Метод экономического анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 23:32, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: выявить значимость экономического анализа с учетом характеристики его основных методов, показать связь между экономическим анализом и управлением, рассмотреть практическое применение экономического анализа на примере органов местного самоуправления.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты экономического анализа……5
1.1. Предмет, содержание и задачи экономического анализа………………….5
1.2. Типология видов экономического анализа…………………………………9
1.3. Методологические основы и методы экономического анализа………….13

Глава 2. Применение экономического анализа в органах местного самоуправления на примере Российской Федерации…………………………16
2.1. Системный подход в экономическом анализе…………………………….16
2.2. Выборные, представительные и другие органы местного
самоуправления……………………………………………………………....…21

Глава 3. Эффективность применения методов эконом аназа в органах местного самоуправления……………………………………………………….41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……..53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……...56

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………59

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по экономической теории.docx

— 110.01 Кб (Скачать документ)

Важной особенностью системного похода является то, что не только объект, но и сам процесс исследования выступает  как сложная система, задача которой, в частности, состоит в соединении в единое целое различных моделей объекта. При этом системные объекты, как правило, небезразличны к процессу их исследования и во многих случаях могут оказывать существенное воздействие на него. Системный подход используется в тех случаях, когда необходимо решение новых проблем, имеющих разветвленные связи, а решение проблемы предусматривает увязку цели со множеством средств ее достижения, когда существуют трудносравнимые варианты решений или достижения комплекса целей и требуется учет полных затрат и их эффективности, когда необходима выработка критериев оптимальности с учетом целей развития и функционирования системы.

В теории и практике наряду с понятием «системный подход» широко используется и другое — «комплексный подход», а иногда и сочетание — «комплексный, системный подход». В ряде случаев понятия «комплексность» и «системность» употребляются как синонимы, но между ними есть существенные различия. Комплексный подход является частным случаем системного, так как при его использовании могут учитываться лишь некоторые факторы и свойства из множества возможных. Понятие «системность» характеризует целенаправленность, упорядоченность, организованность, тогда как понятие «комплексность» отражает взаимосвязанность, взаимообусловленность, разнородность и широту охвата.25

 Как отмечает В. Н. Спинцнадель,  комплексный подход «отражает  организационно-методический подход в исследовании, проектировании, производстве...». «Подход системный чисто методологический, всесторонний, характеризует более высокий теоретический уровень, частью которого является комплексный подход... Системный подход имеет дело с объектами как системами, состоящими из закономерно структурированных и функционально организованных элементов. Если системный подход применяется только для системных объектов, то комплексный подход — не обязательно для таковых. Объект может быть целостным, но не системным, ибо не обладает структурой»26

Системный подход к экономическому анализу  может различно пониматься. Оптнер считает, что это комплексное  изучение объекта с позиции системного анализа. При этом рассматриваются  системные объекты – вход, процесс, выход, цель, обратная связь и ограничения.

Системность в экономическом анализе обусловливается  тем, что хозяйственные процессы рассматриваются как многообразные, внутренне сложные единства, состоящие из взаимосвязанных сторон и элементов. В ходе такого анализа выявляются и изучаются связи между сторонами и элементами, устанавливается, каким образом эти связи в результате взаимодействия приводят к единству изучаемого процесса в его целостности. Системность экономического анализа проявляется и в объединении, в совокупности всех специфических приемов на основе собственных достижений и достижений ряда смежных наук (математики, статистики, бухгалтерского учета, планирования, управления, экономической кибернетики и др.).

Комплексный подход к экономическому анализу  обусловлен необходимостью рассмотрения всех сторон деятельности предприятия. Системный подход исследует отношения  и связи комплекса сторон деятельности предприятия для определения  достижения системной цели. Системность  экономического анализа обусловлена  следующими выражениями или проявлениями системности:

    • Единство политического и экономического, экономического и социального, экономико-социально-экологического;
    • Единство целого и его частей;
    • Разработка единой, универсальной системы показателей;
    • Использование всех видов экономической информации

Система – это множество объектов, взаимодействующих  в направлении достижения единой цели. Задачей системного анализа  определить влияние отношений между элементами системы на достижение ее цели, а также влияний внешнего воздействия на состояние системы.27

Главные особенности системного подхода – динамичность, взаимодействие, взаимозависимость и взаимосвязь элементов системы, комплексность, целостность, соподчинённость, выделение ведущего звена. Системный подход в экономическом анализе позволяет разработать научно обоснованные варианты решения хозяйственных задач, определить эффективность этих вариантов, что даёт основание для выбора наиболее целесообразных управленческих решений.

