Модель ценосоздания в олигополистических отраслях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:55, курсовая работа

Описание

Олигополия является одним из наиболее интересных и наименее предсказуемых видов монополистической конкуренции на рынке промышленной продукции. Особенности олигополистического рынка формируются под влиянием его структуры, где присутствует небольшое число фирм-участников отрасли. Олигополия на рынке может существовать как со стороны производителей (продавцов), так и со стороны покупателей. В то же время, подход к изучению олигополии с точки зрения промышленной фирмы-производителя является наиболее продуктивным и дает исчерпывающее описание данного типа рынка.

Содержание

Вступление…………………………………………………..…………...……. 3
Раздел I. Олигополия и ее место в современной экономике……….....………. 5
Понятие олигополии и особенности олигополистического рынка…..... 5
Становление олигополии…………………………………………………. 8
Стратегии ценообразования при олигополии………………………........ 9
Раздел II. Модели олигополистического ценообразования…………………. 13
2.1. Модель Курно……………………………………………………………. 13
2.2. Модель Штакельберга…………………………………………………… 14
2.3. Модель дуополии Чемберлина………………………………………….. 16
2.4. Модель Бертана………………………………………………………….. 18
2.5. Модель Эджуорта………………………………………………………. 19
2.6. Модель Стэкельберга…………………………………………………… 21
2.7. Модель ломаной кривой спроса………………………………………… 21
2.7. Тайный сговор и картели………………………………………………... 23
Раздел III. Экономический анализ рынка олигополии в Украине………...… 25
3.1. Рынок операторов сотовой связи………………………………………… 25
3.2. Нефтеперерабатывающая промышленность……………………………29
Заключение…………………………………………………………………….. 32
Список использованной литературы…………………………………………. 34
Дополнения……………………………………………………………………... 35

Работа состоит из  1 файл

курсовая по микроэк..docx

— 264.30 Кб (Скачать документ)

 

Рис. 3.1. Кривая спроса фирм – олигополистов МТС и «Киевстарт»


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Допустим, что точка А  является точкой равновесия (рис.3.1). Если МТС повысит тарифы до предыдущего уровня (2,2 грн/мин.), с целью увеличить свои доходы, то „Киевстар” не будет реагировать на действии конкурента и оставит цены без изменений. Вследствие этого МТС резко потеряет часть рынка и доходов. Если же снизит свои тарифы на разговоры, то „Киевстар”, чтобы не потерять свою часть рынка и доходов, также будет снижать цены. В результате такой политики и определенных экономических факторов, количество абонентов увеличится у обоих операторов. Следовательно, для каждой фирмы существует кривая спроса, ломанная в точке А. Слева от точки А кривая спроса полога, и спрос более эластичен, то есть для резкого изменения Q достаточным является незначительное изменение Р. Справа от точки А кривая спроса стремительна и отвечает неэластичному спросу, то есть для резкого изменения Q необходимым является значительное изменение Р.

Получена кривая спроса МТС  и „Киевстар” подтверждают использование ими модели олигополистичного ценообразования „ломаной” кривой спроса (рис. 2.8).

Следует заметить, что когда  фирма производит оптимальный объем Q’  по цене Р’, определенный согласно правила Mr=mc, то изменение уровня предельных расходов от МС1 к МС2 в пределах отрезка разрыва кривой предельного дохода никак не повлияет на объем производства или цену, которая является дополнительным свидетельством негибкости олигополистического ценообразования.

Следовательно, в Украине  прослеживается стремительное развитие рынка мобильной связи, пользователями которого стало уже 10 млн.чел. Основную часть рынка занимают два оператора – МТС и „Киевстар” и их положение есть олигопольным. Проследив деятельность МТС и „Киевстар”, можно сделать вывод, что они действуют по олигополистической модели ценообразования „ломаной” кривой спроса, которая объясняет стабильность цен или их одновременное изменение. И вообще, изучение проблемы стратегического взаимодействия фирм является центральным в исследовании поведения олигополистов.

