Модель ценосоздания в олигополистических отраслях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:55, курсовая работа

Описание

Олигополия является одним из наиболее интересных и наименее предсказуемых видов монополистической конкуренции на рынке промышленной продукции. Особенности олигополистического рынка формируются под влиянием его структуры, где присутствует небольшое число фирм-участников отрасли. Олигополия на рынке может существовать как со стороны производителей (продавцов), так и со стороны покупателей. В то же время, подход к изучению олигополии с точки зрения промышленной фирмы-производителя является наиболее продуктивным и дает исчерпывающее описание данного типа рынка.

Содержание

Вступление…………………………………………………..…………...……. 3
Раздел I. Олигополия и ее место в современной экономике……….....………. 5
Понятие олигополии и особенности олигополистического рынка…..... 5
Становление олигополии…………………………………………………. 8
Стратегии ценообразования при олигополии………………………........ 9
Раздел II. Модели олигополистического ценообразования…………………. 13
2.1. Модель Курно……………………………………………………………. 13
2.2. Модель Штакельберга…………………………………………………… 14
2.3. Модель дуополии Чемберлина………………………………………….. 16
2.4. Модель Бертана………………………………………………………….. 18
2.5. Модель Эджуорта………………………………………………………. 19
2.6. Модель Стэкельберга…………………………………………………… 21
2.7. Модель ломаной кривой спроса………………………………………… 21
2.7. Тайный сговор и картели………………………………………………... 23
Раздел III. Экономический анализ рынка олигополии в Украине………...… 25
3.1. Рынок операторов сотовой связи………………………………………… 25
3.2. Нефтеперерабатывающая промышленность……………………………29
Заключение…………………………………………………………………….. 32
Список использованной литературы…………………………………………. 34
Дополнения……………………………………………………………………... 35

Работа состоит из  1 файл

курсовая по микроэк..docx

— 264.30 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ

Луганский национальный аграрный университет

 

 

 

Кафедра экономической теории

и маркетинга

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по микроэкономике

по теме: «Модель  ценосоздания в олигополистических отраслях»

 

 

Выполнила: студента III курса

группы

Проверил:

 

 

 

 

Луганск – 2011 г.

 

План

     стр.

Вступление…………………………………………………..…………...…….  3

Раздел I. Олигополия и ее место в современной экономике……….....………. 5

    1. Понятие олигополии и особенности олигополистического рынка…..... 5
    2. Становление олигополии…………………………………………………. 8
    3. Стратегии ценообразования при олигополии………………………........ 9

Раздел II. Модели олигополистического ценообразования…………………. 13

2.1. Модель Курно……………………………………………………………. 13

2.2.  Модель Штакельберга…………………………………………………… 14

2.3.  Модель дуополии Чемберлина………………………………………….. 16

2.4. Модель Бертана………………………………………………………….. 18

2.5. Модель Эджуорта………………………………………………………. 19

2.6.  Модель Стэкельберга…………………………………………………… 21

2.7.  Модель ломаной кривой спроса………………………………………… 21

2.7.  Тайный сговор и картели………………………………………………... 23

Раздел III. Экономический анализ рынка олигополии в Украине………...… 25

3.1. Рынок операторов сотовой связи………………………………………… 25

3.2. Нефтеперерабатывающая промышленность……………………………29

Заключение…………………………………………………………………….. 32

Список использованной литературы………………………………………….  34

Дополнения……………………………………………………………………... 35

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Рынок - совокупность сделок, актов купли-продажи товаров и  услуг по форме конкуренции: высококонкурентный, немонополизированный, (идеальный), монополистической конкуренции с дифференциацией продукта, олигополистический, дуополистический, монополизированный (чистая монополия).

Различаются характером конкуренции:

  • рынок свободной конкуренции чистая монополия (власть одного),
  • монополистическая конкуренция (регулируется государством),
  • олигополия (власть немногих).

Олигополия является одним из наиболее интересных и наименее предсказуемых видов монополистической конкуренции на рынке промышленной продукции. Особенности олигополистического рынка формируются под влиянием его структуры, где присутствует небольшое число фирм-участников отрасли. Олигополия на рынке может существовать как со стороны производителей (продавцов), так и со стороны покупателей. В то же время, подход к изучению олигополии с точки зрения промышленной фирмы-производителя является наиболее продуктивным и дает исчерпывающее описание данного типа рынка.

