Проблема
оценки национального богатства на
сегодняшний день стоит очень остро. Проблема
является многосторонней и заключается
не только в несовершенстве оценочных
методов, но и невозможности оценить некоторые
элементы национального богатства, которые
можно было бы включить. На сегодняшний
день существует множество методов оценки
национального богатства, однако каждый
из них имеет плюсы и минусы.
Рост
национального богатства представляет
собой ту часть национального
дохода (национальное сбережение), которая
не идет на потребление. В условиях
перехода к новой экономике накопление
капитала обусловлено внешними и
внутренними факторами.
Все
факторы роста можно систематизировать
так (рис. 3.1):
Рисунок
3.1 – Факторы роста национального
богатства
Для
успешного развития экономики необходима
полнота использования основных
фондов, которая во многом зависит
от того, насколько они отвечают
требованиям научно-технических
нововведений. в развитии разных секторов
народного хозяйства. [16]
Стимулирование
роста производства, снижение издержек,
повышение конкурентоспособности
отечественной продукции, увеличение
занятости активного населения,
снижение социальной напряженности
в обществе, являются основными задачами.
В условиях жесткой конкуренции
со стороны мирового рынка предприятиям,
производящим полезную продукцию, но не
приносящим пока большой прибыли, необходима
государственная поддержка, которая
стала бы хорошим средством для
общего оживления производства. Эффективность
функционирования производства следует
повышать не экстенсивными мерами,
а благодаря интенсификации, базой
которой является научно-технический
прогресс. В нынешних условиях России
экономически необходима интенсификация
в фондосберегающей форме, в основе
которой лежит организация в
макроэкономическом масштабе кругооборота
материальных ресурсов, их движение по
всей цепочке процесса воспроизводства.
Повышение
производительности труда и экономия
прошлого, овеществленного в производственных
фондах, определяет интенсификацию производства.
В развитых странах все составляющие научно-технического
потенциала ориентированы на конечное
потребление, поскольку отдача от сферы
потребления более обширна и быстродейственна,
чем от сферы производства. Вектор отраслевой
специализации экономики России должен
быть скорректирован в пользу более динамичного
развития высокотехнологичных производств
и технологий, совершенствования социальной
инфраструктуры. Формирование прогрессивной
динамики производительности труда, материалоемкости
и фондоотдачи способно обеспечить ускоренное
накопление. С переходом к этапу модернизации
российской экономики должен быть сделан
выбор в пользу частной инициативы и бизнеса
как основной движущей силы и модернизации
и роста, рынок и бизнес способны лучше
государства определить точки потенциального
роста. Необходимы определенная среда
и социально-политический климат, которые
бы реально обеспечивали самоуправление,
свободу хозяйственного выбора, возможность
инвестирования дохода.
Исходя
из анализа процесса производства ВВП,
а также накопления национального
дохода и его распределения на
потребление и накопление можно
сделать вывод о том, что важнейшей
пропорцией народного хозяйства
является соотношение производства предметов
потребления и средств труда, используемых
на расширение производства и возмещение
износа (т.е. структура созданного продукта).
Это соотношение характеризует важнейшие
стратегические направления развития
народного хозяйства, степень его перестройки
на интенсивный путь и на реализацию основных
социально-экономических задач. В нынешних
условиях необходимо обеспечение постоянного
динамического оптимума развития народного
хозяйства страны, при котором приросты
производства предметов потребления происходили
бы при минимальных приростах средств
труда за счет повышения их эффективности.
В
большинстве стран отмечается наличие
более высоких темпов прироста расходов
на науку по сравнению с темпами
прироста общего объема инвестиций, масштабов
производства, национального дохода, что
обусловлено возрастанием роли человеческого
капитала. В развитых странах отмечается
значительный рост доли частного сектора
в общенациональных затратах на научные
исследования и разработки. Передача научных
разработок в производство, вообще в хозяйственную
практику, коммерциализация результатов
прикладной науки, является особо важным
моментом. Необходима реализация мероприятий,
связанных с совершенствованием соотношений
различных видов научных исследований
и технических разработок, развития прогрессивных
научных направлений, сокращения сроков
внедрения научных исследований в производстве,
внедрения новой техники и ее экономического
стимулирования. [16]
Для
решения проблемы истощения природных
ресурсов необходимо освоение новых
технологий добычи трудноизвлекаемых
запасов и методов организации производства.
