Национальная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 15:28, курс лекций

Описание

Наиболее эффективным в исследовании экономических комплексов зарекомендовал себя системный подход. В рамках системного подхода национальная экономика – это система интегрированных компонентов, их наиболее значимых отношений и связей, отражающих основное содержание процессов сбалансированного социально-экономического и экологического развития. Она может быть представлена как система институтов, их целей, функций, видов деятельности (в которой и государство, и рынок выступают как совокупность институтов).

Работа состоит из  1 файл

Ответы по национальной экономике.docx

— 195.45 Кб (Скачать документ)

Система публичных библиотек Беларуси включает 4743 организации (в городах  – 1021, сельской местности – 3722). Национальная библиотека Беларуси является главной  универсальной, уникальной по архитектурному облику и технической оснащенности научной библиотекой, носителем  общечеловеческих духовных ценностей, сокровищницей культурных достижений народа, его национальной памятью; ее книжный фонд составляет свыше 7,5 млн. экземпляров, или 10,1% библиотечного  фонда страны.

В ведении Министерства культуры находится  абсолютное большинство музеев –  всего 136, из них исторических – 31, мемориальных – 14, краеведческих – 71, естественнонаучных – 3, искусствоведческих – 13, литературных – 2, отраслевых – 2. Размер музейных фондов составляет более 2 млн. единиц.

В Республике Беларусь функционируют 4234 клубных учреждения, 28 профессиональных театров, 13 государственных концертных учреждений, 2 госцирка, 2329 киноустановок  с платным показом, в том числе 148 кинотеатров.

Государственное регулирование и  управление культурной деятельностью  осуществляют различные государственные  структуры. Ведущее звено в системе  управления культурой занимает Министерство культуры Республики Беларусь. Цели и  приоритеты отрасли закреплены Законом  «О культуре в Республике Беларусь».

Развитие национальной культуры, придание ей приоритетного направления в  социально-экономическом развитии страны являются важнейшими целями государства.

 

4.6.5. Социальное обслуживание

 

Социальное обслуживание – деятельность государства, юридических и физических лиц по оказанию социальной поддержки, предоставлению медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг, материальной помощи, созданию условий для социальной адаптации и реабилитации граждан  и семей, находящихся в трудной  жизненной ситуации. Она основывается на принципах адресности, гуманизма, социальной справедливости, социального  равенства, доступности, добровольности, конфиденциальности, общей профилактической направленности.

Государственное регулирование  системы социального обслуживания населения, условия предоставления социальных услуг, получения социальных льгот регулируются Законами Республики Беларусь «О социальном обслуживании»  и «О государственных минимальных социальных стандартах».

Ведущие позиции в управлении социальным обслуживанием занимает Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, оно активно  сотрудничает с министерствами образования  и здравоохранения, другими республиканскими органами государственного управления. На региональном уровне функции управления в области социального обслуживания выполняют местные исполнительные и распорядительные органы.

Наряду с государственными органами система социального обслуживания в Республике Беларусь включает:

  • центры социального обслуживания семей и различных категорий населения, нуждающихся в социальном обслуживании (детей, молодежи, граждан пожилого возраста, инвалидов и других категорий граждан);
  • социально-реабилитационные центры; специальные клиники для безнадежно больных людей (хосписы);
  • психолого-педагогические центры; центры социальной помощи на дому; центры временного (дневного и ночного) пребывания и патронажа; стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для детей с особенностями психофизического развития, специальные дома для одиноких престарелых и др.);
  • организации социального обслуживания, изготавливающие средства реабилитации (протезно-ортопедические изделия, инвалидную технику и т. п.);
  • реабилитационно-трудовые мастерские;
  • юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, предоставляющих социальные услуги, и другие формирования социального обслуживания.

Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 годы в области социальной защиты населения предполагается повышение  ее эффективности, надежности, устойчивости и доступности, базирующихся на государственных  социальных гарантиях и стандартах, дифференцированном и адресном подходах к социальной поддержке различных  слоев населения.

23. Социально-потребительский комплекс объединяет производство материальных благ и услуг для населения и включает торговлю и общественное питание, бытовое обслуживание населения и жилищно-коммунальное хозяйство. Доля комплекса в производстве ВВП составляет свыше 15%,  
а в численности занятых в экономике страны – 18%. Опыт высокоразвитых стран мира показывает, что без успешного развития этих отраслей нельзя создать высокоэффективную рыночную экономику.

