Малый бизнес в Санкт-Петербурге

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 13:55, курсовая работа

Описание

Развитие малого бизнеса – очень важная задача. Потому актуальность темы моей работы не вызывает сомнений. Ведь социальная функция малых предприятий состоит в их способности в больших масштабах поглощать незанятую рабочую силу, снижать социальную напряженность, безработицу. Потому развитие малых предприятий – это наиболее дешевый путь к рынку, закладывающий глобальные основы ресурсосберегающего экономического роста в стране.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Малый бизнес в России: краткий обзор 5
§ 1.1. Определение малого бизнеса 6
§ 1.2. Функции малого предпринимательства в России 6
§ 1.3. Этапы становления малого предпринимательства в России 7
§ 1.4. Масштабы малого бизнеса в России 8
Глава 2. Малое предпринимательство 9
§ 2.1. Преимущества и недостатки малого предпринимательства 9
§ 2.2. Роль малого предпринимательства в экономике 12
§ 2.3. Причины, тормозящие развитие малого предпринимательства 16
§ 2.4. Государственная поддержка малого предпринимательства и ее инфраструктура 18
Глава 3. Малый бизнес в РФ: значение, развитие, проблемы и решения 21
§ 3.1. Значение и задачи малого бизнеса 21
§ 3.2. Развитие малого предпринимательства в России 24
3.2.1. Этапы становления малого предпринимательства 24
3.2.2. Виды малых предприятий 29
§ 3.3. Экономическая деятельность малого предприятия 30
§ 3.4. Государственная поддержка малого бизнеса 32
§ 3.5. Проблемы малого бизнеса в России и пути их преодоления 35
Глава 4. Российский малый бизнес в цифрах 41
Глава 5. Малый бизнес в Санкт-Петербурге 53
§ 5.1. Состояние и тенденции развития малого и среднего бизнеса Санкт-Петербурга (по результатам опроса малых и средних предприятий) 53
5.1.1. Оценка общей тенденции развития предприятий 53
5.1.2. Оценка изменения численности занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса за последние два года 55
5.1.3. Число развиваемых видов деятельности 56
5.1.4. Величина годового объема выпускаемой продукции 57
5.1.5. Перспективы изменения объема производства компаний 58
§ 5.2. Основные показатели деятельности малых предприятий Санкт-Петербурга в 2000-2001 году 59
Заключение 66
Список используемой литературы 69

Работа состоит из  1 файл

READY.DOC

— 518.00 Кб (Скачать документ)

      Имеются и другие формы государственной  поддержки: обеспечение малых предприятий госзаказом (если возникает такая необходимость), предоставление особых льгот предприятиям, создаваемым в областях со слабо развитой промышленностью, и др.

      Развитие  малых предпринимательских форм происходит у нас сейчас в основном в посреднической сфере и в отраслях, не требующих значительных капитальных вложений – в торговле, общественном питании, строительстве гражданских объектов, мелком ремонте техники и машин, в сельском хозяйстве. Между тем такой мощный рынок, как сфера научно-технических новшеств и информации, не осваивается. С одной стороны, это обусловлено недостаточным вниманием к данным проблемам государственных структур управления, отсутствием правовых актов, обеспечивающих развитие малого научно-технического бизнеса, с другой – монополией государственных научно-исследовательских институтов, сосредоточивших у себя весь объем финансирования научной сферы. Это привело к монополизму госсектора в науке и отсутствию внедренческих структур в материальной сфере.

      Из-за отсутствия должного финансирования, а также несогласованности действий исполнителей намеченных мероприятий вторая по счету Федеральная программа поддержки малого предпринимательства на 1996-1997 гг. не была полностью выполнена. Из 81 намеченного мероприятия полностью выполнено 53%, частично – 25 и не выполнено 22% мероприятий. Еще хуже обстоит дело с третьей программой. Она не была своевременно принята Государственной Думой ввиду отсутствия средств у федерального центра. А ведь эти затраты могли окупиться во много раз!20

      В России в ближайшее время нужно обновить 40 млн рабочих мест, поскольку предприятия, создающие эти рабочие места, работают неэффективно, а оборудование устарело. На создание одного рабочего места в крупной корпорации требуется 100-150 тыс.долл. За счет малого бизнеса это можно сделать дешевле и быстрее.21

      В начале 2000 г. Правительство РФ одобрило Программу поддержки малого предпринимательства на 2000-2001 гг. Из резервного фонда выделяется 50 млн руб. Для изучения реальной ситуации в малом бизнесе принято решение провести сплошное статистическое обследование малых предприятий.22

      Для нормальной жизнедеятельности предпринимателя  нужна налоговая реформа. В частности, необходимы внесение поправок в Закон о едином налоге на вмененный доход и прежде всего переход от принудительного к добровольному применению налога.

