Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 14:49, курсовая работа
Цель работы: изучить социальную политику государства и определить её роль в экономике, изучить методы социальной политики, применяемые в зарубежных странах (на примере стран Европы), а также осветить проблемы и пути совершенствования социальной политики в Республике Беларусь.
Введение………………………………………………………………………3
1. Социальная политика: содержание,направления,принципы,уровни… 6
2. Модели социальной политики…………………………………………..20
3. Реализация целей социальной политики в Республике Беларусь…….32
Заключение …………………………………………………………………..41
Список литературы………………………………………………………….43
На тему: «Место и роль социальной политики государства в условиях трансформационной экономики»
Введение…………………………………………………………
1. Социальная политика: содержание,направления,
2. Модели социальной политики…………………………………………..20
3. Реализация целей социальной политики в Республике Беларусь…….32
Заключение …………………………………………………………………..41
Список литературы……………………………………………………
Важнейшей задачей социально ориентированной экономики государства в рыночном хозяйстве нашей республики является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране.
Одним из важнейших направлений его деятельности является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и, следовательно, увеличения национального дохода.
Социальная политика, с точки зрения функционирования экономической системы, играет двоякую роль. Первое, по мере экономического роста создание благоприятных условий для трудовой деятельности становится одной из целей экономической деятельности, эти условия являются мотивом для высокопроизводительного труда. Второе, социальная политика является и фактором экономического роста. Люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности, если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния. Существуют некоторые проблемы, связанные с регулированием занятости и обеспечения социальной защиты населения. Экономический рост страны напрямую зависти от степени социальной политики. Применительно к Республике Беларусь это проявилось во всех сферах экономики. Не было необходимости доказывать переход нашей экономической системы к рынку, поскольку история XX в. убедительно продемонстрировала неэффективность жестко централизованной государственной системы хозяйствования.
Все эти проблемы обусловили актуальность курсовой работы. В работе рассмотрены такие немаловажные вопросы, как повышение уровня оплаты труда, государственного регулирования занятости, обеспечение справедливого распределения доходов, реформирование систем здравоохранения образования, проведение пенсионной реформы, ликвидация нищеты и бедности. Цель работы: изучить социальную политику государства и определить её роль в экономике, изучить методы социальной политики, применяемые в зарубежных странах (на примере стран Европы), а также осветить проблемы и пути совершенствования социальной политики в Республике Беларусь.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
— изучить теоретический аспект понятия социальной политики, определить ее объект действия и субъектов, определить типы социальной политики;
— изучить общие положения, на основании которых построена социальная политика в различных экономических системах. В качестве изучаемых систем избраны следующие страны:Германия, Швеция, Япония,США.
— изучить состояние социальной политики в вышеуказанных экономических системах, определить их достоинства и недостатки, а также состояние социальной политики в республике Беларусь и перспективы ее развития.
Объект исследования – социальная политика государства, основные направления и механизмы её реализации.
Предмет исследования – анализ проблемы реализации социальной политики в Республике Беларусь, выявление её особенностей; показатели результативности социальной политики.
Объем курсовой работы составляет 45 страниц. Структурно курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и включает два рисунка, одну таблицу и 20 источников.
Социальная политика представляет собой систему мер, направленных на достижение социальных целей, связанных с повышением благосостояния общества, улучшением качества жизни народа и обеспечением социальной стабильности и социальной справедливости в обществе [1,с.275]. Социальная политика государства тесно связана с общеэкономической ситуацией в стране. Говоря о социальной политике государства, подразумеваются действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов между различными членами и социальными группами общества. Государственная социальная политика – это деятельность государства, ставящая своей целью смягчение противоречий и предотвращение социальных конфликтов между субъектами и объектами рыночной экономики. При этом обеспечение государством приемлемых условий жизни касается тех, кто по каким-либо веским причинам не может это сделать самостоятельно.
Многие вопросы социальной политики решает рынок. Он справедливо распределяет доходы по конечным результатам труда, повышая эффективность производства, создает базу для роста благосостояния народа, заставляет производителей работать на максимальное удовлетворение разнообразных запросов населения исходя из спроса. Однако рынок не может обеспечить социальные гарантии всем членам общества, особенно его, социально уязвимым слоям. Такую задачу выполняет государство, проявляя заботу о благосостоянии всех граждан общества. В социальной политике выражаются конечные цели и результаты экономического роста. Целью социальной политики является поощрение всех форм деловой активности, прежде всего трудовой и предпринимательской.
Социальная политика осуществляется на разных уровнях экономической деятельности: социальная политика фирмы (корпорации) в отношении своего персонала; региональная социальная политика применительно к регионам; государственная социальная политика; межгосударственная социальная политика, связанная с решением глобальных экологических проблем, преодолением социально-экономической отсталости стран.[2,с.137].Возможности решения задач социальной политики определяются объемами ресурсов, которые государство может направить на их реализацию. В свою очередь ресурсная база зависит от общего уровня экономического развития страны. Социальная политика государства в переходной к рынку экономике имеет особенности, выражающиеся в поддержке различных слоев населения, социальной поддержке малоимущих граждан, создании условий для развития предпринимательства, финансировании в достаточном объеме образования и здравоохранения, заботе об охране экологии, окружающей среды, регулировании сферы трудовых отношений. В соответствии с одной из предложенных учеными классификаций, социальная политика строится на основе определенных принципов— основных исходных положений, на которых строится деятельность государства в социальной области.
