Механизм макроэкономического регулирования экономики на примере западных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 07:20, курсовая работа

Описание

Главная цель данной работы – это изучение и анализ функционирования механизма макроэкономического регулирования экономики на примере западных стран и в частности Республики Беларусь.
Основными задачами при написании работы являются:
- изучение теоретических аспектов механизма макроэкономического регулирования национальной экономики;
- рассмотрение инструментов, с помощью которых и осуществляется макроэкономическое регулирование экономики;
- анализ опыта в обрасти макроэкономического регулирования экономики в западных странах;
- рассмотрение механизма макроэкомического регулирования непосредственно в Республике Беларусь, проблемы в этом направлении и возможные пути их разрешения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ВОЗМОЖНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ.ФИСКАЛЬНАЯ ,НАЛОГОВАЯ И ДЕНЕЖНО _ КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА, КАК СПОСОБЫ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 5
1.1.Возможность и необходимость государственного регулирования национальной экономики 5
1.2. Фискальная и налоговая политика как способ макроэкономического регулирования национальной экономики 10
1.3.Денежно-кредитная политика как способ макроэкономического регулирования национальной экономики 14
ГЛАВА 2 МЕХАНИЗМ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ 17
2.1 Зарубежный опыт макроэкономического регулирования национальной экономики 17
2.2 Механизм макроэкономического регулирования национальной экономики в США 20
2.3. Механизм макроэкономического регулирования национальной экономики в Японии 24
ГЛАВА 3 МЕХАНИЗМ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 28
3.1 Необходимость макроэкономического регулирования национальной экономики Республики Беларусь 28
3.2 Основные направления макроэкономического регулирования национальной экономики Республики Беларусь 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

Работа состоит из  1 файл

Механизм макроэкономического регулирования (Восстановлен).doc

— 189.00 Кб (Скачать документ)

В экономических достижениях  Японии заслуга государственного регулирования такая же весомая, как и заслуга предпринимателей. [15]

Япония имеет отличную от других западных стран социальную структуру, характеризующуюся дуализмом современной промышленности. Основное место в занятости и производстве обрабатывающей промышленности принадлежит мелким и средним предприятиям. При этом доля мелких предприятий не обнаруживает ясно выраженной тенденции к сокращению. на фоне массы малых компаний быстро развивалась концентрации капитала в отраслях тяжелой промышленности, что привело к образованию гигантских объединений.

 Особенность экономического  строя — вертикальная интеграция  фирм, их группирование, которое  пронизывает всю систему деловых  отношений в стране. Различаются  два уровня или типа образования  экономических группировок. Первый — традиционный для большинства западных стран. Он базируется на переплетении капитала и личной унии. Уникальность японской хозяйственной системы определяется наличием групп (кэйрэцу) которые представляют собой объединения крупных компаний с мелкими и средними, базирующиеся на различного вида связях, главными из которых выступают производственные, определяемые головными фирмами. Субподрядными отношениями охвачено свыше 60% мелких и средних компаний обрабатывающей промышленности. Особенность данной практики состоит в долгосрочности связей, что предопределяет ее единый организационный характер. Сейчас практически ни одна крупная промышленная компании не существует как единичное юридическое лицо. В отличие от «двухслойной» структуры других западных стран (рынок — предприятие), японская экономическая система имеет три слоя (рынок — группа предприятий — собственно предприятия). Подчинению, а не поглощению мелких и средних фирм способствовало законодательство, которое ограничивало процесс централизации капитала, предусматривая единодушное согласие директоров подчиняемых компаний. Помимо производственных связей структуру группы цементируют другие виды зависимостей: участие головной компании в капитале зависимых фирм, направление в директораты фирм представителей головной компании, оказание различного рода услуг. В результате в зависимости от интенсивности производственных и других связей каждая кэйрэцу представляет co6oй многослойную, крайне неоднородную структуру и при этом весьма гибкую, где существует набор связей от крайне жестких до весьма слабых. Наиболее распространенная форма связей вертикальная.

