Механизм макроэкономического регулирования экономики на примере западных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 07:20, курсовая работа

Описание

Главная цель данной работы – это изучение и анализ функционирования механизма макроэкономического регулирования экономики на примере западных стран и в частности Республики Беларусь.
Основными задачами при написании работы являются:
- изучение теоретических аспектов механизма макроэкономического регулирования национальной экономики;
- рассмотрение инструментов, с помощью которых и осуществляется макроэкономическое регулирование экономики;
- анализ опыта в обрасти макроэкономического регулирования экономики в западных странах;
- рассмотрение механизма макроэкомического регулирования непосредственно в Республике Беларусь, проблемы в этом направлении и возможные пути их разрешения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ВОЗМОЖНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ.ФИСКАЛЬНАЯ ,НАЛОГОВАЯ И ДЕНЕЖНО _ КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА, КАК СПОСОБЫ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 5
1.1.Возможность и необходимость государственного регулирования национальной экономики 5
1.2. Фискальная и налоговая политика как способ макроэкономического регулирования национальной экономики 10
1.3.Денежно-кредитная политика как способ макроэкономического регулирования национальной экономики 14
ГЛАВА 2 МЕХАНИЗМ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ 17
2.1 Зарубежный опыт макроэкономического регулирования национальной экономики 17
2.2 Механизм макроэкономического регулирования национальной экономики в США 20
2.3. Механизм макроэкономического регулирования национальной экономики в Японии 24
ГЛАВА 3 МЕХАНИЗМ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 28
3.1 Необходимость макроэкономического регулирования национальной экономики Республики Беларусь 28
3.2 Основные направления макроэкономического регулирования национальной экономики Республики Беларусь 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

Работа состоит из  1 файл

Механизм макроэкономического регулирования (Восстановлен).doc

— 189.00 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ               3

ГЛАВА 1 ВОЗМОЖНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ.ФИСКАЛЬНАЯ ,НАЛОГОВАЯ И ДЕНЕЖНО _ КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА, КАК СПОСОБЫ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ                                                                                                        5

1.1.Возможность и необходимость  государственного регулирования       национальной экономики                                                                                     5

1.2. Фискальная и налоговая политика как способ макроэкономического регулирования национальной экономики                                                         10

1.3.Денежно-кредитная политика как способ макроэкономического регулирования национальной экономики                                                         14

ГЛАВА 2 МЕХАНИЗМ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ  В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ         17                               

2.1 Зарубежный опыт макроэкономического регулирования национальной

    экономики                         17

2.2 Механизм макроэкономического регулирования национальной     экономики в США                                                                                         20

2.3. Механизм макроэкономического регулирования национальной    

 экономики в Японии                                       24

ГЛАВА 3 МЕХАНИЗМ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ  В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ        28                                                                              

3.1 Необходимость макроэкономического регулирования национальной  

 экономики Республики Беларусь                    28

3.2 Основные направления макроэкономического регулирования  национальной  экономики Республики Беларусь                                             32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                    36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                                            38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Механизм макроэкономического  регулирования является неотъемлемым элементом в функционировании  любого государства.

Актуальность темы данной курсовой работы заключается в том, чтобы показать необходимость государственного вмешательства в экономическую жизнь страны. А это очень «болезненная» сторона для многих государств, так как в современных условиях все больший оборот  набирает развитие частного предпринимательства, которое по тем или иным причинам не может функционировать в тех масштабах, в которых бы хотело хозяйствующим субъектам. Потому что государство ставит в этом направлении определенные рамки и границы, нарушать которые нельзя.

Основными проблемами в  этом направлении являются налоги, взимаемые индивидуальных предпринимателей, и сложность в получении кредита для открытия малого бизнеса. Поэтому целесообразно будет рассмотреть пути решения данных проблем, варианты для них и проанализировать как функционирует механизм макроэкономического функционирования в западных странах, с какими проблемами он сталкивался и как они разрешались.

Безусловно механизм макроэкономического функционирования национальной экономики имеет свой объект и предмет.

Объектом макроэкономического  функционирования национальной экономики  является государство, а именно степень его вмешательства в экономическую жизнь страны.

Предмет данной курсовой работы – непосредственно сам  механизм макроэкономического  регулирования  национальной экономики, его принципы, инструменты и приоритеты.