§ 3.5. Проблемы малого бизнеса в России и пути их преодоления

 

      Малые предприятия в России в своей  деятельности сталкиваются с большими трудностями и проблемами. Основная проблема – недостаточная ресурсная база, как материально-техническая, так и финансовая. Практически речь идет о создании нового сектора национального хозяйства почти на пустом месте. В течение десятилетий такой сектор в нашей стране практически отсутствовал. Это, в частности, означало и отсутствие подготовленных предпринимателей. У основной массы населения, жившей «от получки до получки», не могло образоваться резерва средств, необходимого для начала собственного дела. Эти средства предстоит сейчас отыскать. Ясно, что предельно напряженный государственный бюджет их источником стать не может, поэтому остается надеяться на кредитные ресурсы. Но и они незначительны и к тому же крайне трудно реализуемы при постоянной и усиливающейся инфляции.

      Положение едва ли может серьезно измениться в позитивную сторону, если не перейти от слов к делу в общественной поддержке конструктивного малого бизнеса. На существенный рост имеющихся для этого материально-технических и финансовых ресурсов, по крайней мере в ближайшее время, нет оснований рассчитывать.

      Кризис  в экономике, последовавший после 17 августа 1998 г., привел к тому, что в первом полугодии 1999 г. инвестиции в основной капитал на малых предприятиях по сравнению с 1998 годом (в сопоставимых ценах) упали на 32,5%, составив лишь 7,2 млрд руб (табл. 5). 

      Таблица 5. Инвестиции в основной капитал малых предприятий по отраслям экономики 

Отрасль экономики 1998 Первое  полугодие 1999
млн руб. % к итогу млн руб. % к итогу
Инвестиции  – всего  22541,9 100,0 7205,3 100,0
В том числе:        
Промышленность 3838,7 17,0 1881,4 26,2
Строительство 5911,6 26,2 2609,3 36,2
Сельское  хозяйство 208,2 0,9 62,8 0,9
Транспорт 238,8 1,1 139,7 1,9
Торговля  и общественное питание 8608,8 38,2 1394,0 19,4
Оптовая торговля продукцией производственно-технического назначения 243,9 1,1 226,2 3,0
Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка 731,9 3,2 87,3 1,2
Здравоохранение, физическая культура, социальное обеспечение 138,3 0,6 14,0 0,2
Наука и научное обслуживание 686,3 3,1 52,6 0,7
Другие  отрасли экономики 1935,4 8,6 738,0 10,3
 

      По  данным Центра экономической конъюнктуры  при Правительстве РФ, лишь 20% малых  производственных предприятий осуществляли инвестиции в приобретение отечественного оборудования в виде отдельных установок  и только 2% внедряли технологические линии. На приобретение дорогостоящего импортного оборудования у малых предприятий и вовсе нет денег. В сложившейся экономической ситуации очень важно правильно распределять имеющиеся ресурсы. Для этого требуется тщательно выверенная, последовательно проводимая в жизнь система селекции, позволяющая определять приоритеты для тех, кто более полезен обществу. На сегодня предпочтение должно быть отдано сфере производства при детальной дифференциации самого производства. Причем такая дифференциация должна быть весьма динамичной, основанной на грамотном изучении общественного спроса, происходящих в нем подвижек и намечающихся тенденций.23

      В соответствии с такой исходной установкой должны конструироваться механизмы  льготного кредитования, налогообложения, различного рода преференции, в том числе и связанные с внешнеэкономической деятельностью. Смысл в том, чтобы обеспечить лучшее удовлетворение потребностей народа при создании условий для последовательного развертывания предпринимательства.

      Следующая проблема – законодательная база, на которую сейчас может опираться малое предпринимательство. Пока она, мягко говоря, несовершенна, а во многих очень существенных положениях вообще отсутствует. Можно назвать немало правовых документов, так или иначе регулирующих малое предпринимательство (Гражданский кодекс РФ, законы «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», ряд указов Президента РФ), но трудность, однако, в том, что, во-первых, нет сводной единой законодательной основы сегодняшней деятельности российских МП; во-вторых, имеющиеся разрозненные установления претворяются в жизнь далеко не полностью. Проблема правовой основы малого предпринимательства в конечном счете будет убедительно решена лишь тогда, когда удастся избавиться от правового нигилизма. Это, конечно, никак не исключает необходимость специальных законодательных мер регулирования малого бизнеса.