 Нередко крупные  компании имеют несколько групп,  когда сочетаются производственные  и распределительные функции.  В этом случае торговые компании  располагаются между головной фирмой и сетью магазинов розничной торговли. Они обычно являются ее дочерними компаниями и занимаются организацией сбыта продукции головной компании. Головные фирмы поддерживают магазины ресурсами через торговые компании и поощряют их за поддержание цен на продукцию головной компании. B связи с тем, что кэйрэцу представляют собой не жестко зависимую организацию, как, например, вертикально интегрированные корпорации в США, а совокупность жестких и слабых взаимосвязей, центростремительных и центробежных тенденций, это позволяет им более легко приспосабливаться к требованиям внешней среды.[14]

Таким образом, государственное  регулирование национальной экономики  не всегда отрицательно сказывается  на развитии экономики. Это видно  на примере японской модели, где государство в значительной мере влияет на экономическую жизнь страны, используя при этом эластичные, ненавязчивые инструменты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3 МЕХАНИЗМ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ  В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

3.1. Необходимость макроэкономического регулирования национальной   экономики Республики Беларусь

 

 

В условиях перехода к рыночным отношениям обычно проявляются структурные кризисы, в Республики Беларусь структурный кризис порождён переходом от командно-административной системы к рыночным отношениям. Произошли существенные изменения в области собственности: кроме государственной собственности появились различные другие формы собственности. Стали образовываться местные рынки и на некоторые виды продукции отсутствует государственное ценообразование, т.е. «конкурентная среда» белорусской экономики вынуждает приспосабливаться, либо регулировать рыночные отношения.

Необходимы постепенные реформы, т.к. белорусская экономика оказалась неподготовленной к рыночной среде, что и породило инфляцию в таких гигантских размерах и безработицу в меньших размерах, но в связи с рядом факторов действующую не менее пагубно влияющую на наш уровень жизни, благосостояние население и т.д. Многие экономисты утверждают, что в Республике Беларусь цикличность отсутствует как таковая. Чтобы ликвидировать укоренившиеся в нашей экономике противоречия нужны «свежие мозги» и такой же взгляд на происходящее в нашей стране, со стороны правительства, нужны реформы, которые привлекут инвестиции, обновят производственную систему, создадут новые рабочие места.

Белорусская экономика  длительное время развивалась на базе приоритетности отраслей производственного  назначения, имела большие объемы незавершенного производства и характеризовалась  высоким уровнем монополизации и скрытой безработицы, что создало предпосылки для развертывания в нашей стране мощных инфляционных процессов в начале 90-х годов. Недостаточно жесткая финансовая политика государства в этот период способствовала усилению инфляции. Наряду со структурными особенностями экономики Беларуси постсоветского периода, в качестве причин инфляции в нашей стране можно назвать:

- кризис в сфере производства, обусловленный его технической отсталостью, дефицитами, хроническими неплатежами;

- либерализацию цен в условиях высокого монополизма, замедляющего структурную перестройку;

слабую вовлеченность  белорусских производителей в мировое  разделение труда, обусловленную неконкурентоспособностью отечественной продукции;

- рост цен на сырье и энергоносители.

Сочетание перечисленных  факторов привело к тому, что отечественные  товаропроизводители повышают цены на продукцию в соответствии с  мировым уровнем, мало считаясь с  падением спроса, компенсируя его  уменьшением объемов производства.

С середины 1993 г. инфляция спроса уступила  в Беларуси место инфляции издержек, основными факторами которой явился значительный рост издержек, обусловленный повышением цен на сырье, труд и др.

Средний уровень инфляции в Республике Беларусь в период 2003-2011 гг представлен в таблице 3.1

Таблица 3.1 – Средний  уровень инфляции в Республике Беларусь в период с 2003 по 2011 гг.

 

 

Год

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Средний уровень инфляции

114,7

108,0

104,2

103,2

105,0

107,7

107,2

104,9

146,2


 

Таким образом, из таблица видно, с каждым годом уровень инфляции в Беларуси увеличивается.

С целью предотвращения инфляции или смягчения ее последствий  государство проводит на разных стадиях  инфляционного процесса антиинфляционную политику. Она будет эффективна лишь в случае воздействия на причины и механизм инфляции. С этой точки зрения политику государства, осуществляющего компенсационные выплаты, надбавки, административный контроль за ценами, нельзя в полном смысле назвать антиинфляционной, так как она касается лишь последствий инфляции и не может устранить ее причины.

