Монопольный рынок и его особенности в переходной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 14:05, контрольная работа

Описание

Монопольные образования в различных экономических системах формируются по-разному. Для плановой экономики характерно создание монополий "сверху", что обусловлено необходимостью обеспечить эффективное управление (чем меньше объектов управления, тем точнее и быстрее перерабатывается информация и принимаются решения). В рыночной экономике монопольные образования возникали естественным путем, как следствие развития конкуренции, требовавшей концентрации и централизации капитала.

Содержание

Особенности монопольных образований в переходной экономике. Допущения модели чистой монополии.
Ценовая дискриминация и ее последствия
Предложение фирмы-монополиста и ущерб от деятельности монополий
Антимонопольная политика в условиях переходной экономики.

Работа состоит из  1 файл

Монополия.doc

— 87.50 Кб (Скачать документ)


 

Тема: МОНОПОЛЬНЫЙ РЫНОК И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ

 

План.

 

  1. Особенности монопольных образований в переходной экономике. Допущения модели чистой монополии.

 

  1. Ценовая дискриминация и ее последствия

 

 

  1. Предложение фирмы-монополиста и ущерб от деятельности монополий

 

  1. Антимонопольная политика в условиях переходной экономики.

 

 

1. Особенности  монопольных образований в переходной  экономике. Допущения модели чистой  монополии.

Монопольные образования  в различных экономических системах формируются по-разному. Для плановой экономики характерно создание монополий "сверху", что обусловлено необходимостью обеспечить эффективное управление (чем меньше объектов управления, тем точнее и быстрее перерабатывается информация и принимаются решения). В рыночной экономике монопольные образования возникали естественным путем, как следствие развития конкуренции, требовавшей концентрации и централизации капитала.

Монопольные образования делятся  на два основных типа: предпринимательские  монополии и естественные монополии.

Предпринимательские монополии - это предприятия, концентрирующие такую долю совокупного предложения на соответствующем рынке, которая позволяет ему, манипулируя объемом продаж, влиять на формирование рыночных цен.

Естественная монополия возникает, если все рыночное предложение определенных товаров и услуг сосредоточено у одного продавца и создание конкурентной среды экономически неэффективно. Эффект масштаба настолько велик, что одна фирма может полностью удовлетворить рыночный спрос при более низких издержках производства, чем имели бы несколько конкурирующих фирм. Величина эффекта масштаба обусловлена большими постоянными издержками, которые с ростом объемов производства занимают все меньшую долю в стоимости продукции.

Допущения модели чистой монополии:

1. Отсутствие совершенных заменителей на продукт монополии. Поскольку монополия предлагает уникальный товар, то найти ему адекватную замену затруднительно. В результате спрос на данный товар малоэластичен и позволяет монополии диктовать цены на рынке.

2. Отсутствие свободы входа на рынок. Барьерами для этого могут являться:

  • патенты на продукцию или технологию
  • лицензии, квоты, пошлины
  • контроль за источниками специализированных ресурсов
  • существенная экономия от масштаба, допускающая присутствие только одного производителя
  • высокие транспортные расходы
  • политика низких цен

3. Уровень конкуренции среди покупателей выше, чем среди продавцов, в идеале - одному продавцу противостоит много покупателей.

4. Совершенная информированность покупателей и продавцов. Для монополии это особенно важно, поскольку цена для нее не является заданной извне, она сама ее определяет, исходя из падающей кривой спроса, соответственно, для определения максимальных объемов прибыли надо владеть информацией о характере спроса  на рынке для каждого уровня цен.

 

2. Ценовая  дискриминация и ее последствия

Ценовая дискриминация - установление продавцом разных цен на различные единицы одного и того же товара. Она свойственна всем рынкам несовершенной конкуренции.

Для осуществления дискриминации  необходимы следующие условия:

  1. Эластичность спроса по цене у разных покупателей существенно отличается. Это является основой для последующей ценовой дискриминации.
  2. Легкость и низкие издержки выделения покупателей с разной эластичностью спроса по цене в отдельные группы.
  3. Невозможность перепродажи товара покупателями (невозможность прибыльного арбитражирования).

Типы (степени) ценовой дискриминации:

1. Совершенная ценовая дискриминация (дискриминация первой степени) имеет место, когда каждая единица товара продается по ее цене спроса, т.е. цены, по которым товар покупается для всех покупателей различны. В этом случае кривая предельного дохода MR совпадает с кривой спроса D (См. рис.1), что позволяет монополисту избежать отрицательных величин предельного дохода, а обществу получить цены и объемы производства, характерные для рынка совершенной конкуренции (в точке пересечения кривой предельных издержек МС с графиком спроса D (который одновременно является и графиком предельного дохода MR) формируется более низкая, чем при отсутствии ценовой дискриминации, цена Р2 и более высокий объем производства Q2). Издержки проведения такой ценовой дискриминации достаточно высоки и она может применяться только при системе заказов, т.е. когда производитель и покупатель имеют возможность установить индивидуальную связь друг с другом.

