Национальная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 15:28, курс лекций

Описание

Наиболее эффективным в исследовании экономических комплексов зарекомендовал себя системный подход. В рамках системного подхода национальная экономика – это система интегрированных компонентов, их наиболее значимых отношений и связей, отражающих основное содержание процессов сбалансированного социально-экономического и экологического развития. Она может быть представлена как система институтов, их целей, функций, видов деятельности (в которой и государство, и рынок выступают как совокупность институтов).

Работа состоит из  1 файл

Ответы по национальной экономике.docx

— 195.45 Кб (Скачать документ)

Валютный рынок прежде всего  обеспечивает валютно-кредитное и  расчетное обслуживание экспортно-импортных  операций, а также валютных операций, связанных с инвестированием  капитала за пределы национальной экономики.

На валютных рынках заняты брокеры  и дилеры – посредники, получающие комиссионные за свой труд.

Валютный рынок в Беларуси проходит стадию становления и развития в  период, когда рыночная экономика  высокоразвитых стран имеет многовековую историю и достигла высокой степени  совершенства валютного рынка. В  настоящее время валютный рынок  Беларуси включает такие сегменты, как ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа», внебиржевой рынок и рынок  наличных валют. В целом можно  отметить, что в нашей стране создана  и функционирует институционально-правовая и организационная структура  валютного рынка, в основном соответствующая  современным требованиям.

29. В экономической системе государства фондовый рынок является одним из базовых рыночных институтов и частью рынка капиталов, где осуществляются эмиссия и купля-продажа ценных бумаг. Основное назначение фондового рынка состоит в обеспечении аккумулирования временно свободных денежных средств для инвестирования в перспективные отрасли экономики. Кроме того, фондовый рынок, или рынок ценных бумаг, решает такие задачи, как обслуживание государственного долга, перераспределение прав собственности.

Общая структура фондового рынка  представлена инвесторами (стратегическими  и институциональными), эмитентами (организациями, заинтересованными  в привлечении денежных средств  для развития производства), инфраструктурой, являющейся связующим звеном между  инвесторами и эмитентами, и органами регулирования его деятельности.

Функционирование фондового рынка (первичного и вторичного) обеспечивают профессиональные участники: операторы (брокеры, дилеры); организаторы работы бирж (торговых площадок); банки, депозитарии  и др.

Из всей совокупности функций фондового  рынка особенно важны:

  • инвестиционная, т. е. образование и распределение инвестиционных ресурсов, необходимых для развития производства и технического прогресса;
  • передела собственности путем использования пакетов ценных бумаг, прежде всего акций.

Беларусь начала формирование национального фондового рынка  в 1992 г., когда был принят Закон Республики Беларусь «О ценных бумагах и фондовых биржах».

В республике действует  система фондового рынка, включающая Комитет по ценным бумагам при  Совете Министров Республики Беларусь (осуществляет права центрального органа страны по контролю и надзору за рынком ценных бумаг) эффективную инфраструктуру, состоящую из центрального депозитария  УП «Республиканский центральный депозитарий  ценных бумаг» и сети депозитариев-корреспондентов, расчетно-клиринговой системы и  единой «Белорусской валютно-фондовой биржи».

Фондовая биржа – это организация с правом юридического лица, созданная для обеспечения профессиональным участникам рынка ценных бумаг необходимых условий для торговли ценными бумагами, определения их курса (рыночной цены) и его публикации для ознакомления всех заинтересованных лиц, регулирования деятельности участников рынка ценных бумаг.

В настоящее время финансовые активы фондового рынка Республики Беларусь включают различные ценные бумаги, которые могут быть объектами  инвестиционной деятельности: долевые  бумаги (акции, ИПЧ «Имущество»), долговые обязательства (облигации, сертификаты, векселя), производные бумаги (опционы, форварды, фьючерсы).

В целом можно констатировать, что  в Беларуси удалось создать элементы инфраструктуры фондового рынка, нормативно-правовую базу, системы государственного регулирования  и регулирования межгосударственного  обращения ценных бумаг, однако недостаточные  темпы рыночных преобразований и  низкая инвестиционная активность оказывают  негативное влияние на развитие самого фондового рынка.

30. Решающими условиями перехода к рыночным отношениям и эффективного развития экономики являются конкуренция, устранение монополизма в хозяйственной деятельности.

Наша страна приступила к реализации антимонопольных мер  после принятия в 1992 г. 3акона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции». Функции поддержки предпринимательства, обеспечения противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции были возложены на Министерство экономики Республики Беларусь.

