Маркетинг в сфере туристических услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 15:11, курсовая работа

Описание

В данной курсовой работе поставлены следующие задачи:
1. Выяснить сущность туристских услуг.
2. Изучить особенности маркетинга в сфере туризма.
3. Провести маркетинговый анализ деятельности ООО «Пять Звёзд».
4. Предложить направления по совершенствованию маркетинговой деятельности ООО «Пять Звёзд».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..стр. 3
1. ОСОБЕННОСТИ МАРКЕТИНГА В СФЕРЕ ТУРИСТСКИХ
УСЛУГ……………………………………………………………………..стр. 4
1.1 Сущность и классификация туристских услуг. Факторы, оказывающие влияние на их развитие……………………………………………..…….стр. 4
1.2 Специфика маркетинга в туризме………………………………....…стр. 9
2. МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
(на примере ООО «Пять Звёзд»)……………………………………..…..стр. 13
2.1 Краткая характеристика ООО «Пять Звёзд»……………………..….стр. 13
2.2 Анализ деятельности ООО «Пять Звёзд»…………………………...стр.15
2.3 Маркетинговая диагностика ООО «Пять Звёзд»…………………...стр.18
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРИСТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ………………….стр. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...стр. 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….…..стр. 31
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………...стр. 32

Работа состоит из  1 файл

маркетинг-курсовая.doc

— 1.39 Мб (Скачать документ)
Наименование  показателя 2007 г. 2008 г. Динамика, %
Выручка (нетто) от оказания туристских услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных  обязательных платежей) 4 486 7581 169,0
Сумма комиссионных, агентских и иных вознаграждений 202 247 122,3
Расходы, произведенные организацией на оказание туристских услуг - всего 273 262 95,9
в том числе: материальные расходы 45 -  
расходы на оплату труда 70,9 136 191,8
сумма начисленной амортизации - 126  
прочие  расходы 158 -  
обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды 11,7 96 820,5
 

     На  основании данных, представленных в  таблице 2.1 можно сделать вывод  о значительном увеличении объемов потребления туристских услуг, так как в 2008 году выручка от оказания туристских услуг увеличилась на 69%. Также возросла сумма комиссионных и агентских вознаграждений на 22.3%. Обязательные платежи в бюджет увеличились за счет увеличения заработной платы работников.

     Необходимо  отметить, что расходы в отчетном году сократились по сравнению с  базисным на 4%, что составляет 11 тыс. руб. Об увеличении заработной платы  персонала свидетельствует увеличение расходов на оплату труда в 1,9 раза.

     Чтобы говорить об эффективности экономической  деятельности туристического агентства «Пять Звёзд», необходимо привести данные следующей таблицы (Табл. 2.2).

     Анализируя  данные, представленные в таблице 2.2, можно сделать вывод, что в 2008 году количество реализованных путевок увеличилось на 78,7% по сравнению с 2007 годом. Наглядно эти результаты представлены в виде диаграммы (Рисунок 2.2). 

     Таблица 2.2 - Число и стоимость туристических путевок за 2007-2008гг.

     
Наименование  показателя Число путевок, единиц динамика, % Стоимость путевок, тыс. руб. динамика, %
2007 2008 2007 2008
Реализовано путевок – всего 263 470 178,7 3005 4821 160,4
в том числе: гражданам

по России

189 383 202,6 1344 2213 164,7
гражданам России

по зарубежным странам

74 87 117, 1465 2405 164,2
 

     

     Рисунок 2.2 Количество реализованных путевок  за 2007-2008гг. 

     Количество  реализованных путевок для туров  по России в 2008 году увеличилось более чем в 2 раза, чем в 2007 году, причем активность туристов в наибольшей степени была направлена на отдых на однодневных экскурсиях

     Данные  факты свидетельствуют об увеличении доли продаж на рынке КМВ и об эффективных контактах ООО «Пять Звёзд» с отечественными и иностранными партнерами. Наличие постоянных клиентов говорит о хорошей репутации на рынке КМВ и о высоком качестве предоставляемого продукта. При этом необходимо отметить, что если объем реализованных путевок увеличился на 78,7%, то стоимость путевок увеличилась на 60,4 раза. Непрерывный рост благосостояния общества также характеризует столь большое увеличение количества реализованных путевок. В ходе анализа деятельности ООО «Пять Звёзд» выяснилось, что не ведется учет возрастного состава клиентуры, то есть турфирма не предлагает специализированных туров, ориентированных на конкретные возрастные группы. Рекламу своих услуг турфирма осуществляет в основном посредством печатных средств массовой информации, наружная реклама, реклама на местном телевидении и Интернет.  

