Национальная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 15:28, курс лекций

Описание

Наиболее эффективным в исследовании экономических комплексов зарекомендовал себя системный подход. В рамках системного подхода национальная экономика – это система интегрированных компонентов, их наиболее значимых отношений и связей, отражающих основное содержание процессов сбалансированного социально-экономического и экологического развития. Она может быть представлена как система институтов, их целей, функций, видов деятельности (в которой и государство, и рынок выступают как совокупность институтов).

Работа состоит из  1 файл

Ответы по национальной экономике.docx

— 195.45 Кб (Скачать документ)

Территориальные пропорции сельскохозяйственного  производства обусловлены различиями в уровне развития и размещения основных отраслей специализации, обеспеченности трудовыми ресурсами и основными  фондами сельскохозяйственного  назначения, почвенными, климатическими, экологическими и другими особенностями  территорий.

Особым  фактором сельскохозяйственного производства, имеющим достаточно выраженную региональную дифференциацию, является земля. Региональные различия кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий между минимальным значением (Витебская область) и максимальным (Гродненская область) достигают 7,1 балла, а по пашне – 9,5 балла (между  теми же областями). Наиболее высокая  распаханность земель характерна для  Могилевской, Гродненской и Минской  областей.

По  производству сельскохозяйственной продукции  наибольший удельный вес в стране имеют Минская (24,2%), Гродненская (18,2%) и Брестская (18,1%), тогда как на долю Могилевской, Гомельской и Витебской  областей приходится соответственно 12,3; 13,6; 13,6%.

В стране наиболее равномерно размещено  производство зерновых и зернобобовых культур, картофеля, овощей, а также  продукции животноводства. По валовым  сборам зерна и картофеля наиболее высока доля Минской и Гродненской  областей, овощей – Минской и  Брестской областей, производству мяса – Минской, Гродненской и Брестской  областей, молока – Минской, Брестской  и Гродненской областей, яиц –  Минской области. Свыше 98% республиканских  валовых сборов сахарной свеклы и  свыше 72% плодов и ягод сосредоточено  в Гродненской, Минской и Брестской  областях, более чем две трети  льноволокна – в Витебской, Гродненской  и Минской областях.

В целом наибольший удельный вес по большинству основных видов продукции  сельского хозяйства в общереспубликанском  производстве имеют Минская, Гродненская  и Брестская области.

Социально-экономическое  развитие регионов во многом зависит  от наличия производственной инфраструктуры, особенно транспортной системы. Ведущую  роль играет железнодорожный и автомобильный  транспорт. Наибольшая плотность железных дорог в Брестской, Витебской  и Могилевской областях. Плотность  автомобильных дорог с твердым  покрытием на 1000 км2 территории наиболее высокая в Минской и Гродненской областях.

В Беларуси наблюдается достаточно выраженная региональная дифференциация обеспеченности учреждениями социальной инфраструктуры. Наиболее благоприятная ситуация наблюдается  в Минске. Выше среднереспубликанских  значений большинство показателей  развития отраслей социальной инфраструктуры в Витебской, Гродненской и Могилевской  областях.

Проблемы  каждого региона в стране решаются исходя из общереспубликанских задач  с учетом местных интересов и  особенностей. Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 гг. предусмотрен комплекс мер, направленных на повышение уровня комплексного развития производительных сил и конкурентоспособности  экономики регионов.

25. Рынок – всякий институт или механизм, который сводит вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) конкретного товара или услуги. С системной точки зрения, рынок – это совокупность экономических отношений купли-продажи товаров, в рамках которой формируются спрос, предложение и цена на них. Рыночная экономика – экономика, в которой только решения самих потребителей, поставщиков ресурсов и частных фирм определяют структуру распределения ресурсов. С системных позиций – это совокупность всех образующих экономику рынков продуктов и ресурсов и действующих между ними связей; механизм, позволяющий складывающимся на этих рынках ценам распределять экономические ресурсы, обеспечивать информацию о решениях, принимаемых потребителями, фирмами и поставщиками ресурсов, и согласовывать эти решения.

Укрупненная классификация рынков по таким признакам и критериям, как экономические субъекты, объекты, отрасли и другие характеристики, выглядит следующим образом:

  • по субъектам: покупателей, продавцов, госзакупок, посредников;
  • по объектам: товаров и услуг, рабочей силы (труда), капитала, финансовый, информационный, жилья и т.д.;
  • по отраслям: автомобильный, компьютерный, нефтяной и т. д.;
  • в зависимости от характера продаж: оптовый, розничный;
  • по территориальному признаку: мировой, региональный, национальный, местный.

