Механизм функционирования рынка: спрос, предложение, рыночное равновесие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2011 в 22:50, контрольная работа

Описание

Актуальность определила цель исследования – изучить рынок, его сущность, функции, структуру и роль в жизни общества, рассмотреть противоречия рынка.

В соответствии с целью можно определить следующие задачи:

1. Определить в чем заключается сущность рынка, его функции, основные цели рыночной организации, что такое рыночная экономика, виды рынков.

2. Изучить механизм функционирования рынка, понятия спрос, предложение, рыночное равновесие.

3. Сделать выводы по вопросу сущности рынка, его функциям и роли в жизни общества.

Содержание

Введение……………………………………………………………..3 – 4
Понятие рынка и его основные признаки…………………………5 – 7
Структура рынка……………………………………………………..8 – 11
Функции рынка………………………………………………………12 – 14
Механизм функционирования рынка: спрос, предложение,
рыночное равновесие……………………………………………….15 – 24

Заключение…………………………………………………………25 – 27
Список литературы…………………………………………………28

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 75.72 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

  1. Введение……………………………………………………………..3 – 4
  2. Понятие рынка и его основные признаки…………………………5 – 7
  3. Структура рынка……………………………………………………..8 – 11
  4. Функции рынка………………………………………………………12 – 14
  5. Механизм функционирования рынка: спрос, предложение,

    рыночное  равновесие……………………………………………….15 – 24

  1. Заключение…………………………………………………………25 – 27
  2. Список литературы…………………………………………………28
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 
 

              Современная экономика развитых стран носит рыночный характер. Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем. Она формировалась не одно столетие, приобрела цивилизованные формы, и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира.

               Актуальность выбранной темы обусловлена переходом от административно-командной модели к рыночной экономике в России. Длительное время в стране отвергались товарно-денежные отношения и соответствующие им формы собственности, а практика развития национальной экономики почти полностью была изолирована от мирового рынка. Разрушалось натуральное и полунатуральное хозяйство, которое служит своеобразным буфером, смягчающим многие острые проблемы процесса становления рынка (безработица, нехватка  продовольственных товаров). В результате этих и многих других проблем стали постепенно развиваться рыночные отношения и сам рынок.

               Актуальность определила цель исследования – изучить рынок, его сущность, функции, структуру и роль в жизни общества, рассмотреть противоречия рынка.

               В соответствии с целью  можно определить следующие задачи:

1. Определить  в чем заключается сущность  рынка, его функции, основные  цели рыночной организации, что  такое рыночная экономика, виды  рынков.

2. Изучить  механизм функционирования рынка, понятия спрос, предложение, рыночное равновесие.

3. Сделать  выводы по вопросу сущности  рынка, его функциям и роли  в жизни общества.

               На основании рассматриваемых  статей, учебников, научной литературы, можно сказать, что данная тема широко и многогранно освящена во многих источниках по экономической литературе. Рыночную экономику изучают уже давно. Большое внимание до сих пор уделяют ей современные экономисты, которые рассматривают принципы, законы, рычаги управления экономических отношений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ПОНЯТИЕ РЫНКА И ЕГО  ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ 
 
 

               Можно дать несколько определений  рынка:

Рынок – это система экономических  отношений между продавцами (производителями) и покупателями (потребителями) товаров, опосредуемых через спрос и предложение.

Рынок – это  обмен, организованный по законам товарного  производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена.

Рынок – это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.

Рынок – это система или «тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования»1.

               Рынок также рассматривают как совокупность товарного обмена или представляют как обмен, организованный по законам товарного производства и обращения. В книге Ф. Котлера рынок характеризуется как «совокупность существующих и потенциальных покупателей товара»2. В книге «Экономикс» указывается, что рынок представляет собой «механизм, который сводит вместе покупателей и продавцов какого-либо продукта или услуги»3.

Интересно высказались о рынке американские ученые Р. Липси, П. Стейнер, Д. Первис. Они  указывают, что рынок – это  сцена, на которой разыгрывается  пьеса о взаимодействии тех, кто принимает экономические решения: миллионы потребителей принимают самостоятельные решения, какие товары и в каком количестве покупать; огромное число предпринимателей – что и как производить; владельцы факторов производства – кому и как эти товары продавать.

В российской экономической учебной литературе наибольшее распространение получило определение рынка как «системы экономических отношений продавцов  и покупателей»4.

               Одним из главных признаков рынка является то, что он основан на спонтанной координации или стихийном порядке. Это делает рыночную систему саморегулируемой и быстроразвивающейся.

Второй признак рынка заключается в присущей ему экономической свободе, означающей свободу выбора и действий предпринимателей, свободу потребительского выбора для покупателей (в пределах их финансовых возможностей) и свободу профессионального выбора для каждого желающего работать.

Третий  признак рыночной экономической системы состоит в многообразии форм собственности при  определяющей роли частной собственности на средства производства и его результаты. Кроме частной собственности в современной рыночной экономике существуют государственная, кооперативная и смешанная формы собственности. Наличие многообразных форм собственности гарантирует человеку свободу выбора места приложения своих сил и способностей, которые в наибольшей степени отвечают его складу, характеру, потребностям.

Четвертый признак состоит в том, что экономические отношения в рыночной системе реализуются через механизм цен, свободно устанавливаемых хозяйствующими субъектами. Благодаря свободному ценообразованию происходит эффективное распределение ресурсов между рынками, увеличение и сокращение объема производства, наиболее полно удовлетворяются общественные потребности. Таким образом, именно ценовой механизм координирует развитие рыночной экономики, обеспечивает сбалансированность народного хозяйства.

