Место и роль социальной политики государства в условиях трансформационной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 14:49, курсовая работа

Описание

Цель работы: изучить социальную политику государства и определить её роль в экономике, изучить методы социальной политики, применяемые в зарубежных странах (на примере стран Европы), а также осветить проблемы и пути совершенствования социальной политики в Республике Беларусь.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1. Социальная политика: содержание,направления,принципы,уровни… 6
2. Модели социальной политики…………………………………………..20
3. Реализация целей социальной политики в Республике Беларусь…….32
Заключение …………………………………………………………………..41
Список литературы………………………………………………………….43

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 96.88 Кб (Скачать документ)

 В республике формируется переходный смешанный рынок труда, включающий в себя как старые, так и новые механизмы определения стоимости рабочей силы, регулирования занятости населения и возникновение безработицы.

Анализ  существующих проблем и обобщение  опыта разнообразных моделей рынка труда в странах с рыночной экономикой позволяют сформулировать рекомендации по совершенствованию государственного регулирования занятости в следующих направлениях:

— разработка программ создания и сохранения эффективных рабочих мест с учетом потребностей структурной перестройки экономики;

— формирование эффективного механизма государственной поддержки предпринимательства и занятости безработных, включая в сфере малого бизнеса финансирование создания рабочих мест;

— обеспечение мобильности рабочей силы, прежде всего, через развитие рынка жилья и ликвидации института прописки;

— внедрение гибких нестандартных форм занятости; переход к реальному страхованию по безработице;

— совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, как с высшим, так и со средним специальным образованием.

Важнейшим компонентом рынка труда является заработная плата.

В Республике Беларусь политика оплаты труда основывается на принципах государственного регулирования, установления государственных гарантий и самостоятельности предприятий. Можно сказать, что прежняя система тотального государственного управления заработной платой разрушена, а новая, рыночная так и не создана. Реальная практика подтверждает это, так как свидетельствует о росте заработной платы при снижении объемных показателей, о складывающихся необоснованных, межотраслевых различиях в заработной плате и в то же время об уравнительности в оплате труда различных профессионально-квалификационных групп работников, в особенности в бюджетной сфере.[18, с.26]

В контексте  социальной политики заработная плата  должна выполнять двойную функцию: стимулировать опоры на собственные  силы через высокопроизводительный труд и способствовать сокращению бедности.

Ни одну из этих функций заработная плата  в республике в полной мере не выполняет. Действующая модель заработной платы  не обеспечивает мотивацию высокопроизводительного труда и трудовую активность работников, не стимулирует предприятия к совершенствованию структуры рабочих мест и не создает условий для сокращения дифференциации доходов и уменьшению бедности.

В качестве основных задач, которые должны быть решены в результате совершенствования  механизма оплаты труда, следует  выделить:

— восстановление воспроизводственной функции заработной платы посредством приближения тарифной ставки первого разряда к величине бюджета прожиточного минимума и далее минимальному потребительскому бюджету;

— усиление зависимости роста заработной платы  от результатов производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности предприятий и организаций, личного вклада каждого работника в эти результаты, то есть восстановление мотивационной, стимулирующей функции заработной платы.

Много проблем  накопилось и в программах социальной помощи.

 Среди них:

  — высокий, неадекватный состоянию экономики и бюджетов, уровень расходов на развитие программы социальной помощи;

  — неэффективная адресность в помощи малообеспеченным семьям;

  — отсутствие соответствующего показателя бедности для назначения пособий и четкого механизма учета расходов получателей социальной помощи, построенного на проверке состояния семьи и одиноко проживающих граждан, оценки их нуждаемости;

— раздробленность программ, схем управления ими и финансирования.

 Переход к рыночной модели социальной политики предполагает соответствующие изменения в предоставлении социальной помощи. К числу таких изменений следует отнести:

— поэтапный  переход от традиционно сложившегося уравнительного принципа предоставления социальной помощи к адресному ее назначению на основе единых критериев, основанных на принципах нуждаемости;

— определение  критерия оценки нуждаемости, основанного  на исчислении совокупного дохода семьи, одиноко проживающих граждан и проведении обследования их материально-бытовых условий жизни, что позволяет обеспечить адресный охват малообеспеченного населения;

— постепенное  введение унифицированных критериев  во все программы социальной помощи;

— отмена неадресных пособий, льгот и субсидий;

— консолидация действующих программ в рамках единой программы адресной социальной помощи;

—усиление муниципализации предоставления социальной помощи.