Для олигополии характерны три признака:

– в отрасли присутствуют две или несколько конкурирующих  фирм, так что отрасль не является монополизированной;

– кривая спроса каждой фирмы  имеет падающий характер, поэтому  в отрасли не действуют правила  свободной конкуренции;

– в отрасли функционирует  по крайней мере одна крупная фирма, любое действие которой вызывает ответную реакцию конкурентов, поэтому нельзя считать, что в отрасли наблюдается монополистическая конкуренция.

Принимая во внимание тот  факт, что украинский рынок являет собой яркий пример олигополии, исследование методов, моделей и стратегий  рыночного ценообразования становится на сегодняшний день довольно актуальной проблемой.

Основной целью данной курсовой работы является попытка систематизации и упорядочения данных об олигополистической отрасли, возможностях входа и выхода с такого рынка и исследование тех конкурентных и неконкурентных стратегий, которые наиболее удачно применимы в подобных рыночных условиях.

Данная работа содержит детальное  описание основных моделей олигополистического ценообразования, а также ряд примеров использования данных моделей основой формирования конкретных олигополистических стратегий скорректированных на конкретные конкурентные ситуации.

Базой исследования послужили, в основном, учебные пособия и  учебники, а также ряд журнальных статей из основных экономических периодических изданий.

 

 

РАЗДЕЛ I. Олигополия и ее место в современной экономике

 

Понятие олигополии и особенности  олигополистического рынка

 

Когда во многих отраслях добывающей, обрабатывающей промышленности, а также оптовой торговли господствуют несколько фирм, то такие отрасли называются олигополиями.

Вообще, олигополия – это  отрасль, в которой большую часть  продаж осуществляется несколькими  фирмами, каждая из которых оказывает  влияние на рыночную цену своими собственными действиями.

Отличительной чертой олигополии является немногочисленность фирм.

Типичные черты олигополистического  рынка:

  • всего несколько фирм обеспечивают весь рынок.
  • продукт может быть как дифференцированный, так и стандартизированный;
  • по крайней мере, некоторые фирмы в олиполистической отрасли владеют большими долями рынка. Т.е. некоторые фирмы на рынке способны влиять на цену, варьируя наличием товара на рынке.
  • существуют определенные барьеры вхождения в отрасль.
  • фирмы отрасли сознают свою взаимозависимость.

Важнейшая особенность олигополии – это стратегическое поведение  продавцов: фирма-олигополист должна разрабатывать стратегию своих  действий на рынке с учетом потенциальных встречных действий своих конкурентов.

По концентрации продавцов  на одном и том же рынке олигополии подразделяются на плотные и разряженные. К плотным олигополиям условно относят такие отраслевые структуры, которые на рынке представлены 2-8 продавцами. Структуры рынка, которые включают более 8 хозяйствующих объектов, относят к разряженным олигополиям. Подобного рода градация позволяет по-разному оценивать поведение предприятий в условиях плотной и разряженной олигополии. В первом случае в силу весьма ограниченного числа продавцов возможны различного рода сговоры в отношении согласованного их поведения на рынке, тогда как во втором случае это практически невозможно.

Исходя из характера предлагаемой продукции, олигополии можно подразделить на ординарные и дифференцированные. Ординарная олигополия связана с производством и предложением стандартных продуктов. Многие стандартные продукты выпускаются в условиях олигополии – это сталь, цветные металлы, строительные материалы. Дифференцированные олигополии формируются на основе выпуска продуктов многообразного ассортимента. Они характерны для тех отраслей, в которых имеется возможность разнообразить производство предлагаемых товаров и услуг.

Как показывает практика, в фирмы-олигополисты стремятся держать цену товара постоянной, изменяя при этом объем выпуска. Фирмы распределяют свои капитальные ресурсы (FС) таким образом, чтобы они делились на самостоятельно функционирующие звенья, которые способны выпускать конечную продукцию. Тогда кривая средних переменных издержек олигополиста имеет горизонтальный отрезок, где значения средних переменных издержек совпадают со значением предельных издержек (рис. 1.1).


