Методы таможенного право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 15:06, курсовая работа

Описание

Актуальность. С обретением независимости и суверенитета Казахстану объективно потребовалось принципиально новое законодательство (действующее право). Формирование правовой инфраструктуры, связанной с национальной безопасностью страны, обусловило определение приоритетных направлений и принятие соответствующих законодательных мер. Одним из таких направлений является таможенная сфера. Для ее научного осмысления очень важно определить специфику, место и роль правового регулирования общественных отношений на основе положений не только действующего казахстанского, но и бывшего союзного, а также международного таможенного законодательств.

Содержание

Введение..................................................................................................................3

1 Общественные отношения в таможенной сфере
1.1 Таможенная сфера - новая область государственного управления в РК.........5
1.2 Цели и задачи таможенного права.......................................................................7

2 МЕТОДЫ ТАМОЖЕННОГО ПРАВА
2.1 Методы правового регулирования в таможенном праве...................................9
2.2 Методы таможенного права...............................................................................14

Заключение..........................................................................................................23
Список использованной литературы..................................................25

Работа состоит из  1 файл

МЕТОДЫ ТАМОЖЕННОГО ПРАВА.doc

— 184.00 Кб (Скачать документ)

На наш взгляд, в  этот перечень можно добавить еще  подготовку научной доктрины таможенной сферы и таможенной политики, теоретическое  обоснование положений, путей развития таможенного законодательства и  таможенной сферы, использование разработок таможенного права в качестве учебной дисциплины для подготовки квалифицированных кадров.

В таможенной сфере должны трудиться высококвалифицированные  специалисты, причем отбор необходимо производить с учетом психологических, социальных, физиологических и других критериев.

Таможенная сфера Казахстана заслуживает пристального внимания со стороны государства к ее потребностям для цивилизованного служения обществу и гражданину.

После распада СССР строительство  государственности в Казахстане осуществлялось на базе Конституции Казахской ССР (1978 г.) и союзных законов, которые, отражая принципы прежней системы, не отвечали новым реалиям и не могли служить правовой основой нового государства.

Принятию действующей  Конституции Республики Казахстан  предшествовало принятие первых самостоятельных законов и первой Конституции (1993 г.) суверенного Казахстана.

Конституция 1995 г. закрепила  фундаментальные основы новой государственности, способствовала дальнейшему формированию единой государственной власти, призванной регулировать и направлять общественное развитие.

Для формирования самостоятельного государства была необходима коренная перестройка всей правовой базы. Эффективности  проводимой правовой реформы придается  значение на государственном уровне, и в частности в Указе Президента РК от 16 июня 1993 г. "О мерах по повышению эффективности правовой реформы в Республике Казахстан".

Конституция 1995 г. впервые  вводит новую правовую категорию - действующее  право, указывая при этом на источники  как его основу. Кроме норм Конституции  ими являются соответствующие ей законы, нормативные правовые акты, международные договорные и иные обязательства республики, постановления Конституционного совета и Верховного суда. В системе законодательства Казахстана сохраняется потребность в скоординированной работе по преодолению противоречий в нормативных правовых актах и гармонизации казахстанского законодательства.

Только комплексный, системный  подход к совершенствованию законодательства, охватывающий все области общественной и государственной жизни, позволит добиться положительного результата.

Таможенное дело в  суверенном Казахстане является новым  инструментом во внешнеэкономической  деятельности государства. Законодательство не дает достаточно четкого определения  и разграничения таким правовым категориям, как "таможенное дело", "таможенная политика", "таможенная сфера", что приводит к некоторой сложности в их применении. Анализ норм таможенного законодательства, как казахстанского, так и российского или кыргызского, а также Основ таможенных законодательств государств - участников СНГ показывает, что в ряде статей таможенному делу придается несколько больший смысл. Например, таможенное дело после определения понятия "таможенное дело" в статье 1 в дальнейшем упоминавв отсылочных нормах (ст. 3-11, 13, 16, 424) в Законе Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан"), т. е. как полноохватное понятие [5,с.17].

2 МЕТОДЫ ТАМОЖЕННОГО ПРАВА

 

2.1 Методы правового регулирования в таможенном праве

 

Метод правового регулирования  в таможенном праве включает такие способы, средства и приемы, которые являются характерными для отраслей права, связанных с деятельностью органов государственной власти и реализацией управленческих полномочий, применяемых в сфере общественных отношений.

