Молодежный рынок труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 03:49, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических основ рынка труда и занятости молодежи, анализ государственной политики в области занятости молодежи Российской Федерации и на этой основе разработка основных направлений совершенствования занятости молодежи России.
В рамках реализации поставленной выше цели нами сформулированы и решены следующие задачи:
- раскрыть понятие «молодежь»;
- рассмотреть молодежный рынок труда;

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Особенности рынка труда молодежи……………………………….6
1.1. Понятие «молодежь»………………………………………………………..6
1.2. Молодежный рынок труда………………………....................................9
1.3. Занятость и безработица молодежи………………………………………15
Глава 2. Анализ государственной политики в области занятости молодежи…………………………………………………………………………………20
2.1. Деятельность служб занятости в трудоустройстве молодежи…………21
2.2. Молодежная политика…………………………………………………….25
2.3. Политика Самарской области в регулировании занятости молодежи………………………………………………………………………………..29
Глава 3. Основные направления совершенствования занятости молодежи………………………………………………………………………………..41
3.1. Совершенствование государственной политики в области занятости молодежи………………………………………………........................................41
3.2. Перспективы развития занятости молодежи в Самарской об-ласти….............................................................................................................43
Заключение………………………………………………………………………48
Список использованной литературы…………………………………………...50

Работа состоит из  1 файл

Введение.doc

— 268.00 Кб (Скачать документ)

Участниками программы могут стать выпускники, если они:  зарегистрированы в службе занятости в качестве безработных; достигли возраста 18 лет, но им нет еще 20 лет; окончили учреждение начального или среднего профессионального образования; ищут работу впервые.

     Принимая  участие в программе, выпускники получают возможность начать свою трудовую деятельность, применить на практике полученные знания, приобрести профессиональный опыт, повысить свою конкурентоспособность на рынке труда. Кроме того, молодой человек, положительно зарекомендовав себя перед работодателем во время работы, может быть принят на постоянной основе, т.к. многие работодатели рассматривают временное трудоустройство выпускников в рамках вышеуказанной программы как своего рода «испытательный срок».

     В сегодняшних условиях, когда работодатель предъявляет высокие требования в отношении уровня профессиональной подготовки работников, их умения использовать современные информационные технологии, способности адаптироваться к меняющимся условиям и содержанию труда, найти работу выпускникам, зачастую не имеющим опыта работы,  достаточно сложно.

     С 2009 года в области организуется стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы. Пройти стажировку могут все обратившиеся в службу занятости выпускники независимо от уровня профессионального образования.

     Основной  целью стажировок выпускников образовательных  учреждений всех уровней является приобретение ими практического опыта работы по полученной профессии, а также освоение новых технологий, форм и методов организации труда непосредственно на рабочем месте.

     Стажировка  является формой временного трудоустройства  молодежи из числа выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального  образования, обратившихся в центры занятости населения в течение года после окончания учебного заведения.

     В этом году в рамках Программы дополнительных мероприятий по снижению напряженности  на рынке труда Самарской области  на 2011 год предусмотрена организация стажировки 1800 выпускников учреждений профессионального образования.

      Проводимые  службой занятости различные  мероприятия по содействию в поиске подходящей работы, информационные акции, ярмарки учебных и рабочих мест, индивидуальная диагностика, групповые профориентационные мероприятия и т.д. – все это направлено на решение задач трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования, повышения их конкурентоспособности, приобретения трудовых навыков, их социально-профессиональной адаптации на рынке труда.

     Большое внимание служба занятости населения  и учреждения профессионального образования уделяют информированию выпускников о спросе и предложении на рынке труда, вакансиях и государственных услугах, предоставляемым им в целях их трудоустройства. Информирование осуществляется через публикации и выступления в печатных и электронных СМИ, выпуск специальных брошюр, буклетов, листовок, размещение наглядных материалов на стендах и т.д.

     Специалисты центров занятости населения уделяют большое внимание профориентационной работе по формированию осознанного, ориентированного на потребности рынка труда профессионального выбора молодых людей. Но конечно начинать профориентационную работу с молодежью следует еще со школьной скамьи.

Служба  занятости решает вопросы и социальной адаптации выпускников на рынке  труда.

      Наряду  с содействием в трудоустройстве  служба занятости населения уделяет  большое внимание профессиональному  обучению молодежи, так как помочь конкретному молодому человеку, чья квалификация или профессия не востребована – одна из важнейших задач службы занятости.

     Аномальность  занятости молодежи связана с  непрерывным ростом продолжительности  безработицы (незанятости) среди молодежи и усилением негативных факторов, связанных с ней. Особую остроту рассматриваемой проблеме придает такое негативное последствие безработицы среди молодежи, как криминализация молодежной среды.

     Анализ  молодежи как феномена современного общества позволяет проблему её занятости  определить как многоаспектную. Это проблема:

     - экономическая, поскольку в сфере  занятости реализуются хозяйственные функции, создаются рабочие места или приспосабливаются уже существующие с учетом того, что на них будут трудоустраиваться молодые люди;

     - правовая, потому что необходима законодательная база для обеспечения занятости молодежи; однако она не сформирована даже в первом приближении;

     - социальная, поскольку в сферу  занятости молодежи вовлечена  многочисленная, согласно статистическим исследованиям, большая часть населения, являющаяся субъектом сложно дифференцированных социальных отношений

     - социально-психологическая, в силу  особенностей психического статуса молодого поколения, который находится в стадии формирования, и потому молодежь особенно беззащитна в ситуации глубинного трансформирования общества, его ценностных оснований;

     - политическая, так как молодежь  в качестве значимой социально-демографической  группы имеет свои интересы, которые  должны выступать объектом внимания  политической власти (государства,  политических партий, общественных объединений.

