Место и роль социальной политики государства в условиях трансформационной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 14:49, курсовая работа

Описание

Цель работы: изучить социальную политику государства и определить её роль в экономике, изучить методы социальной политики, применяемые в зарубежных странах (на примере стран Европы), а также осветить проблемы и пути совершенствования социальной политики в Республике Беларусь.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1. Социальная политика: содержание,направления,принципы,уровни… 6
2. Модели социальной политики…………………………………………..20
3. Реализация целей социальной политики в Республике Беларусь…….32
Заключение …………………………………………………………………..41
Список литературы………………………………………………………….43

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 96.88 Кб (Скачать документ)

 Уровень жизни включает уровень и структуру потребления, условия труда, структуру и степень удовлетворения социально-культурных потребностей, степень развития сферы услуг, величину и структуру внерабочего и свободного времени, уровень экологической безопасности и т.п.

Уровень жизни зависит, во-первых, от фактического потребления материальных, духовных благ, во-вторых, от развития потребностей.

Чем выше потребности, тем выше уровень жизни.

Развитие  современной рыночной экономики  предполагает определенную меру выравнивания доходов, создания социальных гарантий и равных стартовых условий для всех слоев населения. Задача построения экономической системы, ориентированной на человека, стимулирующей развитие личности, основывается на идее социальной справедливости. Опыт развитых стран демонстрирует механизм соединения социальной справедливости и экономической эффективности. «Дорогая» рабочая сила побуждает экономику достигать прироста производства и улучшения качества за счет научно-технического прогресса, применения ресурсов - и трудосберегающих технологий.

                               

                     

 

                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           2. Модели  социальной  политики.

                                               Германия

  Социальная политика заложена в самой финансовой системе Германии, поскольку финансовая система Германии построена таким образом, что она вполне соответствует правительственной политике социальной рыночной экономики. Огромное внимание в ней уделяется социальному обеспечению и поддержанию нормального уровня жизни населения. В Германии существуют специальные правительственные фонды (помимо основных бюджетов), которые формируются в основном за счет отчислений с заработной платы. И преобладают в основном фонды социального обеспечения, по объему они стоят на втором месте после государственного бюджета страны. Главное место среди них занимает Фонд социального страхования, который охватывает отдельные виды страхования - по временной нетрудоспособности, на случай безработицы, от несчастных случаев, пенсионное страхование рабочих и служащих, пенсионное страхование лиц, не работающих по найму[6, c. 71]. Финансирование выплат по безработице осуществляется за счет средств федерального бюджета, федеральным ведомством занятости осуществляются страховые выплаты и выплаты по безработице. Безработные в Германии получают пособие, которое зависит от общего трудового стажа, от размеров последней заработной платы, от возраста, от наличия обязательства по содержанию детей. Безработные, «снятые» со страхования по безработице, т.е. те, кто исчерпал право на причитающееся пособие, получают выплату по безработице. Размер такой выплаты составляет для безработных, имеющих детей - 58%, для безработных без детей - 56%. Социальная помощь и другие виды социальных услуг, оказываемых государством, финансируются за счет государственного бюджета.Система пенсионного обеспечения Германии содержит сочетание двух систем финансирования обеспечения граждан в старости: перераспределительную и накопительную. Эта система называется «системой трех уровней». Первый - (около 80% всех пенсионных выплат в основном финансируется перераспределительным способом)- охватывает, прежде всего, обязательное пенсионное страхование всех работников по найму. Перераспределительная система характеризуется тем, что на выплаты пенсий пожилым используются поступления в фонд пенсионного страхования (ведомства пенсионного страхования).В Германии этими поступлениями являются страховые взносы застрахованных лиц и работодателей, а также дотации государства. Этой пенсии достаточно для обеспечения нормального уровня жизни пожилого человека. Второй и третий уровни пенсионного обеспечения из фондов предприятий и частные накопления, финансируются накопительным способом [4,c.71].Одна из целей социальной политики Германии - смягчение социального неравенства в обществе. Решается она как характером налогообложения, так и трансфертами из бюджета нуждающимся семьям. С середины 70-х годов до настоящего времени на цели социального обеспечения направляется 46-47% всех расходов госбюджета, включая фонд социального страхования и социального обеспечения. Эти расходы в основном представляются в виде социальной помощи нуждающимся. Действующая в Германии система социальной помощи сложилась на материальной базе, созданной «экономическим чудом» 50-70 годов.Социальная помощь выплачивается управлением по социальному обеспечению.Согласно федеральному закону, правом на социальную помощь обладают все нуждающиеся – не только трудоспособные или не успевшие выработать полугодовой страж, но и те, кто работает, но чей доход в пересчете на одного члена семьи меньше установленного прожиточного минимума. Любому, легально проживающему в Германии человеку, если он оказался в нужде, «социаламт» обязан так или иначе помочь.

