Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 15:06, курсовая работа
Актуальность. С обретением независимости и суверенитета Казахстану объективно потребовалось принципиально новое законодательство (действующее право). Формирование правовой инфраструктуры, связанной с национальной безопасностью страны, обусловило определение приоритетных направлений и принятие соответствующих законодательных мер. Одним из таких направлений является таможенная сфера. Для ее научного осмысления очень важно определить специфику, место и роль правового регулирования общественных отношений на основе положений не только действующего казахстанского, но и бывшего союзного, а также международного таможенного законодательств.
Введение..................................................................................................................3
1 Общественные отношения в таможенной сфере
1.1 Таможенная сфера - новая область государственного управления в РК.........5
1.2 Цели и задачи таможенного права.......................................................................7
2 МЕТОДЫ ТАМОЖЕННОГО ПРАВА
2.1 Методы правового регулирования в таможенном праве...................................9
2.2 Методы таможенного права...............................................................................14
Заключение..........................................................................................................23
Список использованной литературы..................................................25
Так, административное право
как основная отрасль казахстанского
права все больше нуждается в
выделении административно-
Уголовное право регулирует отношения, возникающие в связи с совершением преступлений, при этом таможенная сфера находится в области особых интересов государства, которая непосредственно обеспечивает его национальную безопасность и в которой предполагается совершение деяний, влекущих уголовную ответственность. Уголовный кодекс Республики Казахстан очертил нормы уголовного порядка и установил, что действуют только предусмотренные этим кодексом нормы, определяющие ответственность за конкретные составы преступлений. Можно отметить некоторое несоответствие норм Уголовного кодекса и Закона "О таможенном деле", хотя необходимо согласиться с приоритетом норм первого акта. Закон содержит также раздел, посвященный преступлениям в сфере таможенного дела и предусматривающий такие их составы, которые могут быть предметом государственных интересов, но которые нашли отражение в Уголовном кодексе лишь частично. Уголовная ответственность за таможенные преступления регламентируется нормами уголовного законодательства, вопросом же остается не столько приведение норм в соответствие, сколько учет потребностей таможенной сферы.
Уголовно-процессуальное право регулирует отношения, связанные, в частности, с дознанием, оперативно-розыскной деятельностью, совершением определенных процессуальных действий. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан относит таможенные органы к органам дознания по делам, предусмотренным соответствующими частями статей 209, 214 и 250 Уголовного кодекса. Право на оперативно-розыскную деятельность таможенные органы имеют в силу Закона от 15 сентября 1994 г. "Об оперативно-розыскной деятельности" благодаря внесенным изменениям от 25 декабря 1995 г.
Финансовое право и налоговое право регулируют отношения, связанные с бюджетными поступлениями и налоговыми платежами. Бюджетные поступления от таможенных органов зависят от успешности выполнения ими фискальной функции, включающей взимание налогов.
Таможенное право включает институт таможенных платежей, что предопределяет разработку методики определения таможенной стоимости, исчисления таможенных платежей и налогов.
Таможенное право сохраняет соотношение и с трудовым правом. Закон "О таможенном деле" и утвержденное постановлением Правительства от 19 сентября 1996 г. № 1119 Положение о порядке прохождения службы в таможенных органах и тексте Присяги, не заменяют в полной мере общих норм КЗоТ.
Некоторую специфику в отношении должностных лиц таможенных органов вносит Указ Президента, имеющий силу закона, "О государственной службе", согласно которому не все эти лица отнесены к государственным служащим, что влияет на различный их правовой статус (с 23 июля 1999 г. - Закон "О государственной службе").
Источниками таможенного права являются нормативные правовые акты, классифицированные в соответствии с Законом Республики Казахстан от 24 марта 1998 г. "О нормативных правовых актах" на основные и производные, и в первую очередь нормы Конституции Республики Казахстан, а также законы, указы и постановления Президента, постановления Правительства, нормативные акты министерств и ведомств, содержащие нормы таможенного права, акты Таможенного комитета, международные договоры и соглашения, участником которых является Казахстан и которые содержат нормы, касающиеся таможенного дела.
