Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 14:49, курсовая работа
Цель работы: изучить социальную политику государства и определить её роль в экономике, изучить методы социальной политики, применяемые в зарубежных странах (на примере стран Европы), а также осветить проблемы и пути совершенствования социальной политики в Республике Беларусь.
Введение………………………………………………………………………3
1. Социальная политика: содержание,направления,принципы,уровни… 6
2. Модели социальной политики…………………………………………..20
3. Реализация целей социальной политики в Республике Беларусь…….32
Заключение …………………………………………………………………..41
Список литературы………………………………………………………….43
Выделяют 12 групп показателей: рождаемость, смертность и другие демографические характеристики населения; санитарно-гигиенические условия жизни; потребление продовольственных товаров; жилищные условия; образование и культура; условия труда и занятость; доходы и расходы населения; стоимость жизни и потребительские цены; транспортные средства; организация отдыха; социальное обеспечение; свобода человека[7,с.89].
Существует объективная
Каждый из трех индексов рассчитывается
по соответствующей формуле, общее
выражение которой имеет
где - данные фактические, минимальные и максимальные соответственно.
Если, предположим, индекс продолжительности жизни (Iпж) в стране, рассчитанный по данной формуле, составил 0,75, то, рассчитав другие составляющие ИРЧП – индекс уровня образованности (Iобр) и индекс среднедушевого ВВП (IВВП), общий ИРЧП можно определить по формуле:
Общая величина ИРЧП служит основой для рейтинговой оценки стран мира. Республика Беларусь с 1992 года входит в группу стран с высоким уровнем развития, однако ее рейтинг снизился с 42-й позиции в 1992 г. до 68-й в 2007[7,c.89]. Однако следует еще раз отметить, что оценка на основе любого обобщающего показателя, в том числе уровня жизни, - проблема весьма сложная и трудная, особенно на макроэкономическом уровне. Это следует учитывать при использовании таких показателей на практике. Система показателей уровня жизни имеет свои специфические особенности в различных странах мира. Например, в стабильных экономических системах особое значение придается показателям доходов, уровню и динамике заработной платы, социальных трансфертов, уровню и динамике безработицы. В трансформационных экономиках, напротив, весьма существенное значение имеют показатели душевого потребления продовольственных товаров или обеспеченности семей товарами длительного пользования, их анализ помогает измерять глубину существующих проблем, что важно для выработки социальной политики[7,с.92-93].
Качество жизни.
Качество жизни – уровень развития и степень удовлетворения всего комплекса потребностей, обеспечивающих благополучие людей . Другими словами, качество жизни — это совокупность характеристик, отражающих материальное, социальное, физическое и культурное благополучие населения. Этот показатель включает в себя, помимо уровня жизни, условия и безопасность труда, культурный уровень, физическое развитие.
Под качеством жизни также понимают условия человеческого существования: обеспеченность материальными благами (пища, одежда, жилье); безопасность; доступность медицинской помощи; возможности для получения образования и развития способностей; состояние природной среды; социальные отношения в обществе, включая свободу выражения мнений и влияние граждан на политические решения.
Большая часть жителей развитых стран, осознает развитие негативных тенденций экономики, и соответственно меняет жизненные ориентиры. Растет понимание того, что качество жизни не может определяться количеством потребленных благ. Основное внимание будет уделяться характеристикам здравоохранения, образования, безопасности, социальных отношений и природной среды[7,с.41].
Понятие социальной справедливости в распределении доходов.
Задача построения экономической системы, ориентированной на человека, стимулирующей развитие личности, основывается на идее социальной справедливости и в связи с этим заключает в себе огромный созидательный потенциал.
Принципами социальной политики являются: принцип справедливости; принцип индивидуальной социальной ответственности; принцип солидарности;
принцип социальной компенсации; принцип всеобщности; принцип социального равенства (паритетности).
Центральным из них можно назвать принцип социальной справедливости.
С одной стороны – это вознаграждение за личный труд и успех, или распределительный тип справедливости.
С
другой стороны – обеспечение
всем членам общества
Социальная справедливость в сфере экономики — это соответствие системы экономических отношений (преимущественно отношений распределения) представлениям, потребностям, интересам, господствующим в данном обществе. [8, с.400]. Если вклад человека в общественное благосостояние оказывается существенным, то естественным будет и высокое вознаграждение его труда.