 

Нефтеперерабатывающая промышленность

 

В данный момент является определяюшей для всей Украинской экономики. Сколько раз по новостям центральных и региональных СМИ, мы слышим о колебаниях цен на нефть и о возможных последствиях этих колебаний для Украины. Действительно сейчас, как говорят аналитики, Украина, как никогда, привязана к нефтяной игле, а от цен на нефть зависит и дефицит государственного бюджета, и рост благосостояния граждан.

На сегодняшнем рынке  представлены несколько общеукраинских и региональных компаний: Кременчугский НПЗ (Полтавская область), Лисичанский НПЗ  (Луганская область), Херсонский НПЗ (Херсонская область), Дрогобычский НПЗ (Львовская область), Одесский НПЗ  (Одесская область), Надворнянский НПЗ (Ивано-Франковская область) и некоторые другие. По объемам добычи между этими компаниями, разумеется, существует большая разница.

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3.2. Мощности по переработке компаний нефтеперерабатывающей  промышленности Украины за 2004г.

Особенности рынка:

На рынке нефти сложилась  парадоксальная ситуация - рост доходов  при заметном росте издержек компаний. Рост доходов связан с высокими ценами на нефть в следствие очередного энергетического кризиса и нестабильности политической ситуации на ближнем востоке. В 2004 году цена нефти марки BRENT достигала около 40$ за баррель.

Рис. 3.3. Среднегодовые  цены на нефть.

Ситуация с издержками связана с все большим ужесточением налогового законодательства и укреплением рубля. Можно отметить факт, что для нефтяных компаний, все равно если цены на нефть будут больше 25$ за баррель, так как больше этого уровня они вряд ли смогут заработать. Увеличение налогового бремени крайне негативно сказалось на инвестициях в сферу нефтедобычи.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По прочтении выше изложенного  текста можно придти к ряду заключений. Во-первых, не все высокие цены являются показателем высокого качества на предлагаемые товары, также как и не все низкие цены свидетельствуют о низком качестве товаров и отсутствии каких либо гарантий со стороны поставщика. Во-вторых, не всякое понижение или повышение цен на предлагаемые товары является оправданным со стороны фирмы, и не всегда должно быть принято потребителем безоговорочно. В-третьих, созданные искусственно барьеры для проникновения в отрасль, сильно затрудняющие конкуренцию на рынке, могут быть преодолены новыми фирмами в том случае, если новички будут придерживаться определенных стратегий (например, стратегия проникновения на рынок). В-четвертых, фирма-лидер или картельное образование, как правило, не назначают максимальных цен на свою продукцию. В-пятых, не все модели олигополии и, уж тем более, не все образованные на них стратегии, являются в равной степени применимы даже в схожих конкурентных ситуациях. В-шестых, ни одна стратегия не может быть выбрана фирмой, пока не будут определены ряд этапов олигополистического ценообразования (т.е. его цели, возможности проведения в жизнь и т.п.). В-седьмых, картелирование - один из врагов конкуренции, являет собой структуру с большими сложностями в ценообразовании и выпуске продукции, а также является внутренне нестабильной, и в большинстве случаев является нарушением антимонопольного законодательства – подлежит разбиению на более мелкие производственные единицы. В-восьмых, применение фирмой-олигополистом стратегии ценовой дискриминации не всегда имеет отрицательное значение для потребителя: товар становится доступным почти всем группам потребителей, хотя и служит способом «честного отъема денег» в форме потребительского излишка.

Обобщая основные, существенные черты моделей олигополии, следует принять целевую установку на максимизацию прибыли. Этот выбор оправдан не только тем, что прибыль (как целевой фактор) используется в большинстве известных моделей политики предприятия, но и тем, что ориентация на нее как на стоимостной показатель эффективности производства наиболее адекватна механизму функционирования рыночной экономики.

