Механизм макроэкономического регулирования экономики на примере западных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 07:20, курсовая работа

Описание

Главная цель данной работы – это изучение и анализ функционирования механизма макроэкономического регулирования экономики на примере западных стран и в частности Республики Беларусь.
Основными задачами при написании работы являются:
- изучение теоретических аспектов механизма макроэкономического регулирования национальной экономики;
- рассмотрение инструментов, с помощью которых и осуществляется макроэкономическое регулирование экономики;
- анализ опыта в обрасти макроэкономического регулирования экономики в западных странах;
- рассмотрение механизма макроэкомического регулирования непосредственно в Республике Беларусь, проблемы в этом направлении и возможные пути их разрешения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ВОЗМОЖНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ.ФИСКАЛЬНАЯ ,НАЛОГОВАЯ И ДЕНЕЖНО _ КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА, КАК СПОСОБЫ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 5
1.1.Возможность и необходимость государственного регулирования национальной экономики 5
1.2. Фискальная и налоговая политика как способ макроэкономического регулирования национальной экономики 10
1.3.Денежно-кредитная политика как способ макроэкономического регулирования национальной экономики 14
ГЛАВА 2 МЕХАНИЗМ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ 17
2.1 Зарубежный опыт макроэкономического регулирования национальной экономики 17
2.2 Механизм макроэкономического регулирования национальной экономики в США 20
2.3. Механизм макроэкономического регулирования национальной экономики в Японии 24
ГЛАВА 3 МЕХАНИЗМ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 28
3.1 Необходимость макроэкономического регулирования национальной экономики Республики Беларусь 28
3.2 Основные направления макроэкономического регулирования национальной экономики Республики Беларусь 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

Работа состоит из  1 файл

Механизм макроэкономического регулирования (Восстановлен).doc

— 189.00 Кб (Скачать документ)

Существую четыре модели государственного регулирования экономики:

  • американская - либерализованная система управления национальной

экономикой, в которой  основной акцент делается на рыночные регуляторы экономических процессов. Государственное регулирование сводится к использованию правовых и опосредованных методов с целью создания «правил игры» и благоприятных условий для развития бизнеса;

В американской модели масштабы государственного вмешательства в  экономику минимальны. Но и это приносит свои положительные результаты. Многие американские ученые констатируют, что вынужденность терпения в США определенной «доли социализма» (государственного регулирования) позволяет экономике сохранять динамизм развития.

- японская - централизированное регулирование социально-экономического развития страны со стороны государства на основе использования экономических, опосредствованных и неформальных методов ГРЭ. Особенностью экономики Японии является то, что в основе ее рыночного механизма стоят государственно-корпоративные структуры. Доминирует психология коллективизма, солидарности, подчинения личных интересов коллективным и государственным;

- немецкая -  в системе управления национальной экономикой активно используются рыночные регуляторы (прежде всего конкуренция) и создание на государственном уровне эффективной системы социальной защиты граждан;

-  шведская -  управление социально-экономическим развитием страны на основе активного вмешательства государства в процесс распределения и перераспределения доходов, создание общей системы социальной защиты населения, доминирование идеи равности и солидарности. [8]

Цели государственного регулирования экономики в зарубежных странах:

1. Укрепление строя  и его адаптация к изменяющимся  условиям.

2. Выравнивание экономических циклов.

3. Совершенствование  структуры народного хозяйства.

4. Стабилизация денежного  обращения.

5. Поддержание нормальной  занятости.

6. Социальный мир.

7. Внешнеэкономическое  равновесие.

8. Стабильность цен.

9. Поддержание конкуренции.

10. Защита, сохранение  окружающей среды.

Стратегическая цель: экономическая  и социальная стабильность, рост жизненного уровня населения. [2, с 101]

Таким образом, можно сделать вывод  о том, что механизм макроэкономического  регулирования зарубежных стран  прежде всего направлен на достижение экономической и социальной стабильности, повышение жизненного уровня населения.

 

 

2.2. Механизм макроэкономического регулирования национальной    

           экономики  в США

История взаимоотношений  американского государства с  рынком, со свободным предпринимательством носит уникальный характер. В Америке  сложились по-своему идеальные условия  для становления и развития капитализма, для формирования государства, вырастающего и крепнущего вместе с укоренением в хозяйственной жизни экономических принципов. Иначе говоря, государство и рынок в США набирали силу одновременно, хотя при этом экономическая функция государства в наибольшей мере проявилась лишь в I половине XX века. Из всего многообразия факторов, определяющих природу и причины богатства Америки, выделяется роль государства и попытаемся выявить движущие силы активной позиции государства в переломные периоды развития американского общества. [2]

В США механизм государственного регулирования прошел несколько  этапов. В начале 70-х годов в  режиме жесткого административного  регулирования находилось много  отраслей экономики США. Основными  причинами введения жесткого регулирования отраслей экономики были ограничения монополии и ограничение конкуренции. В арсенале элементов государственного регулирования рынка США важное место заняло государственное программирование экономики, которое охватило разработку как общенациональных, так и региональных программ.