     Все это вызывает необходимость разработки и реализации эффективной политики занятости не только на макроуровне национального хозяйства, но и на его региональном уровне. 

     Приведение  состояния занятости молодежи в  норму - это прежде всего создание условий для профессионально-трудовой самореализации молодежи и в профилактике массовой молодежной безработицы. Серьезным препятствием на пути к поставленной цели является противоречие между потребностью молодежи в трудоустройстве, заинтересованностью в этом общества и малоэффективной системой регулирования занятости молодежи.

     Ощущается определенный разрыв между результатами анализа ситуации молодежи на рынке труда, описанными в докладах о положении молодежи и социологических исследованиях, и конкретными мероприятиями.

     Нет понимания того, что проблема молодежной занятости - часть общей проблемы воспроизводства человеческого потенциала, часть единой ювенальной политики в отношении семьи, детей и молодежи.

     Агрегирование молодежи в специфическую группу исключительно на основе возрастного критерия недостаточно потому, что по мере усложнения социально-трудовой деятельности, в которой должен участвовать человек границы молодежного возраста расширяются. Приобретение необходимых знаний, профессии, специальности, начало самостоятельной трудовой жизни, получение гражданских прав, материальная независимость от родителей, вступление в брак и рождение первого ребёнка, - все эти события, дающие в своей совокупности чувство полной зрелости, наступают не одновременно, что в целом удлиняет возрастные границы молодости. 

     Глава 3. Основные направления  совершенствования  занятости молодежи

     Учитывая, что одной из острых проблем российского  рынка труда является молодежная безработица, в данных программах необходимо обратить особое внимание на организацию работы по снижению напряженности на рынке труда для молодежи, а органам по делам молодежи субъектов Российской Федерации необходимо проявить инициативу по включению в указанные программы соответствующих мероприятий. Если такая программа уже принята, а специфика молодежной политики в сфере труда и занятости не учтена, могут быть инициированы изменения, направленные на решение этой задачи.  

3.1. Совершенствование государственной политики в области занятости молодежи

     В сложившейся социально-культурной и политической ситуации оптимизация государственной политики в сфере занятости современной российской молодежи должна осуществляться по следующим направлениям:

     - совершенствование образования  с целью гармонизации отношений в системе "рынок труда - сфера образования";

     - усиление взаимодействия государства  с молодежными организациями  и объединениями;

     - комплексное обеспечение процесса  профессиональной ориентации молодежи, включающее развертывание системы  направленного информирования;

     - развитие молодежного предпринимательства.

     При этом нельзя забывать о специфике  молодежи в отношениях, связанных с трудом и занятостью. Эмпирические данные показывают, что молодым гражданам сложнее психологически, чем людям среднего возраста, обращаться в обычные государственные учреждения службы занятости населения. Также сложнее вовлекать молодежь во временную занятость и общественные работы в силу очевидной непрестижности тех видов деятельности, которые входят в состав общественных работ и мероприятий временной занятости. Поэтому особенно важно учесть специфику молодежи и использовать в данной работе следующие подходы:

     1. Осуществлять предоставление услуг  по трудоустройству в такой  форме, чтобы молодые граждане  не отказывались от их получения по соображениям непрестижности в молодежной среде.

     2. Обеспечить наличие гражданско-патриотической  составляющей общественных работ и временной занятости молодежи в целях восприятия их как участия в решении государственной задачи, удачный старт карьеры, а не проявления безысходности.

     3. Задействовать собственный потенциал  молодежных объединений и общественных  организаций, действующих в сфере  молодежной политики, для решения  задач по обеспечению занятости  молодежи, при этом данные организации  должны быть своеобразными посредниками между молодым гражданином и работодателем, а также, при необходимости молодым гражданином и службой занятости.

     Предложенные  в настоящих Рекомендациях меры, носят краткосрочный и среднесрочный характер.

     В долгосрочной перспективе для решения задач снижения напряженности на рынке труда для молодежи, в рамках компетенции органа по работе с молодежью субъекта Российской Федерации могут быть задействованы:

     пропаганда  и содействие органам образования  в более широком внедрении профессиональной ориентации в молодежной среде;

     пропаганда  среднего профессионального образования  как формы реализации права на образование, в целях равномерного распределения обучающегося контингента по видам образования и предложениям по занятости;

     поддержка программ обучения профессиональному  предпринимательству с целью формирования предпринимательских компетенций;

     создание  условий для самореализации талантливой  молодежи;

     организация обмена информацией с учреждениями профессионального образования о состоянии и перспективах развития рынка труда, требованиях к подготовке специалистов и их качествам. 

3.2. Перспективы развития занятости молодежи в Самарской области

     Самарской Губернской Думе:

      - изучить возможность разработки  проекта федерального закона  для внесения в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в части:

     - разработки и принятия нормативных  правовых актов, устанавливающих порядок квотирования рабочих мест для молодежи, включающий в себя, в том числе, критерии определения числа квотируемых рабочих мест с учетом условий труда в организации, а также определяющих орган, осуществляющий контроль за выполнением квоты для молодежи;

     - внесения изменений в части  законодательного закрепления возможности прохождения стажировки выпускниками не только по месту жительства, но и в другой местности, а также увеличения размера возмещения затрат на оплату труда до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.

     - внесения изменений в Закон  о занятости, устанавливающих  возможность регистрации граждан в органах службы занятости в качестве безработных не только по месту их жительства, но и по месту их пребывания.

     Правительству Самарской области:

Информация о работе Молодежный рынок труда