Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 16:35, курсовая работа
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что уровень развития транспортной системы государства – один из важнейших признаков ее технологического прогресса и цивилизованности. Потребность в высокоразвитой транспортной системе еще более усиливается при интеграции в европейскую и мировую экономику, транспортная система становится базисом для эффективного вхождения Беларуси в мировое сообщество и занятия в нем места, отвечающего уровню высокоразвитого государства.
Важной особенностью транспортной системы Республики Беларусь является её тесная взаимосвязь с производством. Грузовой автомобильный транспорт на сегодняшний день является наиболее массовым в нашей республике. Преимущества автомобильного перед другими видами транспорта состоят в маневренности, срочности и регулярности доставки, большей сохранности перевозимых грузов. По сравнению с перевозкой другими видами транспорта, потери, пропажи и загрязнение груза значительно ниже в связи с тем, что водитель, осуществляющий перевозку, несет ответственность за сохранность перевозимого груза. При этом упаковка требуется в меньших объемах или даже не требуется поскольку, как правило, отсутствует перевалка грузов.
Активный выход перевозчиков
Беларуси на международный транспортный
рынок, сложность и многообразие
факторов, действующих в сфере
международных и внутренних перевозок,
вызывают потребность в подготовке
высококвалифицированных
2 Автомобильные грузовые перевозки в Республике Беларусь
2.1 Место
автомобильных грузовых
Стабильная и эффективная работа транспортного комплекса является важнейшим условием жизнеобеспечения многоотраслевой экономики и реализации основных направлений программы социально-экономического развития Республики Беларусь.
Одним из важных явлений прошлого века является объединение европейских стран в экономический союз, направленный на интеграцию и глобализацию экономики, формируя и используя общую базу накопленных знаний, образования и культуры. Это стратегическое направление развития человечества. Наиболее активно на интеграцию экономики влияет коммуникационная система стран.
Поэтому мировое сообщество интенсивно формирует единую транспортную систему, используя пространственное расположение и ресурсный потенциал государств, обеспечив их интегральное обслуживание.
Под единством транспортной системы понимается особое структурное построение, позволяющее с наименьшими затратами, рационально используя преимущества каждого вида транспорта, достигать главной цели – формирования рынка транспортных услуг, полностью удовлетворяющего потребительский спрос.
В связи с этим, общегосударственные мероприятия, направленные на вступление Республики Беларусь в международные интеграционные институты, являются актуальными.
Географическое положение Республики Беларусь в центре Европы предопределяет ее политику в области международных автомобильных перевозок. Не имея прямого выхода к морю, являясь внутриконтинентальным государством, республика призвана играть роль транзитного коридора. Самые короткие дороги, соединяющие страны Западной Европы со странами СНГ, а также Южную и Центральную Европу с Северо-Западными регионами России и странами Скандинавии проходят через территорию республики.
Транзитное геополитическое положение Республики Беларусь признано Европейским Союзом, которое, определяя существующие и будущие грузопотоки, выделило на территории страны два (названных Критскими) транзитных коридора - II и IX.
В направлении Запад-Восток республику пересекает Критский коридор II: Берлин (Германия) - Варшава (Польша) - Минск (Белоруссия) - Москва (Россия) - Нижний Новгород (Россия), соединяющий Западную Европу, Польшу, Беларусь и Россию. Европейским Союзом определен высший приоритет для данного транспортного коридора в связи с важным значением перемещающихся по нему торговых потоков между Западом и Востоком.
На территории республики участником коридора является автомобильная дорога М1/ЕЗО Брест - Минск - Орша - граница Российской Федерации, протяженностью 606 км и двухпутная электрифицированная железнодорожная линия Брест - Минск - Орша - граница Российской Федерации протяженностью 615 км.
