Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 20:12, курсовая работа
История становления и развития России неразрывно связана с миграцией
населения, которая играла и будет играть первостепенную роль в жизни нашей
страны. Являясь одним из наиболее влиятельных социальных явлений
современности, миграционные процессы сегодня вызывают интерес самых широких
кругов общественности.
Введение 4
1. Общие особенности современных миграционных
процессов в РФ
1.1 Понятие и классификация миграции 5
1.2 Современная миграционная ситуация в РФ 8
2. Характеристики и последствия миграции на территории РФ
2.1 Основные характеристики миграционных потоков 12
2.2 Социальные последствия миграционных процессов 18
3. Государственное управление миграционными
процессами в РФ
3.1 Цели, принципы и задачи регулирования миграционных процессов
в России 22
3.2 Основные направления деятельности по регулированию
миграционных процессов в Российской Федерации 24
3.3 Механизм реализации современной миграционной политики
на территории Российской Федерации 30
Заключение 42
Приложения
Литература
прибыли, без специального разрешения (лицензии).
В своей деятельности по выявлению нарушений иностранными гражданами или лицами
без гражданства режима пребывания в Российской Федерации и правил привлечения и
использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы сотрудники
Управления по делам миграции тесно сотрудничают с другими службами и
подразделениями УВД.[25]
Координационным органом, обеспечивающим согласованные действия органов
исполнительной власти РФ и ее субъектов по реализации единой государственной
миграционной политики, является Правительственная комиссия по миграционной
политике. При разработке и реализации государственной и региональной
миграционной политики органы исполнительной власти Российской Федерации и
органы исполнительной власти субъектов сотрудничают с международными
организациями, в первую очередь с УВКБ ООН, МОМ, ОБСЕ/БДИЧ.
В разработке и реализации государственной миграционной политики наряду с ФМС
России призваны участвовать следующие федеральные органы исполнительной власти:
Минрегион России, Миннац России, Минсотрудничество России, Минюст России, МВД
России, Минэкономики России, Минфин России, МИД России, Минтруда России,
Минздрав России, Минобразования России, Минкультуры России и другие
заинтересованные органы власти. [26]
Для проведения регулярных проверок мест предполагаемого скопления нелегальных
мигрантов, таких, как вокзалы, рынки, стройки, формируются группы из
сотрудников управления по делам миграции, управления по борьбе с
экономическими преступлениями, паспортно-визового управления, патрульно-
постовой службы, участковыми инспекторами.
Для реализации государственной миграционной политики Правительство Российской
Федерации при формировании проектов федерального бюджета ежегодно
предусматривает средства на финансирование соответствующих мероприятий.
В настоящее время в ходе работы Межведомственной рабочей группы по
совершенствованию миграционного законодательства Российской Федерации
разработан проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в
Уголовный кодекс Российской Федерации, уголовно-процессуальный кодекс
Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях»[27]
Миграционная политика учитывает основные положения Комплексного плана
мероприятий по регулированию миграционных процессов в Российской Федерации в
1998-2000 годах
и Федеральной миграционной
Президента Российской федерации от 9 августа 1994 г. № 1668 «О Федеральной
миграционной программе».[28]
Государственная миграционная политика Российской Федерации основывается нормах
международного
права и международных
выражается в федеральных законах и нормативных правовых актах, договорах и
соглашениях между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ и
в их деятельности. Она также учитывает опыт миграционной политики ряда
зарубежных государств.[29]
Российская Федерация за последние десять лет стала участником большинства
международных договоров в той или иной степени затрагивающих сферу миграции и
право на свободу передвижения.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ
[30] общепризнанные
принципы и нормы
договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
В нее входит международный Билль о правах человека, который включает Всеобщую
декларацию прав человека, Международный пакт о защите гражданских и
политических прав и Факультативные протоколы к нему. Эти документы образуют
основу для признания и соблюдения прав человека в контексте международного
права, включающего в себя принцип гуманного обращения с беженцами,
вынужденными переселенцами и лицами, ищущими убежище. Также следует отметить
документы, к которым Россия присоединилась, вступая в Совет Европы. Например,
Конвенция о защите прав человека и основных свобод и протокол №4 (март
1998г.).
