Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 15:06, курсовая работа
Актуальность. С обретением независимости и суверенитета Казахстану объективно потребовалось принципиально новое законодательство (действующее право). Формирование правовой инфраструктуры, связанной с национальной безопасностью страны, обусловило определение приоритетных направлений и принятие соответствующих законодательных мер. Одним из таких направлений является таможенная сфера. Для ее научного осмысления очень важно определить специфику, место и роль правового регулирования общественных отношений на основе положений не только действующего казахстанского, но и бывшего союзного, а также международного таможенного законодательств.
Введение..................................................................................................................3
1 Общественные отношения в таможенной сфере
1.1 Таможенная сфера - новая область государственного управления в РК.........5
1.2 Цели и задачи таможенного права.......................................................................7
2 МЕТОДЫ ТАМОЖЕННОГО ПРАВА
2.1 Методы правового регулирования в таможенном праве...................................9
2.2 Методы таможенного права...............................................................................14
Заключение..........................................................................................................23
Список использованной литературы..................................................25
На наш взгляд, в этот перечень можно добавить еще подготовку научной доктрины таможенной сферы и таможенной политики, теоретическое обоснование положений, путей развития таможенного законодательства и таможенной сферы, использование разработок таможенного права в качестве учебной дисциплины для подготовки квалифицированных кадров.
В таможенной сфере должны
трудиться
Таможенная сфера Казахстана заслуживает пристального внимания со стороны государства к ее потребностям для цивилизованного служения обществу и гражданину.
После распада СССР строительство государственности в Казахстане осуществлялось на базе Конституции Казахской ССР (1978 г.) и союзных законов, которые, отражая принципы прежней системы, не отвечали новым реалиям и не могли служить правовой основой нового государства.
Принятию действующей Конституции Республики Казахстан предшествовало принятие первых самостоятельных законов и первой Конституции (1993 г.) суверенного Казахстана.
Конституция 1995 г. закрепила фундаментальные основы новой государственности, способствовала дальнейшему формированию единой государственной власти, призванной регулировать и направлять общественное развитие.
Для формирования самостоятельного
государства была необходима коренная
перестройка всей правовой базы. Эффективности
проводимой правовой реформы придается
значение на государственном уровне,
и в частности в Указе
Конституция 1995 г. впервые вводит новую правовую категорию - действующее право, указывая при этом на источники как его основу. Кроме норм Конституции ими являются соответствующие ей законы, нормативные правовые акты, международные договорные и иные обязательства республики, постановления Конституционного совета и Верховного суда. В системе законодательства Казахстана сохраняется потребность в скоординированной работе по преодолению противоречий в нормативных правовых актах и гармонизации казахстанского законодательства.
Только комплексный, системный
подход к совершенствованию
Таможенное дело в суверенном Казахстане является новым инструментом во внешнеэкономической деятельности государства. Законодательство не дает достаточно четкого определения и разграничения таким правовым категориям, как "таможенное дело", "таможенная политика", "таможенная сфера", что приводит к некоторой сложности в их применении. Анализ норм таможенного законодательства, как казахстанского, так и российского или кыргызского, а также Основ таможенных законодательств государств - участников СНГ показывает, что в ряде статей таможенному делу придается несколько больший смысл. Например, таможенное дело после определения понятия "таможенное дело" в статье 1 в дальнейшем упоминавв отсылочных нормах (ст. 3-11, 13, 16, 424) в Законе Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан"), т. е. как полноохватное понятие [5,с.17].
2 МЕТОДЫ ТАМОЖЕННОГО ПРАВА
2.1 Методы правового регулирования в таможенном праве
Метод правового регулирования в таможенном праве включает такие способы, средства и приемы, которые являются характерными для отраслей права, связанных с деятельностью органов государственной власти и реализацией управленческих полномочий, применяемых в сфере общественных отношений.
Способы, средства и приемы, используемые в таможенном праве, по мнению автора, можно отнести к трем группам: [6,с.3]
1-я группа - дозволение;
2-я группа - запрещение (в том числе ограничение);
3-я группа - позитивное обязывание.
В силу разнородности
правового материала эти три гр
В.Н. Протасов, являясь
сторонником комплексных
С.С. Алексеев считает, что структуре правового регулирования в целом присущи три способа: дозволение, запрещение и обязывание, но отмечает: "Для отраслевых методов, где доминирует централизованное регулирование (административное право, финансовое и др.), относящихся в основном к публичному праву, в комбинации трех способов превалируют обязывание и запрещение; в отраслевых же методах, выражающих диспозитивное начало (гражданское право, семейное право, трудовое право и др.), относящихся в основном к частному праву, превалирует дозволение".