Главная цель данной работы – это изучение и анализ функционирования механизма макроэкономического регулирования экономики на примере западных стран и в частности Республики Беларусь.

Основными задачами при  написании работы являются:

- изучение теоретических  аспектов механизма макроэкономического регулирования национальной экономики;

- рассмотрение инструментов, с помощью которых и осуществляется  макроэкономическое регулирование  экономики;

- анализ опыта в  обрасти макроэкономического регулирования  экономики в западных странах;

- рассмотрение механизма макроэкомического регулирования  непосредственно в Республике Беларусь, проблемы в этом направлении и возможные пути их разрешения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 ВОЗМОЖНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ. ФИСКАЛЬНАЯ, НАЛОГОВАЯ И ДЕНЕЖНО _ КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА, КАК СПОСОБЫ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ                                                                                                       

1.1.Возможность и необходимость государственного регулирования       национальной экономики

 

 

В начале ХХ в. экономическая роль государства стала настолько значимой, что первая первое столетие ХХ века вошло в историю как эпоха «государственно-монополистического капитализма» (ГМК). Практика ГМК подтолкнула к идее «государственного социализма» - попытке использовать экономическую мощь государства для ускоренного социалистического преобразования общества. Однако это привело только к возникновению «административно-командной экономики».

Неконтролируемые рыночные процессы разрушительны для общества и природы. Поэтому рыночная экономика  более, чем любая иная, нуждается  в регулировании. Роль регулирующего  центра может выполнить только государство («правительство») – институт, представляющий все общество и обладающий правом внеэкономического вмешательства в экономические отношения. Задача состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы государственного регулирования экономики, которые, не разрушая ее рыночную природу, в то же время обеспечили бы рыночной экономике максимальную эффективность.

Неизбежность государственного регулирования национальной экономики  постоянно рождает соблазн директивного решения многих экономических проблем. Однако чаще всего результат такого «административного» решения оборачивается лишь видимостью преодоления кризисных экономических ситуаций, хотя в некоторых сферах приоритет государственного воздействия необходим и эффективен. [10, с. 249-250]

В экономической теории существуют разные подходы к решению вопроса о роли государства в рыночной экономике. А. Смит, Х.Б.Сэй, Ф. фон Хайек и другие представители неоклассической теории, утверждают, что рыночная экономика характеризуется экономической свободой человека и свободой выбора. Любые попытки ограничить эту свободу приводят к нарушению эффективности рыночного механизма. Они утверждают, что вмешательство государства в экономику должно быть минимальным и главная функция государства – принятие законов, которые создадут базу для свободного выбора экономических решений хозяйственными субъектами. При этом такие законы должны быть основаны на естественном праве и не ограничивать экономическую свободу человека.

Другое направление  экономической теории (кейнсианство) утверждает, что рыночный механизм не может самостоятельно обеспечить стабильность экономического развития, неизбежно порождает кризисы, безработицу, инфляцию. Поэтому государство, в дополнение к принятию законов и контролю за их соблюдением, должно заниматься регулированием экономики.

В настоящее время  практически все экономисты согласны в том, что государство должно регулировать экономику. Разногласие  между ними заключается в вопросе  об объеме функций государства.

Подходы кейнсианцев  и неоклассиков к макроэкономической политике различны по таким аспектам, как причины нестабильности совокупного спроса; факторы, определяющие совокупное предложение; взаимосвязь инфляции и безработицы; инструменты фискальной и кредитно-денежной политики.

Общий подход кейнсианцев  заключается в утверждении активной макроэкономической политики, которая необходима для стабилизации внутренне нестабильной экономики. Внутренняя нестабильность во многом связана с недостаточной гибкостью рынка труда, жесткостью зарплаты, неэластичностью цен в сторону снижения.

Общий подход неоклассической  теории характеризуется пассивностью макроэкономической политики, так как экономика внутренне стабильна и автоматически переходит в состояние долгосрочного равновесия. Инструментами саморегулирования являются гибкие зарплаты, цены и ставки процента. [12, с. 60-61]

Общая стратегия государственного регулирования национальной экономики  базируется на следующих принципах:

- при прочих равных  условиях предпочтение следует  отдавать рыночным формам организации   экономики. На практике это означает, что государство должно финансировать только те социально - значимые отрасли, которые не привлекают частный бизнес( из-за малой прибыльности).