Конституция Республики Казахстан - основной источник казахстанского права и таможенного права в частности. Согласно статье 21 Конституции каждому, кто законно находится на территории Республики Казахстан, принадлежит право свободного передвижения по ее территории и свободного выбора местожительства, кроме случаев, оговоренных законом. Каждый имеет право выезжать за пределы республики. Граждане республики имеют право беспрепятственного возвращения в республику. В соответствии со статьей 26 Конституции каждый имеет право на свободу предпринимательской деятельности, свободное использование своего имущества для любой законной предпринимательской деятельности.
Статья 19 Закона "О таможенном деле" предоставляет всем лицам на равных основаниях ввоз и вывоз товаров и транспортных средств. Никто не может быть лишен права или ограничен в праве на ввоз в Республику Казахстан или вывоз из Республики Казахстан товаров и транспортных средств, кроме случаев, предусмотренных законодательством. Статья 35 Конституции определяет, что уплата законно установленных налогов, сборов и иных обязательных платежей является долгом и обязанностью каждого.
Раздел V (ст. 109-152) Закона "О таможенном деле" устанавливает и регулирует порядок исчисления и уплаты таможенных платежей и налогов.
Статья 84 Конституции определяет, что дознание и предварительное расследование по уголовным делам осуществляются специальными органами и отделены от суда и прокуратуры. Полномочия, организация и порядок деятельности органов дознания, следствия, вопросы оперативно-розыскной деятельности в Республике Казахстан регулируются законом.
2.2 Методы таможенного права
Любая наука не существует
без собственных методов
Методы таможенного права включают средства, приемы и способы изучения соответствующих таможенно-правовых норм, правовых явлений и процессов. Они отвечают на вопрос, как, каким путем таможенное право изучает, исследует свой предмет. Суть метода таможенного права характеризуется как: [11,с.78].
Установление определенного порядка действий - предписание к действию в определенных условиях надлежащим образом, предусмотренным конкретной нормой таможенного права. Несоблюдение такого порядка не влечет за собой юридических последствий, на достижение которых ориентирует норма;
Запрещение определенных действий под страхом применения конкретных юридических средств воздействия (например, дисциплинарной или административной ответственности);
Предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных нормами таможенного права;
И предоставление возможности действовать или бездействовать по своему усмотрению, то есть совершать или не совершать предусмотренные нормами таможенного права действия на определенных ею условиях. Как и в теории государства и права, методы таможенного права должны подразделяться на общие, распространяемые на многие указанные выше юридические науки и все направления самого таможенного права, и частные, используемые для изучения разнообразных аспектов и сторон таможенного законодательства и таможенного права в целом.
Ведущее место в ряду общих методов изучения проблем таможенного права принадлежит историческому методу и сравнительному подходу (методу), которые в свою очередь прослеживают динамику явления от предпосылок возникновения до современного уровня развития. История таможенного права - это самостоятельный и довольно сложный предмет, изучение которого необходимо производить обладая некоторыми запасами знаний по истории таможенного дела и таможенной политики, по теории права и истории отечественного и зарубежного права.
Исторический метод
характеризуется конкретно-
Исторический метод предполагает в этом случае и определенный логический анализ проблем таможенного права, являющийся тем самым историческим подходом, только освобожденным от его формы и случайностей, который позволяет выявить в историческом единстве наиболее важные моменты правового воздействия на таможенные явления и процессы и выразить их в научных категориях. Однако исторический и логические методы имеют и самостоятельное значение. Они нередко применялись представителями и других философских направлений, в частности Гегелем, который зачастую принимал историю такой, какая она есть.
Совпадая по конечной
цели исследования, исторический и
логические методы различаются между
собой исходными материалами, а
также непосредственными
Логическое является обобщенным отражением исторического аспекта в рассмотрении вопросов таможенного права. Это тот же исторический способ, только освобожденный от его формы и случайностей, который позволяет выявить в историческом процессе наиболее существенное, закономерное и выразить его в научных категориях. «С чего начинается история, - писал Энгельс, - с того же должен и начинаться ход мыслей, и его дальнейшее движение будет представлять собой нечто иное, как отражение исторического процесса в абстрактной и теоретически последовательной форме; отражение, исправленное, но исправленное соответственно законам, которые даст сам действительный исторический процесс…» [12,с.63].