 

4.7.1. Розничная торговля

 

Торговля – одна из крупных отраслей экономики Республики Беларусь. Торговля как самостоятельная отрасль национальной экономики позволяет освободить товаропроизводящие отрасли от необходимости самостоятельно реализовывать произведенные товары, что обеспечивает ускорение товарооборота, дает большой народнохозяйственный эффект.

Торговля подразделяется на внутреннюю и внешнюю. В последние годы в  стране происходит постоянный рост розничного товарооборота –  
в 2005 г. его объем был в 1,6 раза больше уровня 1990 г. Постепенно повышается доля частной собственности в структуре розничного товарооборота (в 2005 г. она составила около 80%). Ежегодно достигается увеличение объемов внешнеторгового оборота. Объем экспорта товаров и услуг в 2005 г. достиг 15977 млн. долл. (116% к уровню 2004 г.), импорта – 16699 млн. долл. (101,3% к уровню 2004 г.). Негативным фактором внешней торговли страны является ее отрицательное сальдо.

Важнейшее перспективное направление  развития внутренней и внешней торговли – улучшение качественной структуры  товарооборота.

 

4.7.2. Общественное питание

 

Общественное  питание – отрасль экономики по производству и реализации готовой пищи населению через сеть специализированных предприятий (столовых, кафе, ресторанов, буфетов и др.). Кроме государственных и кооперативных, частных и иностранных предприятий она включает все формы общественно организованного питания населения в детских дошкольных учреждениях, больницах, домах отдыха, санаториях, на турбазах и т. д.

Общественное питание  является важным резервом экономии общественного  труда. Современный уровень производительности труда в общественном питании  позволяет в 2–3 раза сократить затраты  времени на приготовление кулинарной продукции по сравнению с затратами  в домашних условиях.

Переход к рыночной экономике  сопровождается изменениями в деятельности предприятий общественного питания. Они связаны с увеличением  их финансовой самостоятельности, совершенствованием методов хозяйствования, появлением стимулов к повышению конкурентоспособности.

Сеть общественного  питания в Республике Беларусь за период с 1991 г. сократилась на 37% и в настоящее время насчитывает 8,7 тыс. объектов на 617 тыс. посадочных мест. Около 35% предприятий общественного питания расположены при общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях. В настоящее время в отрасли наблюдается тенденция развития мелких предприятий (мини-кафе, кафе-бистро, экспресс-баров). Для повышения рентабельности отрасли предусматривается развитие сети предприятий быстрого питания, для которых характерна высокая окупаемость.

 

4.7.3. Бытовое обслуживание  населения

 

Бытовое обслуживание населения объединяет предприятия и организации, выполняющие индивидуальные заказы населения на изготовление изделий личного потребления, ремонт предметов культурно-бытового и хозяйственного обихода и оказывающие другие бытовые услуги.

Отрасль в значительной мере определяет повседневную жизнь граждан, позволяя более рационально распределить свое время, а также способствует эффективному использованию материальных и трудовых ресурсов общества. На долю отрасли бытового обслуживания приходится 15% общего объема предоставляемых платных  услуг.

Систему управления бытовым обслуживанием  населения образуют Белорусское  государственное объединение организаций  бытового обслуживания населения «Белбыт» и управления бытового обслуживания облисполкомов и Минского горисполкома. Бытовые услуги населению оказывают  также предприятия коммунального  хозяйства, автотранспорта, местной  промышленности и индивидуального (по патентам) бизнеса.

За последние годы в сфере  бытового обслуживания произошла определенная реструктуризация. Негосударственный  сектор экономики оказывает свыше 60% объема бытовых услуг, в том  числе более половины – индивидуальные предприниматели. Вместе с тем число  предприятий бытового обслуживания за период с 1991 г. сократилось почти на одну треть и лишь по такому виду услуг, как техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, наблюдался рост числа предприятий в 4,3 раза.

В Республике Беларусь взят курс на развитие бытового обслуживания населения, которое  имеет средние доходы. Наиболее высокими темпами предполагается развивать  услуги по ремонту бытовой техники, личного автотранспорта, мебели, услуги парикмахерских, прачечных и химчисток.

 

4.7.4. Жилищно-коммунальное  хозяйство

 

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) включает следующие подотрасли: жилищное хозяйство (жилищную сферу); гостиничное хозяйство; коммунальное хозяйство, осуществляющее ресурсное обеспечение жилого фонда и других зданий и помещений (водоснабжение, теплоснабжение, газоснабжение, электроснабжение), уборку и благоустройство территорий населенных пунктов (содержание дорожно-мостового хозяйства, озеленение, вывоз и утилизацию мусора, обеспечение функционирования канализации).

