Молодежный рынок труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 03:49, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических основ рынка труда и занятости молодежи, анализ государственной политики в области занятости молодежи Российской Федерации и на этой основе разработка основных направлений совершенствования занятости молодежи России.
В рамках реализации поставленной выше цели нами сформулированы и решены следующие задачи:
- раскрыть понятие «молодежь»;
- рассмотреть молодежный рынок труда;

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Особенности рынка труда молодежи……………………………….6
1.1. Понятие «молодежь»………………………………………………………..6
1.2. Молодежный рынок труда………………………....................................9
1.3. Занятость и безработица молодежи………………………………………15
Глава 2. Анализ государственной политики в области занятости молодежи…………………………………………………………………………………20
2.1. Деятельность служб занятости в трудоустройстве молодежи…………21
2.2. Молодежная политика…………………………………………………….25
2.3. Политика Самарской области в регулировании занятости молодежи………………………………………………………………………………..29
Глава 3. Основные направления совершенствования занятости молодежи………………………………………………………………………………..41
3.1. Совершенствование государственной политики в области занятости молодежи………………………………………………........................................41
3.2. Перспективы развития занятости молодежи в Самарской об-ласти….............................................................................................................43
Заключение………………………………………………………………………48
Список использованной литературы…………………………………………...50

Работа состоит из  1 файл

Введение.doc

— 268.00 Кб (Скачать документ)

   Итак, понятие «молодежь» в социально-правовом аспекте, в котором она рассматривается  как особая внутренне дифференцированная в соответствии с возрастными признаками биосоциальная группа, объединяющая людей в возрасте от 14 до 30 лет, которые пребывают в динамичном состоянии социализации, обладают определенными социально-психологическими чертами, свойствами и ценностными ориентациями и наделяются специальным правовым статусом. 

    1. Молодежный  рынок труда

     Рынок труда  занимает центральное место  в рыночной экономике, поскольку труд является решающим фактором производства, в своём роде безальтернативным ресурсом. Отношения в сфере труда лежат в основе системы экономических отношений общества.

     Рынок труда определен как обусловленная  спросом и предложением, складывающаяся по поводу найма труда совокупность стоимостных товарно-денежных взаимосвязей участников социально-трудовых отношений3.

     Все население Российской Федерации можно разделить на две группы: экономически активное и экономические неактивное население.

1) Экономически  активное население включает  ту часть населения, которая  обеспечивает предложение рабочей  силы для производства товаров  и услуг. В свою очередь она делится на следующие категории:

а) Занятые (выполняют работу по найму за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего времени);

б) Временно отсутствуют на работе (из-за болезни, отпуска, работы по специальному графику, отпуска по беременности, обучения, забастовки, по другим причинам, либо самостоятельно обеспечивают себя работой);

в) Безработные (не имеют работу (доходного занятия), занимаются поиском работы, обращались в службы занятости, использовали объявления, обращались к работодателю и т.п., и готовы приступить к работе).

2) Экономически  неактивное население включает  в себя людей, не являющихся, по сути, рабочей силой: учащихся и студентов, посещающих дневные учебные заведения, лиц, получающих пенсии по старости, на льготных условиях, по инвалидности, лица, занятых ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, отчаявшихся найти работу и прекратившие ее поиск, и тех, у которых нет необходимости работать.

     Границы рынка труда определяются следующей  частью экономически активного населения России:

1)  Незанятые,  но ищущие рабочее место;

2) Занятые,  но неудовлетворенные работой  и подыскивающие  другую работу или дополнительное рабочее место;

3)  Занятые,  но рискующие потерять рабочее  место.

     Вышеперечисленные группы образуют так называемое предложение труда.

     Анализ  динамических изменений рынка труда  основывается на оценке перемещения  населения между тремя состояниями  рынка труда: занятости, безработицы  и экономической неактивности.

     Занятость — это соотношение между числом трудоспособного населения и числом занятых, характеризующее степень использования трудовых ресурсов общества и ситуацию на рынке труда.

     Безработица — это такое состояние рынка  труда, когда часть экономически активного населения не занята в общественном производстве и не имеет соответствующего заработка (дохода).

