Методы регулирования ВЭД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 22:42, курсовая работа

Описание

Интернационализация хозяйственной жизни во второй половине XX в. стала ведущей тенденцией развития мирового хозяйства. Внешнеэкономические связи - результат мирового разделения труда. Основной формой внешнеэкономических связей была и остается внешняя торговля. Внешнеэкономическая деятельность становится все более важным фактором развития народного хозяйства и экономической стабилизации страны. Сейчас нет практически ни одной отрасли в промышленно развитых странах, которая не была бы вовлечена в сферу внешнеэкономической деятельности. Вот почему эта тема актуальна сегодня, когда все большее число предприятий вовлекается во ВЭД и на их пути возникает множество проблем, связанных с регулированием данной деятельности государством.

Содержание

Введение
1. Понятие тарифного регулирования ВЭД
2. Таможенные пошлины: функции и классификация
3. Таможенные режимы и виды таможенного обложения
4. Таможенные тарифы, их виды и принципы формирования
5. Особенности и задачи тарифного регулирования в РФ
6. Таможенный кодекс: новое в регулировании ВЭД
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Курсач.docx

— 81.34 Кб (Скачать документ)

Гарантии импортера  должны обеспечивать использование  предмета контракта только в заявленных целях, не связанных прямо или  косвенно с производством вооружения и военной техники, возможность  реэкспорта или передали третьим  лицам только при получении письменного  разрешения экспортера, согласованного в обязательном порядке с КЭК  России, а также право экспортера на осуществление проверок использования  экспортируемого товара или услуг  в соответствии с заявленными  целями. Гарантии должны быть оформлены  импортером в виде международного (национального) импортного сертификата. 

В процессе строительства  системы внешнеторгового регулирования  уже накоплен богатый опыт, и этот опыт заслуживает тщательного анализа. Только участие во Всемирной торговой организации откроет российским товарам доступ на ряд рынков, которые  для них до сих пор фактически закрыты, позволит прекратить дискриминацию  российского экспорта, даст возможность  рассматривать спорные вопросы  в международных инстанциях. Необходимо научиться отстаивать национальные интересы теми методами, которые сегодня  признает ВТО. Постепенное приближение  таможенного регулирования к  этим требованиям нужно организовать таким образом, чтобы не нанести  существенного ущерба национальным интересам. 

С целью повышения  эффективности действия ставок ввозных  таможенных пошлин, в первую очередь  с точки зрения выполнения протекционистских  и фискальных функций таможенного  тарифа, ГТК России, начиная с 1992 г., активно разрабатывает предложения  о применении специфических и  комбинированных ставок ввозных  таможенных пошлин.

Специфические и  комбинированные ставки ввозных  таможенных пошлин применяются в  отношении значительного количества продовольственных товаров, алкогольных  напитков, табачных изделий, одежды, обуви, телевизионной и видеотехники, легковых автомобилей, мебели.

Применение данных видов ставок ввозных таможенных пошлин позволяет, во-первых, в значительной степени минимизировать потери по уплате таможенных платежей в случаях декларирования товаров с использованием умышленно  искаженных данных по таможенной стоимости, а во-вторых, в определенной степени  препятствовать ввозу товаров низкого  качества.

Необходимо, чтобы  дальнейшая работа в этой области  проводилась по следующим двум основным направлениям:

первое - подготовка предложений по дальнейшему расширению номенклатуры товаров, облагаемых комбинированными и специфическими ставками ввозных  таможенных пошлин;

второе - разработка предложений по оптимизации существующих комбинированных и специфических  ставок ввозных таможенных пошлин, в том числе и с целью  обеспечения максимально возможного фискального и протекционистского эффекта таможенного тарифа в  отношении отдельных товаров.

Помимо протекционистской  функции таможенного тарифа, важное значение имеет его регулятивная функция, заключающаяся в создании благоприятных условий для ввоза  на территорию Российской Федерации  отсутствующих полностью или  частично на внутреннем рынке сырья, комплектующих элементов, оборудования и других товаров, необходимых для  организации успешного функционирования отечественного производства. Участвуя в разработке предложений по уровню ставок ввозных таможенных пошлин на товары, необходимые для успешного  функционирования и дальнейшего  развития отечественной промышленности, ГТК России, в частности, исходит  из следующих соображений:

- соблюдая принцип  эскалации таможенного тарифа, предполагается, что ставки ввозных таможенных  пошлин на большинство готовых  изделий должны быть выше ставок  на сырье или комплектующие  элементы, из которых они изготавливаются;

- необходимость  обложения минимальными ставками  ввозных таможенных пошлин технологического  оборудования и сырьевых материалов, производство которых в Российской  Федерации отсутствует и в  ближайшей и среднесрочной перспективе  не планируется.

