Механизм функционирования рынка: спрос, предложение, рыночное равновесие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2011 в 22:50, контрольная работа

Описание

Актуальность определила цель исследования – изучить рынок, его сущность, функции, структуру и роль в жизни общества, рассмотреть противоречия рынка.

В соответствии с целью можно определить следующие задачи:

1. Определить в чем заключается сущность рынка, его функции, основные цели рыночной организации, что такое рыночная экономика, виды рынков.

2. Изучить механизм функционирования рынка, понятия спрос, предложение, рыночное равновесие.

3. Сделать выводы по вопросу сущности рынка, его функциям и роли в жизни общества.

Содержание

Введение……………………………………………………………..3 – 4
Понятие рынка и его основные признаки…………………………5 – 7
Структура рынка……………………………………………………..8 – 11
Функции рынка………………………………………………………12 – 14
Механизм функционирования рынка: спрос, предложение,
рыночное равновесие……………………………………………….15 – 24

Заключение…………………………………………………………25 – 27
Список литературы…………………………………………………28

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 75.72 Кб (Скачать документ)

Информационная  функция состоит в том, что через постоянно меняющиеся цены рынок дает его участникам объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации и выдающий обобщенные данные по всему тому хозяйственному пространству, которое он охватывает. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.

Посредническая  функция. Ее суть состоит в том, что рынок позволяет потребителю осуществить выбор оптимального поставщика (с точки зрения качества продукции, ее цены, сроков поставки, послепродажного обслуживания и других параметров). В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.

Ценообразующая  функция. На рынок поступают обычно продукты и услуги одного назначения, но содержащие неодинаковое количество материальных  и трудовых затрат. Но рынок признает лишь общественно необходимые затраты, которые согласен оплатить покупатель. На рынке формируется рыночная цена, отражающая общественную стоимость. Благодаря рынку между стоимостью и ценой устанавливается подвижная связь, чутко реагирующая на изменения в производстве и потребностях.

Регулирующая  функция – самая важная. Она связана с воздействием рынка на все сферы экономики, и прежде всего на производство. Именно рынок дает ответы на основные вопросы экономического выбора: что производить, как производить и для кого производить? Рынок немыслим без конкуренции.  
Американские профессора экономики Кембелл Р. Макконнелл и Стенли Л. Брю утверждают, что «сущность конкуренции заключается в широком рассредоточении экономической власти внутри составляющих экономику двух главных совокупностей - предприятий и домохозяйств. Когда на конкретном рынке находится большое число покупателей и продавцов, ни один покупатель или продавец не может предъявить спрос или предложение на такое количество продукта, которого было бы достаточно, чтобы заметно повлиять на цену»6.

Внутриотраслевая  конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции, рост производительности труда, технический прогресс, повышение  качества продукции. Межотраслевая  конкуренция посредством перелива капитала из одной отрасли в другую формирует оптимальную структуру  экономики, способствует росту наиболее перспективных отраслей.

В рыночном регулировании важную роль играет также  соотношение между спросом и  предложением, значительно воздействующее на уровень цен. При росте цены производство расширяется, при ее падении  сокращается. В результате стихийные  действия предпринимателей приводят к  установлению оптимальных пропорций.

На рынке  действует регулирующая «невидимая рука», о которой писал Адам Смит: «Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им»7.

В современных  условиях регулирующая роль рынка дополняется  регулированием экономики государством. Однако регулирующие рыночные механизмы  имеют определяющее значение, именно они во многом определяют сбалансированность народного хозяйства.

Санирующая  функция.  С помощью ценовой конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, благоприятствуют наиболее эффективным. В результате этого повышается средний уровень эффективности всего национального хозяйства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА: СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ 
 
 

               Рыночный механизм – это механизм  взаимосвязи и взаимодействия  основных элементов рынка: предложения,  спроса и цены. Рассмотрим более  подробно каждый элемент рыночного  механизма. 
 

СПРОС И ФАКТОРЫ ЕГО  ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ 

               Под спросом понимается количество  продукта, которое покупатели желают  и могут купить по любой  возможной цене за определенный  промежуток времени. 

               Главным фактором, определяющим  величину спроса, является цена  спроса, т. е. максимальная цена, которую покупатель готов заплатить  за данный товар. Графическая  зависимость величины спроса  от цены представлена на рис. 1. На графике кривая спроса  имеет отрицательный наклон, она  отражает общий закон спроса: чем ниже цена, тем больше величина  спроса, и наоборот.

Рис.1. График спроса: P – цена товара; Q – количество товара; D – спрос.

               Обратная зависимость величины  спроса от цены объясняется  тремя причинами:

  1. Снижение уровня цены расширяет покупательную способность покупателей, они имеют возможность купить большее количество товара (эффект дохода);
  2. При снижении цены на товар, он дешевеет относительно других товаров и приобретать его становится относительно выгоднее (эффект замещения);
  3. Насыщение рынка приводит к снижению полезности дополнительных единиц продукта, поэтому покупатели готовы покупать продукт только по более низким ценам.

               Наряду с ценой на спрос  влияет множество других неценовых  факторов: уровень денежных доходов  потребителей, их предпочтения и  вкусы,  ожидания покупателей,  связанные с изменением цен  на покупаемые товары и динамикой  доходов, число покупателей, изменение  цен на товары-субституты и  товары-комплименты, сезонность  потребности, удовлетворяемой товаром  и др. Под влиянием неценовых  факторов происходит сдвиг кривой  спроса вправо вверх, если спрос  возрастает, и влево вниз, если  спрос уменьшается.

