Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 20:12, курсовая работа
История становления и развития России неразрывно связана с миграцией
населения, которая играла и будет играть первостепенную роль в жизни нашей
страны. Являясь одним из наиболее влиятельных социальных явлений
современности, миграционные процессы сегодня вызывают интерес самых широких
кругов общественности.
Введение 4
1. Общие особенности современных миграционных
процессов в РФ
1.1 Понятие и классификация миграции 5
1.2 Современная миграционная ситуация в РФ 8
2. Характеристики и последствия миграции на территории РФ
2.1 Основные характеристики миграционных потоков 12
2.2 Социальные последствия миграционных процессов 18
3. Государственное управление миграционными
процессами в РФ
3.1 Цели, принципы и задачи регулирования миграционных процессов
в России 22
3.2 Основные направления деятельности по регулированию
миграционных процессов в Российской Федерации 24
3.3 Механизм реализации современной миграционной политики
на территории Российской Федерации 30
Заключение 42
Приложения
Литература
адаптации вынужденных переселенцев. Характеризуя социально – экономические
процессы,
протекающие в принимающих
совпадают с общероссийскими: происходит падение уровня производства, отрасли
с прежде
благополучной динамикой
испытывать определенные сложности. Несмотря на довольно высокий уровень
приватизации собственности в промышленности и сфере обслуживания,
эффективность работы этих отраслей по-прежнему мала; сохраняется низкий
уровень денежных доходов населения, сдерживающий развитие внутреннего рынка
товаров
и услуг; развитие мелкого частного
предпринимательства в
время также не рассматривается специалистами в качестве существенного резерва
занятости не только мигрантов, но и коренного населения. Скрытая безработица
порождает довольно неблагоприятную ситуацию для вынужденных переселенцев и
беженцев на рынке труда, поскольку их профессиональный состав близок к
профессиональному составу местных кадров. Область сельского хозяйства не
располагает возможностями для развития фермерства, в среде которого могла бы
найти работу часть переселенцев.
Наблюдается затягивание сроков обустройства и социальной адаптации
вынужденных переселенцев и беженцев, ухудшение и материального и социального
положения, что способно воспроизводить и поддерживать на высоком уровне
негативно – конфликтный потенциал в общественном сознании.
Свидетельством этого могут служить такие данные социологического
исследования: свое материальное положение как бедственное оценивают 27%
опрошенных переселенцев, а 66% испытывают серьезное материальное затруднение.
Наибольшие потери от переезда понесли работники здравоохранения, финансово-
экономической сферы и лица, бывшие в ближнем зарубежье безработными.
Негативно оценивают условия жизни и труда, по сравнению с теми, которые они
имели на прежнем месте жительства, 46% опрошенных.
Несомненно, что консервация такой ситуации чревата социальным конфликтом.
Следует учитывать, что среди видов помощи, в которой наиболее остро нуждаются
мигранты, преобладают вполне «земные», а не оторванные от реальности фантазии
и прихоти.
Следует отметить довольно низкую оценку переселенцами деятельности областных
миграционных служб, упускающих из сферы своего внимания перемещение
мигрантов, учет их проблем, необходимость проведения разъяснения
законодательства об их правах и статусе, критериях отнесения к беженцам и
вынужденным переселенцам. Не случайно, называя причины неоформления статуса,
многие респонденты отвечали, что, по их мнению, это не влечет за собой
никакого улучшения в условиях жизни (40%), что это сложная бюрократическая
процедура (28%), что не знают, как это делать и куда обращаться (19%). В
немалой степени низкий авторитет областных миграционных служб объясняется
неудовлетворительным организационно – техническим и финансовым обеспечением.
Поскольку такая картина характерна для всех без исключения принимающих регионов,
это, в свою очередь, заставляет переселенцев брать инициативу в свои руки. В
ряде регионов эффективно действуют созданные на базе объединений вынужденных
переселенцев «общественные приемные», где зачастую и находят себе применение
высококвалифицированные юристы, экономисты, психологи и другие специалисты из
числа вынужденных мигрантов. [11]
Социально—экономические трудности в обустройстве вынужденных переселенцев,
юридическая, экономическая, социальная непроработанность этих вопросов,
негативное отношение определенной части жителей принимающих регионов к этой
категории
граждан увеличивают
миграции переселенцев в прежние места проживания.
