Методы регулирования ВЭД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 22:42, курсовая работа

Описание

Интернационализация хозяйственной жизни во второй половине XX в. стала ведущей тенденцией развития мирового хозяйства. Внешнеэкономические связи - результат мирового разделения труда. Основной формой внешнеэкономических связей была и остается внешняя торговля. Внешнеэкономическая деятельность становится все более важным фактором развития народного хозяйства и экономической стабилизации страны. Сейчас нет практически ни одной отрасли в промышленно развитых странах, которая не была бы вовлечена в сферу внешнеэкономической деятельности. Вот почему эта тема актуальна сегодня, когда все большее число предприятий вовлекается во ВЭД и на их пути возникает множество проблем, связанных с регулированием данной деятельности государством.

Содержание

Введение
1. Понятие тарифного регулирования ВЭД
2. Таможенные пошлины: функции и классификация
3. Таможенные режимы и виды таможенного обложения
4. Таможенные тарифы, их виды и принципы формирования
5. Особенности и задачи тарифного регулирования в РФ
6. Таможенный кодекс: новое в регулировании ВЭД
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Курсач.docx

— 81.34 Кб (Скачать документ)

Внутренние и  внешние факторы всегда обусловливали  два подхода во внешнеэкономической  политике: свободу торговли и протекционизм. Под свободой торговли понимают свободу  при принятии решений по вопросам внешней торговли самими предпринимателями  внутри страны, а также неограниченный доступ на национальные рынки зарубежных товаров. Протекционизм предполагает вмешательство государства во внешнеэкономическую, в том числе и в первую очередь  во внешнеторговую деятельность, осуществление  различных ограничений по отношению  к зарубежным товарам с целью  поддержки национального производства. Во все времена и во всех странах  эти два подхода существуют одновременно, различно только их соотношение, преобладание одного или другого, что также  определяется внутренними и внешними факторами.

Государственное регулирование внешнеэкономической  деятельности обладает своей спецификой по сравнению с регулированием других сфер национальной экономики. Эта специфика  обусловлена необходимостью каждого  государства считаться с международными нормами и принципами мировой  торговли. Любое государство при  регулировании внешнеэкономической  деятельности с целью своего развития, повышения эффективности экономики, реализации своих национальных интересов не должно ущемлять интересы других стран и обязано действовать в рамках тех правил, которые выработаны международными организациями (ГАТТ/ВТО, ЮНКТАД, Всемирной таможенной организацией и др.).

Таким образом, границы  государственного регулирования ВЭД  определяются, с одной стороны, потребностью расширения национального экспорта и развития форм международной кооперации, а с другой - правилами международных  организаций.

Это не такая простая  задача, если учесть, что предметом  регулирования ВЭД являются:

- стимулирование  национальных экспортеров:

- осуществление  различных организационных мер  для укрепления позиций национальных  экспортеров на мировых рынках;

- содействие росту  заграничных капиталовложений национальными  фирмами.

Важным фактором, влияющим как на содержание и формы  вхождения России в мировые хозяйственные  связи, так и на развитие единого  рыночного пространства внутри страны, становится расширение непосредственного  участия регионов РФ во внешнеэкономической  деятельности.

В условиях перехода к открытой экономике внешнеторговая деятельность в России осуществляется на принципиально новых, отличных от эпохи государственного монополизма, принципах. Ликвидирована государственная  монополия внешней торговли как  одной из основ социалистической экономики бывшего СССР. Одновременно были ликвидированы и такие ее функции, как централизованное планирование внешнеэкономических связей, их осуществление  небольшой группой (около 50) государственных  монопольных экспортно-импортных  объединений. На смену им пришли общепринятые в мировой практике национальные инструменты регулирования внешней  торговли: лицензирование, контингентирование, таможенная политика. Под контролем  государства остались 1/4 экспорта и 1/3 импорта для централизованных нужд. Но преобладающим во внешнеторговых операциях стал частный сектор.

Важной составной  частью стратегического курса на современном этапе социально-экономических  реформ страны является коренная перестройка  внешнеэкономической деятельности. На основе глубокого и всестороннего  анализа внутренних проблем страны и тенденций в современном мире раскрывается принципиально новая роль внешнеэкономических связей на переломном этапе переходного периода к рыночной экономике, необходимость проведения в жизнь более активной, целенаправленной внешнеэкономической политики. Такой подход основан на одной из наиболее существенных объективных общемировых тенденций современности - углублении международного разделения труда, росте хозяйственного общения между странами.

Международный опыт государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности используется в настоящее  время в России. Новое в государственном  регулировании внешнеэкономической  деятельности состоит в самом  подходе к роли государства. Этот новый подход принципиально меняет содержание роли государства, принципов, на которых оно основывается, содержание функций регулирования ВЭД и  их соотношение; появляются новые задачи и методы их решения. Главной задачей  государственного регулирования ВЭД  является формирование ее законодательной  базы, создание благоприятных экономических  и организационных условий для  развития всех видов и форм ВЭД  и повышения ее эффективности. Одновременно усиливается функция контроля со стороны государства за исполнением  субъектами ВЭД действующего законодательства, обеспечения национальной безопасности.

Государственное регулирование  ВЭД в России в условиях переходной экономики должно осуществляться в  соответствии со следующими основными  принципами:

· единство внешнеэкономической  политики и национальной (внутренней) экономической политики;

· единство системы государственного регулирования и контроля за его  реализацией;

· перенос центра тяжести  регулирования ВЭД с административных на экономические методы;

· четкое разграничение прав и ответственности Федерации  и ее субъектов в области управления ВЭД;

· обеспечение равенства  всех участников ВЭД.

