Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 03:49, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических основ рынка труда и занятости молодежи, анализ государственной политики в области занятости молодежи Российской Федерации и на этой основе разработка основных направлений совершенствования занятости молодежи России.
В рамках реализации поставленной выше цели нами сформулированы и решены следующие задачи:
- раскрыть понятие «молодежь»;
- рассмотреть молодежный рынок труда;
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Особенности рынка труда молодежи……………………………….6
1.1. Понятие «молодежь»………………………………………………………..6
1.2. Молодежный рынок труда………………………....................................9
1.3. Занятость и безработица молодежи………………………………………15
Глава 2. Анализ государственной политики в области занятости молодежи…………………………………………………………………………………20
2.1. Деятельность служб занятости в трудоустройстве молодежи…………21
2.2. Молодежная политика…………………………………………………….25
2.3. Политика Самарской области в регулировании занятости молодежи………………………………………………………………………………..29
Глава 3. Основные направления совершенствования занятости молодежи………………………………………………………………………………..41
3.1. Совершенствование государственной политики в области занятости молодежи………………………………………………........................................41
3.2. Перспективы развития занятости молодежи в Самарской об-ласти….............................................................................................................43
Заключение………………………………………………………………………48
Список использованной литературы…………………………………………...50
Ряды
безработных постоянно
Проблемы молодежи неразрывно связаны с обеспечением ее эффективной подготовки, трудоустройством, смягчением безработицы, что в свою очередь предполагает совершенствование системы занятости рабочей силы в целом. Занятость - совокупность экономических отношений по поводу участия населения в трудовом процессе и процесс приложения труда или вовлечение в производство трудоспособных лиц.
По своей качественной определенности занятость молодежи может быть полной, оптимальной, рациональной и эффективной.
Говорить о полной занятости молодежи в условиях рыночных отношений можно лишь в том случае, когда все желающие учиться или работать, среди лиц до 30 лет действительно заняты этими видами деятельности. Таким образом, полная занятость не означает всеобщую обязательность работы или учебы. У каждого должно быть право выбора.
Оптимальная занятость в условиях рынка труда предусматривает общественно необходимое распределение молодежи по видам занятости (включая ее подготовку и переподготовку), которое наиболее верно отвечает требованиям развития производства в конкретных исторических условиях.
Рациональная занятость молодежи характеризует прежде всего соответствие между потребностями производства в рабочих местах (в государственном и негосударственном секторе) и наличием подготовленных кадров специалистов и молодых рабочих, в соответствии с демографическим развитием региона.
Эффективная
занятость предполагает оперативное
и своевременное
Характеризуя
структуру занятой молодежи, полагается,
что ее состав представлен тремя
основными категориями
Характеризуя формы занятости молодежи, основными, прежде всего, являются открытая и скрытая. Первая из них указывает на то, что любой вид деятельности молодого человека официально зарегистрирован и осуществляется открыто (явно). Вторая форма занятости - скрытая - не позволяет определить подлинный род деятельности, поскольку эта занятость, как правило, не регистрируется и трудно поддается учету.
Занятость молодежи, кроме того, может подразделяться на постоянную и временную. Последняя же может принимать сезонную форму и при этом в определенной степени позволяет решать проблемы трудоустройства, прежде всего, подростков и учащихся, проживающих на селе.
Полной противоположностью занятости является незанятость молодежи, которая по признаку причинности может быть подразделена на добровольную и вынужденную. Полагаем, что она также может быть скрытой и открытой (в зависимости от конкретных условий своего проявления и продолжительности). Если добровольная незанятость не требует со стороны государства никаких усилий по ее предупреждению и предотвращению, то вынужденная обусловлена экономическими, социальными и демографическими факторами. При этом она, как правило, сопровождается безработицей и требует незамедлительных действий по ее смягчению и устранению.
Так, последняя форма незанятости, в большей степени присуща именно молодому поколению, нежели другим категориям незанятых. Все это предусматривает необходимость осуществления конкретных мер по преодолению безработицы молодежи и ее частичному или полному устранению.
