Методы таможенного право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 15:06, курсовая работа

Описание

Актуальность. С обретением независимости и суверенитета Казахстану объективно потребовалось принципиально новое законодательство (действующее право). Формирование правовой инфраструктуры, связанной с национальной безопасностью страны, обусловило определение приоритетных направлений и принятие соответствующих законодательных мер. Одним из таких направлений является таможенная сфера. Для ее научного осмысления очень важно определить специфику, место и роль правового регулирования общественных отношений на основе положений не только действующего казахстанского, но и бывшего союзного, а также международного таможенного законодательств.

Содержание

Введение..................................................................................................................3

1 Общественные отношения в таможенной сфере
1.1 Таможенная сфера - новая область государственного управления в РК.........5
1.2 Цели и задачи таможенного права.......................................................................7

2 МЕТОДЫ ТАМОЖЕННОГО ПРАВА
2.1 Методы правового регулирования в таможенном праве...................................9
2.2 Методы таможенного права...............................................................................14

Заключение..........................................................................................................23
Список использованной литературы..................................................25

Работа состоит из  1 файл

МЕТОДЫ ТАМОЖЕННОГО ПРАВА.doc

— 184.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение..................................................................................................................3

 

1 Общественные отношения  в таможенной сфере

1.1 Таможенная сфера - новая область государственного управления в РК.........5

1.2 Цели и задачи таможенного права.......................................................................7

 

2 МЕТОДЫ  ТАМОЖЕННОГО ПРАВА

2.1 Методы правового регулирования в таможенном праве...................................9

2.2 Методы таможенного права...............................................................................14

 

Заключение..........................................................................................................23

Список  использованной литературы..................................................25

 

 

Введение

 

Актуальность. С обретением независимости и суверенитета Казахстану объективно потребовалось принципиально новое законодательство (действующее право). Формирование правовой инфраструктуры, связанной с национальной безопасностью страны, обусловило определение приоритетных направлений и принятие соответствующих законодательных мер. Одним из таких направлений является таможенная сфера. Для ее научного осмысления очень важно определить специфику, место и роль правового регулирования общественных отношений на основе положений не только действующего казахстанского, но и бывшего союзного, а также международного таможенного законодательств.

Возникновению таможенного права  способствовали выделение и обособление  таможенной сферы в государственной деятельности Казахстана, что свойственно только суверенным государствам. Необходимость монопольного государственного регулирования таможенной сферы в полном объеме приводит к ее образованию путем определения составной части внутренней и внешней политики - таможенной политики, создания специализированных органов - таможенной службы, инструмента достижения целей - таможенного дела.

Таможенное дело как средство достижения целей таможенной политики государства  воздействует специфическими методами, способами и мерами на таможенной территории и, естественно, на таможенной границе и имеет главное предназначение — быть инструментом государства в его монопольной деятельности и соотноситься в полной мере с другими элементами таможенной сферы.

Возникновение самостоятельной комплексной отрасли таможенного права связывается с определенным уровнем развития различных сфер общественной и государственной жизни Казахстана как самостоятельного государства, а также включением в его структуру разнородного по составу правового материала, достаточно объемного по содержанию и в то же время объединенного специфическими предметом и методом правового регулирования. Первая стадия развития таможенного права характеризуется таможенным регулированием общественных отношений, но его предмет был несколько уже в силу недостаточности правовой базы того периода. На второй стадии с принятием кодифицированного акта предмет правового регулирования приобретает современные черты, и тенденция его изменения пока не прослеживается.

Опыт европейского таможенного  права показывает, что фискальные функции играют меньшую роль по сравнению  с другими защитными экономическими мерами единого рынка, а в правоохранных  аспектах таможенных служб выделяется борьба с незаконным оборотом наркотических и подобных им средств, огнестрельного оружия, а также с международным терроризмом во взаимодействии с иными службами.

Определение роли и места таможенного  права как специфического инструмента  государства приобретает большую  актуальность и в связи с расширением международных политических и экономических отношений, непосредственным участием Казахстана в интеграционных процессах.

Целью работы – раскрыть особенности становления таможенного права как самостоятельной комплексной отрасли казахстанского права.