Противоречит  закону спроса потребление товаров, покупаемых не столько ради потребительских  свойств, сколько для того, чтобы  подчеркнуть высокий социальный статус покупателя. К таким товарам  относятся уникальные ювелирные  изделия, особые марки автомобилей, созданные в единственном экземпляре модели одежды и др. Когда цена падает,  некоторые потребители считают, что это говорит об ухудшении  качества товаров или об утере  ими исключительности в глазах общества, и прекращают их покупать. И наоборот, рост цены ведет к увеличению покупок. В теории это явление получило название «эффект Веблена» по имени  американского экономиста Т. Веблена, анализировавшего явление демонстративного потребления в работе «Теория  праздного класса».  

ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ФАКТОРЫ, ЕГО  ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ 

                    

                Под предложением понимается  количество продукта, которое продавцы  желают и могут предложить  для продажи по разным ценам  в определенный промежуток времени.

Главным фактором, определяющим величину предложения, является цена. Цена предложения –  это минимальная цена, по которой  продавцы (производители) еще согласны предложить на рынке данное количество товара. Графическая зависимость  объема предложения от цены представлена на рис. 2. На графике линия предложения  имеет положительный наклон и  отражает общий закон предложения: при прочих равных условиях между  ценой товара и объемом его  предложения существует прямая зависимость.

Рис. 2. График предложения: S – предложение; P – цена; Q – количество товара.

Прямая  связь между предложением и уровнем  цены объясняется тремя причинами:

  1. При росте цены предложение возрастает, поскольку покрываются все издержки производителя, и растет прибыль;
  2. Высокая цена позволяет финансировать расширение производства;
  3. При росте цены предложение увеличивается в результате выхода на рынок производителей с более высокими индивидуальными издержками.

               Наряду с ценой на предложение  оказывают влияние многие неценовые  факторы: цены на исходные ресурсы;  изменения в технологии производства; цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары; число продавцов; налоги и дотации и др. под воздействием неценовых факторов происходит сдвиг кривой предложения: она сдвигается вправо – если предложение возрастает, и влево – если оно уменьшается. 

ЭЛАСТИЧНОСТЬ  СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 

               Эластичность – одно из важнейших  понятий экономической теории. Впервые  оно было введено А. Маршаллом  и представляет собой выраженное  в процентах изменение одной  в ответ на изменение другой  переменной на один процент.

Эластичность  спроса.

               Эластичность спроса определяется как отношение между процентной величиной изменений запрашиваемого количества товара и величиной колебаний цен.

где EDP  — эластичность спроса по цене; ΔQ — изменение объема спроса, %; ΔР— изменение цены, %.

               Форма кривой спроса может быть различной в зависимости от характера потребности в данном товаре. Существуют товары низкой         эластичности, спрос на которые стабилен, и товары высокой эластичности, спрос на которые резко меняется при изменении цены.

  Если, например, повышению цены на 1 % соответствует  снижение спроса более чем на 1 %, то говорят, что спрос эластичен (коэффициент эластичности больше 1); если повышению цены на 1 % соответствует  понижение спроса на 1 %, то спрос  нейтрален (коэффициент эластичности равен 1); если повышение цены на 1 % влечет за собой понижение спроса менее чем на 1 %, то спрос неэластичен (коэффициент эластичности находится в интервале от 0 до 1).

  Существуют  различные варианты проявления эластичности (рис. 3.).

  Спрос на любой товар зависит не только от его цены, но и от уровня цен  на другие товары. Для учета влияния  сопутствующих и заменяющих товаров  используют перекрестные коэффициенты эластичности, показывающие, на сколько процентов изменяется спрос на другой товар при условии, что остальные цены и доходы потребителей остаются прежними.

Перекрестная  эластичность выражается в двух товарах  — А и В.

  где ΔQB — изменение объема спроса на благо В; QB — объем спроса блага В; ΔPA— изменение иены блага А; РA — цена блага А.

               Перекрестная эластичность спроса показывает тенденцию покупателей к перемещению своего спроса от одного товара к другому в том случае, если цена на первый из них сильно меняется. Если EDP>0, то блага взаимозаменяемые, если EDP<0 — взаимодополняемые.

              Ценовая неэластичность товара означает, что изменение цен не вызывает значительных изменений в объеме продаж. Эффект изменения цен на неэластичном рынке проявляется в двух формах: при снижении цены теряется часть прибыли; при увеличении цены резко вырастает объем продаж и прибыли.

               Ценовая эластичность товара означает, что небольшие изменения цены вызывают значительные изменения продаж. Объем прибыли может увеличиваться при уменьшении цен и уменьшатся при их увеличении. Главная особенность эластичного рынка заключается в наличии высокой ценовой конкуренции, когда незначительные изменения цен вызывают существенные изменения объемов продаж, а следовательно, и валового объема прибыли. Поэтому любые повышения цен, даже очень незначительные, на эластичном рынке требуют проведения большого количества различных исследований для определения количественных характеристик таких соотношений, как «объем продаж – цена», «объем продаж – себестоимость», «емкость рынка – цена», с целью принятия окончательного решения. 

Информация о работе Механизм функционирования рынка: спрос, предложение, рыночное равновесие