В направлении Север - Юг республику пересекает IX Критский коридор, соединяющий города Хельсинки (Финляндия) - Ст-Петербург (Россия) - Москва/Псков (Россия) - Киев (Украина) - Любашевка (Украина) – Кишинев (Молдавия) - Бухарест (Румыния) - Пловдив (Болгария). Автомобильная дорога М8 граница Российской Федерации - Витебск - Гомель - граница Украины является участком IX Критского коридора и имеет протяженность по территории республики 456 км.
Важную роль играет и ответвление коридора 1ХВ Киев - Минск - Вильнюс - Каунас - Клайпеда, в которое входят автомобильные дороги М5 Минск - Гомель, М6 Минск - Гродно и Р28 Першай - Ошмяны - граница Литовской республики (на Вильнюс), протяженностью 468 км. Ответвление 1ХВ обеспечивает выход грузовладельцев из областей Восточной Украины и Центральной России к специализированным морским портам Клайпеды, Вентспилса и Калининграда [9, с. 8].
2.2 Состояние
и особенности развития автомоб
Международный автомобильный транспорт, обслуживая практически все виды международных экономических отношений, является важным источником валютных поступлений в республике, выступающей на международном рынке как экспортер транспортных услуг. Информация об объеме услуг по международным автомобильным перевозкам грузов представлена на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 – Экспорт автомобильных услуг Республики Беларусь, % в 2011 г.
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [19].
В общем объеме экспорта услуг 63,5% составляет экспорт транспортных услуг, в том числе железнодорожный транспорт-20,5%, автомобильный транспорт-12,0% и воздушный транспорт - 1,9% [19].
К 2011 г. количество поездок белорусских международных автомобильных перевозчиков увеличилось с 479568 до 572629 или на 107029, а доходы - с 542,4 до 668,4 млн. долл. США или на 125,0 млн.долл. США по сравнению с 2005 г. (таблица 2.1).
Таблица 2.1 – Показатели развития международных автомобильных перевозок грузов на 2005 – 2011 г.
Показатели |
Год | ||||||
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Количество |
479568 |
493955 |
508774 |
524037 |
539758 |
555951 |
572629 |
Доходы, млн. евро |
542,4 |
558,7 |
575,4 |
592,7 |
610,5 |
628,8 |
647,7 |
Прирост доходов
за |
- |
32,2 |
48,8 |
66,1 |
83,9 |
102,2 |
121,1 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [19].
Автомобильный транспорт является единственным в мире видом транспорта, способным обеспечивать доставку грузов в прямом сообщении «от двери до двери» - дополнительных погрузочно-разгрузочных операций. Эта его специфическая особенность дополняется еще одним важным фактором - способностью обеспечивать быструю и сохранную доставку грузов в пункты назначения.
Последний фактор реализуется тем лучше, чем четче будет организовано выполнение всех работ по подготовке и обеспечению перевозочного процесса.
Однако организация автомобильных перевозок грузов из одной страны в другую - процесс сложный, требующий соблюдения международных конвенций и соглашений по перевозкам и транзиту, высокого качества обслуживания, точного исполнения условий контракта, соблюдения таможенных и государственных законов. Сложность управления международными перевозками заключается в том, что необходимо управлять объектом (грузом), находящимся за тысячи километров от управляющего, который должен принимать оперативные решения с учетом постоянно меняющейся обстановки и необходимости своевременной и сохранной доставки груза.
Поэтому эффективность и качество всего транспортного процесса в большой степени зависит не только от грузоотправителя и перевозчика, но и от ряда посредников, принимающих участие в международных перевозках. Такими посредниками в международных транспортных операциях являются специализированные предприятия, фирмы, объединения, осуществляющие разнообразные функции по поручению владельца груза при его перемещении с момента подготовки товара к транспортировке до момента сдачи его потребителю.
Таким образом, географическое положение Республики Беларусь в центре Европы предопределяет ее политику в области международных автомобильных перевозок. Не имея прямого выхода к морю, являясь внутриконтинентальным государством, республика призвана играть роль транзитного коридора. Международный автомобильный транспорт, обслуживая практически все виды международных экономических отношений, является важным источником валютных поступлений в республике, выступающей на международном рынке как экспортер транспортных услуг.
