Национальная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 15:28, курс лекций

Описание

Наиболее эффективным в исследовании экономических комплексов зарекомендовал себя системный подход. В рамках системного подхода национальная экономика – это система интегрированных компонентов, их наиболее значимых отношений и связей, отражающих основное содержание процессов сбалансированного социально-экономического и экологического развития. Она может быть представлена как система институтов, их целей, функций, видов деятельности (в которой и государство, и рынок выступают как совокупность институтов).

Работа состоит из  1 файл

Ответы по национальной экономике.docx

— 195.45 Кб (Скачать документ)

Почтовая  связь (почта) представляет собой сложнейшую организационно-хозяйственную систему – проводит регулярную пересылку письменной корреспонденции, периодических изданий, денежных переводов, посылок, бандеролей преимущественно с помощью транспортных средств. Услуги почтовой связи населению, предприятиям, организациям, учреждениям предоставляют 118 городских и районных узлов связи и около 4 тыс. отделений связи. В последние годы почтовая служба кроме традиционных почтовых стремится внедрять широкий спектр нетрадиционных для нее услуг, новейших технических средств и технологий.

Электросвязь. Ее развитие в Республике Беларусь имеет положительные тенденции. Из года в год растут плотность, протяженность междугородных и международных каналов связи (в последние годы в основном цифровых), объем предоставляемых услуг и их качество.

Общепринятым  показателем развития телефонной связи является плотность аппаратов на 100 жителей. В Беларуси достигнута наибольшая среди стран СНГ телефонная плотность – 33 аппарата на 100 жителей  
(в России – 25, в Украине – 23), в среднем 99 из 100 городских семей, а в сельской местности из ста семей более половины имеют телефон. Значительное развитие за последние годы получила мобильная связь. Она предназначена для передачи информации между перемещающимися абонентами. К мобильным системам связи относятся сотовая телефонная связь, пейджинг и радиотелефонная связь. Сотовая телефонная связь осуществляется мобильными телефонами через стационарные базовые станции, каждая из которых имеет определенную зону обслуживания (соту) и объединена в единую сотовую сеть. В отличие от сотовой пейджинговая связь осуществляется через посредника – оператора, принимающего по телефону информацию от одного абонента и передающего ее на пейджер другому абоненту. Количество абонентов мобильной связи в Беларуси за 2005 г. увеличилось в 1,7 раза и составило более 4,1 млн.

Приоритетными направлениями дальнейшего развития отрасли являются: создание условий  для внедрения новейших технологий, модернизация средств и систем связи, расширение номенклатуры и повышение  качества услуг, снижение эксплуатационных расходов. Особое внимание будет уделено  организации доступа к сети Интернет и развитию таких новых современных  услуг связи, как «электронная почта», международная ускоренная почта  ЕМS, внутриреспубликанская ускоренная почта «Экспресс», а также увеличению нетрадиционных услуг, предоставляемых предприятиями связи.

22. Комплекс социально-культурных отраслей (социально-культурный комплекс) представляет собой совокупность всех видов деятельности, назначением которых является оказание населению социально значимых услуг: образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обслуживания и др. Результатом производства и потребления данных услуг является формирование духовно богатого и физически здорового человека нового общества.

Роль  и значение комплекса в национальной экономике Беларуси возрастает. Так, за 1991–2005 гг. его доля в структуре  ВВП увеличилась  
с 4,9% до 10%. Доля занятых в социально-культурных отраслях относительно общей численности занятого населения в экономике страны за указанный период возросла с 15 до 21%.

Развитие комплекса определяется прежде всего проводимой государством социальной политикой, направленной на обеспечение благосостояния граждан. Комплекс включает учреждения, организации  и предприятия различных форм собственности и видов хозяйствования.

Управление  социально-культурным комплексом осуществляется министерствами образования, здравоохранения, культуры, спорта и туризма, труда  и социальной защиты, информации, другими  министерствами и ведомствами.

Состояние отраслей социально-культурного комплекса  определяется уровнем и направленностью  развития национальной экономики, использованием имеющихся у общества финансовых, материальных, кадровых и иных ресурсов. Доля расходов на социально-культурные мероприятия в последние годы составляют 39–40% расходной части  консолидированного бюджета, в том  числе расходы на образование  – около 18%, здравоохранение и  культуру – 14,5%, мероприятия проводимой государством социальной политики –  около 5% .

