Миграция в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 20:12, курсовая работа

Описание

История становления и развития России неразрывно связана с миграцией
населения, которая играла и будет играть первостепенную роль в жизни нашей
страны. Являясь одним из наиболее влиятельных социальных явлений
современности, миграционные процессы сегодня вызывают интерес самых широких
кругов общественности.

Содержание

Введение 4
1. Общие особенности современных миграционных
процессов в РФ
1.1 Понятие и классификация миграции 5
1.2 Современная миграционная ситуация в РФ 8
2. Характеристики и последствия миграции на территории РФ
2.1 Основные характеристики миграционных потоков 12
2.2 Социальные последствия миграционных процессов 18
3. Государственное управление миграционными
процессами в РФ
3.1 Цели, принципы и задачи регулирования миграционных процессов
в России 22
3.2 Основные направления деятельности по регулированию
миграционных процессов в Российской Федерации 24
3.3 Механизм реализации современной миграционной политики
на территории Российской Федерации 30
Заключение 42
Приложения
Литература

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 214.50 Кб (Скачать документ)

прибыли, без специального разрешения (лицензии).

В своей  деятельности по выявлению нарушений  иностранными гражданами или лицами

без гражданства  режима пребывания в Российской Федерации и правил привлечения и

использования в Российской Федерации иностранной  рабочей силы сотрудники

Управления  по делам миграции тесно сотрудничают с другими службами и

подразделениями УВД.[25]

Координационным органом, обеспечивающим согласованные действия органов

исполнительной  власти РФ и ее субъектов по реализации единой государственной

миграционной  политики, является Правительственная  комиссия по миграционной

политике. При разработке и реализации государственной  и региональной

миграционной  политики органы исполнительной власти Российской Федерации и

органы  исполнительной власти субъектов сотрудничают с международными

организациями, в первую очередь с УВКБ ООН, МОМ, ОБСЕ/БДИЧ.

В разработке и реализации государственной миграционной политики наряду с ФМС

России  призваны участвовать следующие  федеральные органы исполнительной власти:

Минрегион России, Миннац России, Минсотрудничество  России, Минюст России, МВД

России, Минэкономики России, Минфин России, МИД  России, Минтруда России,

Минздрав  России, Минобразования России, Минкультуры  России и другие

заинтересованные  органы власти. [26]

Для проведения регулярных проверок мест предполагаемого  скопления нелегальных

мигрантов, таких, как вокзалы, рынки, стройки, формируются группы из

сотрудников управления по делам миграции, управления по борьбе с

экономическими  преступлениями, паспортно-визового управления, патрульно-

постовой  службы, участковыми инспекторами.

Для реализации государственной миграционной политики Правительство Российской

Федерации при формировании проектов федерального бюджета ежегодно

предусматривает средства на финансирование соответствующих  мероприятий.

В настоящее  время в ходе работы Межведомственной рабочей группы по

совершенствованию миграционного законодательства Российской Федерации

разработан  проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в

Уголовный кодекс Российской Федерации, уголовно-процессуальный кодекс

Российской  Федерации и Кодекс Российской Федерации  об административных

правонарушениях»[27]

Миграционная  политика учитывает основные положения  Комплексного плана

мероприятий по регулированию миграционных процессов  в Российской Федерации в

1998-2000 годах  и Федеральной миграционной программы,  утвержденной Указом

Президента  Российской федерации от 9 августа 1994 г. № 1668 «О Федеральной

миграционной  программе».[28]

Государственная миграционная политика Российской Федерации  основывается нормах

международного  права и международных договорах, положениях Конституции РФ и

выражается  в федеральных законах и нормативных правовых актах, договорах и

соглашениях между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ и

в их деятельности. Она также учитывает опыт миграционной политики ряда

зарубежных  государств.[29]

Российская  Федерация за последние десять лет стала участником большинства

международных договоров в той или иной степени  затрагивающих сферу миграции и

право на свободу передвижения.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ

[30] общепризнанные  принципы и нормы международного  права и международные

договоры  Российской Федерации являются составной  частью ее правовой системы.

В нее  входит международный Билль о  правах человека, который включает Всеобщую

декларацию  прав человека, Международный пакт о защите гражданских и

политических  прав и Факультативные протоколы к нему. Эти документы образуют

основу  для признания и соблюдения прав человека в контексте международного

права, включающего в себя принцип гуманного  обращения с беженцами,

вынужденными  переселенцами и лицами, ищущими  убежище. Также следует отметить

документы, к которым Россия присоединилась, вступая в Совет Европы. Например,

Конвенция о защите прав человека и основных свобод и протокол №4 (март

1998г.).