Более того, в  практике следует использовать многопериодный подход к моделированию олигополии. Существует два важных преимущества многопериодных моделей.

Первое – возможность «самообучения» фирм, когда каждая фирма имеет возможность изучить историю конкурентных действий своих оппонентов и может моделировать их будущие объем выпуска и цены на основе прошлых временных рядов. Для этого можно использовать механизм математических ожиданий. Второе – это то, что общая идея «реагирования» становится более значимой и, самое главное, осуществимой. Наилучший (максимизирующий собственную, но не совместную, прибыль) шаг фирмы в одном периоде может быть «наказан» конкурентами в последующие периоды.

Олигополия старается  получить высокие экономические прибыли, ограничивая выпуск продукции ранее достижения точки наименьших издержек на единицу продукции и соответствующей цены. С другой стороны, крупные олигополистические фирмы необходимы для достижения быстрых темпов научно-технического прогресса, т.е. с течением времени олигополистические отрасли будут способствовать быстрому улучшению товара, более низкой себестоимости единицы продукции и в результате — более низким ценам и большему объему производства, чем при действии той же самой отрасли на полностью конкурентных началах.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баканов М. И., Шемет А. Д. “Теория экономического анализа”, 1997г.

2. Войтов А. Г. “Экономика. Общий курс”, 2003г.

3. Волконский В.А., Корягина Т.И. О роли олигополии в современной экономике // Банковское дело. — 2009. — 2, с. 6-10

4. Герасименко В.В.Ценовая политика фирмы – М.: Финстатинформ, 1995.

5. Куликов Л. М. Основы экономических знаний –,1998.

6. Курс экономической теории / Под общ. ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой., 1996.

7. Экономика. Учебник. Под ред. А.И. Архипова, 1998. – 792 с.

Интернет - источники

1. http://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/15978

2. http://www.inventech.ru/lib/micro/micro-0074/

3. http://www.referat.ru/referats/view/20553

4.http://pidruchniki.com.ua/16400116/politekonomiya/modeli_konkurentsii_monopolii_oligopolii

5. http://works.tarefer.ru/99/102082/index.html

6. http://ru.wikipedia.org/wiki/Олигополия

 

ДОПОЛНЕНИЯ

Дополнение А

Рис.1.1. Кривые средних переменных и предельных издержек олигополиста

АVC, МС


АVС

МС

АVС

МС

МС = АVС

Q1             Q2                        Q

 

 

 

Дополнение  Б

 

Рис. 1.2. Определение будущего спроса олигополистом

 

Р                                                                Р


Р*

 

АVС

Е

М D1          D*         D2

MR

 

 

Q*            Q                                 Q1          Q*          Q2       Q

 

 


Дополнение  В

Рисунок 2.1. Модель Курно

 

 

Дополнение  Г


Рисунок 2.2. Кривые реакции  фирм X и Y на поведение друг друга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнение  Д

Рис. 2.3. Изопрофиты дуополии

 

Дополнение  Е


Рис. 2.4. Равновесный выпуск в моделях Курно и Штакельберга

 

 

 

 

 

 

 

Дополнение  Ж


Рис. 2.5. Модель олигополии Чемберлина

 

 


Дополнение  З

Рис. 2.6. Равновесие дуополии Бертрана

 

Дополнение  И


Рис. 2.7. Дуополия Эджуорта

 

 

 

 

\

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнение  К

Рис 2.8. Модель ломанной кривая спроса

 

 

 

 

 

 

 

Дополнение  Л

Рис. 3.1. Кривая спроса фирм –  олигополистов МТС и «Киевстарт»


 

 

 

 

Дополнение  М


Рис. 3.2. Мощности по переработке  компаний нефтеперерабатывающей промышленности Украины за 2004г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнение  Н

Рис. 3.3. Среднегодовые цены на нефть


 


Информация о работе Модель ценосоздания в олигополистических отраслях