Для обеспечения эффективного использования
природной ренты требуются изменения
в бюджетной политике и административная
реформа. Целесообразно расходовать рентные
доходы на создание условий для развития
экономики (снижение налогов на бизнес
приведет к росту доходов населения), делать
инвестиции в науку и образование. Обеспечение
эффективности бюджетной политики государства
возможно при быстром росте социально
и технологически ориентированных государственных
расходов, благодаря которым государство
способно придать необходимую направленность
всей промышленной политике, изменить
структуру производства с учетом реальностей
международной конкуренции и собственных
потребностей, изменить направление вектора
развития национальной экономики в сторону
высокотехнологичного наукоемкого сектора.
Таким
образом, богатство может расти
с помощью интенсивных и экстенсивных
методов. Если в Европе интенсивные
методы являются более популярными,
то в нашей стране наоборот. Это
основная проблема, так как в условиях
ограниченных ресурсов следует экономить
и инвестировать средства в наукоемкие
области для получения дивидендов в будущем.
Глава 2.
Национальное богатство России
2.1.Экономическая
оценка национального богатства России.
Методики и их адекватность
Подходить
к оценке национального богатства
можно с двух основных принципиально
отличных позиций: оно может оцениваться
с точки зрения полезности для
общества либо сточки зрения ценности
этого богатства в рамках ведения
экономической деятельности в узком
понимании.
Национальное
богатство с точки зрения полезности
для общества подлежит именно
оценке, учету. Как правило, такая
оценка осуществляется по затратам
на создание того или иного
материального или нематериального
объекта. Та же часть национального
богатства, которая не создается
обществом, а изымается из природы
(может быть извлечена и использована),
подлежит учету. При этом очевидно,
что измерение национального
богатства с точки зрения полезности
для общества в денежных единицах
затруднено по объективным причинам
(по какой цене считать не
добытую нефть в Восточной
Сибири или пользу, приносимую
заповедниками).
Если
осмысление и оценка национального
богатства производится в рамках
экономической рациональности, то
основным критерием представляется
стоимость. В рыночной экономике,
в отличие от таковой с командно-административной
системой управления функционированием,
денежные единицы являются универсальным
посредником во всех операциях
обмена. Таким образом, все активы,
вовлеченные в хозяйственный
оборот в рыночной экономике,
имеют цену, выраженную в денежных
единицах. Для производственных
активов (значительная часть национального
богатства) оценка в этом случае
производится по показателю капитализации.
Стоимость может быть рыночной
и инвестиционной. Первая носит
относительно объективный характер,
так как представляет оценку
ценности объекта для рынка
в целом. Инвестиционная стоимость
субъективная, так как представляет
собой частную оценку стоимости
(ценности) объекта собственности
для конкретного инвестора. Такая
стоимость может и не совпадать
с рыночной.
Для
оценки национального богатства
с точки зрения полезности
для общества целесообразнее
всего использовать статистические
методы и технологии оценки, в
рамках которых приведение всех
результатов к денежному эквиваленту
не является обязательным. Для
такого рода оценки национального
богатства необходимо: поддерживать
развитую и постоянно обновляемую
систему статистических баз данных;
готовить и содержать достаточное
количество специалистов в области
оценки; создавать, владеть и развивать
соответствующие методики. Все эти
три элемента в России были
и есть в достаточной степени
развиты (в частности, потому,
что в Советском Союзе использовались
исключительно такие способы
оценки – оценки по затратам
либо в количественных и часто
неденежных терминах). Однако практика
последних пятнадцати лет показала, что
качество такого учета/оценки национального
богатства имеет второстепенное значение
для эффективного и рационального вовлечения
описываемого потенциала в реальный хозяйственный
оборот, равно как и для повышения привлекательности
экономики страны для финансовых ресурсов.