На основании  главы можно сделать следующие  выводы: расходы Беларуси на образование и здравоохранение самые высокие в СНГ и превышают средний уровень аналогичных расходов государств – членов Организации экономического сотрудничества и развития. Беларусь сравнительно быстро восстановила рост ВВП после экономического кризиса начала 90-х годов, значительно снизила уровень бедности и сохранила широкий охват населения базовыми образовательными и медицинскими услугами.

Переход к новой модели социальной политики предполагает изменения в занятости, в политике оплаты труда, сфере социального  страхования, социальной помощи населения. На формирование новой рыночной модели социальной политики значительное влияние оказывает ситуация на рынке труда и, прежде всего, в сфере занятости. Система социальной защиты в республике представлена тремя видами социальных программ: социального страхования, социального обслуживания и социальной помощи.

Основной  целью Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы является рост благосостояния и  улучшение условий жизни населения  на основе совершенствования экономических  отношений, инновационного развития и  повышения конкурентоспособности  национальной экономики.

С учетом преемственности направлений экономического развития и роли важнейших факторов в достижении социально-экономических  целей, предлагаются следующие приоритетные направления социально-экономического развития страны на предстоящее пятилетие:

  • развитие человеческого потенциала;
  • предпринимательство и инициатива;
  • инновационное развитие и структурная перестройка экономики, создание новых наукоемких, высокотехнологичных производств;
  • рост экспорта товаров и услуг, сбалансированность и эффективность внешней торговли;
  • устойчивое развитие регионов;
  • качественное и доступное жилье;
  • эффективный агропромышленный комплекс

Развитие  экономики Республики Беларусь в 2011–2015 гг. должно основываться на ускоренном развитии высокотехнологичных производств, способных предложить мировому рынку  принципиально новые виды товаров  и услуг. В контексте такого подхода  сохраняется главная целевая  установка экономического развития – повышение благосостояния белорусского народа. Предполагается сохранение и  повышение социальных стандартов жизни  народа, обеспечение высокого уровня социальной защиты и доходов населения. Достижение высоких темпов роста уровня жизни населения предполагается обеспечить в результате увеличения темпов роста ВВП. При обосновании показателя темпов роста ВВП необходимо исходить из задачи: добиться уровня заработной платы в Беларуси в номинальном валютном исчислении на уровне не ниже, чем в среднем в сопредельных странах, который сложится в прогнозном 2015 г., а именно – около 1000 долл. США (в 2009 г. средняя заработная плата в Беларуси составляла всего 46% от ее среднего уровня в сопредельных странах).

                                            

 

            

                                            ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

       Социальная политика — это система мероприятий и взаимоотношений между социальными группами, социальными слоями общества, в центре которых и главная их конечная цель — человек, его благосостояние, социальная защита и социальное развитие, жизнеобеспечение и социальная безопасность населения в целом.

    Социально-трудовая сфера отражает объект и предмет социальной политики, характеризует степень социального развития, вполне обоснованно отражает единство и взаимообусловленность трудовых и социальных отношений.

  Субъекты социальной политики — это самостоятельные и фактически действующие социальные группы и представляющие их органы, организации, институты, структуры, а также представляющие их интересы организационные структуры, государство.

Типы социальной политики:

1) социальная политика в социально  устойчивых обществах;

2) социальная политика в обществах,  находящихся в системных кризисах;

3) социальная политика в обществах,  находящихся в состоянии деформаций;

4) социальная  политика переходного периода.

Основные  функции социальной политики — обеспечение  социальной устойчивости общества, обеспечение  политической устойчивости власти, обеспечение  справедливого распределения власти в хозяйстве, обеспечение необходимого уровня экологической безопасности, обеспечение необходимого и достаточного уровня социальной защищённости населения.

 Социальная политика в Германии представляет собой систему «всеобщего благоденствия», поскольку построена по принципу социальных доплат и пособий всех нуждающихся, которые таковыми на самом деле зачастую не являются, а если и относятся к нуждающимся, то уровень пособий им позволяет не работать и находится у государства на попечении годами.

Социальная  политика в Швеции построена по принципу всеобщего равенства и справедливости, однако в последние годы модель дает сбои из-за установления высоких налогов  трудящихся. Широко используется система  социального страхования. Уровень  жизни в Швеции является самым  высоким в Европе.