Структура социальной помощи такова. Прежде всего, это – ежемесячное  пособие на «жизнеобеспечение». Оно  должно покрывать расходы на питание, предметы гигиены, быта и личного  обихода (самые дешевые). Больным, престарелым, беременным положены доплаты к пособию. Далее, каждый получает медицинскую  страховку, которая дает право на бесплатное медобслуживание и бесплатные лекарства. Дополняет ее страховка на случай потребности в постоянном уходе.    Наиболее весомая статья, собес оплачивает «социальщику» съемное жилье и отопление. За электроэнергию и телефон, однако, нужно платить самому. Впрочем, абонентская плата за телефон – льготная, а от платы за радио и телевизор бедняки освобождены. Итого на содержание бездетной супружеской пары немецкое государство расходует свыше 1100 евро в месяц .

Независимо от того, относится ли семья к бедным и состоит ли на учете в, на каждого ребенка в возрасте до двух лет мать получает по 300 евро в месяц. Плюс так называемые «детские деньги» - еще по 154 евро на каждого из первых трех детей и по 179 евро на четвертого и последующего. Эти деньги платят до 27 лет, если «ребенок» живет с родителями и не работает . Кроме ежемесячного пособия, каждому клиенту дважды в год выдают деньги на покупку одежды, зимней и летней, - от 340 до 420 евро в зависимости от пола и возраста. При первом вселении в квартиру предоставляется помощь на приобретение мебели, электроприборов, постельного белья, занавесей и т.д. Понятно, имеется в виду мебель и электроприборы (плита, холодильник, стиральная машина, пылесос, телевизор) подержанные, которые можно приобрести в магазинах «сэконд хенд» благотворительных организаций. Предусмотрена законом и помощь в тяжких жизненных ситуациях – при сопровождении больных, похоронах и пр.

Система социальных гарантий в Германии при всех ее достоинствах имеет существенный недостаток — она слишком дорога, и ее   финансирование создает большие трудности даже для одной из сильнейших экономик мира. Однако в настоящее время экономика растет всего на 1,5-2,5% в год, а то и вовсе топчется на месте. Безработица упорно держится на уровне 9-10% рабочей силы. Между тем более 3% населения продолжают получать ежемесячное пособие «на обеспечение жизни» и прочие социальные выплаты. Годовой прирост «социальщиков» - около 7%. Расходы на социальные пособия растут. И чтобы покрывать гигантские платы, приходится постоянно увеличивать налоги, взимаемые с работающих, - они поглощают уже до 40% заработка и более.

 Высокие же налоги подрывают  стимулы к труду – после  всех положенных вычетов рядовой  рабочий или служащий получает  в месяц почти столько же, сколько  неработающий . Кроме того, получатели социальной помощи нередко подрабатывают, но нелегально. Особенно часто – женщины, которые заняты в каком-либо частном домашнем хозяйстве или в сфере услуг. Если нелегалов удается выявить, их штрафуют и на время лишают социальной помощи. Но происходит такое нечасто.Для нанимателей нелегальные работники выгоднее – им платят меньше, чем оформленным, и не вносят за них налоги, страховку. Но и «социальщику» выгоднее работать нелегально – он сохраняет при этом пособие, а в итоге повышает свой жизненный уровень. Проигрывает государство, которое теряет от такой практики более 100 млрд.евро в год. А значит скудеет и источник выплат.Пример Германии свидетельствует, что социальная помощь повышает долговременную безработицу - из 2,7 млн. человек, получающих ее сегодня, по меньшей мере 1 млн в состоянии выйти на рынок труда.

                                         Швеция

В шведской модели первостепенную роль играет социальная политика, которая  призвана создавать более или  менее нормальные условия воспроизводства  рабочей силы (преимущественно высококвалифицированной) - обстоятельство исключительной важности для Швеции, если иметь в виду специфику ее развития и место  в международном разделении труда, - и является инструментом ослабления социальной напряженности, нейтрализации  классовых антагонизмов и конфликтовВ шведской модели социальная политика способствует преобразованию общественных отношений в духе социальной справедливости, уравниванию доходов, сглаживанию классовых неравенств и в итоге построению нового демократического общества на базе государственного благосостояния [5, c.132].Уровень жизни в Швеции считается одним из наиболее высоких в мире и наивысшим в Европе. Уровень жизни определяется комплексом различных показателей. По ВВП и потреблению на душу населения Швеция занимает одно из первых мест в Европе.

