Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 07:20, курсовая работа
Главная цель данной работы – это изучение и анализ функционирования механизма макроэкономического регулирования экономики на примере западных стран и в частности Республики Беларусь.
Основными задачами при написании работы являются:
- изучение теоретических аспектов механизма макроэкономического регулирования национальной экономики;
- рассмотрение инструментов, с помощью которых и осуществляется макроэкономическое регулирование экономики;
- анализ опыта в обрасти макроэкономического регулирования экономики в западных странах;
- рассмотрение механизма макроэкомического регулирования непосредственно в Республике Беларусь, проблемы в этом направлении и возможные пути их разрешения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ВОЗМОЖНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ.ФИСКАЛЬНАЯ ,НАЛОГОВАЯ И ДЕНЕЖНО _ КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА, КАК СПОСОБЫ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 5
1.1.Возможность и необходимость государственного регулирования национальной экономики 5
1.2. Фискальная и налоговая политика как способ макроэкономического регулирования национальной экономики 10
1.3.Денежно-кредитная политика как способ макроэкономического регулирования национальной экономики 14
ГЛАВА 2 МЕХАНИЗМ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ 17
2.1 Зарубежный опыт макроэкономического регулирования национальной экономики 17
2.2 Механизм макроэкономического регулирования национальной экономики в США 20
2.3. Механизм макроэкономического регулирования национальной экономики в Японии 24
ГЛАВА 3 МЕХАНИЗМ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 28
3.1 Необходимость макроэкономического регулирования национальной экономики Республики Беларусь 28
3.2 Основные направления макроэкономического регулирования национальной экономики Республики Беларусь 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
Таким образом, современная рыночная экономика является
«государственно-регулируемой». Более того, именно государство превратилось сегодня в гаранта стабильности, оптимальности и цивилизованности рыночной экономики.
1.2. Фискальная
и налоговая политика как спосо
Налоговая система представляет собой совокупность принципов, форм и методов установления, изменения и отмены налогов, соответствующих налоговому законодательству. Одновременно налоговая система предстает как налоговый механизм, включающий совокупность средств и методов организационно-правового характера, направленных на выполнение действий налогового законодательства. [5, с. 342]
В основе построения налоговой системы заложены два принципа – функциональный и территориальный. Функциональный принцип регламентирует порядок взимания налогов с физических и юридических лиц. При этом, когда речь заходит о физических лицах, во внимание принимаются граждане страны, а когда о юридических – предприятия и организации. с доходов физических лиц взимаются: личный подоходный налог, социальные выплаты. Налог с юридических лиц включает: налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, социальные отчисления от прибыли и налоги, связанные с внешнеэкономической деятельностью.
Территориальный принцип функционирования налоговой системы определяет величину и принципы отчисления средств в централизованный доход государства, механизм налоговых поступлений в региональные бюджеты, а также налогов, идущих в местные органы власти – городские, районные, поселковые.
Налоги выполняют три важнейшие функции:
- фискальная (распределительная) – обеспечивает поступление средств в государственную казну, которые сосредотачиваются в бюджетной системе и внебюджетных фондах и обеспечивают финансирование государственных расходов;
- регулирующая осуществляется
через систему
- социальная – направлена
на сглаживание неравенства
Финансисты выделяют еще и контрольную функцию налогов, которая позволяет количественно отразить налоговые поступления и сопоставить их с потребностями государства в финансовых средствах. [4, с. 97-98]
Есть основание говорить
об эффективности налоговой
В широком смысле слова эффективность налоговой системы обнаруживается через способность выполнять возложенные на нее функции. При оценке эффективности обращают внимание на исключение «утечек» налоговых поступлений и на размеры административных расходов, связанных с содержанием налоговой системы.
Так как ситуация непрерывно изменяется, то существует необходимость постоянного совершенствования налоговой системы с учетом перспектив развития национальной экономики.
В узком смысле слова
эффективность налоговой
Фискальная политика
представляет собою деятельность государства
по регулированию
В рамках фискальной политики, когда речь идет о доходах, государство должно изыскивать и другие поступления в бюджет, а не только налоги. (смотреть рисунок 1.2)
Рисунок 1.2 – Основные компоненты современной фискальной политики [5]
Направленность фискальной политики современного государства непосредственно зависит от:
- принятой национальной
концепции социально-
- имеющегося у правительства, в соответствии с действующим законодательством, правового коридора;
- степени демократизации страны и уровня развития гражданского общества.
Важнейшим условием проведения современной фискальной политики выступает отказ от принципа ежегодной сбалансированности государственного бюджета. [3, с. 352]
Фискальная политика является весьма важным инструментом в сглаживании инфляции и при поддержании на должном уровне занятости населения.
В зависимости от целевого назначения фискальную политику подразделяют на две части. Речь идет о так называемой дискрецоинной политике и политике встроенных стабилизаторов ( механизм фискальной политики работает в режиме саморегулирования, она независима от принимаемых решений). К числу встроенных стабилизаторов относятся, например, система автоматических изменений в налоговых отчислениях, система пособий по безработице, социальных выплат и льгот.