Немаловажное  значение в механизме таможенно-тарифного  регулирования занимает схема преференций  Российской Федерации, в соответствии с которой в отношении ряда товаров, происходящих из развивающихся  стран, предоставляются тарифные преференции. Кроме этого, в соответствии с  международными соглашениями, участницей которых является Российская Федерация, тарифные преференции предоставляются  для товаров, происходящих из государств- участников СНГ.

В настоящее время  в рамках Комиссии Правительства  Российской Федерации по защитным мерам  во внешней торговле и таможенно - тарифной политики проводится работа по уточнению списка товаров, происходящих из развивающихся стран и в отношении которых будут предоставляться тарифные преференции. С учетом складывающейся экономической ситуации в России предполагается значительно сократить список данных товаров.

Необходимо отметить, что проблемным остается вопрос о  распространении беспошлинной торговли на все товары, происходящие из государств- участников СНГ, хотя работа по формированию зоны свободной торговли проводится.

Примером этому  служат введение в январе 1999 г. правительством Казахстана количественных ограничений  на ввоз 21 товарно-отраслевой позиции в торговле с Россией, а также принятые Правительством Российской Федерации решения о взимания ввозной таможенной пошлины на белый сахар, происходящий из государств- участников СНГ, кроме стран-членов Таможенного союза. Особо следует отметить, что данное решение было вызвано, в первую очередь необходимостью защиты отечественной сахарной промышленности.

Надо сказать, что в настоящее время таможенные платежи составляют около одной  трети доходной части федерального бюджета. Этот показатель свидетельствует  о достаточно большой зависимости  бюджета от ВЭД, а также о том, что таможенная политика в настоящих  условиях играет крайне важную роль.

С учетом изложенного  можно сделать вывод о том, что в современных условиях при  определении уровня таможенно-тарифного  обложения в целом и разработке предложений по установлению конкретных размеров ставок таможенных платежей основными приоритетными задачами, решение которых должно обеспечиваться с помощью тарифа, являются следующие:

1. Обеспечение  формирования доходной части  федерального бюджета за счет  таможенных платежей.

2. Защита отечественного  рынка и создание возможностей  для развития национального производства.

3. Создание необходимых  предпосылок, стимулирующих развитие  конкуренции.

4. Получение торгово-политических  уступок от стран - торговых  партнеров Российской Федерации.

5. Обеспечение  решения социально значимых задач,  создание возможностей для смягчения  кризисных ситуаций и социальной  напряженности.

Очевидно, что  при разработке мер таможенно - тарифного регулирования необходим учет всех перечисленных выше факторов. Однако особо следует отметить тот момент, что в связи с вступлением России в ВТО ставки таможенного тарифа неизбежно станут предметом переговоров, что является сдерживающим фактором при выработке оптимальных, с точки зрения других факторов, уровней тарифных ставок.

Другим важным обстоятельством, к сожалению, до сих  пор не получившим должной реализации, является необходимость рассмотрения таможенного тарифа как неотъемлемой части налоговой системы. Это означает, что необходимо рассматривать таможенные платежи в тесной взаимосвязи с внутренними налогами, обеспечивая оптимизацию и структуры налогов в целом.

В настоящее время  все чаще имеют место попытки  отечественных производителей решать проблемы, обусловленные неадекватностью  внутренних налогов, путем изменения  таможенно-тарифного регулирования. Однако такой подход не обеспечивает, как правило, решение проблем  отечественных производителей, одновременно нарушая механизм и сбалансированность многофункционального инструмента  таможенного тарифа за счет чрезмерного, неоправданного усиления протекционистской  функции.

Главная проблема заключается в обеспечении сбалансированности и паритетности стоящих задач, часть  из которых имеет разнонаправленный  характер.

Меры по решению  фискальных проблем и защите отечественных  производителей могут противоречить  мерам, направленным на развитие конкуренции  и решении социальных задач.

Очевидно, оптимальным  можно считать такие ставки таможенных пошлин, которые позволяют достигать  максимального эффекта при взаимоувязанном  решении вышеуказанных задач. Поэтому  задача оптимизации мер тарифного  регулирования является в настоящее  время одной из наиболее актуальных, но трудно реализуемых на практике.