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Ценовая дискриминация  второй степени появляется, когда разные единицы выпуска продаются по разным ценам, но каждый потребитель, покупающий одинаковое количество благ, уплачивает и одинаковую цену. Это ситуация нелинейного тарифа. (См. рис.2). Для каждого определенного объема производства (от нулевого до Q1, от Q1 до Q2) назначается определенная цена (Р1, Р2 и т.д.). Чем выше объемы покупаемой продукции, тем ниже цены. Покупатель при этом сам выбирает величину покупки, т.е. осуществляет самоотбор. Чем больше дифференцирована цена продукции, тем ценовая дискриминация второй степени ближе к совершенной дискриминации цен, ближе к графику спроса.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На практике ценовая  дискриминация второй степени принимает форму ценового дисконта или скидок, например:

  • скидки  на объемы поставок (выше объемы, ниже цены)
  • кумулятивные скидки (чем длительнее срок, тем ниже цены). Подобные скидки обычно предоставляются при покупке проездных билетов (цена на разовую поездку выше, чем цена одной поездки по проездному).
  • ценовая дискриминация во времени (разные цены на разные периоды, сезонные скидки). Билет в кино днем дешевле, чем вечером; летние вещи зимой распродаются дешевле и т.п.

3. Ценовая дискриминация третьей степени предполагает, что разным лицам продукция продается по разным ценам, но каждая единица товара покупается отдельным субъектом, оплачивается им по одинаковой, не зависящей от объема покупки, цены. Происходит сегментация (разделение на отдельные части) рынка. При отсутствии такой сегментации монополист должен суммировать величину спроса D1 и D2 на товар со стороны разных групп покупателей (см. рис.3), в результате чего формируется ломанная кривая общего спроса D (точка перелома В наблюдается при той цене Р1, при которой на рынок начинает приходить группа покупателей со спросом D2, далее объемы спросов разных групп покупателей складываются) и разрыв в линии общего предельного дохода MR (она состоит из отрезков АС и КТ). В результате монополист недополучает прибыль и не может определиться с ценой (от Р1 до Р2) для объема производства Q1.

При ценовой дискриминации  монополист ведет себя так, как будто  у него несколько независимых  рынков, на каждом из которых своя кривая спроса и предельного дохода, соответственно, для каждого этого рынка будет свой, максимизирующий прибыль объем производства. Это позволяет монополисту избежать разрыва в предельном доходе и получить максимальный объем прибыли.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В качестве примеров ценовой  дискриминации третьей степени могут выступать разные тарифы для разных групп и социальных слоев населения (например, пенсионеры оплачивают только половину стоимости коммунальных услуг; для индивидуальных подписчиков подписка обходится дешевле, чем для организаций и т.п.).

Возможность максимизировать  прибыль при сегментации рынка  позволяет монополисту добиться прибыльного производства в условиях долгосрочных убытков (см. рис.4). Видим, что средние общие издержки фирмы на всем своем протяжении выше, чем график общего, еще не сегментированного, спроса D, что означает, что цены на рынке при всех объемах производства будут ниже АТС, т.е. фирма терпит убытки. При сегментировании рынка монополист может проводить самостоятельную политику цен для каждого отдельного рынка и группы потребителей. На рынке со спросом D1 представлены покупатели с более высокими доходами, поэтому там фирма останавливается на незначительном объеме производства Q1, который продается по очень высокой цене Р1. На втором рынке, где спрос D2 более эластичен, и покупатели не готовы платить слишком высокие цены за товар, монополист предлагает объем производства Q2 по цене Р2. В итоге, при суммировании продаж и прибыли от них на этих двух независимых в ценовой политике рынках, монополист получает объем производства Q=Q1+Q2 и средневзвешенную цену продаж для двух рынков Р. Точка А, показывающая объем производства Q, продаваемый по цене Р, лежит уже выше графика средних общих издержек АТС, что свидетельствует об отсутствии убытков, о получении фирмой прибыли в результате произведенной сегментации рынка. Достигнутый эффект объясняется тем, что более богатые покупатели в некоторой степени компенсируют низкие цены для менее богатых покупателей.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Предложение  фирмы-монополиста и ущерб от  деятельности монополий