- государственное предпринимательство  должно не конкурировать, а  помогать развитию частного бизнеса. Игнорирование этого принципа способно привести к искусственному доминированию государственных предприятий над частными.

- государственная финансовая, кредитная  и налоговая политика  должна способствовать экономическому  росту и социальной стабильности.

- государственное вмешательство  в рыночные процессы тем эффективнее,  чем более « рыночную» форму  оно облечено.

- особую значимость  государственное регулирование  приобретает в период общехозяйственных  кризисов, а также для процессов  в сфере межгосударственных экономических отношений ( импортно- экспортные операции, международная специализация производства, валютные отношения).[10, с. 250]

Необходимость государственного вмешательства заключается в  нарастании проблем в экономике, с которыми рынок самостоятельно справиться не может и надо бороться государству.

Возможность государства  воздействовать на экономику появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала в руках государства.

Возможности государственного воздействия на экономику ограничены. Это вытекает из:

  1. доли государства в ВВП страны;
  2. границ достаточных мотивов у предпринимателей в смешанной экономике;
  3. границ налогообложения;
  4. границ прироста ВНП.

Данные обстоятельства приводят к тому, что в настоящее время государство пытается подстроиться под механизм рыночного саморегулирования с тем, чтобы смягчить отрицательные аспекты рынка, не подрывая рыночные стимулы и механизмы.

Государство использует следующие средства для выполнения своих функций:

  1. административные, они базируются на силе государства и включают в себя меры запрета, принуждения и разрешения;
  2. экономические (фискальная и кредитно-денежная политика);
  3. государственная собственность, государственный сектор в экономике, который представляет собой совокупность хозяйственных объектов целиком или полностью принадлежащих центральным и местным органам власти. В целом государственный сектор служит дополнением частного хозяйства в тех сферах, в которых мотивация для частного сектора оказывается недостаточной. С помощью государственного сектора правительство воздействует на состояние экономики. Так в условиях кризиса инвестиции государства в государственный сектор растут, что способствует уменьшению спада в экономике.

Можно выделить основные функции государства, характерные для современной экономики:

  1. Создание правовой основы для принятия решений;
  2. Стабилизация экономики, которая проявляется в стабилизации экономического цикла, занятости, денежного обращения, цен, условий конкуренции, структуры экономики, платежного баланса;
  3. Социально-ориентированное распределение ресурсов;
  4. Обеспечение социальной защиты и социальных гарантий.

Вместе с тем можно  указать на трудности, которые объективно порождаются закономерностями развития  экономики и усложняют проведение экономической политики государства:

- временные лаги между принимаемыми решениями и достигнутыми результатами;

- несовершенство экономической информации;

- изменчивость экономических ожиданий;

- неоднозначность исторических аналогий.

Прежде чем достигнуть нынешнего этапа в регулировании экономических процессов, участие государства в экономике прошло несколько этапов:

  1. Создание общих благоприятных условий для воспроизводства частного капитала, сосредоточение усилий государства на разработке законодательства, таможенной политике; обеспечение устойчивости денег; одновременно государство занимается приобретением и строительством объектов в сырьевых отраслях и инфраструктуре;
  2. Характеризуется несогласованными действиями в области структурной политики и попытками воздействовать на занятость и цены.
  3. Начинаются эксперименты с использованием кредитно-денежной и фискальной политики для регулирования экономики. Наблюдается приватизация государственной собственности.
  4. Начинается переход к отраслевому программированию. Предпринимаются попытки повысить действенность государственного регулирования путем изучения совместимости и взаимозаменяемости различных методов регулирования, определяющих их эффективность.
  5. Начинают использоваться среднесрочные программы развития экономики в сочетании с разработкой долгосрочных перспективных целей. Методы регулирования приобретают все более точное адресное, дозированное и комплексное использование.
  6. Меры по согласованию общегосударственных среднесрочных программ начинают приниматься на межгосударственном уровне в рамках интеграционных объединений. Предпринимаются шаги к созданию программ развития экономики. [12, с. 62]

Информация о работе Механизм макроэкономического регулирования экономики на примере западных стран