Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 15:06, курсовая работа
Актуальность. С обретением независимости и суверенитета Казахстану объективно потребовалось принципиально новое законодательство (действующее право). Формирование правовой инфраструктуры, связанной с национальной безопасностью страны, обусловило определение приоритетных направлений и принятие соответствующих законодательных мер. Одним из таких направлений является таможенная сфера. Для ее научного осмысления очень важно определить специфику, место и роль правового регулирования общественных отношений на основе положений не только действующего казахстанского, но и бывшего союзного, а также международного таможенного законодательств.
Введение..................................................................................................................3
1 Общественные отношения в таможенной сфере
1.1 Таможенная сфера - новая область государственного управления в РК.........5
1.2 Цели и задачи таможенного права.......................................................................7
2 МЕТОДЫ ТАМОЖЕННОГО ПРАВА
2.1 Методы правового регулирования в таможенном праве...................................9
2.2 Методы таможенного права...............................................................................14
Заключение..........................................................................................................23
Список использованной литературы..................................................25
Метод типологии (идеализации) может быть использован в данном случае, например, при исследовании этапов развития таможенного права в качестве типичного примера развития конкретной правовой системы. Применение метода типологии в таможенном праве способствует устранению разрыва между описательным и обобщающим их изучением, между историей и теорией таможенного права.
Метод актуализма состоит в использовании современных знаний для изучения прошлого таможенного права и, наоборот, в использовании знаний прошлого для понимания настоящего таможенного права и предсказания его будущего.
В широком смысле весь
характер нашего мышления актуалистичен:
о прошлом мы судим на основании
современного опыта таможенной деятельности,
выраженного в научных
Методы типологии и актуализма «очищают» таможенное право от нетипичных черт и деталей, вызванных к жизни особыми условиями, представляют рассматриваемые таможенно-правовые явления как модели, в «классически чистой форме» показывают движение систем таможенного законодательства и права.
Системный подход в области таможенного права связан, прежде всего, с понятием «система». Как известно, это понятие, употребляемое в управленческом и социально - информационном смысле слова, было введено в право Д.А. Керимовым. Еще в 1960 году он высказал мнение о том, что «автомат, человек и общество имеют совершенно различную природу, но каждый из них представляет сложно организованную систему, некоторые процессы функционирования которой имеют количественную тождественность между собой» Керимов Д.А. Свобода, право и законность в социалистическом обществе. Позднее, в процессе философско-правового осмысления работ по системным исследованиям, Д.А. Керимов пришел к выводу, что «применение категории системы, системный подход к познанию, в частности, правовых явлений имеют исключительно важное теоретическое значение, поскольку позволяют вскрыть внутреннее единство права, органическую взаимосвязь и гармоническое взаимодействие частей, его составляющих. Отсюда вытекает и практический смысл разработки этой категории, этого подхода для правотворческой и правореализующей деятельности государства, эффективность которой может иметь место лишь на основе глубокого единства правового регулирования общественных отношений» Керимов Д.А. [13,с.15].
Системный подход представляет собой совокупность теоретических принципов и положений, позволяющих рассматривать все нормы таможенного права как систему, как единое целое в тесной связи и взаимодействии с другими правовыми нормами, институтами, прослеживать их изменения во времени и делать обоснованные выводы относительно закономерностей развития всего механизма правового регулирования таможенных отношений в обществе.
Применительно к процессу
правового регулирования
-определение целей данного вида правового воздействия с позиции таможенного дела в целом;
-структурный анализ процесса правового регулирования таможенной деятельности (субъектов и объектов, форм таможенного контроля, норм таможенного права, связей, действий и др.);
-определение характера и степени влияния на этот процесс внешнеэкономической деятельности;
-исследование процессов принятия и реализации решений в ходе правового регулирования поведения участников таможенных отношений;
-принятие установленных в таможенном законодательстве мер за нарушение правил перемещения товаров, транспортных средств, контрабанду и др.
Необходимо отметить, что исторический метод, сравнительный подход (метод) и системный подход в области таможенного права тесно взаимосвязаны, взаимодействуют и объединяются в так называемый системно-исторический метод, который не позволяет навязывать механизму правового регулирования таможенных отношений в целом некую общую схему движения, исходящую только из учета всеобщих закономерностей процесса, хотя они и необходимы, и обязательны. В то же время, этот подход не позволяет игнорировать общие закономерности процесса и акцентировать внимание ученых и таможенников-практиков лишь на специфических его особенностях.
В роли общих методов
изучения проблем таможенного права
могут выступать также
Системный анализ является средством реализации системного подхода. Целью системного анализа в правоведении и в области таможенного права «является разработка теоретико-методологических средств исследований, конструирования систем и управления системами, включающими человеческий (целенаправленный) фактор» Рассолов М.М. Управление, информация и право. Вбирая в себя совокупность специальных процедур, приемов и средств (структурный анализ целого, то есть таможенного законодательства, изучение функций этого законодательства, исследование здесь операций и др.), он позволяет расчленять всю совокупность законодательных актов в области таможенного дела на определенные виды, характеризовать их положения, статьи, выбирать наиболее эффективные, устаревшие и т.д. Одна из форм системного анализа - классификация предметов и явлений информационного характера (классификация субъектов и объектов таможенного права, функций таможенных органов, работников кадровых служб и т.д.) [14,с.174].