Важным звеном фискальной политики является дискреционная политика. Она обычно связана с проведением определенных правительственных программ. В дискриционную политику входят: государственная программа занятости, различные социальные программы, изменение налоговых ставок. Главная задача этих программ состоит в том, чтобы поднять совокупный спрос и снять социальную напряженность в обществе в условиях роста безработицы. Главный недостаток всех этих программ состоит в том, что они вводятся в период спада экономики и их очень тяжело потом отменять в период стабилизации экономики и ее подъема. Поэтому изменение налоговых ставок в этом плане является более гибким и более эффективным инструментом. Здесь можно использовать разные механизмы: одни для подъема экономики, другие – рассчитанные на ее спад. Посредствам этого осуществляется регулирование национального экономического развития. [4, с. 106-107]
1.3.Денежно-кредитная политика как способ макроэкономического регулирования национальной экономики
Денежно - кредитная политика есть совокупность мероприятий, регламентирующих функционирование национальной денежно-кредитной системы с целью регулирования хозяйственной конъюнктуры и достижения стратегических целей экономического развития страны.
Основными направлениями денежно-кредитной политики есть смысл выделить:
- стабилизацию состояния самой денежно-кредитной сферы;
- использование денежно-
Объектами денежно-кредитной политики в самом общем виде выступают спрос и предложение денег.
Рисунок 1.3 – Система
целей современной денежно-
Стратегической целью денежно-кредитной политики государства выступает обеспечение стабильности национальных денег на внутреннем
( подавление инфляции) и внешнем рынке( стабильность обменного курса национальных денег).
В качестве стратегических
задач денежно-кредитной
- поддержание долговременного и устойчивого экономического роста;
- достижение и сохранение на должном уровне склонности населения к сбережениям;
- сохранение доверия
населения к национальной
- поддержание на высоком
уровне надёжности
- обеспечение устойчивого платёжного баланса страны, накопление должных валютных резервов.
Тактические задачи (промежуточные цели) денежно-кредитной политики обычно связывают с состоянием самой денежно-кредитной сферы, с использованием конкретных денежно-кредитных рычагов воздействия на экономические процессы. Конкретные задачи тактического плана вытекают из состояния торгового и платёжного баланса страны.
Помимо стратегической цели необходимо выделять промежуточные цели, обеспечение которых более или менее гарантирует достижение в дальнейшем стратегических целей и решение в должном объёме стратегических задач экономического развития.
Этапы денежно-кредитной политики:
- критическая оценка ситуации, конкретизация задач социально-экономического развития на предстоящий период;
- подбор конкретных
инструментов денежно-
- приведение в движение избранных монетарных факторов воздействия, контроль за ситуацией в денежно-кредитной сфере;
- передача воздействия мобилизованных средств воздействия или монетарных факторов (кредитование, инвестирование, изменение процентной ставки и т.д.) на экономические процессы.
В качестве основных инструментов денежно-кредитного регулирования выделяют:
- операции на вторичном рынке с государственными ценными бумагами;
- регулирование учетной ставки (ставки рефинансирования) и проведение специальной дисконтной политики;
- изменение норматива
отчислений в обязательные
- валютное регулирование;
- лимитирование объема активных и пассивных операций коммерческих банков (объем кредитования, банковская маржа и т.п.);
- административное
Первые три инструмента регулирования в рамках современной денежно-кредитной политики принято рассматривать в качестве основных. Остальные инструменты относятся к числу селективных или выборочных. Эффективность использования того или иного инструмента тесно связана со степенью развития национального денежного рынка. [5, с. 442-445]
ГЛАВА 2 МЕХАНИЗМ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
2.1.Зарубежный опыт
макроэкономического
Экономики
В регулировании рынка стран Западной Европы можно выделить два периода: интенсивного развития механизмов государственного регулирования и дерегулирования.
В период после "большого кризиса" в Западной Европе начали широко использоваться различные формы вмешательства государства в экономику. В довоенный и послевоенный период развитие хозяйственных систем Западной Европы происходил в соответствии с основными рецептами кейнсианство.
Государство активно кооперировалась с частным капиталом, беря на себя ответственность за создание новых отраслей и реконструкцию старых. Для 50-60-х годов характерно довольно сильное вмешательство в экономику, принятие обязательных для предприятий планов. В 70-х годах был осуществлен переход к индикативного планирования, которое позволило на демократической основе координировать позицию государства и частного бизнеса.
В механизме регулирования современного рыночного хозяйства стран Западной Европы индикативные планирования заменяется стратегическим.
Главный принцип централизованного руководства в Западной Европе состоит в создании центральными органами регулирования "искусственных правил игры" для хозяйственных субъектов, которые побуждают их действовать в желаемом для экономической ситуации направлении.
Четко проявились две
новые подходы в
Макроэкономическая политика
государственных органов в
Европейские страны выработали средства стимулирования рыночных предприятий (венчурного бизнеса), работающих на новейших направлениях научно-технического прогресса, путем непосредственного выделения государственных кредитов, снижение налогообложения на биржевые доходы, предоставление государственных гарантий.
Особенностью современного
западноевропейского рынка
Информация о работе Механизм макроэкономического регулирования экономики на примере западных стран