Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 13:55, курсовая работа
Развитие малого бизнеса – очень важная задача. Потому актуальность темы моей работы не вызывает сомнений. Ведь социальная функция малых предприятий состоит в их способности в больших масштабах поглощать незанятую рабочую силу, снижать социальную напряженность, безработицу. Потому развитие малых предприятий – это наиболее дешевый путь к рынку, закладывающий глобальные основы ресурсосберегающего экономического роста в стране.
Введение 4
Глава 1. Малый бизнес в России: краткий обзор 5
§ 1.1. Определение малого бизнеса 6
§ 1.2. Функции малого предпринимательства в России 6
§ 1.3. Этапы становления малого предпринимательства в России 7
§ 1.4. Масштабы малого бизнеса в России 8
Глава 2. Малое предпринимательство 9
§ 2.1. Преимущества и недостатки малого предпринимательства 9
§ 2.2. Роль малого предпринимательства в экономике 12
§ 2.3. Причины, тормозящие развитие малого предпринимательства 16
§ 2.4. Государственная поддержка малого предпринимательства и ее инфраструктура 18
Глава 3. Малый бизнес в РФ: значение, развитие, проблемы и решения 21
§ 3.1. Значение и задачи малого бизнеса 21
§ 3.2. Развитие малого предпринимательства в России 24
3.2.1. Этапы становления малого предпринимательства 24
3.2.2. Виды малых предприятий 29
§ 3.3. Экономическая деятельность малого предприятия 30
§ 3.4. Государственная поддержка малого бизнеса 32
§ 3.5. Проблемы малого бизнеса в России и пути их преодоления 35
Глава 4. Российский малый бизнес в цифрах 41
Глава 5. Малый бизнес в Санкт-Петербурге 53
§ 5.1. Состояние и тенденции развития малого и среднего бизнеса Санкт-Петербурга (по результатам опроса малых и средних предприятий) 53
5.1.1. Оценка общей тенденции развития предприятий 53
5.1.2. Оценка изменения численности занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса за последние два года 55
5.1.3. Число развиваемых видов деятельности 56
5.1.4. Величина годового объема выпускаемой продукции 57
5.1.5. Перспективы изменения объема производства компаний 58
§ 5.2. Основные показатели деятельности малых предприятий Санкт-Петербурга в 2000-2001 году 59
Заключение 66
Список используемой литературы 69
На
начало реформ пришелся мощный рывок
людей в частное
За прошедшие 12 лет создана нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность в малых формах. Определены цели и задачи государственной политики в области малого предпринимательства. Разработаны механизмы реализации целевых установок и созданы структуры, воплощающие их в жизнь. Сформирована сеть сервисных организаций, предоставляющих малым предприятиям образовательные, информационные, консультационные, финансовые услуги.
Достигнутый уровень развития малого предпринимательства наглядно отражают данные государственной статистики.
К началу 2000 года число малых предприятий составило порядка 891 тысячи, приблизившись к отметке 1994 года (см. диаграмму 1). Следует учесть, что, начиная с 1996 года, статистический учет велся в соответствии с новыми критериями отнесения предприятий к малым, введенными Законом РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Новые критерии заметно сузили границы этой категории предприятий, сократив максимально допустимое число работающих на одном МП с 200 до 100 человек.
Динамика
числа малых предприятий с 1996
года – совокупный прирост на 5,8%,
свидетельствует о
Диаграмма 1.
Общее число постоянно работающих на малых предприятиях к началу 2000 года составило порядка 6 млн. 486 тыс. человек или 10% от общего числа работающих на российских предприятиях (см. диаграмму 2). По сравнению с 1994 годом данный показатель сократился на 23,5%. Это закономерно, так как критерии определения МП, принятые в 1995 году, в 2 раза уменьшили допустимый порог числа работающих на малом предприятии.
Диаграмма 2.
До настоящего времени сохраняется неравномерность распределения малых предприятий по территории России. Так, порядка 30% всех действующих МП расположены в Центральном районе (см. диаграмму 3). Среди городов сохраняют лидерство по числу МП Москва и Санкт-Петербург. В них сосредоточено соответственно 20% и 12% всех российских малых предприятий.
Диаграмма 3.
