Место и роль социальной политики государства в условиях трансформационной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 14:49, курсовая работа

Описание

Цель работы: изучить социальную политику государства и определить её роль в экономике, изучить методы социальной политики, применяемые в зарубежных странах (на примере стран Европы), а также осветить проблемы и пути совершенствования социальной политики в Республике Беларусь.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1. Социальная политика: содержание,направления,принципы,уровни… 6
2. Модели социальной политики…………………………………………..20
3. Реализация целей социальной политики в Республике Беларусь…….32
Заключение …………………………………………………………………..41
Список литературы………………………………………………………….43

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 96.88 Кб (Скачать документ)

Социальная  помощь нуждающимся как таковая  в Японии не актуальна, хотя также  имеется так называемый прожиточный  минимум, и есть критерии, по которым  она выдается в исключительных случаях (пособия по безработице, пособия  детям и т.д.). В целом, для поддержания  уровня жизнеобеспечения в Японии действует  система «пожизненного найма», которая  пре6дусматривает наем работников на работу пожизненно, в целях исключения роста  безработицы. И хотя систему «пожизненного  найма» используют не все работодатели, тем не менее, это частично спасает  страну от роста безработицы. В Японии уровень безработицы, превышающий 3% населения считается уже критическим.

                                                  

                                           США

 Социальное обеспечение в США признано важнейшим приоритетом общества. Здесь считается, что ответственность за социальное обеспечение должна быть разделена между частными компаниями и государством. Частные компании должны заботиться о своих работниках, а государство поддерживать нуждающихся в целом. Государство отвечает за предоставление минимального уровня помощи, а также за его широкую доступность. Бизнес предоставляет социальные услуги (пенсии, пособия) в более высоком объеме и лучшего качества.Единой общенациональной централизованной системы социального обеспечения в США не существует. Она образуется из разного рода программ, регламентированных либо федеральным законодательством, либо законодательством штата, либо совместно федеральными органами и органами власти штатов.Отдельные программы принимаются также местными властями.Государственное социальное обеспечение в США включает две сферы - социальное страхование и социальное вспомоществование. Социальное страхование предусматривает пенсии по старости, пособия по безработице, медицинскую помощь престарелым и другие статьи. Эта сфера забирает львиную долю социальных расходов государства. Программы социального страхования охватывают основную часть американцев.Вторая сфера государственного социального обеспечения - социальное вспомоществование. Это выплаты тем, кто по причине бедности освобожден от налогов. Программы социального вспомоществования предусматривают материальную помощь матерям-одиночкам,медицинскую помощь бедным, выдачу продовольственных талонов, жилищные пособия, бесплатное отопление, установку кондиционера, завтраки для детей в школах и т.д. Всего существует 180 подобных программ.Активная социальная политика американского государства обеспечила высокую квалификацию рабочей силы. 90% американцев, занятых в экономике, имеют среднее и высшее (включая незаконченное) образование. В 90-х гг. администрация Клинтона провозгласила повышение уровня образования постоянной функцией на протяжении жизни человека. Это необходимо в условиях непрерывной технологической революции. Не случайно США остается лидером в самых перспективных технологиях. В свою очередь, экономический рост расширял возможности для социальной защиты граждан. Свыше 80 миллионов американцев регулярно получают пособия по программам государственного социального страхования и вспомоществования. Государственная социальная помощь, финансируемая из бюджета, а не из предварительно выплачиваемых взносов-страховок, начала развиваться в США параллельно со страхованием и достигла сейчас расцвета. Критерий для получения социальной помощи один - малообеспеченность, бедность, но критерии варьируются от штата к штату. Основным адресатом социальной помощи является семья.Основной критерий получения материальной поддержки - бедность, то есть доход ниже официально установленного прожиточного минимума на члена семьи. Основным видом помощи малоимущим семьям в США является пособие на детей. Особенностью социальной политики США является преобладание «натуральных» видов помощи нуждающимся над денежными. Такая ситуация сложилась из-за того, что рост реальной заработной платы на частных предприятиях значительно опережал рост на государственных, что повлекло резкий отток рабочей силы из государственного сектора экономики. Правительств вынуждено пойти на ослабление миграционных требований в целях привлечь новую рабочую силу.

 Заметно сократилась разница в оплате мужчин и женщин; в 2003 г. средняя заработная плата женщин составляла 89,6% зарплаты мужчин (для сравнения: в Италии - 84,8%, в Германии - 73%, в Японии - 48,5%).