3 Основные направления совершенствования перевозок в Республике Беларусь
3.1 Проблемы
развития международных
Особенность автомобильного транспорта (равно как и других его видов) состоит в том, что производственный процесс в этой отрасли складывается из работы подвижного состава на линии и технического обслуживания транспортных средств. Производственный процесс выходит за рамки непосредственно предприятия. Он требует более четкого взаимодействия отдельных служб и подразделений по обеспечению перевозок грузов, хранению, техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава, а точнее, по эффективному использованию подвижного состава, материальных и денежных ресурсов, выполнению перевозок в установленные сроки и качественно.
Совершенствование управления технической службой автотранспортного предприятия – один из факторов, позволяющих улучшить техническое состояние транспортных средств без значительных затрат.
Повышение технической готовности во многом зависит от рациональной организации обслуживания и ремонта подвижного состава.
Служба эксплуатации является главным структурным подразделением автотранспортного предприятия. Основные задачи службы – организация и осуществление перевозок грузов в установленные сроки и по номенклатуре при минимальных расходах, рациональное и эффективное использование транспортных средств в процессе перевозок. В Министерстве Транспорта и Коммуникаций Республики Беларусь накоплен положительный опыт по организации и управлению службой эксплуатации автотранспортного предприятия и транспортного управления. Суть опыта заключается в четком определении задач организации и планирования грузовых перевозок, структуры грузовой службы. Такими задачами являются выполнение оперативного плана в определенные сроки; высокопроизводительное использование подвижного состава за счет сокращения порожних пробегов автомобилей и времени простоя их под погрузочно-разгрузочными операциями.
На грузовую
службу предприятий возложены
- заключение договоров с клиентурой на все виды перевозок и расчеты за выполненные перевозки;
- оперативное планирование и диспетчерское руководство работой подвижного состава предприятий на линии;
- контроль за осуществлением перевозок грузов.
Основными техническими
мероприятиями повышения
Подготовка водительского состава. Правильная эксплуатация новых моделей автомобилей требует от работников глубоких знаний и производственного опыта. Приобретение навыков правильного выбора передач позволяет создать оптимальный режим работы двигателя, повысить срок службы трансмиссии и тормозов [10, с. 54].
Подготовка ремонтных рабочих. Техническое состояние транспортных средств, их надежность в эксплуатации во многом зависят от квалификации ремонтных рабочих, занятых техническим обслуживанием и текущим ремонтом подвижного состава.
Увеличение продолжительности работы подвижного состава на линии является одним из главных технико-эксплуатационных показателей, способствующих росту объемов перевозок.
Рациональный
выбор маршрутов позволяет
Улучшение использования грузоподъемности автомобилей позволяет увеличить объемы перевозок при неизменной численности водительского состава. Снижение веса строительных конструкций, комплектующих изделий способствует изысканию эффективных методов более полного использования грузоподъемности автомобиля и прицепа.
Большим резервом повышения эффективности перевозок является дальнейшая механизация погрузочно-разгрузочных работ и тарно-штучных грузов. Уровень механизации этих работ на автомобильном транспорте составляет лишь 3 %.
Повысить его можно путем применения специализированных транспортных средств с автономными перегрузочными устройствами: подъемными бортами, консольными и портальными кранами. Как показывает зарубежный опыт, полуприцепы-контейнеры грузоподъемностью от 8 до 30 т оборудуются автономными перегрузочными устройствами.
В рыночных условиях важным требованием потребителя транспортных услуг является своевременная и качественная доставка груза. Выполнить заданные условия представляется возможным с применением логистики, т.е. управляющего алгоритма, который с помощью различных экономико-математических методов позволяет оптимизировать работу отдельных элементов транспортного процесса и объединить эти элементы в единую систему.