К ним относятся: политика доходов населения (уровень и качество жизни, потребительская корзина, благосостояние);политика в сфере труда и трудовых отношений (оплата, нормирование и охрана труда, занятость, социальное партнерство, защита трудовых прав граждан)социальная поддержка и защита нетрудоспособных и малообеспеченных семей и граждан (социальное страхование, социальная помощь, социальное обслуживание населения);
развитие отраслей социальной сферы (здравоохранения, образования, науки, культуры, жилищной сферы, физической культуры и спорта);защита отдельных групп населения (инвалидов, ветеранов, молодежи, семьи);политика в области инфраструктуры социальной сферы (жилье, транспорт, дороги, связь, бытовое обслуживание); экологическая политика;демографическая и миграционная политика. [4,с.15].
Перечисленные все выше направления связаны между собой, что вызывает необходимость проведения сбалансированной социальной политики на основе выделения ее основных приоритетов. Социальная политика в переходный период реализуется по трем основным направлениям: политика доходов предполагает осуществление мер по смягчению их неравенства; политика занятости состоит в обеспечении условий эффективности трудовой деятельности; политика социального партнерства направлена на регулирование взаимоотношений между работодателями и работополучателями. [3,с.347].
Социальная политика, выполняющая широкий спектр функций, сложна и в структурном отношении (Рисунок 1):
Рисунок 1 – Структура социальной политики[5, с.201].
Предметом теоретических дискуссий является проблема эффективности социальной политики. Одни экономисты утверждают, что любое социальное вмешательство снижает эффективность рыночной экономики. Пособия по безработице порождают иждивенческие настроения у человека, делают возможным затягивание поиска нового рабочего места. Расходы на социальное обеспечение, являясь частью затрат на заработную плату, делают фактор труда слишком дорогим. Перераспределение доходов может привести к сокращению сбережений, уменьшению аккумулирования капитала и, следовательно, подорвать основы экономического роста. Другие экономисты, наоборот, подчеркивают, что в рамках социальной политики проводятся мероприятия, направленные на улучшение структуры и качества рабочей силы, создание новых рабочих мест, оказание содействия в поиске работы. Обеспечение социальной стабильности имеет большое значение для создания благоприятного инвестиционного климата в стране, что создает предпосылки экономического роста. Этот фактор особенно важен для стран с переходной экономикой. Показателями результативности социальной политики являются уровень и качество жизни населения.
Уровень жизни – это фактически сложившиеся условия жизнедеятельности и степень удовлетворения потребностей населения, обеспеченных массой товаров и услуг[1,с.280].Уровень жизни в значительной степени зависит от величины доходов населения. Доходы населения – это все средства в натуральной и денежной форме, получаемые домохозяйствами. Они могут иметь натуральную и денежную форму. Натуральные доходы включают все поступления продуктов земледелия, скотоводства, услуг и другой продукции в натуральной форме. Денежные доходы представляют собой сумму денежных средств, получаемых домохозяйствами за определенный промежуток времени и предназначенных для приобретения благ и услуг в целях личного потребления.
Для оценки уровня доходов применяют понятия номинального, располагаемого и реального доходов.
Номинальный доход – это вся сумма денежного дохода, не зависящая от налогообложения и уровня цен.
Располагаемый доход – это номинальный доход за вычетом налогов и других обязательных платежей, т.е. те средства, непосредственно используемые населением на потребление и сбережение.
Реальный доход – это количество товаров и услуг, которые можно приобрести на сумму располагаемого дохода [1,с.285].
где РД – реальный доход, р.;
НД – номинальные доходы, р.;
НП– налоги и обязательные платежи, р.;
I – индекс потребительский цен [1, с.285].
Иногда реальные доходы населения определяются через показатель покупательной способности денег, характеризующий изменение объема товаров и услуг, которые можно приобрести на одну и ту же сумму в разные периоды времени. Уровень жизни зависит как от потребления материальных и духовных благ, так и от развития потребностей. Уровень потребления — это особенность потребления, которая зависит от количества потребителей.
Обычно различают три уровня потребления: индивидуальный, на котором осуществляется потребление каждого отдельного человека; коллективный, на котором происходит потребление коллективов людей; общественный, связанный с потребительскими интересами всех людей страны (государства). Это охрана порядка, безопасность, оборона, управление, образование, наука, внешние связи. В них нуждается каждый из нас, но никто в отдельности их удовлетворить не может [6,с.300].Факторами, обусловливающими количественные и качественные характеристики уровня жизни, являются состояние производительных сил, характер производственных отношений, природно-климатические условия, географическое положение государства и другие особенности окружающей среды. Уровень жизни можно рассматривать не только при анализе благосостояния отдельных групп населения, но и на национальном уровне. Это позволяет сравнивать уровни жизни населения в различных странах. Потребление основных продуктов на душу населения — это их использование для удовлетворения потребностей. Потребление всегда многообразно, потому что разнообразны потребности человека. Существует понятие «норма потребления». Это средняя величина потребления продуктов в течение определенного промежутка времени (например, года, месяца, суток). Нормы бывают двух видов: реально существующие (реальные) и научно обоснованные (рациональные). Для подсчета реальных норм используют показатели потребления населения всей страны. Реальные нормы потребления используются для сравнения с научно обоснованными нормами потребления. Разрабатываются они, для того чтобы знать, к каким показателям надо стремиться для удовлетворения потребностей человека с наибольшей пользой. Имеются и другие показатели уровня жизни. Система показателей уровня жизни, рекомендованная ООН, включает широкий круг характеристик условий жизни.