Пятый признак заключается в наличии конкурентной среды, которая предполагает существование множества продавцов и покупателей, дифференциации товаров, полную информированность субъектов рынка. Именно конкуренция является важнейшей причиной высокой динамичности рыночной системы, мощным стимулом к постоянному совершенствованию производства. «Законы конкуренции приводят к разорению и потере источников доходов всех слабых субъектов рынка, но одновременно – к вознаграждению всех конкурентоспособных»5.

Шестым  признаком развитого рынка в стране является открытость национального рынка, его тесная связь с мировым рынком. В нынешних условиях успешное развитие хозяйства любой страны – независимо от размеров ее экономического и трудового потенциала, емкости ее внутреннего рынка – может быть обеспечено только при условии внешнеэкономического взаимодействия с другими странами.

Седьмым признаком рынка является широкое государственное вмешательство в экономическое развитие страны с рыночным хозяйством. Это связано, в частности, с тем, что рыночная система имеет не только достоинства, но  и недостатки. К ним, например, относятся такие явления, как безработица, инфляция, цикличность экономического развития, чрезмерная дифференциация в уровне жизни и др.  
 
 

СТРУКТУРА РЫНКА 
 
 

               Рынок имеет сложную структуру.  Его классифицируют по следующим  критериям:

    1. По экономическому назначению объектов рыночных отношений:
  • Рынок рабочей силы – рынок труда – это свободная продажа каждым трудоспособным человекам своих трудовых возможностей и свободный наем работников. Важнейшим механизмом этого рынка является биржа труда, где формируется спрос и предложение рабочей силы.;
  • Потребительский рынок. Рынок потребительских товаров и услуг, он обеспечивает удовлетворение потребностей различных социальных групп, каждой семьи, каждого человека. Здесь в наибольшей степени проявляются колебания спроса и предложения, инфляции, денежного обращения. Данный рынок оказывает непосредственное воздействие на благосостояние нации. Здесь происходит купля-продажа предметов потребления. В качестве продавцов на этом рынке выступает производитель, поставляющий на рынок товары, в качестве потребителя - домашние хозяйства.;
  • Рынок средств производства. Он предполагает куплю-продажу экономических ресурсов или факторов производства, которые делятся на первичные производственные факторы, представляемые домашними хозяйствами, такие как земля, капитал, труд, и промежуточные, предоставляемые предприятиями другим предприятиям. Субъектами рынка факторов производства выступают производители, являющиеся покупателями факторов производства, и домохозяйства, выступающие продавцами.;
  • Рынок ценных бумаг. Он представляет реально существующий капитал в титулах собственности – акциях, облигациях, векселях. На рынке ценных бумаг существует две организационные формы торговли ценными бумагами: фондовые биржи, где обращаются ценные бумаги (в основном акции) прежних выпусков, и внебиржевой оборот, в процессе которого происходит первичное размещение новых эмиссий (выпусков) акций и облигаций, а также продаются и покупаются акции и облигации прошлых выпусков не самых крупных корпораций. Движение ценных бумаг вызывает перелив капиталов из одних производств и отраслей в другие на основе более выгодного их вложения и, следовательно, структурные сдвиги в экономике.;
  • Рынок информации. Товаром на подобном рынке выступает специфический продукт - информация, значение которой в производстве и общественной жизни чрезвычайно возросло за последние десятилетия. Информационный продукт, понимаемый в широком смысле слова, включает в себя массивы деловой, коммерческой, научной, культурной и иной информации.;
  • Финансовый рынок -  это рынок купли-продажи краткосрочных взаимных ссуд финансовых учреждений. На этом рынке деньги становятся полноправным товаром, цена за их использование согласно законам рынка устанавливается на основе спроса и предложения. Она принимает форму процента, т.е. дохода, получаемого за предоставленные в ссуду деньги.
    1. По географическому положению:
  • Местный, который ограничивается одним или несколькими районами страны;
  • Национальный, который охватывает всю национальную территорию;
  • Мировой, охватывающий все страны мира.
    1. По отраслям:
  • Автомобильный;
  • Нефтяной;
  • Компьютерный;
  • Продовольственный и т. д.
    1. По характеру продаж:
  • Оптовый;
  • Розничный.
    1. По степени ограничения конкуренции:
  • Рынок совершенной конкуренции - регулируется на основе свободной конкуренции независимых производителей товаров.
  • Рынок чистой монополии – в условиях чистой монополии одна фирма является единственным продавцом данной продукции, не имеющей близких заменителей. Это вынуждает покупателя покупать товар только у данной фирмы, а производителя обходиться без широкой рекламы.
  • Рынок монополистической конкуренции – представляет собой тип рынка, в условиях которого большое количество мелких фирм предлагают разнородную продукцию. В качестве, внешнем виде и других характеристиках товаров, производимых разными фирмами, существуют различия, которые делают эти товары в чем-то уникальными, хотя и взаимозаменяемыми.
  • Рынок олигополии эта форма конкуренции предполагает существование на рынке нескольких крупных фирм, продукция которых может быть как дифференцированной (автомобили, станки), так и однородной (сталь, алюминий). Вступление новых фирм в отрасль, как правило, затруднено. Особенность олигополистической конкуренции является взаимная зависимость фирм в принятии решений о ценах на свою продукцию, поэтому на таких рынках существует жесткость цен и имеет место неценовая конкуренция.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ФУНКЦИИ РЫНКА 
     
     

                   Рыночные механизмы, оказывая  воздействие на все стороны  хозяйственной жизни, выполняют  ряд существенных функций.

Информация о работе Механизм функционирования рынка: спрос, предложение, рыночное равновесие