Особое значение сегодня  имеет четкое разграничение компетенции  Федерации и ее субъектов в  сфере ВЭД. В компетенции федеральных  органов должно и впредь оставаться решение таких важнейших вопросов, как:

· определение основных принципов  осуществления ВЭД и внешнеэкономической  политики России в целом;

· разработка соответствующих  федеральных программ;

· защита экономических интересов  страны в сфере ВЭД, ее отдельных  субъектов и граждан в частности;

· разработка важнейших инструментов регулирования ВЭД;

· подготовка и заключение международных договоров и государственных  соглашений, контроль за их исполнением;

· организация и контроль деятельности торгпредств РФ за рубежом;

· определение и реализация валютной политики страны;

· формирование и использование  золотовалютных резервов РФ;

· контроль за порядком купли-продажи  отдельных (выделенных) товарных групп (экологически опасных отходов, средств  вооружений и т.д.);

· разработка платежного баланса  РФ и т.д. Субъекты РФ в условиях формирующейся  рыночной экономики правомочны:

· осуществлять ВЭД в пределах их территории согласно законодательству;

· контролировать и координировать деятельность участников ВЭД в рамках своих регионов, разрабатывать и  реализовывать соответствующие  региональные программы;

· предоставлять участникам ВЭД дополнительные к федеральным  льготы и гарантии, не противоречащие законам РФ (по ним Федерация не отвечает);

· заключать соглашения по международному сотрудничеству в рамках своей компетенции (то есть с субъектами зарубежных федеративных государств);

· иметь представителей в  торговых представительствах РФ за рубежом, которые содержатся за счет субъектов  Федерации.

Определенные вопросы  находятся в совместном ведении  Федерации и ее субъектов. В их числе:

· координация действий участников ВЭД;

· выполнение договоров РФ с зарубежными странами (если их выполнение касается интересов регионов);

· разработка и выполнение межрегиональных и региональных программ ВЭД;

· регулирование приграничной торговли;

· информационное обеспечение  ВЭД.

На мой взгляд, что среди  этих многообразных явлений современности, наиболее актуальным сегодня представляется процесс вхождения России в постоянно  развивающуюся мировую экономику  при сохранении своей национальной безопасности и наращивании конкурентоспособности  своей продукции, как на международном, так и на внутреннем рынках. Не менее  важно также предвидеть, как те или иные варианты развития событий  могут повлиять на место России в  будущем многополюсном мире, стремясь к реализации наиболее предпочтительного  для нас варианта.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативные акты:

Таможенный кодекс Российской Федерации (ред. от 30.06.2002) (утв. Вс РФ 18.06.1993 n 5221-1).

Федеральный закон от 13.10.1995 N 157-ФЗ (ред. от 10.02.99) О государственном  регулировании внешнеторговой деятельности (принят государственной думой 7 июля 1995 года).

Федеральный Закон РФ от 18.07.1999 N 183-ФЗ (ред. от 30.12.2001) Об экспортном контроле (принят государственной думой 22 июня 1999 года) (одобрен советом  федерации 2 июля 1999 года).

Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1 (ред. от 25.07.2002) О таможенном тарифе.

Специальная литература:

Голубев А.В., Медведь А.А., Пономарёва Т.Г., Самотуга В.Н. Мировая экономика: Электронное учебное пособие. - СПб., АУЭ 2006.

10 Козырин А.Н. Таможенное право России. Общая часть. М.: 1995. С. 20.

Мировая экономика (конспект лекций). Маслов Д.Г. Пенза: ПГУ, 2004. -- 153 с.

Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. Международная экономика. - СПб.: СПбГИЭУ, 2001.- 188с.

11 Никольский С.О внешних таможенных пошлинах. М.: 1865. С. 8 9.

5Основы таможенного дела: Учеб. пособие в VII вып. Вып. VII: /Ю.А. Чеботов, Т.А. Краева; науч. ред. Г.А. Дугин. М.: РИО РТА, 1996.

"Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в условиях рыночной экономики". Учебное пособие, В.А.Язев и др., М. - 96.

12 Пресняков В.Ю. Таможенная политика России на современном этапе (роль и место в обеспечении экономической безопасности государства и стабилизации финансовой системы): Учеб. пособие /Науч. ред. В.М. Крашенинников. - М.: РИО РТА, 1996.

17 Таможенная политика в России в новых условиях: Материалы научно -практической конференции (24 ноября 1998 г.) / РТА ГТК РФ. М., 1999.

Фомичев В.И. Международная торговля: Учебник; 2-е изд, перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 446с.

15 Чернышов С.В. Механизм регулирования международной торговли: нормы и правила ГАТТ: Сб. научных трудов. ВНИКИ, 1996. С. 29-30.

Периодические издания:

Кудряшев А. Тариф: как много в этом слове // Экономика и жизнь.-1999. - № 48.- С. 44.

Гончарова О. "Торговые барьеры на пути к свободной международной торговле" //Российский Экономический Журнал № 8 2000 г.

Козырин А. Комментарии Таможенного Кодекса РФ //Хозяйство и право. - 2001. - N 1.

13 Евстигнеев В. Таможенная интеграция в СНГ как пример экономического псевдоморфизма// Вопросы экономики. - 1999. № 12.

14 Финансовые известия. - 12 января 1999 г.

16 Актуальные проблемы совершенствования таможенной политики России//Государство и право 2002. № 10. с. 57.

18 Александр Морозов «Таможенный кодекс: время перемен». 07.08.2009, " Экономика и жизнь " №31.

19. Сергей Омельченко, «Новый «штопор» для пробки на границе». 08.08.2008, "Экономика и жизнь" №32.


Информация о работе Методы регулирования ВЭД