      Главная социально-экономическая функция  рынка труда - достижение эффективной  занятости. Для полноценного функционирования рынку труда требуется развитая инфраструктура, которая обеспечивает выполнение этой функции. Следовательно, критерием успешного функционирования инфраструктуры рынка труда является достижение равновесия между спросом и предложением, а главной задачей инфраструктуры - создание экономически выгодных условий, обеспечивающих наиболее эффективное взаимодействие между спросом и предложением на рынке труда. Инфраструктура рынка труда это государственные учреждения, негосударственные структуры содействия занятости, кадровые службы предприятий и фирм, общественные организации и фонды и др., обеспечивающие наиболее эффективное взаимодействие между спросом и предложением на рынке труда. Инфраструктура призвана регулировать отношения между работодателем и работником по поводу цены рабочей силы, условий труда, подготовки и переподготовки работников, а также организовывать и регулировать процессы защиты прав работодателей и наемных работников на рынке труда.

     Рынки труда дифференцируются по:

     - пространственной протяженности  и административно-территориальной  зависимости: национальный, региональный, местные (локальные) и международный рынок труда;

     - степени зрелости: фрагментарный (частичный) рынок труда, теневой (нерегулируемый) и регулируемый;

     - демографическим, профессиональным  и другим признакам: секторальные;

     - демографическим признакам: рынки труда молодежи, женщин, пожилых трудящихся;

     - профессиональным признакам: рынки труда инженеров, учителей, врачей, экономистов, менеджеров и т.п.;

     - управляемости: либеральные, социально ориентированные, гибкие рынки труда;

     - характеру социально-трудовых отношений:  профессионально открытые и внутренние закрытые (ограниченные рамками одного предприятия, внутри которого назначение цены рабочей силы и ее размещение определяются административными правилами и процедурами).

     Структура рынка труда неоднородна и  состоит из ряда различных сегментов. Под сегментацией рынка труда понимается процесс деления предложения и спроса рабочей силы на группы, выражающие совокупности, которые обладают определенными общими признаками и однотипно реагируют на один и тот же побудительный мотив занятости. Цель сегментации заключается в получении результатов, позволяющих обосновать меры по регулированию рынка с учетом его неоднородности посредством влияния на выделенные его сегменты.

     Особым  сегментом данного рынка является рынок труда молодежи. В соответствии с таким подходом он представляет собой определенный сегмент общего рынка труда, отражающий специфику спроса и предложения труда подростков, юношей и девушек на этом рынке под воздействием различных факторов.

     С функциональной точки зрения рынок труда молодежи представляет собой социально трудовые отношения по поводу использования рабочей силы юношей и девушек, направленные на согласование их интересов с интересами работодателей.

     Субъектами  рынка труда молодежи выступают  все держатели товара, имеющего спрос с ее стороны: предприниматели, включая государство, со своими капиталами, собственники основных фондов и недвижимости, оборотных средств, рынка услуг, в т.ч. по ее обучению. Молодые наемные работники выходят на рынок труда со своим специфическим товаром - рабочей силой или способностью к труду.

     В зависимости от масштаба развития рыночных отношений и охватываемого рынком контингента из числа молодежи можно различать:

а) федеральный  рынок труда молодежи, субъектом  которого выступает государство в лице своих структур; б) региональный (территориальный) рынок труда молодежи, субъектами которого выступают от лица государства, региональные структуры федеральной службы занятости4.

     Внутри  рынка труда молодежи существует и дифференциация по качеству рабочей силы и ее профессионально - квалификационным характеристикам: молодежь, окончившая школу, колледж, другие учебные заведения, получившие разный уровень образования, прошедшая переобучение и перепрофилирование с участием служб занятости, в том числе, из числа бывших военнослужащих и других неперспективных отраслей занятости, претендует на подходящую для них работу.

     Различия  существуют также и по отношению  к занятости молодежи. Так, различают, во-первых, незанятую, но ищущую работу группу; во-вторых, молодежь занятую, но неудовлетворенную своей работой и озабоченную ее переменой или необходимостью дополнительного заработка; в-третьих, ту часть молодежи, которая находится под угрозой увольнения из-за финансового неблагополучия предприятия и подлежит опережающему переобучению и перепрофилированию.