      В настоящее время малое предпринимательство  находится в условиях, которые  весьма отдалены от тех, что должны быть присуши рыночным отношениям. Напротив, ощущается тенденция к тому, чтобы все больше «задвигать» его в старые рамки планово-административной системы с ее едва ли не всеохватным планированием и жесткой регламентацией с помощью лимитов, фондов и т.п. Так, с 1993 г. было введено планирование прибыли. Уже в начале квартала предприниматель был обязан внести в бюджет налог с прибыли. Если по итогам квартала обнаруживалось, что ее оказалось больше (например, потому, что удалось в течение данного срока получить выгодный заказ, на который не рассчитывали), то предпринимателю надлежало не только уплатить дополнительную сумму налога, но еще и банковский процент с нее. Только в 1996 г. это положение было отменено.

      Отсутствует система проведения глубокого анализа  деятельности малых предприятий. Нет надлежащего учета результатов их работы, практически отсутствует отчетность по тем показателям, которые дают право малым предприятиям воспользоваться льготами по налогообложению.

      Материально-техническое  обеспечение малых предприятий осуществляется в недостаточном объеме и несвоевременно. Машины, оборудование, приборы, предназначенные для малых предприятий и учитывающие их специфику, отсутствуют. Ограничен доступ малых предприятий к высоким технологиям, так как их покупка требует значительных одноразовых финансовых затрат.

      Следующая важная проблема – кадры. Часто говорят, что предпринимателем надо родиться. Против этого трудно возразить, но нельзя не считаться, во-первых, с тем, что урожденных предпринимателей все же меньше, чем реально нужно обществу, во-вторых, что и им требуется приобрести определенный объем знаний: ведь обучают же, скажем, урожденных музыкантов, ученых, спортсменов. Нет оснований считать, что к предпринимателям нужно подходить с иной меркой. Между тем с обучением кадров для бизнеса дело обстоит далеко не лучшим образом.

      Непростая проблема связана и с социальной защитой предпринимательской деятельности. Как известно, ранее существовавшая на основе распределения общественных фондов система социальных гарантий и социального обеспечения в условиях нынешнего переходного периода оказалась практически подорванной. Требуется по сути строить эту систему заново по отношению ко всему обществу, а по отношению к предпринимателям – новому социальному слою – тем более.

      Общеизвестно, что снижение доходов населения  привело к значительному ухудшению структуры потребления. Доходы направляются в основном на приобретение товаров первой необходимости, прежде всего продуктов питания и оплату коммунальных услуг. То же касается и малого предпринимательства. Если раньше оно предполагало определенное накопление, то после первого этапа реформы было вынуждено работать в подавляющей мере на потребление. Производить продукцию с длительным производственным циклом, включая, разумеется, и наукоемкую, стало даже не то что неэффективно, а просто разорительно. Начались серьезные негативные структурные изменения в малом бизнесе. Если ныне идущие процессы будут продолжаться и не встретят противодействия в виде социальных гарантий малому предпринимательству, то само его существование окажется под вопросом.

      В целях развития малого бизнеса и  обеспечения государственной поддержки малого предпринимательства Правительством Российской Федерации принят ряд специальных постановлений. В постановлении «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации» от 11 мая 1993 г. № 446 отмечается, что государственная поддержка малого предпринимательства является одним из важнейших направлений экономической реформы. Этим постановлением также определены приоритеты развития малого предпринимательства. К ним отнесены: производство и переработка сельскохозяйственной продукции; производство промышленных товаров и товаров народного потребления, включая товары, имеющие экспортный потенциал; оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг; строительство объектов жилищного и производственного назначения. Эти приоритеты остаются в силе.24

      Предусматриваются поручения ряду министерств и  ведомств по разработке соответствующих положений в области финансирования и кредитования, научно-технического развития, материально-технического обеспечения и сбыта продукции, подготовки кадров, внешнеэкономической деятельности, а также установления дополнительных налоговых льгот для субъектов малого предпринимательства. Согласно постановлению утвержден комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации: нормативно-правовое, финансово-кредитное, информационно-техническое обеспечение, внешнеэкономическая деятельность, организационное, кадровое, консультационное обеспечение.

      На  Министерство экономики25 Российской Федерации возложены разработка основ политики государственной поддержки малого предпринимательства, а также координация деятельности центральных органов федеральной исполнительной власти и формирование инфраструктуры малого предпринимательства. Дальнейшее развитие малого бизнеса в России предусмотрено Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

      Следует отметить некоторое оживление производственного  малого предпринимательства после кризиса 17 августа 1998 г. Дело в том, что многократный рост цен на импортную продукцию после девальвации заставил население переключиться с подорожавшей импортной продукции на аналогичные российские товары. В результате производство импортозамещающей продукции стало делом вполне доходным. Эта тенденция стимулирует российских производителей чаще обращаться в банки за кредитом на расширение производства или приобретение нового оборудования.

Информация о работе Малый бизнес в Санкт-Петербурге