В сфере таможенного права используется сравнительный подход (метод), который позволяет видеть общее в таможенном праве, устанавливать свою повторяемость, регулярность и на их основе - закономерное, а также выделять особенное, ведущее к осознанию индивидуального. Поскольку этот метод слабо исследован в юридической науке, а таможенными органами он широко используется в работе, то остановимся на нем подробнее.
Сравнительный метод в данном случае - это связующее звено исторического многообразия в таможенной сфере, он соединяет картину таможенно-правовой деятельности, позволяет видеть весь процесс развития таможенного права, задуматься над его судьбой и вместе с тем обогащает мыслительные способности ученых и специалистов, занимающихся данной областью исследования. Уже только наблюдение в таможенном праве, когда мы отличаем одно от другого, предполагает сравнение. Сравнительный метод способен быть инструментом интеграции знаний, позволяет видеть движение целого, влияние, взаимовлияние совокупности норм таможенного права, в частности влияние прошлых норм на формирование современных актов. Сравнения необходимы и в оценке таможенных событий. Еще Сократ, по сообщению Ксенофонта, считал, что разумный человек, разделяя в теории и на практике предметы по родам, может отличать добро от зла. Использование сравнительного метода в таможенном праве выражает активное отношение специалиста, ученого к любому правовому материалу.
Сравнительный метод в таможенном праве внешне прост. Он состоит в нахождении средств и различий в сопоставляемых объектах (норм права, институтов, форм таможенного контроля, способов рассмотрения дел о нарушениях таможенных правил и др.). Главное в применении сравнительного метода в таможенном праве - это также выделить и сопоставить именно те факты и события, те их стороны, черты, признаки таможенно-правовых явлений и процессов, которые позволяют высветить искомое, ведут к новому знанию. Здесь центр тяжести приходится на наличие у практика или исследователя острого интереса к правовому материалу, на способность поставить задачу и определить цели сравнения. Очень важно также сгруппировать юридические факты, классифицировать и систематизировать правовой материал (допустим, нормативные акты о взимании пошлин двух стран), чтобы это делало рельефным сходства и различия, вело к их обнаружению. Научную ценность имеют все сравнения, которые позволяют более глубоко заглянуть в природу рассматриваемых таможенно-правовых явлений и процессов. В изучении объектов таможенного права сравнительный метод позволяет выделить характерные черты таможенно-правовой системы, ее форм, компонентов, высветить логику движения, выявить ее место в правовой системе общества в целом и общее с развитием других систем права (скажем, других стран СНГ). Сравнение здесь увеличивает ценность сообщаемой источниками информации, помогает овладению опытом прошлого.
Сравнительный метод предполагает в таможенном праве знание не только правил, приемов, но и типичных ошибок его использования. Порой именно ошибки, допускаемые умышленно или невольно, лучше всего обрисовывают нормы применения сравнений. Ошибочными являются, когда какое-либо сходство или различие неосновательно признается существенным. Игнорирование конкретной обстановки, в которой формировались сравниваемые события, непомерное выпячивание одной стороны и затушевывание другой, недобросовестный подбор фактов для сравнения - все это излюбленные приемы не лучших исследователей.
Сравнение в таможенном праве дает первый толчок движению мысли, но оно не может считаться «абсолютным средством познания», его возможности в полной мере раскрываются при использовании совместно с конкретно-историческим, системным анализом; а также методами типологии и актуализма, исходя из общей теории права.
Метод типологии в таможенном праве требует из всего наблюдаемого правового материала отбирать и выделять характерное, типичное. Любое конкретное должно быть отражено лишь в том случае, если оно ярко индивидуально или типично, отражает общее. Тип (действий, операций, норм и др.) - важный компонент в науке таможенного права. Факты моральные, политические, религиозные, культурные, какими бы красноречивыми они ни были, никогда не излагаются сами по себе, они излагаются лишь при условии, что отражают какие-либо черты реального типа.