Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 14:49, курсовая работа
Цель работы: изучить социальную политику государства и определить её роль в экономике, изучить методы социальной политики, применяемые в зарубежных странах (на примере стран Европы), а также осветить проблемы и пути совершенствования социальной политики в Республике Беларусь.
Введение………………………………………………………………………3
1. Социальная политика: содержание,направления,принципы,уровни… 6
2. Модели социальной политики…………………………………………..20
3. Реализация целей социальной политики в Республике Беларусь…….32
Заключение …………………………………………………………………..41
Список литературы………………………………………………………….43
В республике формируется переходный смешанный рынок труда, включающий в себя как старые, так и новые механизмы определения стоимости рабочей силы, регулирования занятости населения и возникновение безработицы.
Анализ существующих проблем и обобщение опыта разнообразных моделей рынка труда в странах с рыночной экономикой позволяют сформулировать рекомендации по совершенствованию государственного регулирования занятости в следующих направлениях:
— разработка программ создания и сохранения эффективных рабочих мест с учетом потребностей структурной перестройки экономики;
— формирование эффективного механизма государственной поддержки предпринимательства и занятости безработных, включая в сфере малого бизнеса финансирование создания рабочих мест;
— обеспечение мобильности рабочей силы, прежде всего, через развитие рынка жилья и ликвидации института прописки;
— внедрение гибких нестандартных форм занятости; переход к реальному страхованию по безработице;
— совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, как с высшим, так и со средним специальным образованием.
Важнейшим
компонентом рынка труда
В Республике
Беларусь политика оплаты труда основывается
на принципах государственного регулирования,
установления государственных гарантий
и самостоятельности предприятий. Можно
сказать, что прежняя система тотального
государственного управления заработной
платой разрушена, а новая, рыночная так
и не создана. Реальная практика подтверждает
это, так как свидетельствует о росте заработной
платы при снижении объемных показателей,
о складывающихся необоснованных, межотраслевых
различиях в заработной плате и в то же
время об уравнительности в оплате труда
различных профессионально-
В контексте социальной политики заработная плата должна выполнять двойную функцию: стимулировать опоры на собственные силы через высокопроизводительный труд и способствовать сокращению бедности.
Ни одну из этих функций заработная плата в республике в полной мере не выполняет. Действующая модель заработной платы не обеспечивает мотивацию высокопроизводительного труда и трудовую активность работников, не стимулирует предприятия к совершенствованию структуры рабочих мест и не создает условий для сокращения дифференциации доходов и уменьшению бедности.
В качестве основных задач, которые должны быть решены в результате совершенствования механизма оплаты труда, следует выделить:
— восстановление
воспроизводственной функции
— усиление
зависимости роста заработной платы
от результатов производственно-
Много проблем накопилось и в программах социальной помощи.
Среди них:
— высокий, неадекватный состоянию экономики и бюджетов, уровень расходов на развитие программы социальной помощи;
— неэффективная адресность в помощи малообеспеченным семьям;
— отсутствие соответствующего показателя бедности для назначения пособий и четкого механизма учета расходов получателей социальной помощи, построенного на проверке состояния семьи и одиноко проживающих граждан, оценки их нуждаемости;
— раздробленность программ, схем управления ими и финансирования.
Переход к рыночной модели социальной политики предполагает соответствующие изменения в предоставлении социальной помощи. К числу таких изменений следует отнести:
— поэтапный переход от традиционно сложившегося уравнительного принципа предоставления социальной помощи к адресному ее назначению на основе единых критериев, основанных на принципах нуждаемости;
— определение критерия оценки нуждаемости, основанного на исчислении совокупного дохода семьи, одиноко проживающих граждан и проведении обследования их материально-бытовых условий жизни, что позволяет обеспечить адресный охват малообеспеченного населения;
— постепенное введение унифицированных критериев во все программы социальной помощи;
— отмена неадресных пособий, льгот и субсидий;
— консолидация действующих программ в рамках единой программы адресной социальной помощи;
—усиление муниципализации предоставления социальной помощи.
На основании главы можно сделать следующие выводы: расходы Беларуси на образование и здравоохранение самые высокие в СНГ и превышают средний уровень аналогичных расходов государств – членов Организации экономического сотрудничества и развития. Беларусь сравнительно быстро восстановила рост ВВП после экономического кризиса начала 90-х годов, значительно снизила уровень бедности и сохранила широкий охват населения базовыми образовательными и медицинскими услугами.
Переход к новой модели социальной политики предполагает изменения в занятости, в политике оплаты труда, сфере социального страхования, социальной помощи населения. На формирование новой рыночной модели социальной политики значительное влияние оказывает ситуация на рынке труда и, прежде всего, в сфере занятости. Система социальной защиты в республике представлена тремя видами социальных программ: социального страхования, социального обслуживания и социальной помощи.
Основной
целью Программы социально-
С учетом
преемственности направлений
Развитие
экономики Республики Беларусь в 2011–2015
гг. должно основываться на ускоренном
развитии высокотехнологичных
Социальная политика — это система мероприятий и взаимоотношений между социальными группами, социальными слоями общества, в центре которых и главная их конечная цель — человек, его благосостояние, социальная защита и социальное развитие, жизнеобеспечение и социальная безопасность населения в целом.
Социально-трудовая сфера отражает объект и предмет социальной политики, характеризует степень социального развития, вполне обоснованно отражает единство и взаимообусловленность трудовых и социальных отношений.
Субъекты социальной политики — это самостоятельные и фактически действующие социальные группы и представляющие их органы, организации, институты, структуры, а также представляющие их интересы организационные структуры, государство.
Типы социальной политики:
1) социальная политика в
2) социальная политика в
3) социальная политика в
4) социальная политика переходного периода.
Основные
функции социальной политики — обеспечение
социальной устойчивости общества, обеспечение
политической устойчивости власти, обеспечение
справедливого распределения
Социальная политика в Германии представляет собой систему «всеобщего благоденствия», поскольку построена по принципу социальных доплат и пособий всех нуждающихся, которые таковыми на самом деле зачастую не являются, а если и относятся к нуждающимся, то уровень пособий им позволяет не работать и находится у государства на попечении годами.
Социальная
политика в Швеции построена по принципу
всеобщего равенства и
Социальная политика Японии построена по принципу: все для пенсионеров, поскольку возрастает возраст выхода на пенсию, число пенсионеров стремительно растет, в целом происходит старение населения.
Социальная политика США зависит от политического состояния страны в целом и от круга правящей партии. В целом для своей страны она достаточно эффективна, но имеет свои просчеты.
Социальная
политика в Республике Беларусь построена
по принципу – все для народа.
Она является приоритетом социально-