АVC, МС

АVС

МС

АVС

МС

МС = АVС

                          Q1          Q2              Q

Рис. 1.1. Кривые средних переменных и предельных издержек олигополиста

 

Учитывая опыт деятельности за последнее  время, фирма прогнозирует возможный  спрос на продукцию, и определяет будущую кривую спроса (рис. 1.2).

 

Р                                                                Р


Р*

 

АVС

Е

М D1          D*         D2

MR

 

 

Q*            Q                                 Q1          Q*          Q2       Q

Рис. 1.2. Определение будущего спроса олигополистом

 

В то же время следует  подчеркнуть, что было бы неосмотрительно  ориентироваться на масштабы только национальной экономики. Олигополистические структуры могут формироваться как на региональном, так и на местном уровне хозяйствования.

Однако на каком бы уровне мы ни рассматривали олигополии, не следует забывать о двух важных моментах: межотраслевой конкуренции и импорте продукции. Сила олигополии уменьшается под воздействием предложения продуктов предприятиями других отраслей, которые обладают приблизительно одинаковыми с продукцией олигополистов потребительскими свойствами.

Ослаблению олигополии содействует  и импорт аналогичных товаров  или их заменителей. Оба эти фактора  могут способствовать формированию более конкурентных структур по сравнению с чисто отраслевыми рыночными структурами.

 

Становление олигополии

 

В основе исторической тенденции  образования олигополий лежит механизм рыночной конкуренции, который с неотвратимой силой вытесняет с рынка слабые предприятия путём либо их банкротства, либо поглощения и слияния с более сильными конкурентами. Банкротство может быть вызвано как слабой предпринимательской активностью руководства предприятия, так и воздействием усилий, предпринимаемых конкурентами против определенного предприятия. Поглощение осуществляется на основе финансовых операций, направленных на приобретение того или иного предприятия либо полностью, либо частично скупки контрольного пакета акций или значительной доли капитала. Это отношение между сильными и слабыми конкурентами. Слияние, как правило, носит добровольный характер. Хотя подобного рода централизация капитала и производства может быть экономически вынужденной, как выбор третьего из двух зол: либо полная утрата самостоятельности, либо изматывающая экономическая война.

Процессы поглощения и  слияния позволяют существенно  увеличить свои доли продаж на соответствующем  рынке. Рост рыночной власти нескольких корпораций делает бессмысленной ценовую конкуренцию, которая может превратиться в “войну” цен и привести к истощению всех ее участников.

Другим существенным фактором формирования олигополистических структур рынка является стремление предприятий  реализовать эффект масштаба производства. В процессе совершенствования техники и появления новых технологий оптимальные размеры производства достигли таких масштабов, которые стали существенным препятствием для вхождения в отрасль новых предприятий. Эти препятствия связаны как с ограниченностью финансов, достижением низких издержек производства, так и более рациональным использованием ресурсов несколькими хозяйствующими объектами, нежели многими конкурентами с незначительными объемами производства.

Распространенность олигополии. Олигополия является одной из самых  распространенных структур рынка в  современной экономике. В большинстве  стран почти все отрасли тяжелой  промышленности (металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судо- и самолетостроение и др.) имеют именно такую структуру.

Немногочисленность и  крупные размеры фирм. Наиболее заметная черта олигополии состоит в немногочисленности действующих на рынке фирм. Не следует, впрочем, думать, что компании можно  в буквальном смысле пересчитать  по пальцам. В олигополистической отрасли, как и при монопольной конкуренции, наряду с крупными часто действует  немало мелких фирм. Однако на несколько ведущих компаний приходится столь большая часть суммарного оборота отрасли, что именно их деятельность определяет развитие событий.

Формально к олигополистическим обычно относят те отрасли, где несколько крупнейших фирм (в разных странах за точку отсчета принято от 3 до 8 фирм) производят более половины всей выпускаемой продукции. Если же концентрация производства оказывается ниже, то отрасль считают действующей в условиях монополистической конкуренции.

 

Стратегии ценообразования  при олигополии

 

Ценообразование - сложный  и многоэтапный процесс, который  можно представить в следующем  виде.

      • Выбор цели ценообразования.
      • Определение спроса.
      • Анализ издержек.
      • Анализ цен конкурентов.
      • Выбор методов ценообразования.
      • Получение целевой прибыли.
      • Установление окончательной цены.

Информация о работе Модель ценосоздания в олигополистических отраслях