Долгосрочное антиинфляционное регулирование, опираясь на рациональную денежную политику Центрального банка, должно подкрепляться мерами по решению  стратегической  задачи — уменьшения дефицита бюджета на основе сокращения его расходной и увеличения доходной части. Понятно, что эти механизмы рассчитаны на долгосрочную перспективу и должны дополняться методами краткосрочной антиинфляционной тактики. Максимальный эффект будет получен, если, во-первых, увеличить объем предложения без увеличения совокупного спроса и, во-вторых, снизить текущий спрос без уменьшения предложения.

Уровень безработицы  в Республике Беларусь представлен  в таблице 3.2

 

Таблица 3.2 – Уровень  безработицы в Республике Беларусь [7]

 

Год

Количество безработных, тыс. чел

1995

131,0

2000

95,8

2001

102,9

2002

130,5

2003

136,1

2004

83,0

2005

67,9

2006

52,0

2007

44,1

2008

37,3

2009

40,3

2010

33,1

2011

28,2


 

Из таблицы 3.2 видно, что  уровень безработных в 2011 году по сравнению с 1995 годом снизился, но все равно количество безработных находится на высоком уровне. Поэтому вмешательство государства здесь необходимо.

Еще одной проблемой  в белорусской экономике является развитие малого предпринимательства. Ни для кого не является секретом, что открытие малых предприятий в Республике Беларусь достаточно трудоемкий и длительный процесс, однако их количество с каждым годом увеличивается. Это можно увидеть из таблицы 3.3

 

Таблица 3.3 – Количество малых предприятий в Республике Беларусь [7]

 

 

2006 г

2007 г

2008г

2009г 

2010 г

2011г

Количество малых предприятий  в Республике Беларусь, единиц

37 660

51 240

67 991

77 402

84 164

88 673


 

Вмешательство государства  в развитие малого предпринимательства  необходимо для того, чтобы они  функционировали в рамках закона, выплачивали необходимые налоговые платежи, существовала добросовестная конкуренция.

Таким образом, основными  направлениями, в которых должен вмешаться механизм макроэкономического  регулирования в Республике Беларусь являются: растущая инфляция, уровень безработицы и развитие малого предпринимательства.

Если сделать глобальный вывод, то получается, что у Беларуси есть хороший потенциал, как у любой страны, в которой только зарождается система рыночных отношений. Белорусская экономика – свежая глина, из которой, если захотеть можно вылепить всё что угодно. Единственно чего не хватает – это опытной, умной, экономически и политически эрудированной системы государственного регулирования.

 

 

 3.2. Основные направления макроэкономического регулирования национальной  экономики Республики Беларусь

Основными направлениями  макроэкономического регулирования  национальной экономики Республики Беларусь являются денежно-кредитная  и налоговая политика.

Основные направления  в денежно-кредитной  политике в  Беларуси на 2013 год является Указ Президента от 25 сентября 2012 года. Его содержание:

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. В 2013 году  денежно-кредитная политика Республики  Беларусь

сохранит стратегическую направленность на поддержание ценовой  стабильности в экономике.

2. Для поддержания внешней и внутренней сбалансированности экономики обменный курс белорусского рубля, как и в 2012 году, будет формироваться исходя из спроса и предложения иностранной валюты при ограниченно участии Национального банка в курсообразовании (режим управляемого плавания).

ЦЕЛЬ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ  ПОЛИТИКИ

3. Цель денежно-кредитной  политики в 2013 году – снижение  инфляции с помощью монетарных  инструментов с учетом мер  экономической политики, принимаемых  Правительством Республики Беларусь.

4. Наряду с  достижением цели денежно-кредитной политики

Национальный  банк и Правительство Республики Беларусь продолжат реализацию мер, направленных на поддержание золотовалютных резервов государства на уровне, обеспечивающем экономическую безопасность страны.

С учетом погашения Республикой Беларусь внутренних и внешних

обязательств  в иностранной валюте, привлечения  прямых иностранных

инвестиций  в экономику страны (4,5 млрд. долларов США на чистой

основе), достижения положительного сальдо внешней торговли товарами и услугами международные резервные активы в соответствии с методологией Международного валютного фонда за 2013 год возрастут на 0,3 – 0,7 млрд. долларов США.

Информация о работе Механизм макроэкономического регулирования экономики на примере западных стран