Миграция в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 20:12, курсовая работа

Описание

История становления и развития России неразрывно связана с миграцией
населения, которая играла и будет играть первостепенную роль в жизни нашей
страны. Являясь одним из наиболее влиятельных социальных явлений
современности, миграционные процессы сегодня вызывают интерес самых широких
кругов общественности.

Содержание

Введение 4
1. Общие особенности современных миграционных
процессов в РФ
1.1 Понятие и классификация миграции 5
1.2 Современная миграционная ситуация в РФ 8
2. Характеристики и последствия миграции на территории РФ
2.1 Основные характеристики миграционных потоков 12
2.2 Социальные последствия миграционных процессов 18
3. Государственное управление миграционными
процессами в РФ
3.1 Цели, принципы и задачи регулирования миграционных процессов
в России 22
3.2 Основные направления деятельности по регулированию
миграционных процессов в Российской Федерации 24
3.3 Механизм реализации современной миграционной политики
на территории Российской Федерации 30
Заключение 42
Приложения
Литература

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 214.50 Кб (Скачать документ)
ify">подвержены  кризису, что препятствует успешному  обустройству и социальной

адаптации вынужденных переселенцев. Характеризуя социально – экономические

процессы, протекающие в принимающих районах, можно отметить, что они в целом

совпадают с общероссийскими: происходит падение  уровня производства, отрасли

с прежде благополучной динамикой показателей  в последние 3 - 4 года стали

испытывать  определенные сложности. Несмотря на довольно высокий уровень

приватизации  собственности в промышленности и сфере обслуживания,

эффективность работы этих отраслей по-прежнему мала; сохраняется низкий

уровень денежных доходов населения, сдерживающий развитие внутреннего рынка

товаров и услуг; развитие мелкого частного предпринимательства в настоящее

время также не рассматривается специалистами  в качестве существенного резерва

занятости не только мигрантов, но и коренного  населения. Скрытая безработица

порождает довольно неблагоприятную ситуацию для вынужденных переселенцев и

беженцев  на рынке труда, поскольку их профессиональный состав близок к

профессиональному составу местных кадров. Область  сельского хозяйства не

располагает возможностями для развития фермерства, в среде которого могла бы

найти работу часть переселенцев.

Наблюдается затягивание сроков обустройства и  социальной адаптации

вынужденных переселенцев и беженцев, ухудшение  и материального и социального

положения, что способно воспроизводить и поддерживать на высоком уровне

негативно – конфликтный потенциал в  общественном сознании.

Свидетельством  этого могут служить такие  данные социологического

исследования: свое материальное положение как  бедственное оценивают 27%

опрошенных  переселенцев, а 66% испытывают серьезное материальное затруднение.

Наибольшие  потери от переезда понесли работники  здравоохранения, финансово-

экономической сферы и лица, бывшие в ближнем  зарубежье безработными.

Негативно оценивают условия жизни и  труда, по сравнению с теми, которые  они

имели на прежнем месте жительства, 46% опрошенных.

Несомненно, что консервация такой ситуации чревата социальным конфликтом.

Следует учитывать, что среди видов помощи, в которой наиболее остро нуждаются

мигранты, преобладают вполне «земные», а не оторванные от реальности фантазии

и прихоти.

Следует отметить довольно низкую оценку переселенцами  деятельности областных

миграционных  служб, упускающих из сферы своего внимания перемещение

мигрантов, учет их проблем, необходимость проведения разъяснения

законодательства об их правах и статусе, критериях отнесения к беженцам и

вынужденным переселенцам. Не случайно, называя  причины неоформления статуса,

многие  респонденты отвечали, что, по их мнению, это не влечет за собой

никакого  улучшения в условиях жизни (40%), что это сложная бюрократическая

процедура (28%), что не знают, как это делать и куда обращаться (19%). В

немалой степени низкий авторитет областных  миграционных служб объясняется

неудовлетворительным  организационно – техническим и  финансовым обеспечением.

Поскольку такая картина характерна для  всех без исключения принимающих  регионов,

это, в  свою очередь, заставляет переселенцев брать инициативу в свои руки. В

ряде  регионов эффективно действуют созданные  на базе объединений вынужденных

переселенцев  «общественные приемные», где зачастую и находят себе применение

высококвалифицированные юристы, экономисты, психологи и  другие специалисты из

числа вынужденных мигрантов.  [11]

Социально—экономические трудности в обустройстве вынужденных  переселенцев,

юридическая, экономическая, социальная непроработанность этих вопросов,

негативное  отношение определенной части жителей  принимающих регионов к этой

категории граждан увеличивают вероятность  возрастания объема возвратной

миграции  переселенцев в прежние места  проживания.

Новую волну миграции в ближайшие годы может вызвать и уже вызывает принятый

закон «О пенсионном обеспечении», который  увеличил возраст для выхода на

пенсию  гражданам Казахстана (женщинам –  до 60 лет и мужчинам – до 65 лет).

Фактически  этим актом предполагается за счет России, а также за счет людей

предпенсионного возраста, не желающих проживать в  Казахстане до 65 лет, чтобы

получить  потом скудную пенсию, и сейчас уже в 55 – 57 лет покидающих это

государство, сократить расходы на содержание ветеранов, которые вложили свой

труд  в экономику этого государства. По некоторым расчетам демографов, в

случае  продолжения подобной политики, удельный вес казахов с 44,3% в 1995 г.

достигнет 60% в 2005 г., а в 2015 г. – 80%.

Исследования  показывают, что во всей работе по приему, обустройству и социальной

адаптации вынужденных переселенцев и беженцев из стран ближнего зарубежья на

территории  Российской Федерации преобладает  формально – механический подход,

ориентация  на «усредненного переселенца». К  сожалению, совершенно не

учитываются и даже не берутся в расчет наработки  ученых – антропологов о

существовании «культурной дистанции» даже среди  жителей разных регионов одной

страны  и методах ее регулирования. Возможно, федеральную миграционную

программу, аналогичные документы на более отдаленную перспективу следует

дополнить соответствующими разделами, в которых  целесообразно сформулировать

блок  комплексных мероприятий по учету  фактора социальной адаптации вынужденных

переселенцев  и беженцев.[12] Схематично

можно обозначить следующий ряд уже апробированных в других странах мер и

последовательность  их применения.

1.                Развернуть обсуждение в СМИ,  в первую очередь по

общероссийскому и региональному телевидению, проблем  переселенцев.

2.                Создать общероссийский «Фонд солидарности» для всенародной

поддержки переезда переселенцев, их обустройства и трудоустройства. Фонд с

таким названием существовал в послевоенной ФРГ, пополнялся каждым гражданином

страны  в соответствии с его доходом. Из него беженцам выдавались льготные

кредиты для строительства жилья, обеспечивалось их социальное страхование,

включая помощь в случае безработицы. Он стал реальным фактором сплочения

нации и самоутверждения обездоленных переселенцев.

3.                Создать законодательную базу и нормативную базу, четко

регулирующую  права и обязанности репатриантов и вынужденных переселенцев,

внести  необходимые дополнения в Конституцию  страны, утвердив принцип

«национальной солидарности». Достаточно сказать, что  такой закон был принят в

ФРГ в  мае 1953 года и на долгие годы определил статус беженцев, уравняв их в

правах  с остальными немцами, ан основе их принадлежности к одному народу,

предусмотрев  по возможности компенсацию понесенного  ими ущерба. В дальнейшем

были  приняты и другие законы подобной направленности. Во Франции в связи с

вынужденным возвращением французов из бывших колоний  всего за 4 месяца был

разработан  и обсужден закон о репатриации, утвержденный генералом де Голлем

26 декабря  1961 года. В Конституции Французской  республики записано, что

«нация  провозглашает солидарность и равенство  всех французов перед лицом

национальных  бедствий». А в первой статье закона о репатриации провозглашено:

«Французы, находящиеся под угрозой вследствие политических событий или

вынужденные покинуть территорию, где они проживали и которая прежде

находилась  под суверенитетом, протекторатом  или опекой Франции, могут

рассчитывать  на помощь государства на основании  национальной солидарности.

Эта помощь заключается в комплексе мер, направленных на включение французов-

репатриантов  в экономическую и социальную жизнь нации».

4.                Разработать комплекс мер, побуждающих  государственные и

частные банки, финансово-инвестиционные фонды, страховые компании,

благотворительные фонды и производственные предприятия оказывать переселенцам

на льготных условиях материальную и финансовую помощь на долгий срок (на

возвратной  основе в течение 10-25 лет). Например, во Франции государство

воздействовало  на все банки, включая частные, с  целью побудить их предоставлять

репатриантам льготные (до 25 лет) ссуды.[13]

2.2 Социальные  последствия миграционных процессов

Поскольку миграционные процессы в России имеют  довольно широкий размах,

переселение в столь значительных масштабах  в сочетании с нерешенностью

проблем жизнеобеспечения россиян достаточно негативно сказывается на

социально-экономической  и политической ситуации в стране.

Как внутренние, так и внешние миграционные потоки направлены преимущественно в

южные и центральные регионы европейской  части России. Это приводит к стихийному

и неконтролируемому  росту населения и ухудшению  криминогенной обстановки в

данных  регионах.[14]

Анализ  миграционных процессов в России за последнее десятилетие показывает,

что проблемы  с внешней незаконной миграцией  продолжают оставаться острыми, а

отдельные из них представляют и угрозу национальной безопасности государства.

Информация о работе Миграция в современной России