Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 16:35, курсовая работа
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что уровень развития транспортной системы государства – один из важнейших признаков ее технологического прогресса и цивилизованности. Потребность в высокоразвитой транспортной системе еще более усиливается при интеграции в европейскую и мировую экономику, транспортная система становится базисом для эффективного вхождения Беларуси в мировое сообщество и занятия в нем места, отвечающего уровню высокоразвитого государства.
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 30 с., 4 рис., 6 табл., 22 источника.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ, АВТОМОБИЛЬНЫЕ
ПЕРЕВОЗКИ, ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ, ЭКОНОМИКА
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ
Объект исследования: международные автомобильные перевозки.
Предмет исследования: международные перевозки грузов в Республике Беларусь.
Цель исследования: раскрыть организацию, роль и особенности международных автомобильных перевозок с целью повышения их эффективности в Республике Беларусь.
Методы исследования: анализа, синтеза, обобщения, сравнения, описания, исторический метод, логический метод.
Результаты исследования: в ходе исследования показано место международных грузовых автомобильных перевозок в транспортной системе; показано развитие автомобильных грузовых перевозок в Республике Беларусь, раскрыты основные направления совершенствования перевозок в Республике Беларусь
Область возможного применения: включение предложенных рекомендаций в программные и прогнозные документы развития автомобильных перевозок и национальной экономики Республики Беларусь позволит интенсифицировать и повысить эффективность внешней торговли и конкурентоспособность предприятий Республики Беларусь.
Экономическая значимость: практическое применение предложенных рекомендаций по повышению эффективности автомобильных перевозок грузов в Республике Беларусь будет способствовать дальнейшему стабильному и поступательному развитию белорусских предприятий, национальной экономики, благосостояния населения.
Автор работы подтверждает,
что приведенный в ней расчетно
SUMMARY
Course work: 40 pages, 4 fig., 6 tables, 24 sources.
INTERNATIONAL TRANSPORTATION, ROAD TRANSPORT, CARGO, ECONOMICS OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY, LOGISTICS
Object of study: international road transport.
Subject of study: international transport of goods in the Republic of Belarus.
Objective: to reveal the organization, role and characteristics of international road transport in order to increase their effectiveness in the Republic of Belarus.
Methods: analysis, synthesis, generalization, comparison, description, historical method, the logical method.
Results of the study: The study shows the location of international road freight transport in the transport system, shows the development of road freight transport in the Republic of Belarus, the disclosed key issues for improving transport in the Republic of Belarus
The area of possible application: the inclusion of the recommendations in the forward-looking documents and software development of road transport and the national economy of Belarus will intensify and increase the efficiency of foreign trade and competitiveness of enterprises in the Republic of Belarus.
The economic importance: a practical application of the proposed recommendations to improve the efficiency of road transport of goods in the Republic of Belarus will contribute to a stable and progressive development of Belarusian enterprises, the national economy and welfare.
Author confirms that all contained analytical material properly and objectively reflects the object under study, and all borrowed from the literature and other sources of theoretical and methodological terms and concepts are accompanied by references to their authors.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что уровень развития транспортной системы государства – один из важнейших признаков ее технологического прогресса и цивилизованности. Потребность в высокоразвитой транспортной системе еще более усиливается при интеграции в европейскую и мировую экономику, транспортная система становится базисом для эффективного вхождения Беларуси в мировое сообщество и занятия в нем места, отвечающего уровню высокоразвитого государства.
Объективные условия трансформационных процессов в развитии Республики Беларусь обусловливают ее нацеленность на вхождение в мировую экономическую систему и прежде всего – на экономическую интеграцию с ведущими западноевропейскими государствами. Этот процесс, безусловно, приведет к росту товарообменных операций между сотрудничающими странами. Кроме того, расположение Беларуси позволяет ей быть выгодным мостом для транзитных перевозок товаров и пассажиров между государствами Европы, Азии и Ближнего Востока.
Цель работы – раскрыть организацию, роль и особенности международных автомобильных перевозок с целью повышения их эффективности в Республике Беларусь.
Объект исследования – международные автомобильные перевозки.
Предмет исследования – международные перевозки грузов в Республике Беларусь.
В соответствии с целью определены следующие задачи:
- охарактеризовать место международных грузовых автомобильных перевозок в транспортной системе;
- показать развитие
- основные направления совершенствования перевозок в Республике Беларусь
В работе использованы монографии таких авторов, как Ковалев В.П., Ходош М.С. и ряда других авторов. При написании работы использовались также различные справочники и периодические издания.
Для написания дипломной работы использовались законодательные, нормативные документы,
1 Международные грузовые автомобильные перевозки в транспортной системе
1.1 Понятие
и роль транспорта в
Транспорт – одна из важнейших отраслей национальной экономики, выполняющая функцию своеобразной кровеносной системы в сложном организме страны. Он не только обеспечивает потребности хозяйства и населения в перевозках, но вместе с городами образует «каркас» территории, является крупнейшей составной частью инфраструктуры, служит материально-технической базой формирования и развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом [3, с. 34].
Рассматривая транспорт как отрасль национальной экономики, необходимо отметить ряд его специфических особенностей. Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит новой продукции, а только участвует в ее создании, обеспечивая сырьем, материалами, оборудованием производство и, доставляя готовую продукцию потребителю, увеличивая тем самым её стоимость на величину транспортных издержек, которые включаются в себестоимость продукции. По некоторым отраслям промышленности транспортные издержки очень значительны, как, например, в лесной промышленности, где они могут достигать 50% [3, с. 35].