Российская
Федерация официально объявила о
своем присоединении к
статусе беженцев и Протоколу, касающемуся статуса беженцев 13 ноября 1992 г.
При этом Россия взяла на себя абсолютно все обязательства по Конвенции и
протоколу без каких-либо оговорок.
В целях создания единого для государств СНГ правового поля Главами государств
Содружества в 1993 г. было подписано Соглашение о помощи беженцам и
вынужденным переселенцам уделяется незаслуженно мало внимания. Даже
поверхностный анализ текста показывает, что правовой потенциал этого
документа до конца не востребован.
Соглашение устанавливает такие ключевые моменты, как:
·
признание существования
территории бывшего СССР;
· признание сторонами права на убежище в другом государстве;
· основу для единообразного определения статусов беженцев
ми вынужденных переселенцев;
· признание сторонами принципа невысылки, необходимости
взаимодействия и содействия государств в организации добровольной и
индивидуальной репатриации беженцев и вынужденных переселенцев, в том числе с
целью воссоединения семей;
· обязательства сторон оказывать всестороннее содействие
беженцам и вынужденным переселенцам.
Соглашение
стало основой для
вынужденного переселенца на территории государств – участников СНГ. Субъект
правового регулирования – граждане бывшего СССР.
Документ
предусматривает возможность
прекращении вооруженных и межнациональных конфликтов во время эвакуации
мирного населения. В то же время соглашение носит экономический характер и
определяет обязательства государства по отношению к беженцам и вынужденным
переселенцам, связанные с компенсацией за оставленные жилье и имущество,
взаиморасчетами и погашением расходов на их содержание.
Таким образом, принципы, заложенные в конвенции и Протоколе, касающиеся
статуса беженцев, получили дополнительное развитие на региональном уровне.
Важность этого документа обусловлена еще и тем, что не все государства,
подписавшие это Соглашение, стали участниками конвенции и протокола. В
определение
термина «беженец» включен
определениями,
данными в конвенции
Картахенской декларации, а именно – веление в число оснований для
предоставления соответствующего статуса наличие вооруженных и межнациональных
конфликтов в государстве исхода.
Наряду с этим Россия является участником:
· Соглашения 1994 г. о сотрудничестве в области трудовой
миграции и социальной защите трудящихся – мигрантов. Соглашение между
Правительством РФ и правительствами ряда государств СНГ и стран дальнего
зарубежья по трудовой миграции;
· Соглашения 1998 г. о сотрудничестве государств СНГ в
борьбе с незаконной миграцией.
До выхода из соглашения (Бишкек, 1992 г.) о безвизовом передвижении граждан
государств СНГ по территории его участников Россия заключила со всеми
странами СНГ многосторонние и двусторонние соглашения о взаимных безвизовых
поездках граждан. Введены ограничения на передвижение только с Туркменистаном
и Грузией.
Межпарламентской ассамблеей государств – участников СНГ 15 июня 1998 г.
принят
модельный законодательный акт
«Об общих принципах
вопросов, связанных с беженцами – гражданами бывшего СССР на территориях
государств Содружества».
В настоящее время в российской федерации одновременно существуют три
определения термина «беженец» (Конвенция ООН (1951 г.) и Протокол (1967 г.),
касающиеся статуса беженцев, Соглашение СНГ о помощи беженцам и вынужденным
переселенцам и Федеральный закон «О беженцах») и два определения «вынужденный
переселенец» (Соглашение СНГ о помощи беженцам и вынужденным переселенцам и
Закон Российской федерации «О вынужденных переселенцах»). Все эти определения
схожие, но не тождественные. Каждое их них подлежит применению, поскольку в
России
международные нормы могут
Российской Федерации или вместо последнего без какой-либо трансформации,
преобразования их в нормы внутреннего государственного права.
Термины «беженец» и «вынужденный переселенец» упоминаются в текстах 210
законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации. Однако
базовыми законодательными актами в области вынужденной миграции служат
Федеральный закон «О беженцах»[31] и