     Принципиальные  отличия рынка труда молодежи выражаются в качественных особенностях рабочей силы подростков, юношей и девушек, что наиболее ярко выражается характеристикой уровня их конкурентоспособности.

     С одной стороны, молодежи объективно свойственна относительно низкая конкурентоспособность. На рынке труда, она обусловлена: недостатком профессиональных знаний; отсутствием необходимой квалификации и трудовых навыков; несформированностью привычки к систематической, регламентируемой работодателем работе; желанием реализации возможности совмещения труда и учебы, пользованием рядом льгот, что создает дополнительные проблемы для предприятия и работодателя и делает кандидатуру молодого человека «малопроходной»; социально-психологическими характеристиками; в т.ч. такими как, стремление к смене рабочего места или профессии, переоценке привязанностей и интересов и даже перемене места жительства, вплоть до эмиграции.

     С другой стороны, молодежь отличается от более старших поколений рабочей силы следующими позитивными характеристиками:  способностью к более быстрой и безболезненной адаптации к меняющимся внешним условиям жизнедеятельности, в том числе, условиям труда;  динамичностью, гибкостью, стремлением к освоению нового, неизвестного, к самосовершенствованию; относительно высоким уровнем общего образования, что делает доступными для нее мировые достижения науки и техники, а также информатики и электроники, новые неизвестные ранее профессии, сферу деятельности за рубежом; специфическими психофизиологическими качествами: энергичностью, нетерпимостью, дерзостью, стремлением к самоутверждению.

     Таким образом, рынок труда молодежи - это  рынок рабочей силы юношей и девушек.  

    1. . Занятость и безработица  на молодежном  рынке труда

     Ситуация, складывающаяся на российском молодежном рынке труда в последние годы, является достаточно напряженной и характеризуется тенденциями к ухудшению. Растут масштабы регистрируемой и скрытой безработицы среди молодежи, увеличивается ее продолжительность. Борьба за выживание российских предприятий приводит к ужесточению условий вступления молодежи на рынок труда. Между тем возможности молодых людей и без того ограничены в силу их более низкой конкурентоспособности по сравнению с другими категориями населения. Ухудшение условий вступления молодежи на рынок труда привело к тому, что к сегодняшнему дню молодежь стала одной из самых многочисленных групп населения среди официально зарегистрированных безработных. Молодежь с одной стороны, в соответствии с такими ее характеристиками как активность, адаптивность является наиболее перспективной и мобильной частью экономически активного населения, а с другой стороны, наиболее уязвимой и незащищенной на рынке труда, в силу отсутствия профессионального и жизненного опыта, необходимых навыков и компетенций. На основании выявленных свойств дано определение понятия «молодежная безработица», которое понимается как социально-экономическое явление рынка труда, охватывающее молодежь, характеризующее несоответствие спроса и предложения, обусловленное особенностями молодежи как особой категории населения и спецификой ее положения на рынке труда, а также тенденциями развития молодежного рынка труда.

      Безработица среди молодежи имеет свои специфические  черты - по продолжительности она  значительно короче, чем у представителей более

старших возрастов, однако значительно выше по частоте: наиболее распространена так называемая “поисковая” (или “фрикционная”) безработица. Если фрикционная безработица среди молодежи выступает естественным, а зачастую и полезным для ее самоопределения явлением, то усиление структурной и циклической безработицы отражается на ней самым негативным образом. В период экономического спада работодатели в первую очередь освобождаются от наименее конкурентоспособных работников, к которым также относятся молодые люди, не имеющие трудового стажа и профессионального опыта. Они пополняют ряды безработных. В результате уровень молодежной безработицы в несколько раз превышает аналогичный показатель по более страшим категориям рабочей силы. Если кризисные формы затягиваются, молодежная безработица приобретает хроническую форму: снижается интенсивность поиска рабочих мест, теряется полученная квалификация. Велика вероятность, что молодые люди останутся безработными и в посткризисный период. Вместе с тем безработица для молодежи в огромной степени селективна, она не затрагивает в одинаковой степени всех молодых людей, но концентрируется внутри отдельных групп.

Информация о работе Молодежный рынок труда