Цели, основные задачи, принципы и подходы к демонополизации  определялись в программах демонополизации, составляемых на определенные периоды. В них предусматривались изменение  монопольной структуры рынков и  создание правовых и экономических  условий для развития конкуренции.

Основными направлениями  демонополизации являются:

  • формирование новых экономических структур, особенно малых и средних предприятий; разукрупнение концернов, производственных и других объединений, препятствующих развитию конкуренции;
  • государственное регулирование деятельности монополий;
  • контроль за слиянием, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов, приобретением акций.

В стране составлен и  поддерживается в актуальном состоянии  Государственный реестр хозяйствующих  субъектов, занимающих доминирующее положение  на товарных рынках Беларуси. Основным критерием для включения в  данный реестр является доля хозяйствующего субъекта на рынке конкретного товара, превышающая предельно установленную  величину. Для хозяйствующих субъектов  – производителей товаров и услуг (кроме продукции производственно-технического назначения) она составляет: для  одного – 30%, для двух – 54, для трех – 72, для четырех – 95%; для хозяйствующих  субъектов – производителей продукции  производственно-технического назначения – соответственно 45, 67, 86 и 100%.

Наибольшее количество предприятий–монополистов в Беларуси –  
в машиностроении и металлообработке, а по удельному весу выпускаемой продукции предприятиями–монополистами лидируют химическая и нефтехимическая, стекольная и фарфоро-фаянсовая промышленность, черная металлургия. Для успешного осуществления антимонопольной политики первостепенное значение имеет всемерное развитие конкуренции.

Конкуренция и монополия образуют диалектическую общность, постоянно  противостоят друг другу и выступают  неотъемлемой чертой рыночных отношений. Конкуренция на рынке выступает  в различных формах и осуществляется различными способами. Она может  быть внутриотраслевой (между аналогичными товарами) и межотраслевой (между  товарами различных отраслей).

В зависимости от условий, в которых  происходит конкуренция, различают  совершенную конкуренцию, чистую монополию, монополистическую конкуренцию  и олигополию.

Совершенная конкуренция существует в таких сферах деятельности, где действует достаточно много продавцов и покупателей идентичного (стандартного) товара, и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цены товара.

Чистая монополия является антиподом совершенной конкуренции. Здесь существует только один продавец, причем он производит товар, не имеющий близких заменителей.

Особое место занимают «естественные монополии» (топливно-энергетический комплекс, транспорт, связь, коммунальное хозяйство), где в настоящее время конкуренция невозможна или экономически не целесообразна. Как правило, «естественные монополии» находятся в собственности государства или действуют под его контролем. Регулирование таких монополий направлено в первую очередь на достижение баланса интересов потребителей и производителей соответствующих товаров и услуг, обеспечение полного покрытия экономически оправданных издержек предприятия и создание условий для адекватного инвестирования в развитие производства.

Монополистическая конкуренция  (или монополия по дифференцированному продукту) предполагает относительно большое количество производителей, предлагающих схожую, но не идентичную (с точки зрения покупателей) продукцию. В отличие от совершенной конкуренции монополистическая предполагает, что каждая фирма продает особый тип товара, который отличается качеством, оформлением, практичностью (дифференцированный продукт). Монополистическая конкуренция характерна для большинства отраслей сферы обслуживания (например, сети ресторанов, станций технического обслуживания, банковских учреждений). В производящих отраслях – это производство компьютеров, телефонной аппаратуры, одежды, безалкогольных напитков, стирального порошка и т.д.

Олигополия представляет собой рыночную структуру, при которой отраслевой спрос множества покупателей удовлетворяется небольшим числом производителей. Чаще всего олигополистический рынок представляют от трех до десяти крупных фирм (предприятий), на которые приходится половина и более общих продаж продукта. Товары, выпускаемые олигополией, могут быть стандартными (как при совершенной конкуренции) и дифференцированными (как при рынке монополистической конкуренции).

По методам осуществления конкуренцию  можно подразделить на ценовую и  неценовую.

Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров или предложение услуг по более низким ценам, чем конкуренты.

Неценовая конкуренция основана на предложении товара более высокого качества, с большими надежностью и сроком службы, более высокой производительностью.

Процесс развития конкуренции в  переходной экономике во многом зависит  от темпов преобразования отношений  собственности. Преобладание государственной  собственности на средства производства сдерживает развитие конкуренции. Чем  быстрее идет процесс приватизации, чем больше становится доля негосударственных  предприятий на рынке, тем выше эффективность  конкурентного рыночного механизма.

