Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 03:49, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических основ рынка труда и занятости молодежи, анализ государственной политики в области занятости молодежи Российской Федерации и на этой основе разработка основных направлений совершенствования занятости молодежи России.
В рамках реализации поставленной выше цели нами сформулированы и решены следующие задачи:
- раскрыть понятие «молодежь»;
- рассмотреть молодежный рынок труда;
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Особенности рынка труда молодежи……………………………….6
1.1. Понятие «молодежь»………………………………………………………..6
1.2. Молодежный рынок труда………………………....................................9
1.3. Занятость и безработица молодежи………………………………………15
Глава 2. Анализ государственной политики в области занятости молодежи…………………………………………………………………………………20
2.1. Деятельность служб занятости в трудоустройстве молодежи…………21
2.2. Молодежная политика…………………………………………………….25
2.3. Политика Самарской области в регулировании занятости молодежи………………………………………………………………………………..29
Глава 3. Основные направления совершенствования занятости молодежи………………………………………………………………………………..41
3.1. Совершенствование государственной политики в области занятости молодежи………………………………………………........................................41
3.2. Перспективы развития занятости молодежи в Самарской об-ласти….............................................................................................................43
Заключение………………………………………………………………………48
Список использованной литературы…………………………………………...50
Содержание
c.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Особенности рынка труда молодежи……………………………….6
1.1. Понятие
«молодежь»……………………………………………………
1.2. Молодежный
рынок труда………………………................
1.3. Занятость и безработица молодежи………………………………………15
Глава
2. Анализ государственной политики в области
занятости молодежи…………………………………………………………
2.1. Деятельность служб занятости в трудоустройстве молодежи…………21
2.2.
Молодежная политика…………………………………………………….
2.3. Политика
Самарской области в регулировании занятости
молодежи…………………………………………………………
Глава
3. Основные направления совершенствования
занятости молодежи…………………………………………………………
3.1.
Совершенствование государственной политики
в области занятости молодежи………………………………………………....
3.2. Перспективы
развития занятости молодежи в Самарской
об-ласти….....................
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы…………………………………………...
Введение
Социально-
Молодежь - наиболее перспективная группа в составе трудоспособного населения, так как ей присуща энергичность, высокая работоспособность, быстрая обучаемость, высокие физические показатели1. Через десять-двадцать лет формируемое в современных условиях поколение работников будет определять как направление развития отношений занятости, так и системы экономических отношений в целом. Обеспечение достойного уровня существования молодежи посредством эффективной занятости, поддержки молодых семей и долгосрочных вложений в человеческий капитал позволит стимулировать рост рождаемости и предотвратить демографический кризис. Успешный старт на рынке труда — ключевое условие, которое определяет участие молодежи в жизни общества и ее влияние на общественное развитие. Данное обстоятельство и определяет, главным образом, высокую социальную значимость современного рынка труда, как сферы становления и развития трудового потенциала молодежи - самой экономически активной части общества.
При
этом рыночные условия найма остаются
тяжелыми для молодых работников,
не имеющих профессиональных навыков,
производственного опыта и
В этой связи актуальным и стратегически важным становится формирование действенного механизма обеспечения занятости молодежи в рамках государственной молодежной политики, с одной стороны, и политики занятости, с другой.
Государственное
регулирование занятости
Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических основ рынка труда и занятости молодежи, анализ государственной политики в области занятости молодежи Российской Федерации и на этой основе разработка основных направлений совершенствования занятости молодежи России.
В рамках реализации поставленной выше цели нами сформулированы и решены следующие задачи:
- раскрыть понятие «молодежь»;
- рассмотреть молодежный рынок труда;
- изучить особенности занятости и безработицы молодежи;
-
проанализировать деятельность
служб занятости в
-
ознакомиться с молодежной
-
исследовать политику
-
предложить меры по
- определить перспективы развития занятости молодежи в Самарской области.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения в сфере молодежи и государственное регулирование занятости в России.
Предметом курсовой работы являются механизмы государственного обеспечения занятости молодежи и ее социальная поддержка.
Основными методами исследования являются методы анализа, сравнения.
Теоретический и методологической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых - экономистов, социологов, психологов, политологов, по проблемам социально-экономического положения работников, занятости и рынка труда, а также аналитические материалы периодических изданий, научных сборников по проблемам занятости молодежи, Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993, законы Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие исследуемые отношения. В работе используются статистические данные, отчетные материалы и иные фактические материалы, содержащиеся в официальных источниках, приведенных в библиографии к работе.