В частности, применение системного анализа к исследованию механизма правового регулирования таможенных отношений позволило сделать вывод, что сегодня в Беларуси назрела необходимость дальнейшего совершенствования всего комплекса процедур таможенного оформления и контроля с учетом оформления всех видов транспорта, анализа категорий участников внешнеэкономической деятельности, характера оформляемых товаров и других факторов. В этой связи, на наш взгляд, срочно требуется переход на качественно новый уровень таможенного контроля, основанный на системе анализа и управления рисками; а внедрение системы анализа факторов риска приведет к осуществлению «адресного» таможенного контроля. Под «адресностью» в данном случае следует понимать выделение среди всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, перемещающих товары через таможенную границу Беларуси, как минимум, трех групп: [15,с.91].
«Добросовестных» субъектов, то есть действующих на международных рынках на протяжении долгого времени, в течении которого они ни разу не были уличены в коммерческом мошенничестве (уровень риска фактов таможенного оформления товаров, перемещаемых такими предприятиями, будет близок к нулю);
«Нейтральных» (с низким уровнем риска факторов таможенного оформления);
И, наконец, субъектов «группы риска».
В этой связи в отношении товаров, перемещаемых предприятиями, отнесенными к различным группам риска, должны применяться различные сочетания форм и методов проведения таможенного контроля [16,с.249].
Синтез в сфере таможенного права - это процесс объединения в единое целостное образование определенных компонентов, свойств и отношений, выделенных в ходе системного анализа. Например, объединяя законодательство о сезонных и особых пошлинах, о таможенной стоимости товаров, методах ее определения, о тарифных льготах и других, мы получаем самостоятельный перечень законодательных актов о таможенном тарифе, который составляет важнейшую часть таможенного законодательства - Закон Республики Беларусь «О таможенном тарифе». Синтез дополняет системный анализ и является важнейшим средством исследования таможенных явлений и процессов.
Наряду с общими методами познания таможенное право сегодня использует также и частные научные способы воздействия своих норм на поведение людей, на регулируемые этой отраслью таможенные отношения. К числу данных методов относятся, прежде всего, так называемые разрешительный и ограничительно-запретительный методы, каждый из которых имеет свои черты и особенности применения [17,с.101].
Разрешительный метод
правового регулирования
Делегирующий метод правового регулирования - это такой способ, при котором законодатель, соответствующий таможенный орган или должностное лицо предоставляет конкретные права и свободы участникам таможенных правоотношений в рамках конкретного раздела таможенного законодательства. Например, дипломатические представительства иностранных государств при соблюдении установленного порядка перемещения через таможенную границу имеют право ввозить и вывозить из Республики Беларусь предназначенные для официального пользования представительств товары с освобождением от таможенных платежей, за исключением платежей за хранение, таможенное оформление товаров вне определенных для этого мест или вне времени работы таможенных органов; одновременно в этом случае никто не вправе воспрепятствовать им в осуществлении своих имущественных и таможенных прав в рамках всей системы таможенных льгот, которые предоставляются отдельным категориям иностранных лиц государством.
Рекомендательный метод
правового регулирования
Санкционирующий метод
правового регулирования
Ограничительно-запретительный метод правового регулирования таможенных отношений состоит в регламентации и установлении объектов рассматриваемых правоотношений и определении закрепительных мер, которые подлежат исполнению на практике. Речь идет о регламентации и установлении обязанностей субъектов таможенно-правовых отношений, которые занимают значительное место в содержании норм таможенного права. На ввоз в Республику Беларусь и вывоз из нее товаров и транспортных средств могут устанавливаться ограничения, исходя из соображений экономической политики, выполнения международных обязательств Беларуси, защиты экономической основы суверенитета, защиты внутреннего потребительского рынка. Введение в таможенном законодательстве обязанностей для субъектов таможенных правоотношений исключает всевозможные неправомерные действия, правонарушения и преступления. Например, за нарушение ограничений на ввоз в Республику Беларусь и вывоз из нее товаров и транспортных средств наступает гражданская, административная или иная ответственность в соответствии с действующим законодательством. Границы ограничительных мер и запретов в таможенном праве небезграничны, они имеют свои пределы (правда, часто нечеткие). Причем ограничительно-запретительные меры позволяют установить рамки возможного и должного поведения участников таможенных правонарушений.
Рамки возможного поведения позволяют здесь предупредить и пресечь нежелательные действия различных субъектов правоотношений в ущерб общегосударственным интересам. Например, при установлении указанных ограничений выпуск подпадающих под их действие товаров и транспортных средств производится таможенными органами, только при условии соблюдения требований, установленных актами законодательства Республики Беларусь и международными договорами. Нормативные правовые акты законодательства Республики Беларусь, устанавливающие ограничения подлежат официальному опубликованию [20,с.79].
Таможенное право имеет дело с неоднородными общественными отношениями и с учетом содержательных аспектов самих таможенно-правовых отношений, здесь могут применяться и другие методы правового регулирования - метод равноправия сторон в таможенном деле, методы власти и подчинения и методы координации в таможенно-регулятивных отношениях. Одни и те же методы правового регулирования могут применяться здесь как в связи с методами традиционных отраслей права (например, в связи с методами административного и гражданского права), так и в связи с методами нетрадиционных отраслей права (банковского, предпринимательского права).
В области таможенного
права может также
Исследование методов таможенного права предполагает комплексное рассмотрение и принципов этой формирующейся отрасли знаний.
Заключение
Стратегией-2030
Казахстан открыто
Для их разрешения были определены долгосрочные приоритеты, среди которых процветание, безопасность и улучшение благосостояние всего общества вынесены в название Послания Президента Республики Казахстан, а демократические начала исходя из целей государства получать позитивные развитие.
Тенденция к интеграции
Казахстана в рамках мирового сообщества
реализуется в его стремлении
и готовности найти точки соприкосновения
с государствами различных