 Социальная политика Японии построена по принципу: все для пенсионеров, поскольку возрастает возраст выхода на пенсию, число пенсионеров стремительно растет, в целом происходит старение населения.

Социальная  политика США зависит от политического состояния страны в целом и от круга правящей партии. В целом для своей страны она достаточно эффективна, но имеет свои просчеты.

Социальная  политика в Республике Беларусь построена  по принципу – все для народа. Она является приоритетом социально-экономического развития страны и важнейшим компонентом  при переходе к устойчивому развитию экономики. Образование, здравоохранение, молодежная политика, пенсионное обеспечение, социальное обеспечение, туризм, физкультура  и спорт – в единственной стране на постсоветстком пространстве развиваются  динамично все составляющие социальной политики. Всебелорусским народным собранием, состоявшимся в феврале 2006 года определены основные направления социально-экономического развития. И главное внимание уделяется  именно человеку, с его социальными  потребностями. Лозунг пятилетки 2006 – 2010 гг. – «Государство для народа».Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2020 года подтверждает этот лозунг.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1.  Макроэкономика: учеб. пособие / А.В. Бондарь [и др.]. – 2-е изд. – Минск: БГЭУ, 2009. – 415 с.
  2. Слезингер, Г.Э. Социальная экономика: учебник / Г.Э. Слезингер. – М.: Дело и Сервис, 2001. – 365 с.
  3. Макроэкономика: учебное пособие / М.И. Плотницкий [и др.]; под ред. М.И. Плотницкого. – 2-е изд., стер. – М.: Новое знание, 2004. – 461 с.
  4. Бондарь, Н.Н. Социальная политика в Республике Беларусь: учебное пособие / Н.Н. Бондарь, А.И. Терлиженко. – Минск: БГЭУ, 2005. – 146 с.
  5. Макроэкономика: социально ориентированных подход: учебник для студентов экон.специальностей и учреждений, обеспечивающих получение высшего образования: 2-е изд., перераб. и доп. / Э.А. Лутохина [и др.]; под ред. Э.А. Лутохиной. – Минск: ИВЦ Минфина, 2010. – 442 с.
  6. Вечканов, Е.С. Макроэкономика: учебное пособие для студ. гр. экон. и управ. / Г.С. Вечканов. – СПб.: Питер, 2002. – 428 с.
  7. Соколова, Г. Состояние и использование человеческого капитала в Республике Беларусь / Г. Соколова // Общество и экономика. – 2010. – № 5. – С. 85-105.
  8. Ерофеева О.Н. Социальные нормативы: разработка и использование (опыт Республики Беларусь). // «Вестник БГЭУ», 2005, №5, с. 70 – 77.
  9. Ковалевская К.В. Реализация приоритетных направлений социальной политики в Республике Беларусь. // «Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики РБ», 2005, №5, с. 70 – 77.
  10. Колос Е.П. Модель социального развития: белорусский вариант. // «Информационный бюллетень Администрации Президента Республики Беларусь», 2004, №9, с. 61 – 67.
  11. Ламеко П. Шведская модель экономической реформы. // «Белорусский банковский бюллетень», 2001, №2, с. 46 – 52.
  12. Мадиевский С. Социальная помощь в Германии. //«Мировая экономика и международные отношения», 2000, №10, с. 42 – 44.
  13. Миронов С. Социальная политика: уточнение задач, отладка механизмов. // «Общество и экономика», 2005, №5, с. 5 – 12.
  14. Основные положения национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года. // «Белорусский экономический журнал», 2004, №3, с. 4 – 18.
  15. Основные положения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы. // «Рэспублiка», 24 лютага 2006.
  16. Рамзес В. Тернистый путь к материальному благополучию. Япония: реальность и перспективы. //«Мировая экономика и международные отношения», 2004, №9.
  17. Соболева И. Социальная политика как фактор устойчивого развития. // «Проблемы теории и практики управления», 2003, №3, с. 68 – 73.
  18. Тецуя Дзе. Политика занятости в Японии. //«Человек и труд», 2004, №3. с. 19.
  19. Хесин Е. Великобритания: седьмой год подъема. //«Мировая экономика и международные отношения», 2000, №8. с. 98 – 108.
  20. Хесин Е. Великобритания: социально-экономическая политика. // «Мировая экономика и международные отношения», 2001, №8, с. 98 – 108.
  21. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы

Информация о работе Место и роль социальной политики государства в условиях трансформационной экономики