По степени выравнивания доходов  Швеция опережает все остальные  страны мира. Отношение зарплаты женщин к зарплате мужчин в Швеции самое  высокое в мире.Швеция всегда сохраняла  исключительно низкую безработицу: в послевоенный период, в середине 70-х годов, когда серьезные структурные  проблемы привели к массовой безработице  в большинстве развитых стран  мира, в настоящее время.Доходы и  жизненный уровень выравниваются  двумя путями в шведском обществе. Политика солидарности в области  зарплаты стремится достичь равной зарплаты за равный труд. Правительство  использует прогрессивное налогообложение  и систему обширных государственных  услуг.

Социальное страхование составляет основной элемент шведской социальной политики благосостояния. Система страхования  здоровья является, прежде всего, инструментом создания большего социально-экономического равенства. Она дает возможность  людям с низкими доходами, нуждающимся  в интенсивной медицинской помощи, получить медицинские услуги на основе равенства с другими. Более того, система страхования функционирует как финансовый инструмент и инструмент государственного управления.Швеция, избравшая принцип всеобщего благосостояния, расширила государственный сектор экономики до такого размера, что делает страну уникальной и в этой области: 1/3 самодеятельного населения занята в государственном секторе, что находит свое отражение в исключительно высоких ставках налогообложения.

Суммарные государственные расходы, включающие как издержки на государственный  сектор, так и трансфертные платежи, составляют свыше 60% ВВП Швеции, что  ставит ее на первое место в мире. Можно охарактеризовать эту часть  шведской модели как социализацию основных потребностей, таких, как образование  и здравоохранение. Таким образом, достаточность средств в государственном  бюджете дает возможность направлять колоссальные суммы на поддержку  населения: на пособия по безработице, пособия для детей (в Швеции они  считаются одними из самых высоких  на территории Европы), на здравоохранение  и образование (поскольку несложная  медицинская помощь, дошкольное образование  и обучение в средней школе  являются бесплатными).

Поскольку одним из основных принципов  социальной политики Швеции является снижение безработицы и содействие занятости, правительство поддерживает частный бизнес, который создает  дополнительные рабочие места. В  этом случае предусматриваются определенные денежные субсидии для предпринимателей, а также льготы по налогообложению.

  В соответствии с программой дополнительных служебных пенсий, введенной еще в 1960 году, был создан Всеобщий пенсионный фонд, целью которого было возмещение ожидавшегося сокращения частных сбережений. Предприниматели должны делать взносы в этот фонд за своих работников.Эти взносы в 1960 году составляли 3% заработной платы и к 1981 году выросли до 12,25%. К 2003 году эта доля снизилась до 9,7%. Поскольку взносы и доходы по процентам превышали выплаты средств из фонда, были аккумулированы огромные резервы, составившие в 2003 году 310 млрд. крон.

Поэтому всеобщий пенсионный фонд оказывает  решающее воздействие на рынок капиталов  и держит около 1/3 общей суммы  шведских облигаций. 52% средств фонда  размещено в жилищное строительство, 29% - в ценные бумаги центрального правительства  и 15% в частные облигации. Однако с 1981 года после продолжительного роста  чистых доходов (после вычета налогов) реальные чистые доходы домашних хозяйств начали постепенно сокращаться. Реальные доходы трудящихся начали отставать  по темпам роста от доходов других слоев населения (например, пенсионеров). Если в 1950 г. на чистые доходы домашних хозяйств приходилось 70% ВВП, то к 1989 г. эта доля упала примерно до 50%, к 2003 году упала еще примерно на 11% . Прямые налоги и взносы на социальное страхование с населения росли заметно быстрее обратного потока переводов из государственного сектора домашним хозяйствам. Наиболее слабым местом модели оказалась сложность сочетания полной занятости и стабильности цен. Но до 80-х годов эти трудности не проявлялись в виде серьезной угрозы модели в целом. Причины лежат в области политики. Социал-демократы имели правительство, опирающееся на меньшинство в риксдаге, и позиции партии постепенно ослабевали.

Правительство понимало необходимость  более сильной налоговой политики, но не нашло поддержки этому в  риксдаге. Рестриктивная политика обычно непопулярна, а период пребывания правительства  у власти короткий: общенациональные выборы проходят через 3 года, и правительству  требуются твердость и политическое мужество при сдерживании высокой  конъюнктуры.