          Определяя структуру расходов бюджета, правительство лейбористов особое внимание уделяет вложениям в «человеческий капитал», полагая, что они являются важнейшим инструментом повышения эффективности экономики и конкурентоспособности. В настоящее время в Великобритании остаются бесплатными медицинская помощь государственных медучреждений и бесплатное образование базового уровня. В ближайшие годы свыше половины расходов бюджета предполагается направить опять таки на здравоохранение и образование. Создается система, при которой пациенты государственных лечебных учреждений получают право пользоваться бесплатно услугами частных клиник и больниц. Увеличены расходы на строительство школьных зданий, повышены заработки учителям. В рамках осуществляемого правительством нового курса крупные средства направляются на профессиональную подготовку, особенно молодежи, и переобучение кадров. Кроме того, действует система социальной помощи нуждающимся, в категорию которых входят одинокие пенсионеры, инвалиды, безработные, дети.Однако, действующая политика опять же имеет свои проблемы из-за высокого уровня налогообложения населения и всевозможных выплат государству. Так, например, правительство предусмотрело, что при покупке жилья стоимостью ниже 250 тыс. фунтов стерлингов, покупающая сторона обязана выплатить государству 1% стоимости жилья в качестве налога. Это очень затруднено для молодых семей, которые не могут себе позволить такие суммы выплатить в качестве налога. В отношениях собственности поддерживается принцип: богатые все больше богатеют, а бедные все больше беднеют. До настоящего времени эта проблема не решена.

        Таким образом, мы видим, что социальная политика в странах европейского сообщества и за пределами европейского континента реализуется по следующим основным направлениям: социал-демократическая модель, типичная для скандинавских стран ; корпоративная модель; либеральная модель. Социальная политика в этих странах развивается на достаточно высоком уровне. Социальные услуги здесь определяются как гражданские права, где все граждане имеют право на равное, финансируемое за счет налогов социальное обеспечение. Социальная политика этих государств, включает гармонизацию отношений между участниками рыночной экономики в форме социального партнёрства, которое предполагает заключение выступающими в качестве равноправных партнеров правительством, национальным объединением работодателей и профсоюзами общественного договора в области экономической и социальной политики.

 

        3. Реализация целей социальной политики в Республике Беларусь.

 

В Республике Беларусь сформировался экономически не обоснованный, неоправданно высокий разрыв между минимальной заработной платой и прожиточным минимумом. Велика дифференциация в оплате труда, как между сферами деятельности, так и между различными категориями работников. Значительно занижена оплата интеллектуального труда, ослабляется связь заработной платы с уровнем квалификации и образования работников, а также со сложностью выполняемой работы. Отсутствует должная увязка зарплаты с результатами хозяйственной деятельности.

В настоящее время в области  регулирования оплаты труда в  стране существует ряд проблем: низкий уровень тарифной ставки первого разряда;

отставание уровня заработной платы  работников бюджетной сферы по сравнению с реальным сектором экономики; достаточно высокая дифференциация по уровню заработной платы между отраслями; отсутствие прямой зависимости между заработной платой и эффективностью производства;

В этих условиях государственная политика Республики Беларусь по совершенствованию механизма оплаты труда направлена: на усиление зависимости роста заработной платы от результатов производственной и финансовой деятельности предприятий, личного вклада работников в эти результаты;

приближение тарифной ставки первого  разряда к величине бюджета прожиточного минимума и далее к минимальному потребительскому бюджету.

Беларусь  переживает сегодня процесс трансформации  социально-экономических и социально-трудовых отношений, сформированных в условиях административно-командной системы. Наша страна делает попытку создать  современную эффективную систему отношений и приблизиться к уровню жизни населения в экономически развитых европейских государствах.

   Расходы Беларуси на образование и здравоохранение самые высокие в СНГ и превышают средний уровень аналогичных расходов государств – членов Организации экономического сотрудничества и развития.

Главной целью социальной политики в долгосрочной перспективе является обеспечение  устойчивого роста уровня и качества жизни населения и создание условий  для развития человеческого потенциала.

На этапе 2011–2020 гг. на основе роста денежных доходов, в  том числе заработной платы, при  благоприятном развитии финансовых рынков и рынков инвестиций необходимо обеспечить развитие дополнительного  пенсионного страхования.

Важной  составляющей повышения уровня и  качества жизни населения, вовлеченного в трудовую деятельность, является социальное страхование. В его организации необходимо решить две важнейшие задачи: обеспечить объективную оценку, учет и анализ уровня и факторов социального риска для различных категорий работников; добиться справедливого распределения ответственности за отдельные виды риска между субъектами социально трудовых отношений.Основными задачами в области социальной защиты населения являются обеспечение государственной поддержки нуждающихся групп населения.

