Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 15:06, курсовая работа
Актуальность. С обретением независимости и суверенитета Казахстану объективно потребовалось принципиально новое законодательство (действующее право). Формирование правовой инфраструктуры, связанной с национальной безопасностью страны, обусловило определение приоритетных направлений и принятие соответствующих законодательных мер. Одним из таких направлений является таможенная сфера. Для ее научного осмысления очень важно определить специфику, место и роль правового регулирования общественных отношений на основе положений не только действующего казахстанского, но и бывшего союзного, а также международного таможенного законодательств.
Введение..................................................................................................................3
1 Общественные отношения в таможенной сфере
1.1 Таможенная сфера - новая область государственного управления в РК.........5
1.2 Цели и задачи таможенного права.......................................................................7
2 МЕТОДЫ ТАМОЖЕННОГО ПРАВА
2.1 Методы правового регулирования в таможенном праве...................................9
2.2 Методы таможенного права...............................................................................14
Заключение..........................................................................................................23
Список использованной литературы..................................................25
Содержание
Введение......................
1 Общественные отношения в таможенной сфере
1.1 Таможенная сфера - новая область государственного управления в РК.........5
1.2 Цели и задачи таможенного права.........................
2 МЕТОДЫ ТАМОЖЕННОГО ПРАВА
2.1 Методы правового регулирования в таможенном
праве.........................
2.2 Методы таможенного права......
Заключение....................
Список
использованной литературы....................
Введение
Актуальность. С обретением независимости и суверенитета Казахстану объективно потребовалось принципиально новое законодательство (действующее право). Формирование правовой инфраструктуры, связанной с национальной безопасностью страны, обусловило определение приоритетных направлений и принятие соответствующих законодательных мер. Одним из таких направлений является таможенная сфера. Для ее научного осмысления очень важно определить специфику, место и роль правового регулирования общественных отношений на основе положений не только действующего казахстанского, но и бывшего союзного, а также международного таможенного законодательств.
Возникновению таможенного права способствовали выделение и обособление таможенной сферы в государственной деятельности Казахстана, что свойственно только суверенным государствам. Необходимость монопольного государственного регулирования таможенной сферы в полном объеме приводит к ее образованию путем определения составной части внутренней и внешней политики - таможенной политики, создания специализированных органов - таможенной службы, инструмента достижения целей - таможенного дела.
Таможенное дело как средство достижения целей таможенной политики государства воздействует специфическими методами, способами и мерами на таможенной территории и, естественно, на таможенной границе и имеет главное предназначение — быть инструментом государства в его монопольной деятельности и соотноситься в полной мере с другими элементами таможенной сферы.
Возникновение самостоятельной комплексной отрасли таможенного права связывается с определенным уровнем развития различных сфер общественной и государственной жизни Казахстана как самостоятельного государства, а также включением в его структуру разнородного по составу правового материала, достаточно объемного по содержанию и в то же время объединенного специфическими предметом и методом правового регулирования. Первая стадия развития таможенного права характеризуется таможенным регулированием общественных отношений, но его предмет был несколько уже в силу недостаточности правовой базы того периода. На второй стадии с принятием кодифицированного акта предмет правового регулирования приобретает современные черты, и тенденция его изменения пока не прослеживается.
Опыт европейского таможенного
права показывает, что фискальные
функции играют меньшую роль по сравнению
с другими защитными
Определение роли и места таможенного
права как специфического инструмента
государства приобретает
Целью работы – раскрыть особенности становления таможенного права как самостоятельной комплексной отрасли казахстанского права.
Задачи работы:
Проводится сравнительный анализ международного таможенного законодательства Европейского союза и некоторых государств СНГ.
Таможенное право возникает
с момента появления
Советом глав правительств при Межгосударственном совете Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации принято решение от 24 ноября 1998 г. "О проекте Договора о Таможенном союзе и едином экономическом пространстве и мерах по его реализации". Договор, принятый Советом глав государств 26 февраля 1999 г. (ратифицирован Казахстаном 24 июня 1999 г.), при условии выполнения положений гарантирует качественное изменение взаимоотношений в Таможенном союзе, что может повлечь за собой возможное изменение национальных таможенных законодательств в сторону большего сближения и унификации, а также реформирования существующих интеграционных органов.
1 Общественные отношения в таможенной сфере
1.1 Таможенная сфера - новая область государственного управления в Казахстане
Общественные отношения
в таможенной сфере (таможенные правоотношения)
возникают в связи со специфическими
взаимоотношениями субъектов
В Общую часть автором
включены общие вопросы таможенной
сферы, характеристики таможенного
права, сочетания внутригосударственно
В Особенной части рассматриваются таможенное дело как инструмент государственного управления, основные институты таможенного права, функции таможенных органов, международно-правовые аспекты таможенной сферы Казахстана и др.
