Механизм функционирования рынка: спрос, предложение, рыночное равновесие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2011 в 22:50, контрольная работа

Описание

Актуальность определила цель исследования – изучить рынок, его сущность, функции, структуру и роль в жизни общества, рассмотреть противоречия рынка.

В соответствии с целью можно определить следующие задачи:

1. Определить в чем заключается сущность рынка, его функции, основные цели рыночной организации, что такое рыночная экономика, виды рынков.

2. Изучить механизм функционирования рынка, понятия спрос, предложение, рыночное равновесие.

3. Сделать выводы по вопросу сущности рынка, его функциям и роли в жизни общества.

Содержание

Введение……………………………………………………………..3 – 4
Понятие рынка и его основные признаки…………………………5 – 7
Структура рынка……………………………………………………..8 – 11
Функции рынка………………………………………………………12 – 14
Механизм функционирования рынка: спрос, предложение,
рыночное равновесие……………………………………………….15 – 24

Заключение…………………………………………………………25 – 27
Список литературы…………………………………………………28

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 75.72 Кб (Скачать документ)

 

 
 Ep=∞ абсолютно                                 -∞<Ep<-1                                                           Ep=1

   Эластичный спрос                       эластичный спрос                              спрос равен единице    

 
 
 
 

  -1<Ep<0                   Ep=0

Жесткий спрос                          Неэластичный спрос                                       

Рис. 3.  Графики эластичности спроса 

  В современной экономической науке  используется также показатель эластичности спроса относительно дохода. 

где ΔQ — изменение объема спроса; Q — объем спроса; ΔI— изменение величины дохода; I— величина дохода. 
 

Эластичность  предложения.

               Степень реакции предложения на колебания цен измеряется эластичностью предложения, которая представляет собой отношение изменения предложения в процентах к процентной величине колебания цен. 

  

где Esp — эластичность предложения по цене; ΔQ — изменение объема предложения, %; ΔР — изменение цены, %.

Поскольку изменение объема предлагаемого  товара и цен происходит в одном  направлении, эластичность предложения  всегда позитивна 
 

                                  

        Es =∞                                                        1<Es<∞                                                 Es=1

Полностью эластичное                      Относительно элас-                               Эластичность

        предложение                              тичное предложение                             равна единице              

                               

                  0<Es<1                                                                               Es=0

     Относительно неэластич-                                                    Жесткое предложение

     ное предложение     

Рис. 4. Графики эластичности предложения

               Различают пять вариантов эластичности предложения (см. рис. 4.). Для понимания функции предложения важное значение имеет фактор времени. Обычно различают ряд периодов:

  • кратчайший (все факторы постоянны);
  • краткосрочный (отдельные факторы переменны);
  • долгосрочный (все факторы переменны).

               Эта периодизация была предложена А. Маршаллом для анализа предложения. Рассматривая категорию спроса и предложения, можно заметить, что спрос более подвижен во времени, чем предложение. Это вызвано тем, что спрос в большинстве случаев сразу сокращается при существенном повышении цен. Напротив, рост цены является лишь первым сигналом для производителей расширить мощности, вовлечь в производство дополнительные ресурсы и на этой основе увеличить предложение товара.

               На рынке конкретное соотношение спроса и предложения зависит от размеров запасов товаров, динамики цен на них и денежных доходов населения, организации торговли, рекламы и др. факторов. Оно может приобретать три возможных варианта. Один из них характеризуется превышением предложения товара над спросом покупателей. Такой случай может быть результатом не только излишнего производства товара, но и непомерного вздувания цен на товары невысокого качества, дефицита денег у населения и других обстоятельств.

               Второй вариант отличается от первого превышением спроса над предложением товара. В этом случае имеет место неудовлетворенный спрос, товарный дефицит. Рынок реагирует на дефицит прямым или скрытым ростом цен. Выходом из этой ситуации могут быть увеличение производства товаров, пользующихся спросом, повышение цен и уменьшение роста денежных доходов населения.

               Третий вариант соотношения спроса и предложения характеризуется соответствием между величиной и структурой спроса на товары, с одной стороны, и величины и структуры их предложения с другой, равновесием спроса и предложения.

РЫНОЧНОЕ  РАВНОВЕСИЕ 

         Для анализа взаимодействия спроса  и предложения необходимо совместить  на одном графике кривые спроса  и предложения (рис. 5.).     

Рис.5. График рыночного равновесия 
 

               Точка пересечения кривых спроса  и предложения показывает рыночное  равновесии, которое характеризуется  равновесным количеством товара  Q0 и равновесной ценой P0. Равновесное количество – это количество товара, которое хотят купить покупатели, соответствующее количеству товара, которое продавцы хотят продать. Равновесная цена – это цена  такого уровня, при котором объем предложения соответствует объему спроса.

               В точке равновесия интересы  покупателей и продавцов совпадают,  ни те, ни другие не заинтересованы  ни в изменении объемов производства, ни в изменении цен.

               Падение цены ниже равновесной  невыгодно не только продавцам,  но и покупателям, так как  сократит количество предлагаемого  товара, а рост цены выше равновесного  уровня не устроит не только  покупателей, но и продавцов,  поскольку уменьшит покупаемый  объем товара. Вследствие этого  при отклонениях цены от равновесного  уровня в самой рыночной системе  возникают силы, возвращающие ее  в первоначальное равновесное  состояние. 

