Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 08:51, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование понятия, структуры и путей увеличения национального богатства страны.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
Дать определение понятию «национальное богатство», а также выявить его структуру.
Выявить показатели измерения национального богатства.
Показать, какими путями можно добиться увеличения национального богатства.
Сохранение российских лесов и болот позволяет демпфировать климатические изменения, смягчать экономические и социальные потери не только для России, но и для других регионов мира. Нельзя исключать возможность, что в будущем мировое сообщество придет к выводу о необходимости компенсировать России (как и некоторым другим государствам) потери от неосвоенности обширных территорий, являющихся мировым биосферным резервом.
Россия обладает весьма значительными водными ресурсами. По запасам пресной воды Россия занимает первое место в мире. Величина речного стока по состоянию на 2010 г. составляла 4682 кубических километра в год. [10]
Россия имеет достаточно развитую минерально-сырьевую базу. Валовая потенциальная ценность разведанных балансовых запасов основных видов полезных ископаемых России в начале третьего тысячелетия оценивалась почти в 30 трлн. долл. а прогнозный потенциал — в 150 трлн. долл.
Необходимо
отметить крупномасштабность и комплексность
природно-ресурсного потенциала страны.
Природные ресурсы России являются
прочным фундаментом для
В
стране открыто и разведано около
20 тысяч различных видов
Несмотря на различные оценки потенциальных запасов полезных ископаемых в России, несомненно, что страна располагает самыми крупными в мире разведанными запасами (в % от общемировых) апатитов (64,5), природного газа (35,4), железа (32), никеля (31), бурых углей (29), олова (27), кобальта (21), цинка (16), урана (14), нефти (13), свинца (12), меди (11). [10]
Кроме того, Россия имеет крупные запасы золота, алмазов, изумрудов, платины и др., которые наиболее активно вовлекаются в промышленную разработку.
Национальное богатство каждой страны создается непосредственно трудом ее граждан, поэтому трудовые ресурсы следует отнести к одному из основных факторов развития как национальной, так и мировой экономики. Трудовые ресурсы, в свою очередь, зависят от общей численности населения стран мира, которое с 1900 по 2000 г. возросло в 4 раза и в начале третьего тысячелетия превысило 6 млрд. человек.
По состоянию на начало 2010 г. трудовые ресурсы России составляли более 80 млн. человек, или почти 55% населения страны. По этому показателю Россия занимала 5-е место в мире после Китая, Индии, США и Индонезии.
Более 90% общей численности трудовых ресурсов приходится на экономически активную часть населения (занятые и безработные). Численность экономически активного населения (рабочей силы), обеспечивающего предложение рабочей силы для производства товаров и услуг, в России по состоянию на начало 2010 г. составляла 70 млн. человек, что также соответствовало 5-му месту в мире.
Сокращение ВВП, спад промышленного производства, кризисная ситуация во многих отраслях российской экономики в 1990-е годы привели к сокращению общего числа занятых в народном хозяйстве.
Демографические ресурсы России очень ограниченны, особенно относительно ее территории и природных ресурсов. В текущем тысячелетии продолжится процесс депопуляции населения, начавшийся в 1992 г.
В конце 90-х гг. уровень смертности в России был такой же, как в странах, находящихся в условиях войны.
По
прогнозам специалистов-
Таким
образом можно говорить о том, что Относительно
России, отечественным экономистам
и статистикам целесообразно посоветовать
использовать накопленный отечественный
и международный опыт по экономической
оценке и расширению состава элементов
национального богатства для
дальнейшего совершенствования международного
стандарта показателей национального
богатства. [10][7]
2.3. Направления
совершенствования процессов
Проблемы
эффективного использования элементов
национального богатства в
В научной литературе указывается на невостребованность человеческого капитала, неумение использовать в должном объеме его возможности, а также на сокращение качества трудового потенциала, снижение профессионального уровня работающих. Специалисты отмечают прогрессирующее старение основных фондов, разрушение производственной базы, стагнацию наукоемкого и инновационного секторов экономики.
Какие же существуют пути совершенствования формирования и использования национального богатства?
Прежде всего, сырьевые и природные богатства страны необходимо использовать в концессионном порядке. Достоинства концессионной формы управления объектами таковы:
1.
Концессии снимают финансовую
нагрузку с государства,
2.
Концессии устанавливают
3.
Концессионные соглашения
Мировая юридическая и экономическая практика концессионных форм хозяйствования насчитывает более 150 лет. В настоящее время концессии как форма управления государственной собственностью применяются более чем в 100 странах.
При
всем при этом Россия имеет свою
историю концессионной
Необходимо ускорить принятие соответствующего закона, а также Указа Президента РФ о создании специальной институциональной структуры:
–
временного межотраслевого комитета или
комиссии по проведению комплекса мероприятий
в области введения концессионных
форм управления государственной
– Концессионной комиссии при Президенте РФ, с собственным бюджетом, на ограниченный срок (1-2 года).
Основными задачами такой структуры должны стать:
Необходимо разработка грамотной политики инвестирования основных фондов. Цели грамотного инвестирования основных фондов в первом приближении могут быть сформулированы следующим образом:
При
нынешнем распределении доходов
бессмысленно надеяться, что у нас
возникнет эффективная
Пора приступать к задаче по более справедливому перераспределению доходов. Речь не идет об экспроприации экспроприаторов – чтобы этот процесс не пошел снизу, его надо инициировать сверху в цивилизованных формах. И таких возможностей немало. Гурвич В. приводит такой пример: «Сегодня в Москве и под Москвой есть территории, где одна сотка земли стоит 60-80 тыс. долл. Схожие ситуации существуют и в других странах – в США, в Европе. Но в отличие от нас там положение в значительной степени нивелируют налоги на имущество и недвижимость. Согласно расчетам академика Львова, если обложить недвижимость налогом в 1,5%, то только с участков и строений, расположенных по одному рублевскому направлению Подмосковья, можно получать до 12 млрд. долл. налоговых поступлений в год.»
Для обеспечения стабилизации социально-экономического положения, достижения высоких, устойчивых темпов экономического роста необходимо синхронизировать инвестиционные потоки, идущие на восстановление основных фондов, всемерно поддерживать развитие человеческого капитала и сохранение ресурсного потенциала национальной хозяйственной системы. Целевая установка на совершенствование пропорций между элементами национального богатства предполагает решение задачи по обеспечению структурных изменений в национальной экономике. Проблема рационального использования природных ресурсов и обеспеченности ими в будущем является центральной проблемой экономического развития, важнейшим условием формирования конкурентоспособного типа воспроизводства национального богатства.
Современное
состояние природно-ресурсного потенциала
России, включающего минерально-
Продвижение
по указанным направлениям зависит
от комплекса мероприятий, способствующих
увеличению отдачи от использования
природно-ресурсного потенциала с учетом
ограничений, вытекающих из возможностей
решения каждой названной проблемы
использования этого
Чтобы воздействовать на структуру национального богатства, необходимы специальные меры экономической и социальной политики государства. В области экономической политики необходимо формирование, в соответствии с установленными целями и отобранными приоритетами, эффективной структуры управления, которая бы с наименьшими ресурсными затратами позволяла создавать продукцию и услуги с высокой долей добавленной стоимости. В области социальной политики главным направлением является формирование новой социальной структуры общества различными путями: посредством увеличения доли домашнего имущества (стимулирования кредитов для жилищного строительства), снижения уровня дифференциации доходов населения (установления прогрессивной шкалы налогообложения), повышения эффективности функционирования и использования всех видов собственности и защиты права собственности [14].