Полные же транспортные издержки национальной экономики в сфере производства и обращения составляют 10% от валового общественного продукта страны. Отношение суммарных транспортных издержек к полной стоимости продукта у потребителя называют коэффициентом транспортной слагающей. Он играет важную роль в решении проблемы оптимизации территориальной организации производительных сил.
Большое значение транспорт имеет и в решении социально-экономических проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой является одним из факторов привлечения населения и производства, служит важным преимуществом для размещения производительных сил и дает интеграционный эффект.
Транспортный фактор имеет немаловажное значение в нашей стране с ее географическим положением и неравномерным размещением ресурсов, населения и основных производственных фондов. Транспорт создает условия для формирования местного и общегосударственного рынков. В условиях перехода к рыночным отношениям роль транспорта существенно возрастает. С одной стороны, от транспортного фактора зависит эффективность работы предприятия, что в условиях рынка напрямую связано с его жизнеспособностью, а, с другой стороны, сам рынок подразумевает обмен товарами и услугами, что без транспорта невозможно, а, следовательно, невозможен и сам рынок. Поэтому транспорт является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры.
Важной особенностью транспортной системы Республики Беларусь является её тесная взаимосвязь с производством. В их взаимоотношениях выделяют три стадии.
На первой стадии производство и транспорт находились в непосредственном единстве, между ними нельзя было провести разграничительную черту.
На второй стадии они сформировали самостоятельные системы, функционирующие и развивающиеся достаточно автономно. При этом транспорт выделился в самостоятельную народнохозяйственную отрасль со сложившейся устойчивой внутренней структурой, собственными критериями – максимизация пропускной способности транспортных магистралей – и показателями работы – учёт транспортных расходов и проделанной работы (в тонно-километрах).
Именно на этой стадии развития в настоящее время находится транспортная система Беларуси.
На третьей стадии производство и транспорт должны объединиться в такую производственно-транспортную систему, в рамках которой они взаимодействуют в качестве отдельных подсистем. При этом меняются не только целевые функции обеих подсистем, но и критерии и показатели их работы. На первый план выступает задача минимизации потерь при их взаимодействии [7, с. 15].
Важно подчеркнуть, что в этом случае транспорт рассматривается как активный элемент взаимодействия, при котором он не только организует перевозки с учётом изменяющихся потребностей производства, но и само производство активно упорядочивает связи и формирует свои программы развития, исходя из возможностей и потребностей транспорта. Функция транспорта в таком взаимодействии заключается не только в полном обеспечении потребностей производства в перевозках, но и в качественном и своевременном транспортном обслуживании поставщиков и потребителей с колеблющимися ритмами работы, т. е. С учетом постоянно изменяющихся и в перспективе в условиях рыночной экономики часто неопределенных потребностей производства в транспортных услугах.
Таким образом, гибкость, эластичность транспорта, возможность работать в разных, в том числе вероятностных, режимах, реализовывать «пиковые» потребности в перевозках – вот те требования, которые предъявляются современным транспортным системам.
Перечисленные выше особенности транспортной системы страны ставят целый ряд проблем его территориальной организации. Важную роль в их решении призвано сыграть изучение территориальной организации транспортных систем, особенностей и закономерностей становления и развития территориальных транспортных структур и формируемой ими системы транспортно-географичеких отношений в их взаимодействии с другими территориальными социально-экономическими системами.
Интенсивный путь расширенного производства ставит перед транспортом ряд важных проблем, требующих неотложного решения:
- комплексное развитие транспортной системы;
- замена малопроизводительных транспортных средств более производительными;
- создание современной техники для погрузочно-разгрузочных работ;
- совершенствование структуры автомобильного транспорта (по типу кузова и грузоподъемности);
- подготовка и повышение квалификации работников, занятых не только эксплуатацией новой техники, но и техническим обслуживанием, и текущим ремонтом;
- совершенствование организации производства и труда;
- сокращение внутрисменных простоев транспортных средств, потерь сырья и топлива, рабочего времени;
- ускорение темпов строительства дорог с твердым покрытием.
При этом отрасли, наиболее активно использующие транспорт, так называемые транспортоемкие, предъявляют к нему новые требования по повышению скоростей и увеличению тоннажа доставляемых грузов. Конструкция транспортных средств должна обеспечивать необходимую грузоподъемность, улучшение технико-эксплуатационных параметров их работы.
Транспортная система представляет собой большой и сложный комплекс, рассредоточенный на всей территории страны.
В него входят следующие виды транспорта: железнодорожный, морской, речной (внутренний водный), автомобильный, воздушный, трубопроводный [16, с. 167].
Трубопроводами выполняется значительный объем работ по транспортировке сырой нефти и нефтепродуктов. И это неудивительно: перекачка нефти по трубопроводам обходится в 2-3 раза дешевле, чем перевозка ее по железной дороге. Преимущества этого вида транспорта по сравнению с другими заключаются также в меньшем объеме капиталовложений, более низком удельном расходе металла, электроэнергии и топлива на единицу полезной работы.
Однако необходимо иметь в виду, что строительство трубопроводов экономически обосновано только при наличии мощных и устойчивых потоков нефти или нефтепродуктов.
1.2 Понятие
и значение грузовых
Грузовой автомобильный транспорт на сегодняшний день является наиболее массовым в нашей республике. В настоящее время в автомобильном транспорте занято более 20 тыс. мелких и средних предприятий.
Протяженность автомобильных дорог республики составляет 74,2 тысяч километров, в том числе с твердым покрытием - 67 тысяч километров, при этом плотность автомобильных дорог на 1 000 квадратных километров территории республики составляет 357 километров. Среди развитых в дорожном отношении стран Европы Беларусь занимает двенадцатое место по протяженности на 1 000 жителей и пятнадцатое место по плотности национальных дорог.