На наш взгляд, в способах правового регулирования в таможенном праве дозволение представлено в большей степени в сравнении с использованием этого способа, например, в административном праве и других отраслях публичного права. Очевидно, это имел в виду В.Н. Протасов, отмечая "присущую только данной комплексной отрасли комбинацию исходных, типовых приемов юридического регулирования".
Примерами применения такого способа, как дозволение, в таможенном праве Казахстана могут быть:
- право на обжалование действия (бездействия) таможенного органа или должностного лица и др.
Рассматривая таможенное
право как самостоятельную
Не будем столь категоричными в отношении применяемого способа в тех или иных группах регулируемых отношений и сочтем возможным смешанное их использование внутри группы отношений, как иногда предусматривается действующим правом. На примере такого института таможенного права, как принципы и правовые механизмы перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, можно наблюдать присутствие всех трех способов правового регулирования.
Общая характеристика таможенного права включает рассмотрение помимо предмета и метода правового регулирования системы права, его структуры и принципов, правовых норм, а также соотношения с другими отраслями казахстанского права.
Таможенное право представляет
собой целостную систему
Таможенное право создает
специфический правовой режим регулирования
в таможенной сфере. В Общей части
таможенного права
В основу таможенного права могут быть положены принципы, которые отвечают сути и предназначению таможенной сферы. М.А. Сарсембаев относит к принципам казахстанского таможенного права следующие:
а) полноохватное регулирование таможенной деятельности;
б) осуществление таможенной деятельности в строгом соответствии с законом;
в) учет опыта международно-правового регулирования и опыта сотрудничества с зарубежными странами по вопросам таможенного дела.
Не оспаривая наличия
других принципов, присущих и другим
отраслям казахстанского права, таких,
как законность демократизм, можно
дополнить также принципом
Принцип законности реализуется в возложении на таможенные органы задач по обеспечению соблюдения законодательства по таможенному делу и всего законодательства Республики Казахстан, защите прав и интересов граждан и организаций при осуществлении таможенного дела.
Демократизм как принцип таможенного права получает отражение также в задачах таможенных органов, свободе каждого в ввозе и вывозе товаров, выборе любого таможенного режима, обжаловании действия или бездействия таможенных органов и их должностных лиц, праве на получение информации и консультирования [8,с.11].
Приоритетность международных
договоров как принцип
М.А. Сарсембаев, выделяя таможенное право как самостоятельную отрасль казахстанского права, дает следующее его определение: "Таможенное право - это отрасль казахстанского права, представляющая собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения в сфере таможенной деятельности".
В целом, соглашаясь с этой формулировкой и исходя из положений общей теории права, можно определить таможенное право как самостоятельную комплексную отрасль казахстанского права, представляющую собой совокупность общих и специфичных институтов и правовых норм, регулирующих соответствующие общественные отношения [9,с.111].
Формирование таможенного
права предполагает рассмотрение его
в соотношении с другими
Конституционное право предопределяет принципы отраслей казахстанского права, в том числе и таможенного права.
К предмету административного права, как считают авторы учебника "Административное право Республики Казахстан" (часть общая), "...можно отнести отношения:
Такие же отношения, кроме других, но в рассматриваемом предмете таможенного права очевидны, что подчеркивает самостоятельную отрасль права.
Говоря о системе права Республики Казахстан и подчеркивая особенности административного права, авторы учебника отмечают, что "дуалистичность... имеет свое позитивное значение, так как это не ведет к распаду системы права, а способствует более четкому оформлению его новых отраслей".
В истории развития таможенного права можно выделить два этапа. На первом этапе таможенная политика, таможенное дело на законодательном уровне на первом этапе не были выделены и закреплены, хотя уже определялась таможенная сфера и таможенные органы осуществляли в той или иной степени функции по взиманию таможенных платежей и привлечению виновных к административной ответственности за нарушения таможенных правил.
Предмет, метод правового регулирования и правовые институты таможенного права не были окончательно сформированы, однако можно ставить вопрос о его самостоятельности с момента возникновения. В целом таможенное регулирование осуществлялось таможенными органами и включало блоки (разделы) таможенной сферы, установленные законодательством того периода. С принятием Указа "О таможенном деле" таможенное право приобретает те качественные характеристики, исследуемые в настоящей работе, которые позволяют полностью достигать поставленных в ней целей. Последние изменения в таможенном законодательстве (см. Закон "О таможенном деле") показывают, что государство заинтересовано в более совершенном инструменте - таможенном деле и не случайны изменения в более чем 170 статьях, касающиеся упорядочения и упрощения его положений.
На наш взгляд, предметы правового регулирования основных отраслей путем их диверсификации (изменения, разнообразия) нуждаются в уточнении своих границ, поскольку законодательство пошло по направлению подготовки кодификационных актов, включающих неоднородный правовой материал, что в принципе отвечает складывающейся действительности [10,с.102].