Важнейшими рынками, где функционируют  реальные рыночные институты, процессы и механизмы, являются рынки факторов производства, денежный, валютный и  фондовый рынки, совокупность товарных рынков.

Системообразующую функцию в рыночной экономике играет рынок факторов производства (включает рынки: рабочей  силы, средств производства, сырья).

Факторы производства представляют собой используемые в процессе производства материальные блага и услуги ресурсов экономики. Они непосредственно воздействуют на производство и экономический рост.

26. Ключевым элементом перехода к рыночной системе хозяйствования является создание эффективно действующего рынка труда. Как фактор производства труд является самым значительным из всей совокупности факторов. Рынок труда можно определить как многомерную, многоуровневую систему рыночных институтов, организаций и учреждений госсектора, бизнес-сообщества и общественных объединений (типа профсоюзов и др.), решающих всю совокупность проблем воспроизводства рабочей силы и использования труда и выполняющих для этого многочисленные функции как на микро-, так и на макроуровне. Это прежде всего условия и механизмы найма работников, порядок и уровень оплаты их труда, объемы и структура занятости, уровень и динамика безработицы, направления и механизмы повышения квалификации и переквалификации работников и многое другое.

В начальный период рыночных преобразований в экономике страны наряду со спадом объемов промышленного производства совершенно новым явлением стало  появление безработицы – чрезвычайно сложного по своей экономической, социальной, политической природе феномена рыночной экономики. С развитием конкуренции на рынке товаров и услуг, внедрением более жесткого режима финансирования предприятия вынуждены были более эффективно использовать ресурсы труда, определяя их численность с учетом реальных потребностей производства, что объективно привело к сокращению спроса на рабочую силу, высвобождению работников и появлению безработных граждан.

Численность занятых в народном хозяйстве Республики Беларусь сократилась  с 5 млн. в 1991 г. до 4,4 млн. чел. в 1995 г. и 4,362 млн. чел. в 2006 г. Число зарегистрированных безработных за период 1991–1995 гг. возросло с 2,3 до 115 тыс. чел., а затем стало уменьшаться и в 2006 г. составило 64 тыс. человек.

Безработица – неизбежное свойство свободного рынка. Политика государства  в социально-трудовой сфере –  удерживать безработицу на максимально  низком, экономически эффективном и  политически приемлемом уровне.

С 1995 г. в стране начался этап укрепления и создания сильных государственных институтов при одновременном переходе к эволюционной модели либерализации экономики, последовательному созданию институтов свободного рынка как необходимому условию либерализации в сфере труда и занятости.

В развитие положений Конституции  о правах и гарантиях на труд и  справедливое вознаграждение за его  результаты в республике были приняты  Гражданский кодекс, Трудовой кодекс, установлены основные формы заработной платы и стимулирования труда  и т.д. Важным регулирующим документом является Декрет Президента Республики Беларусь от 26.06.1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины», в котором установлен порядок контрактной формы найма.  
В этих правовых координатах республиканскими органами государственного управления осуществляется регулирование рынка труда и занятости населения.

Под предложением рабочей силы на официально контролируемой части рынка понимаются численность граждан, обратившихся в государственную службу занятости по вопросам трудоустройства, и численность безработных. Уровень безработицы определяется как отношение общей численности официально зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения (занятые плюс безработные). В 1991 г. уровень безработицы составлял 0,05%, в 1995 г. – 2,9, в 2000 г. – 2,1, в 2003 г. – 3,1, в 2005 г. – 1,6, 2006 г. – 1,2%.

Органами государственной службы занятости в регионах осуществляются мониторинг вакансий рабочих мест, организация трудоустройства обратившихся к ней граждан и, при необходимости, их переподготовка по востребованным специальностям за счет средств фонда  содействия занятости. Смягчению обстановки на рынке труда во многом способствует реализация государственных программ занятости населения Республики Беларусь, принимаемых ежегодно правительством.