31. Развитие малого предпринимательства способствует созданию широкого слоя мелких собственников, самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни. Малый бизнес позволяет создавать новые рабочие места, что обеспечивает снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране.

В Республике Беларусь на начало 2007 г. зарегистрировано 37600 субъектов малого предпринимательства, в том числе по отраслям экономики: промышленность – 8409 (22,3% от общей численности), сельское хозяйство – 2312 (6,1%), строительство – 4400 (11,7%), транспорт – 1930 (5,1%), связь – 172 (0,5%), торговля и общественное питание – 14716 (39,1%), материально-техническое снабжение и сбыт – 394 (1%), жилищно-коммунальное хозяйство – 95 (0,3%), непроизводственные виды бытового обслуживания населения – 594 (1,6%), здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение – 747 (2%), другие отрасли – 3831 (10,2%). Списочная численность работников на малых предприятиях составляла 423813 человек.

На малых предприятиях произведено 7,7% общего объема промышленной продукции  страны и более 7,6% ВВП. Рентабельность реализованных малыми предприятиями  продукции, работ и услуг составила 13,3% (при среднем в экономике  страны 13,5%). Удельный вес убыточных  малых предприятий – 25,6% (при среднем  в экономике страны 8,5%).

Значительную роль в развитии малого бизнеса играют индивидуальные предприниматели, численность которых в Республике Беларусь на начало 2007 г. составила более 186 тыс. чел. В целом в сфере малого предпринимательства занято около 800 тыс. чел. (18% экономически активного населения страны). Удельный вес данного сектора в объеме поступлений платежей в бюджет составляет около 20%.

В Беларуси последовательно  осуществляются меры по поддержке малого бизнеса. Приняты и действуют  законы о предпринимательстве и  государственной поддержке малого бизнеса, а также Указы Президента Республики Беларусь от 28.03.1996 г. № 182 «О совершенствовании правового регулирования  порядка оказания государственной  поддержки юридическим лицам  и индивидуальным предпринимателям», от 9.03.2007 г.  
№ 119 «Об упрощенной системе налогообложения», от 15.10.2007 г. № 496 «О совершенствовании порядка создания индивидуальными предпринимателями частных унитарных предприятий и их деятельности» и др. Разрабатываются и реализуются ежегодные программы государственной поддержки малого предпринимательства. Созданы Совет по развитию предпринимательства при Президенте Республики Беларусь и Межведомственная комиссия по поддержке и развитию малого бизнеса при Совете Министров Республики Беларусь.

В стране сложилась определенная инфраструктура поддержки предпринимательства: фонды финансовой поддержки предпринимателей, центры поддержки предпринимательства, инкубаторы малого предпринимательства, инновационные центры; создаются  общества взаимного кредитования.

Для активизации малого бизнеса государственная поддержка  в этой сфере должна быть направлена на дальнейшее формирование благоприятных  условий его устойчивого развития на основе совершенствования форм и  методов поддержки, обеспечивающих повышение темпов развития, активизацию  производственной, инновационной и  инвестиционной деятельности данной категории  субъектов хозяйствования и, как  следствие, рост эффективности национальной экономики. Приоритетными направлениями  развития малого бизнеса должны стать  производство потребительских товаров, сельскохозяйственной продукции, ее переработка, оказание бытовых услуг, особенно в  сельской местности, научная и инновационная  деятельность.

Для развития малого и среднего предпринимательства Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 гг. предусмотрено:

  • комплексное совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей деятельность субъектов малого предпринимательства;
  • обеспечение координации деятельности государственных органов и общественных организаций по оказанию поддержки малому и среднему предпринимательству;
  • создание благоприятных условий для доступа субъектов малого предпринимательства к кредитно-финансовым ресурсам, включая дальнейшее развитие механизмов микрофинансирования, упрощение процедуры получения микрокредитов, внедрение механизмов гарантирования возврата микрокредитов, а также к материально-техническим и информационным ресурсам, научно-техническим разработкам, новым и высоким технологиям;
  • дальнейшее расширение и совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров для предпринимательства;
  • активизация производственной, инновационной, инвестиционной, внешнеэкономической деятельности и наращивание экспортного потенциала субъектов малого предпринимательства на основе повышения уровня конкурентоспособности производимой ими продукции;
  • организация взаимодействия малых производственных предприятий с крупными путем развития кооперативных связей.

Информация о работе Национальная экономика