Аналогично, почти треть всех постоянно работающих на МП – жители Центрального района (см. диаграмму 4). На долю москвичей приходится пятая часть, на долю жителей Санкт-Петербурга – десятая часть от общей численности постоянно работающих на малых предприятиях. Приведенные данные свидетельствуют о высокой дифференциации российских регионов по уровню развития внешней среды предпринимательства.
Диаграмма 4.
В целом, уровень развития малого предпринимательств в России, измеряемый по общепринятым в промышленно развитых странах показателям, явно недостаточный. Так, на 1000 россиян приходится в среднем лишь 6 МП (см. диаграмму 5), тогда как в странах – членах ЕС – не менее 30. Лишь Москва и Санкт-Петербург по плотности распространения малого предпринимательства приблизились к уровню Западной Европы. На 1000 их жителей приходится 20 МП и 23 МП соответственно.
Диаграмма 5.
Не менее высок разрыв в уровнях развития МБ, измеряемых другими показателями. В России доля МП в общем числе предприятий составляет 29% (см. диаграмму 6). В странах ЕС только микропредприятия составляют более 90% от общего числа предприятий. Доля российских МП в обеспечении занятости – лишь 10% от общего числа работающих постоянно на всех предприятиях. В странах ЕС данный показатель для сектора МСП – порядка 65%.
Диаграмма 6.
Помимо малых предприятий, в соответствии с российским законодательством субъектами малого предпринимательства являются индивидуальные частные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства.
Число индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных органами статистики, к началу 1999 года составило порядка 136 тыс. человек (см. диаграмму 7). Однако, по оценке специалистов Госкомстата России, фактически их в 5-6 раз больше. В органах статистики зарегистрированы по преимуществу индивидуальные предприниматели, ведущие внешнеэкономическую деятельность.
Диаграмма 7.
Общее
число крестьянских (фермерских) хозяйств
к началу 1999г. составило 270 тысяч (см.
диаграмму 8). Почти треть из них
сосредоточены в Северо-
Диаграмма 8.
В целом, уровень развития сектора МБ в России явно недостаточен с точки зрения требований рациональной структуры рыночной экономики, потребностей переходного периода в РФ.
Между тем, изменение внутренней экономической конъюнктуры в результате финансового кризиса августа 1998 года создало некоторые предпосылки и стимулы для развития предпринимательства.
Малые предприятия: последствия кризиса
Чтобы
оценить последствия кризиса
для малого предпринимательства, можно
воспользоваться данными
О чем говорят цифры? Прежде всего о том, что их надо долго ждать. В разгаре год 2000-ый, а в официальных статистических изданиях достаточно подробные данные по малым предприятиям (МП) есть лишь за 1998 год. По ним можно судить о мгновенной реакции бизнеса на обвал рубля. Да еще надо учесть коммулятивный отрицательный эффект от ухудшения условий для предпринимательской деятельности, наметившегося с начала 1998 года.
По совокупности причин, среди которых доминирует августовский кризис, российский малый бизнес к концу 1998г. как бы уменьшился в размерах. Если число малых предприятий, 868 тысяч в целом по РФ, за год практически не изменилось, то сброс численности занятых в малом бизнесе составил 14 процентов. На столько же в 1998 году уменьшился объем товаров и услуг, произведенных МП. И совсем неважно обстоят дела с эффективностью. Вместо 37900 млрд. рублей прибыли по итогам и в ценах 1997г., за 1998г. российские малые предприятия наработали на 28550 млн. рублей убытка.
В трех основных отраслях: промышленности, строительстве, торговле и общественном питании, зафиксированы следующие изменения. Резкое сокращение числа занятых произошло на промышленных и строительных МП, на 17% и 27% соответственно. Численность работающих на МП торговли и общественного питания практически не изменилась.
Снижение объемов производства произошло повсеместно, но если в строительстве на 1%, в промышленности на 7%, то в торговле и общественном питании почти на треть. Что до прибыли, то по итогам 1998 года ею смогли похвастаться лишь строительные МП. Правда, относительно 1997 года их совокупная прибыль уменьшилась на 72%. Но в сравнении с промышленностью (убыток на 4725 млн. рублей), торговлей и общественным питанием (убыток на 5971 млн. рублей) 2516млн. рублей прибыли строителей выглядят не так уж плохо.
