Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 15:11, курсовая работа
В данной курсовой работе поставлены следующие задачи:
1. Выяснить сущность туристских услуг.
2. Изучить особенности маркетинга в сфере туризма.
3. Провести маркетинговый анализ деятельности ООО «Пять Звёзд».
4. Предложить направления по совершенствованию маркетинговой деятельности ООО «Пять Звёзд».
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..стр. 3
1. ОСОБЕННОСТИ МАРКЕТИНГА В СФЕРЕ ТУРИСТСКИХ
УСЛУГ……………………………………………………………………..стр. 4
1.1 Сущность и классификация туристских услуг. Факторы, оказывающие влияние на их развитие……………………………………………..…….стр. 4
1.2 Специфика маркетинга в туризме………………………………....…стр. 9
2. МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
(на примере ООО «Пять Звёзд»)……………………………………..…..стр. 13
2.1 Краткая характеристика ООО «Пять Звёзд»……………………..….стр. 13
2.2 Анализ деятельности ООО «Пять Звёзд»…………………………...стр.15
2.3 Маркетинговая диагностика ООО «Пять Звёзд»…………………...стр.18
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРИСТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ………………….стр. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...стр. 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….…..стр. 31
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………...стр. 32
Сезонность - это свойство туристских потоков концентрироваться в определенных местах на протяжении небольшого периода времени. С экономической точки зрения она представляет собой повторяющиеся колебания спроса с чередующимися пиками и спадами. В странах Северного полушария с умеренным климатом основными («высокими») сезонами являются летний (июль - август) и зимний (январь - март). Кроме того, выделяются межсезонье (апрель - июнь, сентябрь) и «мертвый сезон» (октябрь - декабрь), при которых туристские потоки затухают и спрос снижается до минимума.
Манильская
декларация по мировому туризму гласит:
«Туризм понимается как деятельность,
имеющая важное значение в жизни
народов в силу непосредственного
воздействия на социальную, культурную,
образовательную и
1.2
Специфика маркетинга в туризме
Туризм по своим основным характеристикам не имеет каких-либо принципиальных отличий от других форм хозяйственной деятельности. Поэтому все существенные положения современного маркетинга могут быть в полной мере применены и в туризме.
В то же время в туризме есть своя специфика, отличающая его не только от торговли товарами, но и от других форм торговли услугами. Здесь имеет место торговля, как услугами, так и товарами (по оценкам специалистов, примерная доля услуг в туризме составляет 75%, товаров – 25%), а также особый характер потребления туристских услуг и товаров в месте их производства, более того, в определенной ситуации. В традиционном производстве, имеющем конкретный результат труда (товар в материально-вещественной форме), понятие маркетинга имеет более конкретное содержание. В туризме результат деятельности сводится к туристскому продукту. По сути, туристский продукт – это любая услуга, удовлетворяющая те или иные потребности туристов и подлежащая оплате тс их стороны. К туристским услугам относятся гостиничные, транспортные, экскурсионные, переводческие, бытовые, коммунальные, посреднические и др.
Основным туристским продуктом является комплексное обслуживание, т.е. стандартный набор услуг, продаваемый туристам в одном «пакете», за рубежом их часто называют пекидж-турами.
Туристическому продукту присущи свои отличительные особенности:
1. это комплекс услуг и товаров (материальных и нематериальных компонентов), характеризуемый сложной системой взаимоотношений между различными компонентами.
2. спрос на туристские услуги чрезвычайно эластичен по отношению к уровню дохода и ценам, но во многом зависит от политических и социальных условий.
3. потребитель, как правило, не может увидеть тур-продукт до его потребления, а само потребление в большинстве случаев осуществляется непосредственно на месте производства туристской услуги.
4. потребитель преодолевает расстояние, отделяющее его от продукта и места потребления, а не наоборот.
5. тур-продукт зависит от таких переменных, как пространство и время, для него характерны колебания спроса.
6. предложение туристских услуг отличается негибким производством. Они могут потребляться только непосредственно на месте. Гостиница, аэропорт, база отдыха не могут быть перенесены в конце сезона в другой регион. Они не могут приспособиться во времени и пространстве к изменению спроса.
7. туристский продукт создается усилиями многих предприятий, каждое из которых имеет собственные методы работы, специфические потребности и различные коммерческие цели.
8. не может быть достигнуто высокое качество туристских услуг при наличии даже незначительных недостатков, поскольку обслуживание туристов состоит из этих мелочей и мелких деталей.
9. оценка качества туристских услуг отличается значительной субъективностью: большое влияние на оценку потребителя оказывают лица, не имеющие прямого отношения к пакету приобретенных услуг (например, местные жители, члены туристской группы).
10. на качество туристских услуг оказывают воздействие внешние факторы, имеющие форс-мажорный характер (природные условия, погода, политика в области туризма, международные события и т. д.)