Структура
курсовой работы включает: введение, три
главы, содержащие восемь параграфов,
заключение, список использованной литературы.
Глава
1. Особенности рынка
труда молодежи
Молодежь
характеризуется как социально-
Все
определения молодежи, формулируемые
в отечественной научной
Молодежь принято делить на четыре возрастные группы:
1.
14-16 лет - подростки. Это в
основном учащиеся средних
2.
17-19 лет - юношество. Возраст самоопределения
- начала самостоятельной профессиональной
деятельности или выбора и осуществления
качественно новой профессиональной
учебы. Начинается
разделение жизненных путей юношей
и девушек, что в
последующем приводит к
более глубокой экономической,
политической и культурной
дифференциации среди них. В этом возрасте
начинается процесс
социализации – происходит приобретение
почти всей полноты гражданских прав,
а вместе с тем расширяется диапазон общественно-политических
ролей и связанных
с ними интересов
и ответственности.
По статистике МВД, половину всех преступлений совершают молодые люди от 14 до 30 лет. Наиболее криминальная часть этой возрастной группы — подростки 16-17 лет. Пик правонарушений неслучайно приходится на эти годы, т.к. в этот период практически все юноши переживают внутриличностный ролевой конфликт. С одной стороны, они унаследовали проблемы подросткового возраста, стремление к автономии от семьи, старших, с другой стороны, столкнулись с проблемами "мира взрослых", который требует выполнять взрослые роли в правовой, трудовой, нравственной сферах. Подобное противоречие становится одной из причин девиантного поведения юношества.
3. 20-24 года - собственно молодежь. Продолжает процесс социализации. Эту возрастную группу прежде всего составляют студенты и молодые люди, завершающие основную профессиональную подготовку, вступающие в производственную деятельность и создающие собственные семьи.
В целом этот этап можно охарактеризовать как этап достижения интеллектуальной зрелости.
4. 25-30 лет
- старшая молодежь. В этом возрасте на
основе личного
опыта производственной и семейной
жизни, а также участия молодежи
в
политических отношениях
завершается процесс
формирования зрелой личности.
Молодые люди этого возраста играют роль
родителей в собственных семьях. Они уже
нашли свой путь в жизни.
Молодое поколение выполняет
особые социальные функции,
Во-первых, молодёжь наследует достигнутый уровень развития общества и государства и уже сегодня формирует в себе образ будущего, несёт функцию социального воспроизводства, преемственности развития общества.
Во-вторых, как и любая социальная группа, молодёжь имеет собственные цели и интересы, которые не всегда полностью совпадают с целями и интересами всего общества.
В-третьих, в силу объективных причин молодёжь отличает несформированность ценностных, духовно-нравственных ориентиров и недостаток жизненного опыта, что увеличивает вероятность ошибочного выбора при принятии ответственных решений. С другой стороны, вступая в трудовую и общественную жизнь, молодёжь является главным объектом и субъектом образования, социализации, воспитания и адаптации.
В-четвёртых, с одной стороны, молодёжь является главным участником социальной мобильности и экономической инициативы, с другой стороны ей присуще неполное включение в существующие социально-экономические и политические отношения.
В-пятых,
молодёжь - это социальный слой общества,
который с одной стороны
Особую значимость данной проблеме придают динамизм и противоречивость социально - экономических процессов в нашем обществе в период его реформирования. Наиболее уязвимой социальной группой в этих процессах вновь оказывается молодежь; именно она наименее экономически самостоятельна, наименее консолидирована, испытывает сильный прессинг со стороны различных политических сил и движений, не обладает четкими социальными ориентирами, сама находится в ситуации жизненного самоопределения. В тоже время, только молодые поколения способны преодолеть идеологические и психологические стереотипы, сформировать новые системы ценностных ориентации, создать идеалы гражданского общества будущего. Для этого у молодых людей есть все объективные предпосылки: творческий характер мышления и деятельности, высокая социальная и экономическая мобильность, психологическая гибкость, стремление к поискам ответов на жизненные вопросы, желание практически воплощать в жизнь систему новых ценностей, открытость к восприятию новых нетрадиционных массивов знания и т.п.
Определение категории «молодежь» позволяет обобщить типичные характеристики, свойственные представителям молодежи, установить ее роль в различных сферах жизни, а также учесть специфические свойства, черты сознания и поведения молодежи в конкретном обществе на определенном периоде его исторического развития. Использование категории «молодежь» в нормативных актах свидетельствует о том, что этот термин относится не только к философско-социальным понятиям, но в определенной степени - и к правовым.