 

2.2. Выборные, представительные и другие  органы местного самоуправления на примере Российской Федерации

 

          Территориальная организация местного самоуправления в Российской Федерации.

          По состоянию  на 8 октября 2003 года, дату опубликования  Федерального закона № 131, в  Российской Федерации существовало 11 тысяч 733 муниципальных образований.

На 1 ноября 2007 года законами субъектов Российской Федерации утверждены границы  24154 муниципальных образований, из них:

Городских округов – 523

Муниципальных районов – 1799

Городских поселений - 1732

Сельских  поселений – 19864

Внутригородских муниципальных образований городов  федерального значения – 236.

 

 

 

Рисунок 5. Распределение муниципальных образований  по типам.

28

    

         Из общего количества муниципальных  образований, сформированных на  дату 1 ноября 2007 года к вновь образованным  можно отнести 12.5 тысяч муниципальных  образований, что составляет 51,6% от общего числа муниципалитетов  в Российской Федерации (из  них 11992 муниципальных образования  являются вновь образованными  поселениями).

Наибольшее  количество муниципальных образований  расположено в Приволжском федеральном  округе – 6771, а наименьшее количество – в Уральском федеральном  округе – 1351.

Наибольшее  количество муниципальных образований  расположено в Республике Башкортостан – 1019, а наименьшее в Ненецком автономном округе - 21.

При этом самая высокая плотность муниципальных  образований наблюдается в Приволжском  федеральном округе, а наименьшая – в Дальневосточном федеральном  округе. Если на 1 регион ПФО приходится в среднем 486,1 муниципальных образований, то в ДФО – 141.8 муниципальных образований.

Во всех субъектах Российской Федерации  за исключением городов федерального значения Москва и Санкт-Петербург, Агинского Бурятского и Усть-Ордынского Бурятского автономных округов образованы муниципальные образования, наделенные статусом городского округа. Учитывая, что с 1 января 2008 года и 1 марта 2008 года данные автономные округа будут входить  в состав Читинской и Иркутской  областей, можно утверждать, что  как минимум 1 городской округ  образован в каждом субъекте Российской Федерации.

Наибольшее  количество городских округов расположено  в Свердловской области – 67 (73% от всех муниципальных образований  области).

В 3 субъектах  Российской Федерации (Тюменская область, Республика Алтай, Усть-Ордынский Бурятский  автономный округ) нет ни одного городского поселения.

По сравнению  с данными на 1 января 2007 года количество муниципальных образований уменьшилось  на 65 единиц.

На рисунке 6 представлен процесс изменения  количества муниципальных образований  в Российской Федерации с момента  установления границ муниципальных  образований и наделения их соответствующим  статусом.

 

Рисунок 6. Количество муниципальных образований 

в 2005-2007 гг., ед.29

Всего с 1 апреля 2005 года установлено 114 случаев  изменения границ муниципальных  образований, при этом 14 случаев  изменения границ произошло в  Кабардино-Балкарской Республике. В  Пензенской области изменены границы 6 муниципальных образований, в Челябинской  и Ростовской областях – 5 муниципальных  образований. Стоит отметить, что  инициаторами изменения границ муниципальных  образований в 20 случаях выступило  население, в 82 случаях – органы местного самоуправления, в 4 – органы государственной власти субъектов  Российской Федерации, в 2 – федеральные  органы исполнительной власти (в Кабардино-Балкарской Республике и Мурманской области), в 6 муниципальных образованиях границы  изменялись в соответствии с решениями  судов.

После 1 января 2006 года, даты, с которой начали применяться положения Федерального закона № 131-ФЗ в полном объеме и  органы местного самоуправления вновь  образованных муниципальных образований  приступили к решению вопросов местного значения, продолжился процесс совершенствования  территориальной организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации.