Наряду  с бюджетным финансированием  значительные расходы на проведение социально-культурных мероприятий, содержание ведомственной сети социальных объектов несут отдельные объединения, предприятия, внедряется в практику также оказание отдельных платных услуг.

 

4.6.1. Образование

 

В Республике Беларусь достигнут достаточно высокий уровень грамотности  взрослого населения – 99,6%. Базовое, общее среднее и профессиональное образование имеют 98% занятого населения. Беларусь по индексу уровня образования (0,950) удерживает лидирующие позиции  среди стран СНГ (Россия, Украина  – 0,920, Узбекистан – 0,910).

Национальная  система образования включает все  виды и формы образовательной  деятельности, осуществляемой государственными и частными учреждениями образования. Образование делится на основное и дополнительное. Основное образование  включает: дошкольное образование, общее  базовое, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее и послевузовское образование. Дополнительное образование  направлено на расширение возможностей в интеллектуальном, эстетическом, нравственном и физическом развитии личности при получении основного  образования, углубление профессиональной компетентности, а также на решение  задач кадрового обеспечения  всех сфер социально-экономической  деятельности.

Основным  источником финансирования учреждений образования является государственный  бюджет. Динамика расходов на образование  от ВВП изменилась с 4,3% в 1990 г. до 6,6% в 2005 г. Дополнительное финансирование государственных учреждений образования может осуществляться за счет полученных доходов от платных образовательных услуг, производственной и научной деятельности, гуманитарной помощи, а также в виде имущества и денежных средств, полученных от благотворителей и меценатов.

Численность учащихся в 2005 г. составляла: в средних школах – 1240,9 тыс. чел., ПТУ – 54, колледжах (техникумах) – 154,1, вузах – 383, аспирантуре – 5,042 тыс. чел.

Система высшего образования включает 55 вузов (из них 43 государственных и 12 частных) и готовит специалистов более чем по 200 специальностям и 1000 специализациям, что позволяет  обеспечивать национальную экономику  специалистами практически по всем направлениям. Численность студентов  вузов на 10 тыс. населения в 2005 г. составила 392 человека. По данному показателю Беларусь превзошла многие экономически развитые страны мира.

 

4.6.2. Здравоохранение

 

Здравоохранение представляет собой  систему государственных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья людей, профилактику и лечение заболеваний. Развитие здравоохранения ориентировано  на обеспечение надлежащего состояния  окружающей среды, в которой живет  человек; создание благоприятных условий  труда, быта и отдыха для его активного  долголетия; своевременное оказание полноценной медицинской помощи больным; предупреждение возникновения  и распространения болезней среди  населения.

Роль здравоохранения в экономике  Беларуси определяется следующими показателями: в структуре ВВП доля здравоохранения (включая физическую культуру и социальное обеспечение) составляет 4,5%; в заведениях здравоохранения работает 7,6% общей  численности занятого населения; сюда направляется 4,4% инвестиций (2005 г.).

Министерство здравоохранения  Республики Беларусь руководит всеми  подведомственными ему медицинскими, санитарно-эпидемиологи-ческими, фармацевтическими  и другими учреждениями, а также  осуществляет методическое руководство  медицинскими учреждениями других ведомств и общественных организаций, выдает лицензии и контролирует деятельность частных медицинских учреждений и врачей. В Республике Беларусь сохранено гарантированное Конституцией право на бесплатное обслуживание всех социальных слоев населения. Это  обеспечивается развитой сетью медицинских  учреждений, высоким уровнем подготовки медицинского персонала. Уровень обеспеченности населения врачебными кадрами (113,6 чел. на 10 тыс. населения) и коечным фондом (112 коек на 10 тыс. населения) в сравнении с экономически развитыми странами традиционно оценивается как высокий. По оценке ВОЗ, на начало ХХI в.  
Беларусь находится на 51-м месте в мире по общим достижениям системы здравоохранения среди 191 государства.

С целью повышения эффективности  функционирования системы здравоохранения  разработан и реализуется ряд  программных документов.

4.6.3. Физическая культура  и спорт

 

Физическая культура и  спорт относятся к числу важнейших  факторов продления жизни населения  и активного отдыха. Физкультурно-спортивному  движению придан статус одного из главных приоритетов политики государства. С физической культурой и спортом тесно взаимосвязан туризм – новая отрасль национальной экономики.