Но это было еще  не все, и вереница экономических бед продолжала посещать Америку в 70-е годы. Во-первых, возникла проблема, связанная с закупкой СССР 19 миллионов тонн зерна, фактически весь запас США, в результате чего сократились поставки зерна на внутренний рынок, что привело к росту цен на хлеб и на бакалейные товары. Во-вторых, повышение цен на нефть ОПЕК привело к повышению цен в США, которые почти наполовину зависели от импорта нефти, на все энергоносители на 50%, а следовательно, к витку цен на издержки во всех производящих отраслях, не говоря уж о более глубоких структурных последствий для экономики США. Цены на нефть выросли с 2. 59 $ за баррель в 1973 до 12 $ в 1976 и в 1980 превысили 35 долларов за баррель.

Наряду с этим непрекращающейся стагфляцией привело экономику к очередному спаду 1974 г. Никсон вынужден был уйти в отставку из-за Уотергейта еще в 1973. Исполнительная власть США фактически лишилась руководства, и её задачами занимался Конгресс. Уровень инфляции составил в 1974 11%, безработица – 5,6%, a в 1975 - соответственно и 8, 5%, в 1977 – 7, 5% в 1978 и 11% в 1979 гг. После второго нефтяного эмбарго 1977 г. была выработана энергетическая программа, не давшая результатов. Вообще последние годы семидесятых отличались скорее отсутствием какой-либо экономической политики. К 1980 году экономика США пришла с вялыми инвестициями и хронической стагфяцией, грозящей перейти в новый спад. Этого пока не происходило потому, что потребительские расходы оставались высокими именно из-за инфляции, так как выгодно было тратить и невыгодно сберегать.

1978 год ознаменовался  принятием закона Хэмфри -Хокинса о полной занятости и сбалансированном росте, признававший необходимость большего централизованного планирования, контроля над ценами и т. д. для борьбы с инфляцией, придав борьбе с безработицей приоритетное, даже перед инфляцией, значение. Однако менее чем через год цели стабилизации цен и занятости были отложены до 1988 г. , а на деле совершенно забыты, и таким образом этот закон стал последней схваткой кейнсианцев в уже проигранной борьбе. [13]

В 80-е годы США отказались от традиционной системы регулирования, которая основывалась на кейнсианской модели и заменили ее системой, основанной на проведенные политики монетаризму и экономической теории «предложения». Государство регулирует отношения сторон, обеспечивает их свободу, стимулирует честную деловую активность и наказывает тех, кто игнорирует право и интересы субъектов рынка. В условиях современной рыночной экономики, которая характеризуется наличием большого количества не только малых и средних предприятий, но и монополизированных комплексов, рыночное саморегулирование дополняется и формируется в механизм целенаправленного макроэкономического регулирования. При этом усилия государства концентрируются на недопущении монополизма, контроле за реализацией антимонопольного законодательства, стимулировании передовых технологий. [1]

Из-за возросшего к началу 90-х годов государственного долга, достигшего астрономической суммы, дефицита торгового бюджета, серьезных  трудностей с продвижением американских товаров на мировые рынки инфляция в США перестала быть «врагом номер один» американской экономики. Из-за особого положения США и их валюты в мировой экономике даже непроизводительное использование средств, составляющих и пополняющих государственный долг, не останавливает поступательное развитие американской экономики. В США ограничение негативных последствий деятельности монополий осуществляется по двум направлениям. В структурных отраслях, где существуют «естественные монополии», государство осуществляет прямое регулирование тарифов, цен, уровня прибыли и т. д. В других секторах инструментом предотвращения монополизации служит антитрестовское законодательство, которое распространяется на все формы хозяйственных объединений, дает возможность регулировать число конкурентов на рынке, влиять на фирменную структуру отраслей, воздействовать на размеры и направления оста корпораций.

Государственные финансы  представляют собой тот инструмент, с помощью которого правительственная  администрация подключается к контролю над движением капитала в колоссальных масштабах. Вместе с возрастающей частью пропускаемого через государственный бюджетный механизм национального дохода, принимающего на данной стадии денежную форму, растет и экономическая сила государства.