В рыночной
экономике неизбежны расслоение
общества на крупных и мелких собственников,
а также существование
Во многих странах доходы регулируются с помощью рынка труда, коллективных договоров, заключаемых работниками с предпринимателями, развития коллективных форм материального стимулирования по результатам хозяйственной деятельности предприятий и фирм. Денежные доходы распределятся между людьми неравномерно. С проблемой неравномерного распределения доходов связана проблема бедности. Бедность – состояние длительного вынужденного отсутствия необходимых ресурсов для обеспечения удовлетворительного образа жизни. [5,с.203].Основным методом определения численности бедных является установление черты (границы) бедности – минимально допустимого критического уровня жизни, который правительство страны должно гарантировать своим гражданам. [1,с.290]. В Беларуси в качестве границы бедности выступает бюджет прожиточного минимума, который наряду с минимальным потребительским бюджетом служит также для количественной оценки бедности.
Прожиточный минимум – это минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья. Прожиточный минимум используется в качестве базы для обоснования минимальной заработной платы. Минимальная заработная плата — это официально устанавливаемый государством минимальный уровень оплаты труда на предприятиях любых форм собственности в виде наименьшей месячной ставки или почасовой оплаты.
Бюджет прожиточного минимума – стоимостная величина прожиточного минимума плюс обязательные платежи и взносы. Он рассчитывается в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам.
Минимальный потребительский бюджет – это расходы, необходимые для приобретения набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека.
Основой
натурально-вещевой структуры
Потребительская корзина – это научно обоснованный сбалансированный набор товаров и услуг, удовлетворяющих конкретные функциональные потребности человека, в определенные отрезки времени исходя из конкретных условий, сложившихся в стране[1,с.291]. Она включает продовольственные и непродовольственные товары и услуги. Размер потребительской корзины зависит от достигнутого уровня и качества жизни и сильно различается по странам. В развитых странах она насчитывает несколько сотен наименований товаров и услуг. В странах с переходной экономикой эти показатели ниже. При расчете потребительской корзины рекомендуют брать рациональный уровень потребления (наиболее благоприятный для человека), минимальный уровень потребления (на грани обеспечения нормальных условий существования) и физиологический минимум потребления (уровень физического существования). Потребительская корзина формируется по основным статьям расходов: питание; одеяла, белье, обувь; предметы санитарии, гигиены, лекарства; мебель, предметы культурно-бытового и хозяйственного назначения; жилище и коммунальные услуги; культурно-просветительные мероприятия и отдых; бытовые услуги, транспорт, связь; содержание детей в дошкольных учреждениях; налоги, обязательные платежи, накопления; прочие расходы [7,с.177-178].
Различают
минимальную потребительскую
Крайним проявлением бедности является нищета. Домохозяйства признаются нищими, если их продовольственное потребление не обеспечивает 80% минимального пищевого рациона, определенного Всемирной организацией здравоохранения, или затраты на питание превышают 80% их совокупного дохода. Для того чтобы оплата труда была справедливой, необходимо обеспечивать соблюдение, по крайней мере, двух принципиальных условий: оплата труда должна составлять большую часть вновь созданной стоимости; производитель должен быть активным потребителем произведенных в экономике товаров. [9,с.120].
Первое условие обеспечивает устойчивый и весомый доход населения, второе — динамичное развитие экономики. Принцип социальной справедливости базируется на соблюдении горизонтальной и вертикальной справедливости. Принцип горизонтальной справедливости предполагает применение одинаковых мер ко всем лицам, находящимся в одинаковом положении, тогда как принцип вертикальной справедливости основан на применении дифференцированных мер к лицам, находящимся в неравном положении.