Оценка
национального богатства по показателю
капитализации, через стоимость
существует только в рыночной
экономике. Сам рынок определяет
стоимость национального богатства
посредством формирования стоимостей
его частей (капитализация хозяйствующих
субъектов). При этом он выполняет
функции статистической оценочной
машины. Согласно словам Ивана
Грачева, депутата Госдумы РФ,
как и любая статистическая
машина, рынок работает по принципу
усреднения рядов данных. Из этого
следует, что всегда существует
определенная вероятность ошибочной
оценки того или иного объекта
рынком. Для экономически развитых
стран с рыночной экономикой
и объемными финансовыми рынками
эта норма погрешности составляет
порядка 15%, тогда как в России
этот показатель больше на 2-3 порядка.
Такая ситуация является следствием
недоразвитости рынка, его институтов
и механизмов, малой доли вовлечения
объектов собственности в рыночный
хозяйственный оборот и большим числом
объектов и явлений уникального характера,
а значит не поддающихся оценки путем
усреднения в силу отсутствия рядов данных.
Оценка
через стоимость не может осуществляться
иным, нежели через рынок, способом.
Попытки заменить рынок искусственно
сконструированными механизмами
статистического учета не увенчались
успехом, т.е. оценка через рынок
более адекватна для осуществления
максимально эффективного распределения
ресурсов. Причиной неудач служит сложный
и не до конца изученный механизм ценообразования
в рыночной экономике (теоретически механизм
прост – соотношение спроса и предложения
– но этот простой механизм в состоянии
учитывать огромное количество разнородных
факторов, пропорции влияния этих факторов
в разных ситуациях не поддаются точному
определению хотя бы по той причине, что
не выявлен исчерпывающих список всех
учитываемых факторов).
По приблизительным
оценкам в России сохранилось 30-35%
от научно-технического комплекса СССР
(часть осталась в странах ближнего
зарубежья, до 50% оставшихся материальных
и нематериальных активов были утеряны
в 1990е годы). Однако сегодняшней уровень
его капитализации даже не сопоставим
по масштабам с 30-35% стоимости (в денежном
эквиваленте) научно-технического комплекса
США. Очевидно, что этот комплекс в
США, Великобритании и других экономически
развитых странах вовлечен в хозяйственный
оборот и, как следствие, капитализирован
в гораздо большей степени, чем в России.
Вклад научно-технического комплекса
в экономику страны у нас несопоставимо
ниже, чем в странах Запада. Оценки на основании
данных о затратах не дают представления
об экономической ценностью этого комплекса,
в отличие от показателя капитализации.
В
рыночной экономике для развития
научно-технического комплекса критически
важным является его активное
вовлечение в хозяйственный оборот
и в цепочки создания стоимости. Для обеспечения
эффективности этого участия необходима
развитая инфраструктура внедрения научных
разработок в производство и экономически
мотивированное использование. В США и
других успешных на этом поприще странах
созданы сложные многоуровневые механизмы,
поддерживающие постоянный процесс разработок
и внедрения их результатов (исследовательские
центры, некоммерческие фонды, венчурные
компании и т.д.). Эта сложная система позволяет
финансировать ведение разработок и внедрение
на всех этапах жизни нововведения. В России
устойчивой и эффективно функционирующей
системы поддержания и внедрения разработок
в условиях рыночной экономики до сих
пор не создано – отдельные элементы присутствуют,
но разрыв лишь на одном из уровней ведет
к сбою в работе всей системы.
У российской
широкой общественности, равно как и у
многих специалистов сложилось устойчивое
мнение, что национальное богатство страны
недооценено. Эта недооценка присутствует
как в глазах международного сообщества
в целом, так и у отдельных международных
инвесторов. Первое ведет к формированию
видения России как страны «бедной», а
значит экономически и политически слабой
на международной арене. Такое видение
вступает в конфликт с представлениями
самих россиян и руководящей элиты страны
о месте и роли страны в мире. Недооцененность
России в глазах инвесторов связана с
низкой капитализацией национального
богатства и невысокой привлекательностью
для осуществления инвестирования в производственные
фонды непосредственно.