27. С переходом к рыночной экономике в Беларуси была демонтирована советская модель сверхцентрализованной плановой экономики, в которой отсутствовал рынок капитала, а распределение ресурсов (основных фондов, инвестиций и др.) осуществлялось посредством фондирования и централизованного материально-технического снабжения в системе Госплана и Госснаба бывшего СССР. Поэтому в республике становление рыночных институтов, в том числе и рынка капитала, основывалось и основывается на опыте высокоразвитых стран Запада, его всестороннем и глубоком изучении и адаптации к специфике Беларуси, ее экономики.

Когда речь идет о рынке капитала, то имеют в виду рынок финансового  капитала, прежде всего кредитный  рынок. Потоки капитала, в том числе международные, подразделяются на ряд форм. Прежде всего по функциональному предназначению различают движение ссудного капитала (в виде кредита) и предпринимательского капитала (в виде инвестиций); по принадлежности выделяют частный и государственный капитал; по целевому назначению – частные и государственные, прямые и портфельные инвестиции; по срокам движения – кратко-, средне- и долгосрочный капитал.

Рынок краткосрочного ссудного капитала, или денежный рынок, – это рынок сделок по краткосрочным ценным бумагам с низким уровнем риска (коммерческим векселям, банковским акцептам, переуступаемым депозитным сертификатам). Это рынок для биржевых дилеров, которые покупают и продают надежные краткосрочные ценные бумаги.

Ценные бумаги – платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы и др.) и фондовые ценности (акции, облигации и др.) в национальной и иностранной валютах. Ценная бумага выступает как документ, определяющий долю собственности в компании-эмитенте и кредиторские взаимоотношения с эмитентом в лице компаний или государства, а также указывающий другие права и обязанности.

Рынок ценных бумаг – часть рынка ссудных капиталов, где осуществляются эмиссия, купля-продажа ценных бумаг и прав на них.

Рынок ссудных капиталов –  это рынок среднесрочных (от 1 года  
до 5 лет) и долгосрочных (свыше 5 лет) ссуд, опосредующий соединение предложения средне- и долгосрочных денежных накоплений нефинансового сектора и спроса на средне- и долгосрочные ссуды, необходимые для це-лей финансирования (инвестиций). Часто его называют рынком капитала.

Денежный рынок включает все финансовые организации, которые занимаются покупкой, продажей и передачей краткосрочных (до 1 года) кредитных обязательств и векселей, а также международный дилерский рынок краткосрочных финансовых обязательств, выпускаемых государством, фирмами и финансовыми организациями.

Основными ценными бумагами денежного рынка являются казначейские векселя, коммерческие бумаги, банковские акцепты и свободно обращающиеся депозитные сертификаты.

Денежный рынок обычно включает несколько сегментов, наиболее важным из которых сегодня является так называемый межбанковский рынок, или рынок межбанковских депозитов.

Рынок капиталов – долгосрочный сегмент рынка ссудных капиталов, включающий прежде всего выпуск облигаций и акций и их вторичные рынки. Основа рынка капиталов – фондовая биржа. В настоящее время рынок капиталов не ограничивается фондовыми биржами, так как во многих странах получили развитие «внебиржевые» и «околобиржевые» рынки и их значение непрерывно возрастает.

Функционирование рынка ссудных  капиталов в стране базируется на специальном институциональном  механизме. Технико-организационную  основу его составляют Национальный банк, коммерческие банки, брокерские организации и другие учреждения, которые являются посредниками в  движении ссудного капитала. В настоящее  время институциональный механизм включает также биржи, расчетные  центры, электронные операционные системы, депозитарии и др.

Важнейшая проблема на современном  этапе развития рынка капиталов  – отставание его объема и динамики от динамики роста белорусской экономики, от потребности формирования внутренних инвестиционных ресурсов и их перераспределения  в реальный сектор экономики.

28. Валютный рынок – это система экономических и организационных отношений, возникающих между домашними хозяйствами, фирмами, коммерческими банками и другими финансовыми учреждениями, по операциям купли-продажи иностранных валют и платежных документов в иностранных валютах; рынок, посредством которого реализуются краткосрочные кредитные операции с валютой; официальный или неофициальный центр, где осуществляются операции по купле-продаже иностранных валют; валютная биржа.

Институциональными участниками  валютного рынка выступают коммерческие и центральные банки, валютные биржи, брокерские агентства, международные  корпорации. Субъектами валютного рынка  являются и экспортеры и импортеры.

Основные сегменты валютного рынка  – биржевые торги (на валютных биржах), внебиржевой (межбанковский) рынок, рынок  наличных валют, международные финансовые центры.

Информация о работе Национальная экономика