Российская  Федерация официально объявила о  своем присоединении к Конвенции  о

статусе беженцев и Протоколу, касающемуся статуса беженцев 13 ноября 1992 г.

При этом Россия взяла на себя абсолютно все  обязательства по Конвенции и

протоколу без каких-либо оговорок.

В целях  создания единого для государств СНГ правового поля Главами государств

Содружества в 1993 г. было подписано Соглашение о  помощи беженцам и

вынужденным переселенцам уделяется незаслуженно мало внимания. Даже

поверхностный анализ текста показывает, что правовой  потенциал этого

документа до конца не востребован.

Соглашение  устанавливает такие ключевые моменты, как:

·                   признание существования проблемы вынужденной миграции на

территории  бывшего СССР;

·                   признание сторонами права на убежище в другом государстве;

·                   основу для единообразного определения статусов беженцев

ми вынужденных  переселенцев;

·                   признание сторонами принципа невысылки, необходимости

взаимодействия  и содействия государств в организации  добровольной и

индивидуальной  репатриации беженцев и вынужденных переселенцев, в том числе с

целью воссоединения семей;

·                   обязательства сторон оказывать  всестороннее содействие

беженцам  и вынужденным переселенцам.

Соглашение  стало основой для единообразного определения статуса беженца  и

вынужденного  переселенца на территории государств – участников СНГ. Субъект

правового регулирования – граждане бывшего  СССР.

Документ  предусматривает возможность совместного  участия государств СНГ в

прекращении вооруженных и межнациональных  конфликтов во время эвакуации

мирного населения. В то же время соглашение носит экономический характер и

определяет  обязательства государства по отношению  к беженцам и вынужденным

переселенцам, связанные с компенсацией за оставленные  жилье и имущество,

взаиморасчетами и погашением расходов на их содержание.

Таким образом, принципы, заложенные в конвенции  и Протоколе, касающиеся

статуса беженцев, получили дополнительное развитие на региональном уровне.

Важность  этого документа обусловлена  еще и тем, что не все государства,

подписавшие это Соглашение, стали участниками  конвенции и протокола.  В

определение термина «беженец» включен расширительный мотив, перекликающийся с

определениями, данными в конвенции Организации  африканского Единства и

Картахенской  декларации, а именно – веление в число оснований для

предоставления  соответствующего статуса наличие  вооруженных и межнациональных

конфликтов  в государстве исхода.

Наряду  с этим Россия является участником:

·                   Соглашения 1994 г. о сотрудничестве в  области трудовой

миграции  и социальной защите трудящихся –  мигрантов. Соглашение между

Правительством  РФ и правительствами ряда государств СНГ и стран дальнего

зарубежья по трудовой миграции;

·                   Соглашения 1998 г. о сотрудничестве государств СНГ в

борьбе с незаконной миграцией.

До выхода из соглашения (Бишкек, 1992 г.) о безвизовом передвижении граждан

государств  СНГ по территории его участников Россия заключила со всеми

странами  СНГ многосторонние и двусторонние соглашения о взаимных безвизовых

поездках граждан. Введены ограничения на передвижение только с Туркменистаном

и Грузией.

Межпарламентской  ассамблеей государств – участников СНГ 15 июня 1998 г.

принят  модельный законодательный акт  «Об общих принципах регулирования

вопросов, связанных с беженцами – гражданами бывшего СССР на территориях

государств  Содружества».

В настоящее  время в российской федерации  одновременно существуют три

определения термина «беженец» (Конвенция ООН (1951 г.) и Протокол (1967 г.),

касающиеся  статуса беженцев, Соглашение СНГ о помощи беженцам и вынужденным

переселенцам  и Федеральный закон «О беженцах») и два определения «вынужденный

переселенец» (Соглашение СНГ о помощи беженцам и вынужденным переселенцам и

Закон Российской федерации «О вынужденных  переселенцах»). Все эти определения

схожие, но не тождественные. Каждое их них  подлежит применению, поскольку в

России  международные нормы могут применяться  вместе с нормами права

Российской  Федерации или вместо последнего без какой-либо трансформации,

преобразования  их в нормы внутреннего государственного права.

Термины «беженец» и «вынужденный переселенец» упоминаются в текстах 210

законодательных и иных нормативных правовых актах  Российской Федерации. Однако

базовыми  законодательными актами в области  вынужденной миграции служат

Федеральный закон «О беженцах»[31] и

Информация о работе Миграция в современной России