Учитывая, что  практически не разработаны научные  модели построения оптимальных, сбалансированных таможенных тарифов, решать эти задачи приходится во многом эмпирическим путем, отслеживая реакцию «потребителей»' на изменение тарифов и вырабатывая  «корректирующие» воздействия. И в  этой ситуации роль ФТС России и  таможенных органов трудно переоценить.

Анализ действующих  ставок таможенного тарифа позволяет  сделать однозначный вывод о  том, что в настоящее время  по целому ряду товаров государство  фактически занимает жесткую протекционистскую  позицию, в ряде случаев делая  экономически невыгодным их импорт путем  установления высокого уровня таможенных пошлин.

К таким товарам  можно отнести, например, легковые автомобили, одежду, обувь, мебель, бытовую технику, отдельные виды продовольствия. При  этом зачастую игнорируется решение  таких задач, как развитие конкуренции  и обеспечение социальных интересов (интересов потребителей), а также  снижается эффективность реализации фискальной функции («однонаправленной» с протекционистской). Таким образом, не обеспечивается согласованное решение стоящих задач.

Исходя из вышеизложенного, а также принимая во внимание тот  факт, что в настоящий момент основной задачей таможенных органов является обеспечение максимального поступления  денежных средств в доходную част федерального бюджета при оптимальном  сочетании с защитной функцией, считаем  целесообразным определение следующих  приоритетов таможенно - тарифной политики:

1. Обеспечение  баланса умеренных протекционистских  мер, стимулирующих вовлечение  российских предпринимателей в  международную кооперацию, и мер,  способствующих добросовестной  конкуренции отечественных и  иностранных предпринимателей. В  связи с этим на определенный  период времени - частичный отказ  от протекционистских целей, обеспечиваемых  сверхвысокими ставками таможенных  пошлин, стимулирующих ввоз и  обеспечивающих более высокие  поступления денежных средств  в бюджет (например, через механизм  установления сезонных пошлин).

Переход к использованию  механизма тарифных квот, предполагающего  возможность ввоза части высокооблагаемых товаров по более низким ставкам таможенных пошлин в пределах квот, установленных Правительством.

Увязка вопроса  снижения ряда ставок пошлин на отдельные  товары с процессом получения  торгово-политических уступок при  ведении переговоров по вступлению России в ВТО.

Использование «смягчения»  тарифного регулирования в качестве стабилизирующего социального фактора, имея в виду его антиинфляционный характер и стимулирующее воздействие  на развитие предпринимательской деятельности.

Обеспечение целевого использования дополнительно полученных сумм таможенных платежей, поступивших  в федеральный бюджет от роста  объема импорта и внутренних налогов  от торговли импортными товарами, на разработку и реализацию целевых программ поддержки  отечественных производителей.

Продуманная таможенная политика способна изменить структуру  импорта в пользу качественных и  высокотехнологичных товаров, способствовать снижению цен, как на импортную, так  и на отечественную продукцию.

Однако, как уже  отмечалось, достижение поставленных целей и задач в области  таможенной политики во многом зависит  от того, насколько успешно таможенные органы реализуют свои функции на практике.

Продолжается  работа по совершенствованию процедур таможенного оформления и контроля товаров китайского происхождения. В рамках контроля за доставкой товаров, ввозимых из Китая в РФ транзитом  по территории Казахстана, установлено  взаимодействие с Представительством службы РФ при таможенной службе Республики Казахстан. В целях координации  совместных действий согласована и  утверждена Временная технологическая  схема по данному вопросу.

 

 

 

Заключение

Возникновение и  развитие экономических отношений  между государствами есть результат  общественного разделения труда  в международном масштабе. Международные  экономические связи являются важным фактором, воздействующим на уровень  и направление хозяйственного развития страны и ее регионов. Разделение труда  способствует широкому использованию  высокопроизводительных орудий производства, внедрению в производство новейших достижений науки и техники. Мировое  хозяйство развивается. Сейчас все  сильнее и сильнее ощущается  тенденция глобальной интеграции., необходимость расширения участия  стран в международных связях. Для реализации этого требуется: дальнейшее совершенствование тарифной политики; разработка системы мер  государственной поддержки экспорта, а также проведение активных стабилизирующих  действий в области кредитно-денежной политики и обменного курса. То есть речь здесь идет о комплексном  государственном регулировании  внешнеэкономической деятельности, причем в это понятие прежде всего  вкладывается целенаправленный механизм системы мер повышения экономического благосостояния государства путем  поддержки конкурентоспособных  национальных производств на внешних  рынках и привлечения капитала для  организации новых эффективных  предприятий внутри страны.

Информация о работе Методы регулирования ВЭД