Задачи работы:

  1. рассмотреть предпосылки возникновения в суверенном Казахстане таможенной сферы и ее составных частей: таможенной политики и таможенного дела;
  2. рассмотреть пути нормативного совершенствования таможенного дела, целей и средств таможенной политики республики с учетом достижений международного таможенного права и разрешения имеющихся проблем государственного управления в таможенной сфере.

Проводится сравнительный  анализ международного таможенного  законодательства Европейского союза  и некоторых государств СНГ.

Таможенное право возникает  с момента появления потребности  у государства в регулировании  возникающих правовых отношений  и закрепляется при помощи правовых норм, посвящен вопросам таможенной сферы. При этом можно проследить две  стадии развития: первую - с декабря 1991 г. по июль 1995 г. (до принятия кодифицированного акта) и вторую - с июля 1995 г. по настоящее время. В перспективе можно спрогнозировать создание механизмов реализации единого таможенного дела, что даст возможность говорить о третьем этапе в развитии таможенного права.

Советом глав правительств при Межгосударственном совете Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации  принято решение от 24 ноября 1998 г. "О проекте Договора о Таможенном союзе и едином экономическом пространстве и мерах по его реализации". Договор, принятый Советом глав государств 26 февраля 1999 г. (ратифицирован Казахстаном 24 июня 1999 г.), при условии выполнения положений гарантирует качественное изменение взаимоотношений в Таможенном союзе, что может повлечь за собой возможное изменение национальных таможенных законодательств в сторону большего сближения и унификации, а также реформирования существующих интеграционных органов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Общественные  отношения в таможенной сфере

 

1.1 Таможенная сфера - новая область государственного управления в Казахстане

 

Общественные отношения  в таможенной сфере (таможенные правоотношения) возникают в связи со специфическими взаимоотношениями субъектов таможенного  права (в том числе государства), которые представлены таможенными органами, призванными обеспечить таможенное администрирование. Таможенные правоотношения носят, как правило, материальный характер, а также могут быть организационными, что позволяет разделять таможенное право на материальную и процессуальную части, что положено в основу разделения его соответственно на Особенную и Общую части [1,с.19].

В Общую часть автором  включены общие вопросы таможенной сферы, характеристики таможенного  права, сочетания внутригосударственного и международного таможенного права, основы организации деятельности таможенных служб, таможенной политики и таможенного дела и др.

В Особенной части  рассматриваются таможенное дело как  инструмент государственного управления, основные институты таможенного права, функции таможенных органов, международно-правовые аспекты таможенной сферы Казахстана и др.

Вопросы управления таможенной сферой в суверенном Казахстане. Взаимосвязь  отдельных монопольных государственных  и иных сфер суверенного Казахстана

Суверенные государства сами определяют те области (сферы), связанные с обеспечением национальных интересов и безопасности, правовое регулирование которых осуществляется государственными органами.

К таковым относится  таможенная сфера.

Таможенная сфера в  суверенном Казахстане представлена таможенным делом, таможенной политикой, являющейся составной частью внутренней и внешней политики, и соответствующими правоотношениями. Очень важно рассматривать ее в комплексе общественных, государственных и личностных интересов, как область, которая должна влиять на принимаемые политические и экономические меры.

Если продолжать воспринимать таможенную сферу на государственном  уровне как вторичный элемент  государственного механизма, то она  не сможет выполнять свое предназначение в полном объеме и будет выступать лишь в качестве придатка этого механизма, реагируя на все изменения с некоторым опозданием [2,с.109].

Итак, функционирование таможенной сферы нельзя обособлять от других сфер государственной деятельности, их взаимосвязь имеет объективную основу и должна получить законодательное отражение.

Проблемы монопольного государственного регулирования касаются определения соотношения таможенной сферы, таможенной политики, таможенного дела, таможенного администрирования, приведения норм таможенного законодательства в соответствие с другими нормами казахстанского законодательства (гармонизация внутреннего действующего при правоприменительной практики, профессиональной поддержки соответствующих специалистов, устранения правового нигилизма в обществе.

Таможенная политика и таможенное дело как основополагающие институты и само действующее  таможенное право отражают современное  состояние деятельности государства  в этой области и проблемы таможенной сферы в целом.

Рассматривая таможенную политику как часть государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, осуществляемого путем создания единой, целенаправленной системы таможенных платежей и применения их к товарам, которые перемещаются через таможенную границу, можно представить важность общих задач таможенной сферы, целей таможенной политики и должной постановки таможенного дела.