Вопросы управления таможенной
сферой в суверенном Казахстане. Взаимосвязь
отдельных монопольных
Суверенные государства сами определяют те области (сферы), связанные с обеспечением национальных интересов и безопасности, правовое регулирование которых осуществляется государственными органами.
К таковым относится таможенная сфера.
Таможенная сфера в суверенном Казахстане представлена таможенным делом, таможенной политикой, являющейся составной частью внутренней и внешней политики, и соответствующими правоотношениями. Очень важно рассматривать ее в комплексе общественных, государственных и личностных интересов, как область, которая должна влиять на принимаемые политические и экономические меры.
Если продолжать воспринимать таможенную сферу на государственном уровне как вторичный элемент государственного механизма, то она не сможет выполнять свое предназначение в полном объеме и будет выступать лишь в качестве придатка этого механизма, реагируя на все изменения с некоторым опозданием [2,с.109].
Итак, функционирование таможенной сферы нельзя обособлять от других сфер государственной деятельности, их взаимосвязь имеет объективную основу и должна получить законодательное отражение.
Проблемы монопольного
государственного регулирования касаются
определения соотношения
Таможенная политика и таможенное дело как основополагающие институты и само действующее таможенное право отражают современное состояние деятельности государства в этой области и проблемы таможенной сферы в целом.
Рассматривая таможенную политику как часть государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, осуществляемого путем создания единой, целенаправленной системы таможенных платежей и применения их к товарам, которые перемещаются через таможенную границу, можно представить важность общих задач таможенной сферы, целей таможенной политики и должной постановки таможенного дела.
Общая протяженность таможенных границ составляет более 13 тыс. километров, из них: с Россией - около 7 тыс., Узбекистаном - 2 тыс., Туркменистаном - 400, Кыргызской Республикой - более 1 тыс., Китаем - 1,7 тыс. километров; морская граница имеет протяженность 1,7 тыс. километров.
Через таможенную границу Казахстана ежегодно перемещаются более 1 млн физических лиц (например, в 1995 г. -651 148 чел. из РК, 526 050 чел. в РК; в 1996 г. - соответственно 590 879 и 507 893; в 1997-1998 гг. -также свыше 1 млн). Динамика перемещения товаров (грузов) свидетельствует о превышении вывоза над ввозом (например, в 1995 г. 73 715 тыс. тонн вывезено, 19418 ввезено; в 1996 г. - соответственно 67 474 и 18 069; в 1997 г. более 55 и 15 тыс.; в 1998 г. - 43 044 и 12 100). Осуществляется большое число процедурных действий (например, в 1995 г. оформлено 298 537 грузовых таможенных деклараций (ГТД); в последующие годы - более 200 тыс.).
С каждым годом требования к таможенной службе должны ужесточаться, тем более что поступления в доходную часть бюджета ежегодно нарастают (в 1994 г. - более 7 млрд тенге; в 1995 г. - более 20 млрд тенге; в 1996 г. - более 18 млрд тенге; в 1997 и 1998 гг. - более 20 млрд тенге; в 1999 г. - около 40 млрд тенге) [3,с.104].
Установленные Казахстаном таможенные правила примерно аналогичны нормам, действующим в государствах Тамженного союза и за некоторым исключением - в СНГ. Динамика нарушений правил свидетельствует о сохранении определенной устойчивой динамики. Так, в 1995 г. выявлено 3773 нарушений таможенных правил (НТП) и заведено 250 уголовных дел; в 1996 г. - соответственно более 10 000 и 200; в 1997 г. -15 000 и 88; за восемь месяцев 1998 г. - 10 923 и 40.
Предусмотренные таможенным законодательством 40 составов нарушений таможенных правил и статьи 209,214 и 250 Уголовного кодекса Республики Казахстан составляют достаточный законодательный блок, хотя не учтены такие правонарушения, как невозвращение на территорию республики предметов художественного, исторического и археологического ~ достояния народов Казахстана и зарубежных стран, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение обязательно.
Таможенное законодательство имеет хорошие перспективы и резервы, поскольку базируется на достижениях международных норм; необходимо совершенствовать правоприменительную практику.
Таможенное право должно иметь
достаточно определенную направленность,
связанную с потребностями
Не полностью используются предусмотренные таможенным законодательством такие возможности таможенного администрирования, как оказание посреднических услуг (например, таможенного брокера или таможенного перевозчика), консультирование и информирование, действенный упрощенный порядок определенных процедур и т. д. Правда, при этом есть опасения передачи части полномочий самих таможенных органов иным организациям, что может привести к различным нарушениям и злоупотреблениям. В этом отношении таможенное право как самостоятельная отрасль права, безусловно, должно влиять на практические аспекты функционирования таможенной сферы.
1.2 Цели и задачи таможенного права
Определим цели, преследуемые таможенным правом. В частности, профессор М. А. Сарсембаев выделяет следующие: