Миграция в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 20:12, курсовая работа

Описание

История становления и развития России неразрывно связана с миграцией
населения, которая играла и будет играть первостепенную роль в жизни нашей
страны. Являясь одним из наиболее влиятельных социальных явлений
современности, миграционные процессы сегодня вызывают интерес самых широких
кругов общественности.

Содержание

Введение 4
1. Общие особенности современных миграционных
процессов в РФ
1.1 Понятие и классификация миграции 5
1.2 Современная миграционная ситуация в РФ 8
2. Характеристики и последствия миграции на территории РФ
2.1 Основные характеристики миграционных потоков 12
2.2 Социальные последствия миграционных процессов 18
3. Государственное управление миграционными
процессами в РФ
3.1 Цели, принципы и задачи регулирования миграционных процессов
в России 22
3.2 Основные направления деятельности по регулированию
миграционных процессов в Российской Федерации 24
3.3 Механизм реализации современной миграционной политики
на территории Российской Федерации 30
Заключение 42
Приложения
Литература

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 214.50 Кб (Скачать документ)

Уровень ее остается высоким, а численность  мигрантов постоянно растет. По

экспертным  оценкам, в стране в настоящее  время находится до 1,5 млн

иностранных граждан и лиц без гражданства (апатридов).

Преступные  группировки из нелегальных мигрантов  создают в крупных городах

России  неконтролируемый рынок товаров  и услуг, уклоняются от оплаты налогов,

ведут незаконную коммерческую деятельность, занимаются торговлей оружием и

наркотиками.

За последние 10 лет число мигрантов, совершивших  преступления на территории

России, возросло на 40%. Если в 1999 году удельный вес мигрантов в общем числе

лиц, совершивших  преступления, составлял 6,7 %, то в 2001 – 2002 годах – уже

7,5%. При  этом продолжается рост преступлений в экономике (на 15%).

[15]

В большинстве  регионов России отмечен рост преступлений, которые требовали

контактов за рубежом и межгосударственного  сотрудничества. Это наркобизнес,

незаконный  оборот оружия, преступления во внешнеэкономической деятельности и

кредитно  – финансовой сфере. Динамика преступности нелегальных мигрантов за

период 2001 – 2002 годов отражена в таблице.

Годы Особо тяжкие преступления Тяжкие Убийства Покушения на убийства

2001 г. 4439 11235 567 45

2002 г. 3812 7608 439 50 
 

По данным МВД России, в 2002 году по расследованным уголовным делам было

выявлено 29937 человек – иностранных граждан  и лиц без гражданства,

совершивших преступления, против 28650 человек за 2001 год (больше на 4,5

%).Наибольшее  число преступлений на территории России за 2002 год было

совершено иностранными гражданами стран, указанных  в следующей таблице.

Страна Количество совершенных преступлений

Азербайджан 3184

Армения 1099

Беларусь 706

Вьетнам 74

Грузия   1669

Казахстан 1033

Китай 386

Кыргызстан 257

Литва 72

Молдова 2122

Таджикистан 1979

Туркменистан 105

Узбекистан 914

Украина 5749 
 

Из года в год все больше нарушений  правил пребывания иностранных граждан  в

России  и их транзисторного проезда. Много  острых проблем создает интенсивный

приток  в Россию нелегальных иностранных рабочих. По экспертным оценкам, они

составляют  сейчас до двух миллионов человек. Не занимая официальных рабочих

мест, эти  люди негативно влияют на рынок труда, вовлекаются в теневую

экономику.[16]

Интенсивный отток населения в последнее  десятилетие из северных, восточных  и

приграничных  районов страны приводит к сокращению его численности на этих

территориях, богатых сырьевыми ресурсами. В  результате оттока населения

изменяется  его этническая структура в ряде субъектов РФ.

Массовая  миграция иностранных граждан и  лиц без гражданства из государств

Закавказья, Центральной и Восточной Азии и их незаконное пребывание в ряде

районов Российской Федерации зачастую ухудшают социальную обстановку, создают

базу  для формирования террористических организации и политического

экстремизма, являются угрозой безопасности Российской Федерации.

Эмиграция на постоянное место жительства в  экономически развитые страны

квалифицированных специалистов, молодежи с высоким  уровнем образования ведет к

ослаблению  научного, творческого, экономического потенциала страны.

[17]Основные потоки интеллектуальной миграции  идут из регионов, обладающих

высоким научно-техническим потенциалом: Северо-западного, Центрального,

Западно-Сибирского экономических районов; из городов  преобладают Москва,

Санкт-Петербург, Новосибирск.

Ориентированы потоки интеллектуальной эмиграции в настоящее время на такие

страны, как США, Канаду, Австралию, Израиль, страны Западной Европы –

Великобританию, Германию, Швецию. Эти страны не только принимают, но и поощряют

иммиграцию  высококвалифицированных кадров, в первую очередь специалистов в

области современных технологий, программистов, инженеров, врачей, специалистов

по естественным наукам. Причем по временному контракту  на работу уезжает лишь

5-7%, остальные  – на постоянное место жительства. Следовательно, «утечка умов»

в основном носит безвозвратный характер, что  становится тормозом развития

страны.[18] Повышенного внимания требуют

уязвимые  группы трудящихся – эмигрантов, и, прежде всего женщины. Особенно

нетерпимыми являются правонарушения при трудоустройстве эмигрантов за рубежом,

связанные со случаями незаконного выезда, дискриминации, торговли людьми.

[19]

Подводя итого вышесказанному, необходимо отметить, что миграционные потоки в

России  характеризуются активным ее вовлечением  в международный и

межрегиональный обмен, увеличением доли семейной миграции и снижением доли

мигрантов трудоспособного возраста, низкой степенью приживаемости мигрантов,

совпадением ареалов концентрации внешних и  внутренних мигрантов. Все это

приводит  к негативным социальным последствиям: обострению ситуации на рынке

жилья, труда, увеличению нагрузки на социальную инфраструктуру, повышению

уровня  преступности. Такая ситуация требует  разработки и реализации

адекватной  миграционной политики, ужесточению  управления и контроля

миграционных процессов государством.

3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ  УПРАВЛЕНИЕ МИГРАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ  В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

3.1 Цели, принципы и задачи регулирования  миграционных процессов в России

Целями  регулирования миграционных процессов  в России являются обеспечение

устойчивого социально-экономического и демографического развития страны,

национальной  безопасности РФ, удовлетворение потребностей растущей российской

экономики в трудовых ресурсах, рациональное размещение населения на

территории  страны, использование интеллектуального и трудового потенциала

мигрантов для достижения благополучия и процветания  Российской Федерации.

Регулирование миграционных процессов в России основывается на следующих

принципах:

·                   защита прав и свобод человека на основе законности и

неуклонного соблюдения норм международного права;

·                   защита национальных интересов и  обеспечение безопасности

Российской  Федерации;

·                   сочетание интересов личности, общества и государства;

·                   дифференцированный подход государства к решению проблем

различных категорий мигрантов;

·                   взаимодействие федеральных органов  власти, исполнительных

органов власти субъектов Российской Федерации  и органов местного

самоуправления  с общественными объединениями мигрантов.

Для достижения указанных целей должны быть решены следующие основные задачи

во внешнеполитической области:

·              защита прав и свободы российских граждан;

·              выработка и реализация межгосударственных механизмов оказания

целевой финансовой и  иной помощи лицам, ищущим временное убежище на

территории  Российской Федерации;

·              развитие сотрудничества России с другими  государствами в целях

предупреждения  и предотвращения конфликтов, следствием которых является

массовая  миграция населения;

·              заключение Российской Федерацией международных  договоров и

соглашений  о возврате, приеме и транзите лиц, незаконно находящихся на

территории  договаривающихся сторон (соглашение о реадмиссии), о борьбе с

незаконной иммиграцией, поощрении двусторонних и региональных диалогов об

урегулировании  миграционных вопросов, приграничной торговле, туризме,

культурных, спортивных и иных поездках, о гарантии социальных и экономических

прав  трудящихся – иммигрантов, содействии реализации прав соотечественников

за рубежом, об обеспечении их равного с гражданами государства  положения

перед законом и уважительного отношения  к их духовным и иным связям с

Россией, об обмене информацией о практике применения иммиграционного

законодательства, имеющихся проблемах, с которыми сталкиваются государства

при обеспечении  защиты иммигрантов, а также информацией  о новых методах

иммиграционного контроля и паспортно-визовых технологиях.

В области  науки и информации предполагается решение следующих задач:

·                   дальнейшее развитие фундаментальных  научных исследований,

касающихся  социально - экономических, юридических, психологических основ

регулирования миграционных процессов в России и мире;

·                   организация проведения мониторинга и научного

прогнозирования миграционной обстановки в Российской Федерации;

·                   исследование и использование опыта  зарубежных государств

по предотвращению и пресечению незаконной миграции, представляющей угрозу

Информация о работе Миграция в современной России