Реакцией государства  на заметное ускорение темпов роста  оптовых и розничных цен на внутреннем рынке США в 70-х годах, трансформацию умеренной инфляции в галопирующую стала попытка  победить инфляцию с помощью методов  прямого регулирования цен. Это оказало пагубное воздействие на американскую экономику в целом.

Нынешняя американская администрация, ограничивая государственное  финансирование и прямое регулирование  цен по отдельным товарным группам, делает упор на активное использование  рыночных рычагов и методов косвенного регулирования. Среди основных направлений косвенного регулирования цен можно выделить следующие: регулирование учетной ставки федеральных резервных банков; уменьшение дефицита государственного бюджета; система федеральных закупок товаров и услуг; налоговая политика.

В конечном счете все  эти направления государственной  макроэкономической политики влияют на изменение соотношения спроса и  предложения на внутреннем рынке  США и таким образом определяют базовые пропорции обмена и уровень цен. [2]

Важное место в регулировании  рынка США отводится фискальной политике. Суть ее заключается в  установлении государственного налогообложения  и государственных расходов с  таким расчетом, чтобы они помогали гасить колебания экономического цикла, способствовали, высокому уровню занятости, ограничивали инфляцию или дефляцию (застой). [1]

По- разному можно относится к американской истории, но очевидным является факт, что в США сложилась система государственной власти, впитавшая в себя демократические признаки рыночной экономики. В результате в экономически и политически сильном государстве заинтересованы и бизнес, которому нужны ясность и стабильность «правил игры» внутри и вне страны, и все слои населения, права которых гарантируется государством.

Однако было бы неправильно делать вывод о том, что в США уже найден оптимум эффективности государства вообще и его хозяйственной роли в частности. Динамизм и турбулентность современного мирового развития постоянно выдвигает все новые вызовы, на которые и должно реагировать государство. [2]

Таким образом, прямое и  непрямое (косвенное) вмешательство  государства в экономическую  жизнь США основывается на системе  теоретически обоснованных и проверенных  хозяйственной практикой методов  и рычагов, которые являются универсальными.

 

 

 2.3. Механизм макроэкономического регулирования национальной    экономики в Японии

Япония относится к  странам, в которых оптимально сочетаются регулирующая и направляющая роль государства с функционированием механизмов рынка.

Современная японская экономика отличается от западноевропейской и экономики США значительно весомее ролью государственной участия.

В Японии сложилась развитая система государственного программирования. Для выполнения функции регулирования  разработкой и реализацией макроэкономических проектов здесь создана система органов программирования и регулирования, подчиненных Экономическом Консультативный Раде, где применяются новейшие методы экспертных оценок, экономического прогнозирования и программирования.

Вторым направлением государственного регулирования в Японии есть разные формы разлива на частный капитал. Формы воздействия на частный капитал в Японии охватывают систему жестких юридических мер с соответствующими формами контроля через административный аппарат и полицию, контроль со стороны государственных органов управления, систему экономических мер (предоставление денежных субсидий, регулирование цен, введение дополнительных налогов, предоставление налоговых льгот, применения дифференцированной кредитной политике).

Применяя арсенал перечисленных экономических рычагов, государство осуществляет протекционистскую политику в отраслях и сферах существенно важных для Японии.

Япония имеет большой  опыт государственного управления научно-техническим  прогрессом. Известная программа «Технополис» воплощает системный подход к управлению научно-технической деятельностью и предусматривает создание 19 городов науки, долгосрочное планирование выпуска и сбыта продукции. [1]

Японская модель государственного регулирования экономики характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения о роста производительности труда. Благодаря этому снижается себестоимость продукции и повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Для повышения предпринимательской активности государство не осуществляет контроль за имущественным расслоением. Но при этом государство регулирует экономику и его роль постоянно возрастает.

Промышленный потенциал  страны весьма высок. На долю Японии приходится около 120% мирового производства промышленной продукции.

Государству принадлежит более трети основных производственных фондов, 20% ВНП по государственным заказам.

В мире появилась информация о том, что роль государства в  экономике Японии ослабла. Но это  не так. Просто методы макроэкономического  регулирования экономики незаметны, ненавязчивы, эластичны, что и позволяет Японии быть одной из самых успешно развивающихся стран в мире.

Для Японии характерно централизованное индикативное планирование экономики с элементами директивности в ланах социально-экономического развития страны. Японская индустрия не выступает в одиночку. Она прочно опирается на помощь своего правительства, поддерживая с ним тесные связи через Министерство Внешней Торговли и Промышленности (МВТП).

Информация о работе Механизм макроэкономического регулирования экономики на примере западных стран