               Точно также поведет себя рынок  и при отклонениях количества  товара от равновесного: его превышение  обернется падением цены и  станет невыгодным для продавцов,  а недобор количества приведет  к росту цены, невыгодному для  покупателей.

               Колебания спроса и предложения,  вызываемые изменением поведения  покупателей и продавцов, изменяют  равновесную цену и равновесное  количество товара на рынке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 
 

               В самом общем виде рынок – это система экономических отношений, которые складываются в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движение денежных средств. Рынок развивается вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только производственные продукты, но и те продукты, которые не являются результатом труда (земля, лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей. Рынок представляет сферу обмена, в которой осуществляется связь производителей и потребителей, производства и потребления. Рынок обслуживает производство, обмен, распределение и потребление. Для производства рынок поставляет необходимые ресурсы и реализует его продукцию, а также определяет спрос на нее. Для обмена рынок является главным каналом сбыта и закупок товаров и услуг. Для распределения он является тем механизмом, который определяет размеры доходов для владельцев ресурсов, продающихся на рынке. Для потребления рынок – это тот канал, через который потребителю поступает основная часть необходимых ему потребительских благ. Рынок – это то место, где определяется цена, являющаяся главным индикатором рыночной экономики.

Рынок выполняет различные функции, которые  определяются стоящими перед ним  задачами. Рыночный механизм призван  найти ответы на три главных вопроса:

1. Что  надо производить, то есть какие  товары и услуги должны быть  предложены потребителям?

2. Как  производить, то есть какой  из способов изготовления следует  применить?

3. Для  кого следует эти товары и  услуги производить, то есть  кто может претендовать на  их получение в свою собственность?

               Для решения этих вопросов рынок выполняет ряд функций, через которые он решает центральные проблемы экономики. Но функции рынка ограничены. Решением тех социально-экономических проблем общества, в которых рынок бессилен, занимается государство. Оно призвано не только контролировать сферы общественной жизни, которые лежат за пределами действия рынка (социальная сфера, государственное управление и правопорядок, обороноспособность страны), но и следить за работой самого рыночного механизма. Государственное регулирование распространяет свое влияние на самые разные сферы экономики, экономической жизни. В условиях рыночной экономики даже при наличии многочисленных видов и способов государственного регулирования он носит довольно ограниченный характер. У компаний, предпринимателей, граждан сохраняются значительные возможности самоуправления, сохраняются зоны управленческих воздействий, не затрагиваемые государственным регулированием.

               Государство при чрезмерном вторжении в экономику может деформировать действие рыночного механизма и лишить производство стимулов к совершенствованию.

               В экономической теории различают несколько видов рынков, которые основываются на собственной инфраструктуре, обслуживающей их потребности. Кроме того, рыночную экономику обслуживают институты, связывающие все рынки в единое целое. Каждый элемент рыночной системы имеет самостоятельное значение, но нормальное функционирование рыночной экономики возможно только при слаженной работе всех ее частей, в условиях мягкого государственного регулирования и стимулирования ее развития.

               Рынок в общественном производстве играет большую роль: он подает сигнал производству – что, в каком объеме, и в какой структуре следует производить; уравновешивает спрос и предложение, обеспечивает сбалансированность экономики; дифференцирует товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса; «убирает» неконкурентоспособных предприятий и «свертывает» устаревшее производство.

               В рыночной экономике благосостояние каждого определяется тем, насколько успешно он может продать на рынке товар, которым владеет. Тот, кто предложил покупателям наилучший товар и на более выгодных условиях, оказывается победителем в конкурентной борьбе.

               Как не упорядочен, как ни регулируем современный рынок, его природа остается в основном неизменной – это столкновение продавцов и покупателей, обладающих полной свободой хозяйственной деятельности и поэтому абсолютно самостоятельно решающих для себя главные вопросы экономики: что производить? Как изготовлять? Кому и по какой цене продавать? Как использовать полученные доходы?

               Таким образом, можно сформулировать еще один рецепт экономического процветания: для процветания страны необходимо поддерживать развитие рыночных механизмов и следить за тем, чтобы они работали на благо, а не во вред национальной экономике.

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 
 
 
 

  1. Нуреев  Р.М. Основы экономической теории. М., Высшая школа,1996.
  2. Котлер Ф. Основы маркетинга. М., Прогресс. 1990.
  3. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономика: принципы, проблемы и политика. М., Республика. 1992. т. 1.
  4. Курс экономики / под ред. Б.А.Райзберга. М.,ИНФРА – М, 1997.
  5. Климов С. М., Селин А. П., Федорова Т. А. Экономическая теория: Учебное пособие. – СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2000.
  6. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962.
  7. Козырев В.М. Основы современной экономики: учебник для вузов. – 2-е издание перераб. и доп. М., 2000 г.
  8. Основы экономической теории. Борисов Е.Ф., Волков Ф.М. 1999 г.

Информация о работе Механизм функционирования рынка: спрос, предложение, рыночное равновесие