Физкультурно-массовая и спортивная работа в стране развивается на основе Закона Республики Беларусь «О физической культуре и спорте». Руководство  этой деятельностью осуществляет Министерство спорта и туризма, образован Национальный олимпийский комитет Беларуси.

Физическая культура определяется как часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека.

Особое внимание уделяется физическому  воспитанию подрастающего поколения  в системе образования. По государственным  программам физического воспитания обучается более 2 млн. учащихся и  студентов. В системе Министерства спорта и туризма работают 6 областных  учебно-методических центров физического  воспитания населения, более 100 городских  и районных физкультурно-спортивных клубов, центров физкультурно-оздоровительной  работы и более 700 клубов по спортивным интересам, в которых систематически занимаются физической культурой около 10% населения страны. Принимаются  меры по расширению возможностей для  регулярных физкультурно-оздоровительных  занятий по месту жительства населения.

Туристические услуги в стране оказывают  более 350 туристических организаций, из них 13 – государственной формы  собственности. Анализ направлений  деятельности туристических фирм показывает, что в основном они работают на внешний рынок. Сохраняется тенденция  преобладания выездного туризма  над въездным. В 2005 г. Беларусь посетили 61980 иностранных туристов, 268043 наших граждан с туристическими целями выезжали за рубеж.

С целью развития туризма в Беларуси создано Национальное агентство  по туризму, которое обеспечивает сертификацию и стандартизацию туристических  услуг, а также переподготовку кадров.

Государственное регулирование сферой туризма направлено на формирование современного высокоэффективного и  конкурентоспособного туристического комплекса, обеспечивающего широкие  возможности для удовлетворения потребностей отечественных и зарубежных граждан в туристических поездках, а также значительный вклад туризма  в национальную экономику.

Материально-техническая база отрасли  включает 227 стадионов, 29 спортивных манежей, 237 плавательных бассейнов, 4813 спортивных залов, более 700 мини-бассейнов в  детских дошкольных учреждениях, около 1,4 тыс. стрелковых тиров, более 9,5 тыс. открытых спортивных площадок, а также  базы олимпийской подготовки «Стайки», «Раубичи», «Ратомка», дворцы спорта, тенниса, ледовые дворцы многофункционального назначения. Однако существует проблема с обеспеченностью учебных заведений, особенно общеобразовательных школ, спортивным инвентарем и оборудованием, которая составляет 33% от норматива.

 

4.6.4. Культура и искусство

 

К сфере культуры и искусства  принято относить совокупность организаций, учреждений и предприятий, а также  государственных и общественных органов, творческих союзов, непосредственно  связанных с производством, сохранением, распространением и организацией потребления  товаров и услуг культурного, социально-информационного и декоративного  назначения.

В структуре ВВП доля культуры и  искусства составляет 0,6%. В заведениях культуры и искусства работает 1,8% от общей численности занятого населения.

Национальная культура является важнейшим  компонентом современной общественной жизни, стратегическим ресурсом страны. Культурный уровень граждан в  большой степени обуславливает  экономические достижения в обществе, его социально-политическую, идеологическую, образовательную и духовно-моральную  структуры.

Воздействие культуры и искусства  на экономику страны проявляется  в том, что данная отрасль создает  конкретные рабочие места, имеет  собственные автономные рынки, обладающие существенным инвестиционным потенциалом, осуществляет непосредственный вклад  в развитие хозяйства конкретного  региона. Культура и искусство тесно  взаимосвязаны и служат важнейшим  источником развития образования, средств  массовой информации, туризма, индустрии  развлечений.

Многообразие видов культурной деятельности (отдельные из них рассматриваются  в качестве подотраслей) можно разделить  на группы:

  • художественное творчество (литературное, изобразительное и прикладное творчество, искусство, исполнительское искусство);
  • культурное наследие (реставрация и охрана памятников истории и культуры, музейное, архивное, библиотечное дело, народная культура);
  • клубная и развлекательная деятельность (клубная деятельность, аттракционы, шоу-бизнес, казино);
  • массовое создание и распространение культурных благ – индустрия культуры (пресса; книгоиздание; производство аудиовизуальной продукции, включая кинематографию, радио, телевидение; сеть Интернет).

Информация о работе Национальная экономика