Монополист не имеет  кривой предложения, поскольку его  объемы производства зависят не только от цены, как у фирмы, действующей  в условиях свободной конкуренции, но и от объема спроса на товар, т.е. прямая зависимость от цены, как это присуще графику и функции предложения, не реализуется. При определении объема производства, максимизирующего прибыль (по общему правилу: предельные издержки MC равны предельному доходу MR), мы будем получать хаотично расположенные точки, определяемые характером спроса и его изменениями. В итоге для одного и того же объема производства могут существовать разные цены (см. рис.5). Т.е. при каждом изменении спроса фирма будет иметь другую функцию предложения. Поэтому определить график предложения для фирмы-монополиста невозможно, он может быть разным.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Затраты монополиста больше, чем для фирмы в условиях свободной конкуренции за счет того, что монополия имеет дело со специализированными (уникальными) ресурсами и за счет того, что монополия - одна на рынке. В результате увеличение производства монополии неизбежно приводит к росту цен на сырье и предельные факторные затраты MFC (т.е. прирост общих затрат предприятия в связи с увеличением использования какого-либо переменного фактора или ресурса на 1 единицу) у монополии растут. В итоге, затраты возрастают как благодаря действию закона убывающей отдачи (из каждой единицы ресурса извлекается все меньше готовой продукции из-за неполной взаимозаменяемости ресурсов), так и из-за роста MFC.

Тем ни менее, для монополии  ситуация убытков нехарактерна, - только в краткосрочном периоде может  возникнуть ситуация с превышением  затрат над доходом. В долгосрочном периоде, благодаря ценовой дискриминации и контролю над ценами монополист имеет прибыль.

 

Ущерб монополии для общества обычно связывают со следующим:

  1. Недопроизводство продукции (поскольку монополии выгодно создавать искусственный дефицит на рынке и при тех же затратах иметь большую прибыль).
  2. Завышенные цены (возникающие благодаря контролю за ценами со стороны монополии, степень этого завышения зависит от эластичности спроса на товар монополии и от жесткости антимонопольного регулирования).
  3. Рост издержек производства (как вследствие больших затрат, чем у фирмы, действующей в условиях свободной конкуренции, так и в силу антимонопольного регулирования).

Считается, что возможны потери до 3-4% ВНП. Но следует отметить, что каждая из вышеперечисленных  позиций может быть нейтрализована как с помощью антимонопольного регулирования, так и через ценовую дискриминацию.

 

4. Антимонопольная  политика в условиях переходной  экономики.

Антимонопольная политика включает в себя два основных направления:

1. Демонополизацию - снижение (ограничение роста) степени монополизации рынка. Достигается это следующими мерами:

а) ограничение на слияние  и иные межфирменные соглашения, ведущие  к росту уровня монополизации  и ограничения конкуренции. Запрещаются  соглашения по установлению и поддержанию  цен, по разделу рынка, по ограничению доступа на рынок других фирм, отказ от заключения договоров с определенными покупателями и продавцами.

б) деконцентрация (разукрупнение) сложившихся предпринимательских  монополий, принудительное разделение компаний без потери экономической эффективности. Именно такая политика активно проводилась в эпоху большой приватизации. В настоящее время практически не применяется.

в) содействие развитию конкуренции  в монополизированных отраслях за счет поощрения международной конкуренции, создания новых предприятий в монополизированных отраслях,  производства монополизированного продукта в других отраслях, поощрения импорта монополизированного продукта. Для этого используются налоговые меры, пошлины, кредиты.

2. Регулирование  деятельности монополий

а) для естественных монополий  государство заменяет конкурентный механизм, регулируя уровень цен, тарифов, параметры объема и ассортимента товаров и услуг.

б) для предпринимательских  монополий предпринимаются законодательные  меры защиты конкурентного рыночного механизма, запреты для доминирующих фирм (таковыми считаются фирмы, владеющие 35% рынка) дискриминации агентов, навязывания условий сделки, изъятия товара для повышения цен. Чаще всего применяется ценовое регулирование продукта с помощью:

  • установления предельных цен
  • установления нормативов изменения цен (повышение цен только на определенную величину)
  • установления нормативов рентабельности в цене товаров (отношение прибыли  к себестоимости), при нарушении которых накладываются штрафы. Правда, этот метод приводит к завышению издержек фирмы-монополиста, поскольку, чем выше себестоимость продукции, тем выше можно назначать цены, не боясь нарушить нормативы.

Информация о работе Монопольный рынок и его особенности в переходной экономике