Способы, средства и приемы, используемые в таможенном праве, по мнению автора, можно отнести к трем группам: [6,с.3]

1-я группа - дозволение;

2-я группа - запрещение (в том числе ограничение);

3-я группа - позитивное обязывание.

В силу разнородности  правового материала эти три группы, составляющие метод правового регулирования, применяются в зависимости от возникающих таможенных правоотношений.

В.Н. Протасов, являясь  сторонником комплексных отраслей права, видит, помимо особого предмета правового регулирования, и свой, особый метод, отражающий в синтезированном, нерасчлененном виде целесообразные свойства и функции отрасли права как системного образования, которые обусловлены объектом (предметом) и целью отраслевого регулирования. "Комплексный и целостный характер предмета, - пишет он,  определяет и комплексную целостность метода".

С.С. Алексеев считает, что структуре правового регулирования в целом присущи три способа: дозволение, запрещение и обязывание, но отмечает: "Для отраслевых методов, где доминирует централизованное регулирование (административное право, финансовое и др.), относящихся в основном к публичному праву, в комбинации трех способов превалируют обязывание и запрещение; в отраслевых же методах, выражающих диспозитивное начало (гражданское право, семейное право, трудовое право и др.), относящихся в основном к частному праву, превалирует дозволение".

На наш взгляд, в  способах правового регулирования  в таможенном праве дозволение представлено в большей степени в сравнении  с использованием этого способа, например, в административном праве и других отраслях публичного права. Очевидно, это имел в виду В.Н. Протасов, отмечая "присущую только данной комплексной отрасли комбинацию исходных, типовых приемов юридического регулирования".

Примерами применения такого способа, как дозволение, в таможенном праве Казахстана могут быть:

  • право на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств;
  • право на выбор любого установленного таможенного режима;
  • право на присутствие полномочных представителей при таможенном оформлении;

- право на обжалование действия (бездействия) таможенного органа или должностного лица и др.

Рассматривая таможенное право как самостоятельную комплексную  отрасль права, Б. Н. Габричидзе пишет: "Отпочкование одной отрасли права  от другой или других отраслей имеет  в большей степени объективный характер. Весьма существенной с этой точки зрения является специфика предмета правового регулирования, который постоянно видоизменяется и даже трансформируется". Касаясь метода правового регулирования и совокупности таких способов, как дозволение, запрещение и обязывание, он отмечает, что для регулирования каждой из названных групп отношений или совокупности ряда групп применяются присущие им методы и способы правового регулирования".

Не будем столь категоричными  в отношении применяемого способа в тех или иных группах регулируемых отношений и сочтем возможным смешанное их использование внутри группы отношений, как иногда предусматривается действующим правом. На примере такого института таможенного права, как принципы и правовые механизмы перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, можно наблюдать присутствие всех трех способов правового регулирования.

Общая характеристика таможенного  права включает рассмотрение помимо предмета и метода правового регулирования системы права, его структуры и принципов, правовых норм, а также соотношения с другими отраслями казахстанского права.

Таможенное право представляет собой целостную систему правовых норм и институтов, которые объединяют предмет, цели, принципы, методы регулирования таможенной сферы. Юридические нормы таможенного права объединяются в институты, правовые категории и могут быть представлены в понятиях, применяемых в таможенном деле. Деление таможенного права на Общую и Особенную части имеет законодательную основу, поскольку есть нормы общего и специального назначения, или процессуального и материального характера. По содержанию процессуальные нормы закрепляют порядок, процедуры реализации прав и осуществление обязанностей; материальные - определяют права и обязанности субъектов таможенных правоотношений [7,с.103].

Таможенное право создает  специфический правовой режим регулирования  в таможенной сфере. В Общей части  таможенного права рассматриваются  такие основополагающие институты, как таможенная политика государства, таможенное дело, а также организационно-правовые основы деятельности таможенных органов, основы международно-правового сотрудничества, представленные нормами организационного порядка (процессуальная часть). В Особенной части выделяются принципы и правовые механизмы перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств и таможенные режимы, таможенные платежи, таможенное оформление и таможенный контроль, ответственность, а также вопросы ведения таможенной статистики и товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, таможенных льгот и преференций, обжалования действий или бездействия таможенных органов и их должностных лиц, представленных нормами процессуального и материального характера (материальная часть). Хотя следует заметить, что в Особенной части таможенного права также представлены процессуальные нормы и деление по этому критерию относительно условно.