     2.3 Маркетинговая диагностика ООО «Пять Звёзд» 

     Анализ  факторов внешней среды позволит ООО «Пять Звёзд» оценить, какие угрозы и возможности таит в себе внешняя среда. Чтобы своевременно отреагировать на возникающие угрозы и использовать имеющиеся возможности, недостаточно только знать о них. Необходимо дать оценку сильным и слабым сторонам внутренней среды турагентства «Пять Звёзд», что обеспечит его успешное существование в перспективе.

     Для этих целей необходимо воспользоваться  известным инструментом – SWOT-анализом (Рисунок 2.3).

     SWOT-анализ является важным при разработке стратегии развития турагентства, так как он позволяет достоверно оценить сильные и слабые стороны деятельности фирмы по предоставлению туристских услуг с учетом возможностей и угроз внешней среды. Проведенный SWOT-анализ определил, что самой сильной стороной для турагентства ООО «Пять Звёзд» является высокая доля продаж и хорошая репутация на рынке КМВ. Слабой стороной фирмы является отсутствие четко сформулированной стратегии развития. Открывается возможность занять рыночные ниши, которыми еще не заинтересовались конкуренты, и непрерывный рост благосостояния общества позволит привлечь новые финансово состоятельные группы клиентов. Со стороны внешних факторов для турагентства главной является угроза, исходящая от новейших компьютерных торговых технологий (онлайн-систем), которые исключают услуги посредников. 

     
  ВОЗМОЖНОСТИ:

- открывается  возможность занять рыночные  ниши, которыми еще не заинтересовались  конкуренты;

- непрерывный  рост благосостояния общества  позволит привлечь новые финансово  состоятельные группы клиентов;

- более  качественное и дешевое предложение  программного и технического  компьютерного обеспечения на  использование вычислительной техники  для презентации и продвижения  своих предложений (собственные  страницы в Интернете, презентация  продуктов с помощью компакт-дисков).

УГРОЗЫ:

- угроза  со стороны новой группы конкурентов  – крупных отечественных промышленных  или торговых предприятий, открывающих  собственные турбюро;

- угрозы, исходящие от новейших компьютерных  торговых технологий (онлайн-систем),

которые исключают услуги посредников.

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ:

- широкая  сфера деятельности;

- хорошая  репутация на рынке;

- высокая  доля продаж на рынке КМВ;

- широкие  и хорошие контакты с отечественными  и иностранными партнерами и  контрагентами;

- стабильная рыночная конкуренция;

- постоянные  клиенты;

- привлечение  новых клиентов через собственные  страницы в Интернете;

- презентация  продуктов с помощью компакт-дисков;

- рассылать  фирменные открытки с поздравлениями  и подарки постоянным клиентам  ко Дню рождения, Новому году, 8 марта и т.д.;

- разработка  рекламных материалов с целью  информирования потенциальных потребителей  о новых турпродуктах;

- создание  особой атмосферы в турбюро;

- проведение  маркетинговых исследований по  оценке конкурентоспособности турбюро на рынке КМВ

- увеличение  числа постоянных клиентов за  счет постоянного улучшения качества  предоставляемых услуг;

- поддерживать  старые контакты и находить  новые с отечественными и иностранными  партнерами и контрагентами;.

СЛАБЫЕ  СТОРОНЫ:

- нехватка денежных средств на более интенсивные маркетинговые коммуникации.

- разработка  стратегии по предоставлению  туристских услуг;

- осуществлять  более интенсивные маркетинговые  коммуникации за счет более  качественного и дешевого предложения  программного и технического компьютерного обеспечения на использование компьютерной техники.

- в условиях  быстрого развития новейших компьютерных  торговых технологий (онлайн-систем) возможно пониженное внимание  потенциальных потребителей к  услугам турбюро.

     Рисунок 2.3 Матрица SWOT-анализа для оценки положения на рынке туристских услуг на КМВ ООО «Пять Звёзд». 

 

      При проведении портфельного анализа  ООО «Пять Звёзд» ,при помощи матрицы БКГ, предложенной Бостонской консультационной группой были получены следующие результаты.

     В предложении турбюро доминируют продукты категории «дойные коровы». ООО «Пять Звёзд» к данной категории продуктов в летний период относит такие направления туров, как пляжный отдых в Турции, Таиланде, Египет, Арабские Эмираты и отдых в Домбае.