Таким образом, уже к 2000 году шведская модель оказалась под угрозой. Сейчас шведское правительство заинтересовано оставить специфические черты шведской модели, но используемые методы повышения  налогового бремени для трудящихся создают огромные трудности, поскольку  поддержка социальных расходов на достаточно высоком уровне требует дополнительных доходов бюджета, а это вызывает недовольство у рабочего населения. Сохранение в будущем двух основных целей шведской модели - полной занятости  и равенства, видимо, потребует новых  методов, которые в настоящее  время должны соответствовать изменившимся условиям рынка. Лишь время покажет, сохранятся ли специфические черты шведской модели - низкая безработица, политика солидарности в области зарплаты, централизованные переговоры по зарплате, исключительно большой государственный сектор и соответственно тяжелое налоговое бремя, или же модель придется изменить по принципу других развивающихся стран, а именно ввести оплату за базовое обучение, за медицинскую помощь всех видов, снизить всеразличные пособия, и отпустить экономику (а значит и социальную политику) по принципу прочих развитых стран мира. Цель системы социального обеспечения в Швеции - обеспечить человека экономической защитой в случае болезни, при оказании медицинской помощи, рождении ребенка и по старости (всеобщее страхование), в связи с несчастными случаями и болезнями по производственной причине (страхование от несчастных случаев на производстве) и безработицей (страхование по безработице и помощь от рынка труда наличными). Окончательной гарантией независимо от причины обращения считается пособие наличными, известное как страховая помощь[11,c .48].

                                           Япония

Японская социальная политика в  основном направлена на создание достойного уровня жизни лицам пожилого возраста.Это  связано с тем, что численность  данной категории постоянно растет и к 2025 году достигнет 5,2 млн. человек против 2 млн. в 1993 году[7,c. 163]. Кроме того, из-за роста продолжительности жизни и увеличения периода трудовой активности этой категории населения, а также нехватки молодой рабочей силы пожилые люди станут важным компонентом рынка труда. Пенсионная система Японии достаточно сложна и многослойна. Средствами государственного бюджета обеспечивается 1/3 выплат базовой пенсии. Остальное выплачивается за счет различных пенсионных фондов.За счет бюджета финансируется в Японии так называемое общественное вспомоществование. Оно охватывает тех, кто сам не может обеспечить минимальный уровень жизни.Такая помощь предоставляется на основе Закона о гарантиях прожиточного минимума и выплачивается по семи номинациям: на повседневные нужды, образование, жилье, медицинское обслуживание, материнство, по безработице, на похороны: 75% выплат по общественному вспомоществованию предоставляется из центрального бюджета, 25% - из бюджетов местных органов власти.

К 2025 году планируется поднять расходы  на социальное обеспечение, и в частности, повысить уровень социальной защищенности всех нуждающихся.В Японии основное внимание в области социальной политики уделяется пенсионному обеспечению. В Японии предусмотрены так называемые специальные фонды. К ним относятся страховые, пенсионные, сберегательные и некоторые другие фонды.С середины 80-х годов и до настоящего времени в Японии   осуществляется постепенное реформирование пенсионной системы. Задача реформы - сделать ее состоящей из национальной пенсионной системы (базовая пенсия), которая охватывает все население, и пенсий, выплачиваемых наемным работникам.Базовая пенсия выплачивается по старости, инвалидности, а также всем нуждающимся. 2/3 финансирования обеспечивается средствами различных страховых пенсионных фондов. Имеются, например, фонд базовой пенсии по старости, фонд потерявших кормильца. На создание пенсионных фондов работает практически все население Японии в возрасте от 20 до 60 лет. В 2003 году каждый работающий японец вносил в тот или иной фонд около 150 долларов в месяц. Пенсионный фонд наемных работников частного сектора состоит из отчислений предприятий, взносов самих работников и доплат со стороны государства. Пенсия составляет около 70% месячной зарплаты работника-мужчины. Пенсионные фонды работников государственных и муниципальных предприятий и учреждений формируются из средств обществ взаимопомощи, которые создаются по месту работы, а также выплат самих предприятий и государственных дотаций.Для получения базовой пенсии по старости необходим 25-летний трудовой стаж и 65-летний возраст. Размер такой пенсии может быть сокращен до 58% установленного уровня в случае ухода на пенсию в 60 лет и увеличен до 188% при уходе на пенсию в 70 и более лет. В начале нового тысячелетия базовая пенсия составляла примерно 65 тысяч иен (примерно 600 долларов).Таким образом, доход семейной пары пенсионеров складывается из базовых пенсий мужа и жены плюс пенсия по страхованию наемного работника. В 2003 году в совокупности это составляло в среднем свыше 2200 долларов.

Информация о работе Место и роль социальной политики государства в условиях трансформационной экономики