В стране уровень развития жилищно-коммунального хозяйства  не в полной мере соответствует предъявленным  к нему требованиям, что в значительной мере влияет на качество жизни населения. Жилищная проблема остается одной из самых острых социальных проблем  страны. Положительная динамика жилищного  строительства в последние годы (в 2005 г. введено в действие жилых домов общей площади 3780 тыс. м2 (108% к уровню 2004 г., а к 1990 г. – 72%) не в полной мере обеспечивает потребности населения в жилье. Так, число семей (включая одиноких граждан), состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, на конец 2005 г. составило 550 тыс., или уменьшилось по сравнению с 1990 г. лишь на 22%.

В республике принята и реализуется  Концепция развития жилищно-коммунального  хозяйства Республики Беларусь на период до 2015 г., которая предусматривает:

  • внедрение высокоэффективных, надежных, экономически безопасных, экономичных технологий производства и транспортировки услуг ЖКХ, основанных на достижениях НТП, применении местных возобновляемых и нетрадиционных источников энергии;
  • совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг и переход отрасли в режим безубыточного функционирования;
  • совершенствование организационных структур в ЖКХ, переход на договорные отношения и развитие конкурентной среды в отрасли;
  • совершенствование системы социальной защиты населения по оплате жилищно-коммунальных услуг, усиление адресности выделяемых на эти цели средств.

Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 гг. предусмотрено увеличение ввода  в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования за пятилетие  на 118–132% к уровню 2005 г.

 

24. В национальной экономике наряду с комплексами производственной и социальной сфер выделяются региональные социально-экономические комплексы, формирование которых обусловлено совокупностью природных и социально-экономических условий и факторов для развития производительных сил определенных территорий.

Регион можно определить как часть территории страны со специфическими природными, историческими и демографическими условиями, специализацией и комплексным развитием производства, единой производственной и социальной инфраструктурой.

Наряду  с термином «регион» используется термин «район». Экономический район – территориально целостная часть государства, которая объединяет всю совокупность отраслей и производств на определенной территории, имеет соответствующую производственную специализацию, тесные внутренние социально-экономические связи.

Основой внутриреспубликанских  экономических районов являются территориально-хозяйственные комплексы (ТХК), формирующиеся в процессе социально-экономического развития. Территориально-хозяйственный комплекс – совокупность предприятий и сооружений на определенной территории, экономически связанных между собой использованием общерегиональных природных и экономических условий и ресурсов.

В Республике Беларусь в качестве внутриреспубликанских  регионов выступают области и  г. Минск, которые существенно различаются  как по уровню социально-экономического развития, так и по структуре хозяйства. Основой экономического потенциала регионов является промышленность, уровень  развития которой, структура и специализация  сложились в результате территориального разделения труда, наличия городских  поселений и их транспортного  положения, обеспеченности водными  и минерально-сырьевыми ресурсами.

Наибольший  удельный вес в производстве промышленной продукции в стране имеют Минск (21,3%), Гомельская (20,5%) и Витебская (17,2%) области, тогда как доля Минской  области составляет 13,9%, Брестской  – 9,3%, Гродненской – 9,1%, а Могилевской  – 8,7% (2003 г.)

Отраслевая  структура промышленности внутриреспубликанских  регионов отражает их природно-экономические  особенности и имеет существенные различия. Основными отраслями специализации  являются:

  • в Брестской области – пищевая промышленность, машиностроение и металлообработка, легкая, лесная и деревообрабатывающая промышленность;
  • в Витебской – топливная промышленность, электроэнергетика, пищевая, легкая, химическая и нефтехимическая промышленность;
  • в Гомельской – топливная промышленность, черная металлургия, пищевая промышленность, машиностроение и металлообработка, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность;
  • в Гродненской – пищевая, химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение и металлообработка, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность;
  • в Могилевской – химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение, пищевая и легкая промышленность;
  • в Минской – химическая и нефтехимическая промышленность, пищевая промышленность, машиностроение и металлообработка, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность;
  • в г. Минске – машиностроение и металлообработка, пищевая промышленность, электроэнергетика, промышленность строительных материалов.

Информация о работе Национальная экономика