В основу таможенного  права могут быть положены принципы, которые отвечают сути и предназначению таможенной сферы. М.А. Сарсембаев относит к принципам казахстанского таможенного права следующие:

а) полноохватное регулирование таможенной деятельности;

б) осуществление таможенной деятельности в строгом соответствии с законом;

в) учет опыта международно-правового регулирования и опыта сотрудничества с зарубежными странами по вопросам таможенного дела.

Не оспаривая наличия  других принципов, присущих и другим отраслям казахстанского права, таких, как законность демократизм, можно  дополнить также принципом приоритетности международных договоров и свойственный таможенному праву принцип обеспечения таможенной политики.

Принцип законности реализуется  в возложении на таможенные органы задач по обеспечению соблюдения законодательства по таможенному делу и всего законодательства Республики Казахстан, защите прав и интересов граждан и организаций при осуществлении таможенного дела.

Демократизм как принцип  таможенного права получает отражение  также в задачах таможенных органов, свободе каждого в ввозе и  вывозе товаров, выборе любого таможенного  режима, обжаловании действия или бездействия таможенных органов и их должностных лиц, праве на получение информации и консультирования [8,с.11].

Приоритетность международных  договоров как принцип таможенного  права выражается в их верховенстве над нормами таможенного законодательства, что закреплено в статье 4 Конституции Республики Казахстан, в статье 6 Закона "О таможенном деле" и выражено также в международном таможенном праве.

М.А. Сарсембаев, выделяя таможенное право как самостоятельную отрасль казахстанского права, дает следующее его определение: "Таможенное право - это отрасль казахстанского права, представляющая собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения в сфере таможенной деятельности".

В целом, соглашаясь с  этой формулировкой и исходя из положений общей теории права, можно определить таможенное право как самостоятельную комплексную отрасль казахстанского права, представляющую собой совокупность общих и специфичных институтов и правовых норм, регулирующих соответствующие общественные отношения [9,с.111].

Формирование таможенного  права предполагает рассмотрение его  в соотношении с другими отраслями  казахстанского права. В первую очередь  это касается конституционного права. Верховенство конституционного (государственного) права в системе права всегда подчеркивалось в юридической литературе.

Конституционное право  предопределяет принципы отраслей казахстанского права, в том числе и таможенного  права.

К предмету административного  права, как считают авторы учебника "Административное право Республики Казахстан" (часть общая), "...можно отнести отношения:

  • связанные с организацией органов исполнительной власти;
  • возникающие в ходе реализации административно-властных полномочий в управлении и взаимодействия органов административной власти с гражданами, государственными и негосударственными организациями;
  • административно-деликтного характера".

Такие же отношения, кроме  других, но в рассматриваемом предмете таможенного права очевидны, что  подчеркивает самостоятельную отрасль  права.

Говоря о системе права Республики Казахстан и подчеркивая особенности административного права, авторы учебника отмечают, что "дуалистичность... имеет свое позитивное значение, так как это не ведет к распаду системы права, а способствует более четкому оформлению его новых отраслей".

В истории развития таможенного  права можно выделить два этапа. На первом этапе таможенная политика, таможенное дело на законодательном  уровне на первом этапе не были выделены и закреплены, хотя уже определялась таможенная сфера и таможенные органы осуществляли в той или иной степени функции по взиманию таможенных платежей и привлечению виновных к административной ответственности за нарушения таможенных правил.

Предмет, метод правового  регулирования и правовые институты  таможенного права не были окончательно сформированы, однако можно ставить вопрос о его самостоятельности с момента возникновения. В целом таможенное регулирование осуществлялось таможенными органами и включало блоки (разделы) таможенной сферы, установленные законодательством того периода. С принятием Указа "О таможенном деле" таможенное право приобретает те качественные характеристики, исследуемые в настоящей работе, которые позволяют полностью достигать поставленных в ней целей. Последние изменения в таможенном законодательстве (см. Закон "О таможенном деле") показывают, что государство заинтересовано в более совершенном инструменте - таможенном деле и не случайны изменения в более чем 170 статьях, касающиеся упорядочения и упрощения его положений.

На наш взгляд, предметы правового регулирования основных отраслей путем их диверсификации (изменения, разнообразия) нуждаются в уточнении своих границ, поскольку законодательство пошло по направлению подготовки кодификационных актов, включающих неоднородный правовой материал, что в принципе отвечает складывающейся действительности [10,с.102].

Информация о работе Методы таможенного право