     Также летом пользуется постоянным спросом отдых на базах тур.комлекса «Архыз»  , «Голубые озера»,  который доступен потребителям с разным уровнем достатка. Зимой к данной категории продуктов относятся горнолыжные туры в Приэльбрусье. Названные «дойные коровы» приносят фирме чистую прибыль и за счет которых финансируются другие, менее прибыльные продукты.

     В предложении ООО «Пять Звёзд» туры: Финляндия, Индонезия, Арабские Эмираты, Египет ,Кипр и туры по Европе относят к продуктам категории «звезды», так как они требуют больших затрат, приносят большие доходы, однако не дают финансовой прибыли; они гарантируют фирме престиж и привлекают к ней состоятельных клиентов, темп роста их продаж в летний период очень высок.

     В предложение фирмы входят продукты категории «проблемные дети». Это экскурсионные туры по России: г. Санкт-Петербург, г. Москва, «Золотое кольцо» характеризуются низкой долей на отечественном рынке, спрос на которые не велик, однако новейшие тенденции рынка указывают на быстрый рост интереса к ним (в дальнейшем они могут стать «звездами»).

     ООО «Пять Звёзд» отказалась от предложения продуктов типа «собаки» - отдых на озере Тамбукан. Данное направление не приносит прибыли и в настоящее время не имеет перспектив развития, поскольку спрос на данный продукт упал из-за неразвитой инфраструктуры в данной местности.

     Для уменьшения степени неопределенности и риска турфирма должна располагать  точной и своевременной информацией. Один из способов получения такой  информации - проведение маркетинговых исследований.

     Одним из основных сегментов туррынка является молодежь. Именно эта категория выбрана нами для исследования и анализа. Для выяснения ситуации в сфере оказания туристских услуг было проведено маркетинговое исследование. Целью исследования являлось изучение и анализ потребительских услуг в сфере молодежного туризма, их возможностей и предпочтений. В процессе исследования планировалось получить данные, которые помогут при дальнейшей разработке и продвижении нового тур-продукта. Исследование проводилось по следующей схеме:

     - разработка анкеты [Приложение 1];

     - проведение анкетного опроса;

     - оценка и интерпретация результатов.

     Исследование проводилось в июне 2010 года. Местом проведения Центральная площадь г. Ессентуки. В опросе приняли участие 100 жителей КМВ. Основным источником информации выступили молодые люди в возрасте от 20 до 38 лет. Репрезентативность выборки обеспечивалась процедурой случайного отбора.

     В опросе приняли участие 42% мужчин и 58% женщин. Их возраст в основном составлял от 20 до 25 лет (58,0%), респондентов в возрасте от 26 до 30 (22,6%) и в возрасте от 31 до 38 (19,4%) было значительно меньше.

     Анализ  полученных данных показал, что 64,5% опрошенных приходилось когда-либо путешествовать и 35,5 – не приходилось. Планируют  отправиться на отдых в ближайшее  время 42,% опрошенных, причем 84,6% из них планируют отправиться летом и 15,4% - осенью. Для того чтобы потребность в туризме приобрела массовый характер, общество должно иметь необходимый уровень благосостояния. С этой целью был проанализирован уровень доходов респондентов в месяц (Рисунок 2.1). 

Рисунок 2.1Уровень среднемесячного дохода опрошенных респондентов 

     Из  данных, представленных на рис. 2.5 следует, что наибольшее число респондентов 48,4% имеют среднемесячный доход от 5 до 10 тыс. руб.

     На  рис. 2.2 видно, что респонденты выделили два главных барьера – это: стоимость поездки и нехватка времени. Нехватка времени, так же как  и низкий доход, в современном  обществе относится к основным ограничениям туризма. Рынок туристских товаров и услуг, как правило, эффективно работает при достаточно высоком уровне жизни населения. В последнее время приобрел актуальность вопрос о безопасности поездок в связи с угрозой терроризма. 

 

Рисунок 2.2 Барьеры, мешающие респондентам отправиться в путешествие

 

      Все эти факторы сказываются как  на частоте туров, так и на их продолжительности (Рисунок 2.3 и 2.4).

     Из  рис. 2.4. видно, что значительную долю занимают недельные и двухнедельные  путешествия. Как уже отмечалось, для того чтобы туризм вовлек значительные слои населения, необходим финансовый достаток, позволяющий выделить из бюджета некоторую часть денежных средств для обеспечения отдыха. Поэтому вполне объяснимо, что 40% респондентов одноразовую частоту путешествий в год (Рисунок 2.3). 

Информация о работе Маркетинг в сфере туристических услуг