Так, в соответствии с первым принципом предполагается единая налоговая ставка на равные по величине доходы независимо от их источников, второй же устанавливает разную по величине налоговую ставку на разные по величине доходы. Оплата труда должна как можно более полно учитывать, кто и как работает. Она возрастает, если работник относится к делу добросовестно, и уменьшается, если он не стремится искать, созидать, учиться. Стремление к обеспечению равенства доходов приводит к понижению эффективности производства, так как незачем эффективно работать ни «бедному» (все равно общество поддержит), ни «богатому» (все равно общество отнимет). В свою очередь неравенство доходов обеспечивает экономическую эффективность, ибо порождает стремление к улучшению индивидуальных результатов производственной деятельности с целью получения повышенных доходов.
К числу наиболее распространенных индикаторов дифференциации доходов населения относят коэффициент концентрации доходов (индекс Джини) и кривую Лоренца, характеризующие степень удаления от состояния равенства в распределении доходов.
Величина коэффициента может варьироваться от 0 до 1 или от 0 до 100%. При этом, чем выше значение индикатора, тем более неравномерно распределены доходы в обществе. Степень неравенства в распределении доходов в западной экономической литературе измеряется по методологии Парето—Лоренца—Джини.
Согласно закону Парето, 80% ВВП присваивают 20% населения, а остальные 20% ВВП распределяются среди 80% населения. Поэтому закон Парето называют законом 80/20.
Распределение доходов в обществе можно проиллюстрировать на кривой Лоренца (рис. 1), при построении которой по оси абсцисс откладываются доли семей (в % от общего их числа) с соответствующим процентом дохода, а по оси ординат – доли доходов рассматриваемых семей (в % от совокупного дохода).
Теоретическая
возможность абсолютно равного
распределения дохода
Это
значит, что если 20, 40, 60% семей получают
соответственно 20,40,60% от всего дохода,
то соответствующие точки
Рисунок 2 – Кривая Лоренца. Примечание - Источник: [5, с.207]
Кривая Лоренца демонстрирует фактическое распределение дохода.
Например, 20% населения с самыми низкими доходами получили 5% общего дохода, 40% с низкими доходами – 15% и т.д. Заштрихованная область между линией абсолютного равенства и кривой Лоренца указывает на степень неравенства доходов: чем больше эта область, тем больше степень неравенства доходов. Если бы фактическое распределение доходов было абсолютно равным, то кривая Лоренца и биссектриса совпали бы. Кривая Лоренца используется для сравнения распределения доходов в различные периоды времени или между различными группами населения. [1,с.288].
Для характеристики распределения совокупного дохода между группами населения применяется индекс концентрации доходов населения (коэффициент Джини). Чем больше этот коэффициент, тем сильнее неравенство, т. е. чем выше степень поляризации общества по уровню доходов, тем коэффициент Джини ближе к 1. При выравнивании доходов в обществе этот показатель стремится к нулю [5,с.396].
В зарубежной экономической теории выделяют четыре принципа справедливости в распределении и перераспределении доходов: эгалитарный принцип - в обществе отсутствует неравенство в распределении доходов; роулсианский принцип -предполагает справедливой такую дифференциацию доходов, при которой относительное экономическое неравенство допустимо лишь тогда, когда оно способствует достижению более высокого абсолютного уровня жизни беднейшими членами общества; утилитарный принцип - основан на том, что доходы должны распределяться пропорционально полезности их использования различными людьми; рыночный принцип - предполагает рыночное распределение доходов, основанное на соответствии дохода каждого фактора производства предельному продукту, полученному от данного фактора[9,с. 25].
Само слово «социальный» характеризует все то, что связано с жизнью и отношениями людей в обществе. Основными задачами социальной политики являются повышение благосостояния людей, улучшение условий труда и жизни; осуществление принципа социальной справедливости. Возможности решения задач социальной политики определяются объемами ресурсов, которые государство может направить на их реализацию. Социальная политика государства в переходной к рынку экономике имеет особенности, выражающиеся в поддержке различных слоев населения, социальной поддержке малоимущих граждан, создании условий для развития предпринимательства, финансировании в достаточном объеме образования и здравоохранения, заботе об охране экологии, окружающей среды, регулировании сферы трудовых отношений. Сама же характеристика негативных и позитивных сторон социальной политики показывает, что ее отсутствие ставит под угрозу социальную и экономическую безопасность общества, оставляет обездоленными тех, кто нуждается в поддержке со стороны государства. Показателями результативности социальной политики являются уровень и качество жизни населения.