Однако больнее всего кризис ударил по малому предпринимательству Москвы. Столичные преимущества от близости финансовых потоков, относительно высокого уровня доходов населения враз обернулись потерей рынков сбыта, разрывом хозяйственных связей, обострением конкуренции. Как следствие, за 1998год численность работающих на московских МП сократилась на треть, объем производства товаров и услуг – на 40%, а совокупный убыток в 17253 млн. рублей в 1,3 раза превысил прибыль, полученную в 1997 году.
Таков безрадостный пейзаж, на фоне которого начался 1999 год. Смогли ли предприниматели переломить негативные тенденции и воспользоваться немногочисленными положительными результатами кризиса, главный из которых – высвобождение рыночного пространства из-за ухода импортеров и более слабого отечественного бизнеса. Ответ на этот вопрос дал анкетный опрос, проведенный Ресурсным центром малого предпринимательства среди делегатов II Всероссийского съезда представителей малых предприятий (Москва, 28 октября 1999г.). Всего было опрошено порядка 250 руководителей МП разных отраслей из 11 российских регионов.
Судя
по результатам опроса, приведенным
в диаграмме 9, через год после
кризиса предприниматели в
Диаграмма 9.
Среди основных факторов, определяющих предпринимательскую деятельность, наиболее сильное негативное влияние кризиса отмечено в таких областях, как возможность привлечения внешнего финансирования (см. диаграмму 10) и величина платежеспособного спроса (см. диаграмму 11). Половина руководителей МП оценили его последствия по этим вопросам как отрицательные.
Диаграмма 10
Диаграмма 11
Большей частью положительно кризис сказался на возможности освоения новых видов деятельности (см. диаграмму 12), конкурентоспособности товаров и услуг (см. диаграмму 13).
Диаграмма 12
Диаграмма 13.
Интегральный показатель последствий кризиса – оценка общего состояния МП, также склоняется к положительной (см. диаграмму 14).
Диаграмма 14
Через год после кризиса лишь порядка десятой части предпринимателей оценили состояние своего бизнеса как плохое. Как удовлетворительное – порядка половины респондентов, как хорошее – две пятых. Прогноз на 2000 год еще более оптимистичен. Порядка двух третей руководителей МП спрогнозировали хорошее, а порядка трети – удовлетворительное состояние своих предприятий. Лишь каждый двенадцатый / тринадцатый – плохое.
За достаточно обнадеживающими общими показателями, как и за всякими усредненными, скрыты чьи – то выдающиеся успехи и сокрушительные неудачи. Так, среди МП разных отраслей по преимуществу положительное влияние кризиса зафиксировано в сфере материального производства и прежде всего в промышленности. Здесь значительно расширились возможности для предпринимательской деятельности за счет подъема уровня конкурентоспособности товаров и услуг, роста платежеспособного спроса. По результатам опроса, таково мнение 60% руководителей МП. Бизнес в торговле, напротив, столкнулся со значительным спадом спроса, с резким ограничением возможностей привлечения внешнего финансирования.
Влияние кризиса имеют и ярко выраженную территориальную специфику, характеризующуюся более четким проявлением его негативных последствий в наиболее крупных городах, прежде всего в Москве. Результаты опроса подтверждают, что за посткризисный год возможность для развития бизнеса в столице уменьшилась в большей мере, чем в целом по стране. Доля московских предпринимателей, констатировавших отрицательное влияние кризиса на развитие своего дела, в 1,3 раза превышает аналогичный показатель в целом по выборке. (Напомним, в ней представлены МП из 11 регионов – субъектов Федерации). Итоговая оценка общего состояния московских МП значительно ниже, чем в среднем по РФ. Москвичи признавали состояние своих фирм плохим в 1,7 раза чаще, а хорошим – в 1,6 раза реже. И перспективы на год 2000-ый для них менее радужны. На оценку «хорошо» рассчитывают в 1,4 раза меньше руководителей столичных МП, к оценке «плохо» заведомо готовы в 2 раза больше.
Итак,
для малого бизнеса, прежде всего
в отраслях материального производства,
финансовый кризис со временем сдвинул
стрелку экономической