Общая протяженность  таможенных границ составляет более 13 тыс. километров, из них: с Россией - около 7 тыс., Узбекистаном - 2 тыс., Туркменистаном - 400, Кыргызской Республикой - более 1 тыс., Китаем - 1,7 тыс. километров; морская граница имеет протяженность 1,7 тыс. километров.

Через таможенную границу Казахстана ежегодно перемещаются более 1 млн физических лиц (например, в 1995 г. -651 148 чел. из РК, 526 050 чел. в РК; в 1996 г. - соответственно 590 879 и 507 893; в 1997-1998 гг. -также свыше 1 млн). Динамика перемещения товаров (грузов) свидетельствует о превышении вывоза над ввозом (например, в 1995 г. 73 715 тыс. тонн вывезено, 19418 ввезено; в 1996 г. - соответственно 67 474 и 18 069; в 1997 г. более 55 и 15 тыс.; в 1998 г. - 43 044 и 12 100). Осуществляется большое число процедурных действий (например, в 1995 г. оформлено 298 537 грузовых таможенных деклараций (ГТД); в последующие годы - более 200 тыс.).

С каждым годом требования к таможенной службе должны ужесточаться, тем более  что поступления в доходную часть  бюджета ежегодно нарастают (в 1994 г. - более 7 млрд тенге; в 1995 г. - более 20 млрд тенге; в 1996 г. - более 18 млрд тенге; в 1997 и 1998 гг. - более 20 млрд тенге; в 1999 г. - около 40 млрд тенге) [3,с.104].

Установленные Казахстаном таможенные правила примерно аналогичны нормам, действующим в государствах Тамженного союза и за некоторым исключением - в СНГ. Динамика нарушений правил свидетельствует о сохранении определенной устойчивой динамики. Так, в 1995 г. выявлено 3773 нарушений таможенных правил (НТП) и заведено 250 уголовных дел; в 1996 г. - соответственно более 10 000 и 200; в 1997 г. -15 000 и 88; за восемь месяцев 1998 г. - 10 923 и 40.

Предусмотренные таможенным законодательством 40 составов нарушений таможенных правил и статьи 209,214 и 250 Уголовного кодекса  Республики Казахстан составляют достаточный  законодательный блок, хотя не учтены такие правонарушения, как невозвращение  на территорию республики предметов художественного, исторического и археологического ~ достояния народов Казахстана и зарубежных стран, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение обязательно.

Таможенное законодательство имеет  хорошие перспективы и резервы, поскольку базируется на достижениях международных норм; необходимо совершенствовать правоприменительную практику.

Таможенное право должно иметь  достаточно определенную направленность, связанную с потребностями такого таможенного регулирования, которое  отвечало бы интересам как государства, так и других участников таможенных отношений. В связи с этим первостепенное значение приобретает таможенное администрирование или деятельность по обеспечению процедурных и контрольных действий и мер при осуществлении перемещения товаров через таможенную границу, определении таможенных режимов, исчислении и взимании таможенных платежей, таможенном оформлении и таможенном контроле, реализации вопросов ответственности, что, в свою очередь, требует открытости.

Не полностью используются предусмотренные таможенным законодательством такие возможности таможенного администрирования, как оказание посреднических услуг (например, таможенного брокера или таможенного перевозчика), консультирование и информирование, действенный упрощенный порядок определенных процедур и т. д. Правда, при этом есть опасения передачи части полномочий самих таможенных органов иным организациям, что может привести к различным нарушениям и злоупотреблениям. В этом отношении таможенное право как самостоятельная отрасль права, безусловно, должно влиять на практические аспекты функционирования таможенной сферы.

 

1.2 Цели и задачи  таможенного права

 

Определим цели, преследуемые таможенным правом. В частности, профессор М. А. Сарсембаев выделяет следующие:

  • обеспечение надлежащей организации таможенного дела 
    в республике таких структур, которые могли бы содействовать 
    действительной реализации таможенной политики;
  • создание соответствующих условий для нормальной, эффективной работы созданных таможенных учреждений;
  • обеспечение и защита прав, свобод граждан Казахстана в 
    процессе осуществления таможенной деятельности;
  • защита, соблюдение экономических, внешнеэкономических интересов Республики Казахстан как государства, как субъекта современного международного права [4,с.19].

Информация о работе Методы таможенного право