Новую волну миграции в ближайшие годы может вызвать и уже вызывает принятый
закон «О пенсионном обеспечении», который увеличил возраст для выхода на
пенсию гражданам Казахстана (женщинам – до 60 лет и мужчинам – до 65 лет).
Фактически этим актом предполагается за счет России, а также за счет людей
предпенсионного возраста, не желающих проживать в Казахстане до 65 лет, чтобы
получить потом скудную пенсию, и сейчас уже в 55 – 57 лет покидающих это
государство, сократить расходы на содержание ветеранов, которые вложили свой
труд в экономику этого государства. По некоторым расчетам демографов, в
случае продолжения подобной политики, удельный вес казахов с 44,3% в 1995 г.
достигнет 60% в 2005 г., а в 2015 г. – 80%.
Исследования показывают, что во всей работе по приему, обустройству и социальной
адаптации вынужденных переселенцев и беженцев из стран ближнего зарубежья на
территории Российской Федерации преобладает формально – механический подход,
ориентация на «усредненного переселенца». К сожалению, совершенно не
учитываются и даже не берутся в расчет наработки ученых – антропологов о
существовании «культурной дистанции» даже среди жителей разных регионов одной
страны и методах ее регулирования. Возможно, федеральную миграционную
программу, аналогичные документы на более отдаленную перспективу следует
дополнить соответствующими разделами, в которых целесообразно сформулировать
блок комплексных мероприятий по учету фактора социальной адаптации вынужденных
переселенцев и беженцев.[12] Схематично
можно обозначить следующий ряд уже апробированных в других странах мер и
последовательность их применения.
1. Развернуть обсуждение в СМИ, в первую очередь по
общероссийскому и региональному телевидению, проблем переселенцев.
2. Создать общероссийский «Фонд солидарности» для всенародной
поддержки переезда переселенцев, их обустройства и трудоустройства. Фонд с
таким
названием существовал в
страны в соответствии с его доходом. Из него беженцам выдавались льготные
кредиты для строительства жилья, обеспечивалось их социальное страхование,
включая помощь в случае безработицы. Он стал реальным фактором сплочения
нации и самоутверждения обездоленных переселенцев.
3. Создать законодательную базу и нормативную базу, четко
регулирующую
права и обязанности
внести необходимые дополнения в Конституцию страны, утвердив принцип
«национальной солидарности». Достаточно сказать, что такой закон был принят в
ФРГ в мае 1953 года и на долгие годы определил статус беженцев, уравняв их в
правах с остальными немцами, ан основе их принадлежности к одному народу,
предусмотрев
по возможности компенсацию
были приняты и другие законы подобной направленности. Во Франции в связи с
вынужденным возвращением французов из бывших колоний всего за 4 месяца был
разработан и обсужден закон о репатриации, утвержденный генералом де Голлем
26 декабря 1961 года. В Конституции Французской республики записано, что
«нация провозглашает солидарность и равенство всех французов перед лицом
национальных бедствий». А в первой статье закона о репатриации провозглашено:
«Французы,
находящиеся под угрозой
вынужденные покинуть территорию, где они проживали и которая прежде
находилась под суверенитетом, протекторатом или опекой Франции, могут
рассчитывать на помощь государства на основании национальной солидарности.
Эта помощь заключается в комплексе мер, направленных на включение французов-
репатриантов в экономическую и социальную жизнь нации».
4.
Разработать комплекс мер,
частные банки, финансово-инвестиционные фонды, страховые компании,
благотворительные фонды и производственные предприятия оказывать переселенцам
на льготных условиях материальную и финансовую помощь на долгий срок (на
возвратной основе в течение 10-25 лет). Например, во Франции государство
воздействовало на все банки, включая частные, с целью побудить их предоставлять
репатриантам льготные (до 25 лет) ссуды.[13]
2.2 Социальные
последствия миграционных
Поскольку миграционные процессы в России имеют довольно широкий размах,
переселение в столь значительных масштабах в сочетании с нерешенностью
проблем жизнеобеспечения россиян достаточно негативно сказывается на
социально-экономической и политической ситуации в стране.
Как внутренние, так и внешние миграционные потоки направлены преимущественно в
южные
и центральные регионы
и неконтролируемому росту населения и ухудшению криминогенной обстановки в
данных регионах.[14]
Анализ
миграционных процессов в России
за последнее десятилетие
что проблемы с внешней незаконной миграцией продолжают оставаться острыми, а
отдельные из них представляют и угрозу национальной безопасности государства.