Занятость молодежи, как и любое другое социально-экономическое явление, должна характеризоваться абсолютными и относительными показателями. К абсолютным следует отнести общую численность занятых до 30 лет, в том числе по полу, возрастным группам, отраслям и региону в целом.
В
числе относительных
Молодежь, составляя значительную часть трудовых ресурсов, представляет собой прообраз российского будущего. Стабильность российского общества, уровень развития экономики в ближайшие десятилетия во многом зависят от трудовой жизни молодежи в настоящее время. Высокий уровень застойной безработицы среди молодежи грозит России появлением нового «потерянного поколения», которое не попадает под государственные меры искусственного поддержания занятости в условиях кризиса. Постоянное отсутствие предложений на молодежном рынке труда создает проблемы в развитии и становлении личности молодого человека и зачастую провоцирует его на незаконные способы добывания денег.
Современный этап экономического развития России характеризуется ростом уровня безработицы, что не может не сказаться негативно на национальном доходе, уровне жизни населения, дефиците государственного бюджета, социальной ориентированности экономики.
Исключительно большую угрозу для общества представляет собою отток научной и технической элиты и творческих работников из страны. Эта проблема, казалось бы, непосредственно не касается молодежного среза общества, ибо известный ученый бывает, как правило, человеком немолодым. Но в том случае, если молодой, перспективный деятель науки не будет иметь возможности продолжать свои исследования и покинет страну, ущерб от такой миграции окажется колоссальным.
Подводя
итог, отметим крайне негативное влияние
молодежной безработицы на общество. Экономические
и социальные последствия молодежной
безработицы сливаются воедино. Ее негативное
влияние на один из факторов социально-экономического
благополучия общества влечет за собой
интенсификацию других негативных последствий,
так как негативные социально-экономические
последствия молодежной безработицы тесно
взаимосвязаны.
Глава 2. Анализ государственной политики в области занятости молодежи
Политика занятости — это совокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества и каждого члена.
В
соответствии с действующим
- развитие людских ресурсов для труда;
-
обеспечение равных
-
создание условий,
-
поддержку трудовой и
- обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
-
предупреждение массовой и
-
поощрение работодателей,
-
сочетание самостоятельности
-
координацию деятельности в
-
координацию деятельности
-
международное сотрудничество в решении
проблем занятости населения и т.д.
2.1. Деятельность служб занятости в трудоустройстве молодежи
В 1991 г. в России была сформирована государственная служба занятости. Государственная служба занятости принимает активное участие в разработке основных направлений политики занятости, а иногда является просто ее исполнителем. Перед службой занятости поставлены следующие задачи:
-
учет свободных мест и граждан,
- информирование о возможностях трудоустройства;
-
содействие гражданам в выборе
подходящей работы и
-
сохранение и организация
-
организация общественных
- организация профессионального обучения и профессионального консультирования незанятых граждан;
- оплата обучения, включая содержание (аренду) помещений и выплату стипендий;
- регистрация безработных;
-
выплата пособий по
- оформление досрочного выхода на пенсию;
- разработка программ занятости;
-
мероприятия по социальной
Таким образом, подразумевается совмещение социальной функции государственной службы и ее экономической функции регулятора рынка труда. Эта двойная задача определяет двойную суть службы занятости. Государственная служба занятости постоянно варьирует между решением проблем безработицы (социальная функция) и проблем, связанных с занятостью (экономическая функция).
Государственная система службы занятости имеет три уровня подчиненности: I уровень — федеральная служба занятости; II уровень — региональные организации службы занятости; III уровень — местные организации службы занятости, в том числе городские, районные организации, их филиалы, бюро, центры и т. д.
Наряду
с государственной службой
Проблема молодежной занятости, безусловно, даже в масштабах региона является комплексной и требует объединения усилий как федеральных структур, прежде всего Федеральной службы занятости, так и региональных органов законодательной и исполнительной власти.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» органы государственной службы занятости населения субъектов РФ проводят мероприятия, направленные на содействие трудоустройства молодежи5. Среди них:
- организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
-
организация профессиональной
-
организация временного