Обеспечение устойчивого развития Республики Беларусь во многом зависит от уровня и качества образования граждан. Несмотря на сложные  экономические условия, государство  стремится в пределах имеющихся  ресурсных возможностей непрерывно увеличивать долю государственных  расходов на развитие образования.

В целях  обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны одним из ключевых вопросов на этом этапе должно стать  повышение социального статуса  учителя и его роли в обществе.

В 2011–2020 гг. ставится цель вывести национальную систему образования на уровень, соответствующий мировым стандартам. Особое значение следует придать  развитию высшего образования.

Снижение  уровня жизни населения, негативное изменение среды обитания привели  к ухудшению здоровья населения.

Валовой внутренний продукт в 2020 г. предусматривается  увеличить по сравнению с 2005 г. в 2,0–2,3 раза, инвестиции в основном капитал  – в 2,4–2,7, продукцию промышленности – в 1,6–1,7, сельского хозяйства  – в 1,6, сферы услуг – в 2,3–2,6 раза. В результате Беларусь по производству ВВП на душу населения, исходя из ППС 1996 г, приблизится к странам Евросоюза  с 30% в 2001 г. до 60% в 2020 г. с учетом того, что темпы роста ВВП в ЕС составят 2–3% в год.

В структуре  экономики страны в прогнозном периоде  будет последовательно снижаться  доля производства товаров до 37–38% в 2020 г. и возрастать доля сферы услуг  – до 50–52% соответственно. В структуре  использования ВВП к концу  прогнозного периода потребуется  увеличение удельного веса накопления до 30–31% и доли инвестиций – до 26–27% против соответственно 21–22% в 2005 г. При  этом, несмотря на снижение в структуре  ВВП доли конечного потребления, рост его объемов позволит последовательно увеличивать уровень потребления на душу населения.

Прогрессивные изменения в отраслевой структуре  экономики предусматриваются за счет снижения доли и масштаба энерго- и материалоемких производств, замены неэффективных производств новыми, основанными на высоких технологиях  и новых материалах. Приоритетное развитие должны получить:

·  информатизация и производство программного обеспечения;

·  нанотехнологии и наноматериалы;

·  модернизация энергетического хозяйства;

·  биотехнологии и генетика;

·  наука и сфера услуг (образование, здравоохранение туризм, транспорт и др.).

    На период 2011–2020 гг. ставится задача перехода к эффективному функционированию промышленного комплекса в условиях его экологизации.

   Проведение макроэкономических реформ, постепенная отмена субсидирования, в том числе перекрестного субсидирования, предполагает перестройку социальной политики, обеспечивающую переход от модели государственного патернализма к рыночной модели, основанной на социально-экономической ответственности трудоспособных членов общества, выработке новых механизмов адресной социальной защиты, смягчающих негативное воздействие рыночных реформ.

Эта модель предполагает:

—  обеспечение доступности и бесплатности для всех граждан основных базовых минимальных социальных услуг, прежде всего, в образовании и здравоохранении;

—  перераспределение социальных расходов государства в пользу самых уязвимых, малообеспеченных групп населения при одновременном сокращении помощи обеспеченным семьям;

—  предоставление трудоспособным гражданам возможности своим трудом и предприимчивостью обеспечивать свое и семейное благосостояние за счет увеличения доходов;

—  сокращение бедности и социального неравенства;

—  развитие человеческого потенциала.

Что касается человеческого потенциала, по индексу  ИРЧП Беларусь входит в группу стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала:

 

  Таблица 1. Индекс развития человеческого потенциала и его компоненты для Республики Беларусь в 2010 году

 

 

 

 

 

 

Республики Беларусь

Рейтинг страны по ИРЧП

61 место

Индекс развития человеческого потенциала.

0,732

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (лет)

69,6

Средняя продолжительность обучения (лет)

9,3

Ожидаемая продолжительность обучения (лет)

14,6

Продолжение

     Валовой национальныйдоход (ВНД) на душу населения (ППС в долл. США 2008 г.)

12 926

ВНД на душу населения минусрейтинг по ИРЧП

1

Значение ИРЧП, не связанное с доходом

0,763


              Примечание ― Источник: [17, С.141]

  Переход к новой модели социальной политики предполагает изменения в занятости, в политике оплаты труда, сфере социального страхования, социальной помощи населения. На формирование новой рыночной модели социальной политики значительное влияние оказывает ситуация на рынке труда и, прежде всего, в сфере занятости.

Информация о работе Место и роль социальной политики государства в условиях трансформационной экономики