Федеральный закон 131-ФЗ определяет, что к преобразованиям муниципальных  образований относятся объединение  муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение  статуса городского поселения в  связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его  статуса городского округа.

Стоит отметить, что количество муниципальных образований  разных типов изменяется вследствие смены статуса с городского поселения  на сельское и наоборот, что не является преобразованием муниципального образования.

На территории Краснодарского края 27 мая 2007 года состоялось голосование  по вопросу преобразования городского округа г. Ейск. В г. Ейске приняло  участие 71,72% жителей, из них за включение  в состав района положительно проголосовало 80,82%, в Ейском районе приняло участие 77,00% жителей, из них положительно проголосовало 84,71%. По мнению органов исполнительной власти Краснодарского края, данный положительный опыт будет применен и в дальнейшем при проведении подобного рода мероприятий. Таким образом, согласно Закону Краснодарского края от 28.06.2007 г. № 1254-КЗ «О преобразовании муниципального образования город Ейск» город Ейск лишен статуса городского округа и наделен статусом городского поселения с включением в состав муниципального образования Ейский район.

В части  преобразования муниципальных образований, предусмотренного статьей 13 Федерального закона № 131-ФЗ, следует отметить, что  после принятия указанного федерального закона в 26 субъектах Российской Федерации  принимались законы, связанные с  преобразованием. Вместе с тем, целым  рядом законов субъектов Российской Федерации регулируются вопросы  преобразования статуса не муниципальных  образований, а населенных пунктов. В частности, законом Республики Марий-Эл от 19.07.2004 г. № 26-З осуществляется преобразование поселка городского типа в сельский населенный пункт. Таким  образом, складывается ситуация, при  которой субъектами Российской Федерации  подменяются понятия преобразование муниципальных образований на исполнение полномочий по административно-территориальному устройству субъектов Российской Федерации. При этом административно-территориальное  устройство субъектов Российской Федерации  отнесено к собственным полномочиям  субъектов Российской Федерации, в  то время как преобразование муниципальных  образований должно проводиться  с соблюдением процедур, установленных  Федеральным законом № 131-ФЗ. В  этой связи возникает необходимость  дополнительного федерального регулирования  вопросов корреляции полномочий органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации по административно-территориальному устройству и преобразованию муниципальных  образований.

      Обращает на себя внимание и распределение населения по типам муниципальных образований (Рис. 7).

 

Таблица 1. Численность населения по типам 

муниципальных образований

Тип муниципального образования

Количество муниципальных образований

(% от общего количества)

Количество населения

(% от общего количества)

Городские округа

2,2

38,3

Городские поселения

7,2

16,1

Сельские поселения

82,2

35,2

Внутригородские муниципальные образования

городов федерального значения

1,0

10,4


 

Как следует  из представленного анализа, население  Российской Федерации неравномерно распределено по различным муниципальным  образованиям.30

          Рис. 7. Соотношение численности населения и типов муниципальных образований, %.

Наиболее  ярко это представлено на примере  сельских поселений, которых в Российской Федерации 19864 или 82,2 % от общего количества муниципальных образований. При  этом проживает в сельских поселениях только 35,2 % населения России. Таким  образом, в одном сельском поселении  Российской Федерации проживает  на несколько порядков меньше граждан, нежели в одном городском округе, что сказывается эффективности  деятельности данного типа муниципальных  образований.

Значительный  разброс в численности жителей  присутствует и рамках рассмотрения одного типа муниципального образования (см. Приложение 1, Таблица 2. Численность населения в городских округах).

Если  ЗАТО согласно положениям Федерального закона № 131-ФЗ в обязательном порядке  наделяются статусом городского округа, то обращает внимание и наличие поселков, наделенных статусом городского округа.

           Таким образом, при анализе численности жителей, проживающих в городских округах, следует отметить, что разброс указанного показателя наблюдается в рамках от 2 тысяч человек до 1.5 миллиона человек. Присутствуют различия и в численности жителей, проживающих в городских поселениях. Если в самом большом городском поселении проживает 245 тысяч жителей, то в самом маленьком – только 30 человек (см. Приложение 2, Таблица 3. Численность населения в городских поселениях).

Информация о работе Метод экономического анализа