30,6 28,6 42,9
10-25 16,7 19,0 12,5 10,5 16,7 19,0 11,1 11,1  
 
7,1
25-50 8,3  
 
 
 
15,8 8,3 7,1 5,6 16,7 28,6  
 
50-100 25,0 19,0  
 
15,8 12,5 14,3 16,7 11,1  
 
 
 
100-500 8,3 14,3 12,5 10,5 8,3 19,0 16,7 11,1 14,3 7,1
более 500 33,3 38,1 25,0 26,3 12,5 26,2 33,3 11,1 28,6 35,7
Отказ  
 
 
 
12,5  
 
4,2 2,4 5,6 8,3  
 
7,1

      5.1.5. Перспективы изменения  объема производства  компаний

 

      Относительно  перспектив развития своих предприятий  респонденты были в целом настроены  оптимистично (Рис. 5).

      Рисунок 5.

      Распределение мнений респондентов о перспективах изменения  объема производства компаний, %  

        

      Выводы: Подводя итоги краткому анализу положения в сфере малого и среднего бизнеса в Петербурге, можно констатировать, что в целом, существующая ситуация и ближайшие перспективы оцениваются предпринимателями достаточно позитивно. Основная масса компаний рассчитывает упрочить свои позиции на рынке, планирует нарастить объемы производства продукции и услуг, а также увеличить, правда, чуть в меньшей степени, численность работающих. Вместе с тем, для большинства предприятий этого сектора экономики останется характерным весьма слабая диверсификация производства. Как правило, большинство компаний сферы малого и среднего бизнеса производят только 1-2 вида продукции, что, несомненно, делает их уязвимыми с точки зрения конкурентоспособности.

        Ожидается, что наиболее перспективными  для развития малого и среднего бизнеса в ближайшие годы станут такие отрасли, как строительство, оптовая и розничная торговля, общественное питание, обслуживание населения, наука и научное обслуживание, отрасли рыночной инфраструктуры, а также промышленность.

§ 5.2. Основные показатели деятельности малых предприятий Санкт-Петербурга в 2000-2001 году

 

      Основные  показатели деятельности малых предприятий  Санкт-Петербурга в 2001 году представлены в таблице 8. (по данным Петербургкомстата  и УМНС РФ по Санкт-Петербургу)  

      Таблица 8. 

Наименование  показателя На 01.01.2002 г.
1 Количество  малых предприятий  124,7 тыс.
2 Численность занятых  на малых предприятиях 627,0 тыс. чел.
3 Объем произведенной  малыми предприятиями продукции (услуг) 48 млрд. руб.
4 Доля налоговых  поступлений от малого предпринимательства в общем объеме налоговых поступлений в бюджет Санкт-Петербурга 30%

Информация о работе Малый бизнес в Санкт-Петербурге