Эти
специфические особенности
Туристический маркетинг – понятие сложное и емкое, ввиду чего он еще не получил точной и окончательной формулировки. Существует множество определений, в том числе:
-
методы и приемы, направленные
на выявление и удовлетворение
потребностей людей, вызванных
мотивами отдыха –
-
государственная и частная
-
система торгово-
-
рыночно-ориентированное
Всемирная
туристическая организация
Туристский продукт должен быть хорошим приобретением. В связи с этим маркетинг представляет собой последовательные действия туристских предприятий, направленные на достижение такой цели. Поэтому достаточно логичным и обоснованным является следующее определение маркетинга.
Маркетинг в туризме – это система непрерывного согласования предлагаемых услуг с услугами, которые пользуются спросом на рынке и которые туристское предприятие способно предложить с прибылью для себя и более эффективно, чем это делают конкуренты.
Комплекс маркетинга – это совокупность средств воздействия на потребителей целевого рынка с целью вызвать у них желаемую ответную реакцию. Основные элементы успешно функционирующего комплекса маркетинга туристской фирмы представлены на рис.1.1.
Рисунок
1.1 Основные элементы комплекса маркетинга
Применительно к туризму выделяют еще несколько составляющих комплекса маркетинга:
- персонал, его квалификация и обучение;
- процесс предоставления услуги;
- окружение.
Туристский
бизнес уникален в том смысле, что
персонал предприятий – это часть
туристического продукта. Гостеприимство,
доброжелательность – главное условие
для всех желающих, а не только специалистов
по непосредственному обслуживанию
потребителей. Маркетинг должен быть неотъемлемой
частью философии всей организации, а
функции маркетинга выполняться всеми
сотрудниками. Ключевой фактор конкурентоспособности
туристского предприятия – это меры (мероприятия)
по мобилизации творческой активности
коллектива.
2.
МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
В СФЕРЕ УСЛУГ (НА ПРИМЕРЕ
ООО «Пять Звёзд»)
2.1
Общая характеристика туристического
агентства «Пять Звёзд»
Туристское агентство ООО «Пять Звёзд» находится в Ставропольском крае, г.Желеноводск, п. Иноземцево, ул. Гагарина ,124 , электронный адрес: http://www.travel-kmv.com. Туристическая фирма ООО «Пять Звёзд» начала свою работу в октябре 2006 года. Деятельность компании осуществляется на основе лицензии на турагентскую деятельность, ТД № 0036459 рег/номер 26-аф-08650 от 10.10.2006г. Размер финансово обеспечения 4000000 рублей.
Основной принцип работы ООО «Пять Звёзд» - высокий уровень сервиса и отличные предложения на рынке Кавказских Минеральных Вод (в дальнейшем КМВ) и близ лежащих районов в сочетании цены и качества. В настоящее время предприятие имеет большой стаж работы, зарекомендовало себя как надежный партнер населения и предприятий города.
Туристическое агентство осуществляет функции розничной продажи единичных туристских услуг и туров потребителю – туристу или корпоративным клиентам. С туроператором или туристским агентством – оптовиком его связывает договор агентирования, по которому могут быть предусмотрены самые различные формы взаимодействия и взаиморасчетов в сфере финансов и даже определенное перераспределение ответственности. Как продавец, «Пять Звёзд» несет ограниченную ответственность за туристский продукт.
ООО «Пять Звёзд» предлагает и продает отдельные услуги, туристские пакеты, приобретенные туроператором, комплекс различных услуг, не обязательно увязанных в пакет, например для индивидуальных туристов.
ООО «Пять Звёзд» как турагентство - важнейшее звено в цепи участников процесса продажи туристского продукта. Оно связано с туроператором и оператором услуг телекоммуникационными компьютерными сетями, например глобальными международными и национальными сетями автоматизированного бронирования, которые предоставляют доступ агенту в мощные информационные базы данных и системы бронирования туристских услуг.
Туристическое агентство ООО «Пять Звёзд» предлагает туры различного направления:
2.2
Анализ деятельности ООО «Пять Звёзд»
Каждая организация специфична своей организационной структурой и методами работы с персоналом, однако в любой организации, независимо от специфики деятельности, от размера организации должны быть реализованы основные функции службы управления персоналом.
В настоящий момент организационную структуру управления ООО «Пять Звёзд» можно отнести к линейной (Рисунок 2.1).
Рисунок 2.1 Организационная структура управления ООО «Пять Звёзд»
Проанализируем качественный состав персонала ООО «Пять Звёзд» по возрасту, образованию. Персонал анализируемой организации сравнительно молодой, обладающий потенциалом – двое работников в возрасте до 30 лет. Каждый из сотрудников имеет высшее и дополнительное туристское образование, что обусловлено спецификой их работы. Директор имеет два высших образования и обладает знаниями английского языка. Профессиональный состав коллектива ООО «Пять Звёзд» обеспечивает высокий сервис обслуживания потребителей туристских услуг.
Необходимо рассмотреть основные показатели, которые характеризуют и величину доходов и затраты предприятия (Табл. 2.1).
Таблица 2.1 - Показатели экономической деятельности ООО «Пять Звёзд», тыс. руб.