Национальное богатство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 08:51, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследование понятия, структуры и путей увеличения национального богатства страны.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
Дать определение понятию «национальное богатство», а также выявить его структуру.
Выявить показатели измерения национального богатства.
Показать, какими путями можно добиться увеличения национального богатства.

Работа состоит из  1 файл

Национальное богатство России экономическая оценка и эффективность использования.docx

— 112.92 Кб (Скачать документ)

     Сохранение  российских лесов и болот позволяет  демпфировать климатические изменения, смягчать экономические и социальные потери не только для России, но и  для других регионов мира. Нельзя исключать  возможность, что в будущем мировое  сообщество придет к выводу о необходимости  компенсировать России (как и некоторым  другим государствам) потери от неосвоенности обширных территорий, являющихся мировым биосферным резервом.

     Россия  обладает весьма значительными водными ресурсами. По запасам пресной воды Россия занимает первое место в мире. Величина речного стока по состоянию на 2010 г. составляла 4682 кубических километра в год. [10]

     Россия  имеет достаточно развитую минерально-сырьевую базу. Валовая потенциальная ценность разведанных балансовых запасов основных видов полезных ископаемых России в начале третьего тысячелетия оценивалась почти в 30 трлн. долл. а прогнозный потенциал — в 150 трлн. долл.

     Необходимо  отметить крупномасштабность и комплексность  природно-ресурсного потенциала страны. Природные ресурсы России являются прочным фундаментом для устойчивого  развития экономики в режиме расширенного воспроизводства и международного сотрудничества.

     В стране открыто и разведано около 20 тысяч различных видов месторождений  полезных ископаемых, из них 37% введено  в промышленное освоение.

     Несмотря  на различные оценки потенциальных  запасов полезных ископаемых в России, несомненно, что страна располагает  самыми крупными в мире разведанными запасами (в % от общемировых) апатитов (64,5), природного газа (35,4), железа (32), никеля (31), бурых углей (29), олова (27), кобальта (21), цинка (16), урана (14), нефти (13), свинца (12), меди (11). [10]

     Кроме того, Россия имеет крупные запасы золота, алмазов, изумрудов, платины  и др., которые наиболее активно  вовлекаются в промышленную разработку.

     Национальное  богатство каждой страны создается  непосредственно трудом ее граждан, поэтому трудовые ресурсы следует отнести к одному из основных факторов развития как национальной, так и мировой экономики. Трудовые ресурсы, в свою очередь, зависят от общей численности населения стран мира, которое с 1900 по 2000 г. возросло в 4 раза и в начале третьего тысячелетия превысило 6 млрд. человек.

     По  состоянию на начало 2010 г. трудовые ресурсы России составляли более 80 млн. человек, или почти 55% населения страны. По этому показателю Россия занимала 5-е место в мире после Китая, Индии, США и Индонезии.

     Более 90% общей численности трудовых ресурсов приходится на экономически активную часть населения (занятые и безработные). Численность экономически активного населения (рабочей силы), обеспечивающего предложение рабочей силы для производства товаров и услуг, в России по состоянию на начало 2010 г. составляла 70 млн. человек, что также соответствовало 5-му месту в мире.

     Сокращение  ВВП, спад промышленного производства, кризисная ситуация во многих отраслях российской экономики в 1990-е годы привели к сокращению общего числа  занятых в народном хозяйстве.

     Демографические ресурсы России очень ограниченны, особенно относительно ее территории и природных ресурсов. В текущем тысячелетии продолжится процесс депопуляции населения, начавшийся в 1992 г.

     В конце 90-х гг. уровень смертности в России был такой же, как в  странах, находящихся в условиях войны.

     По  прогнозам специалистов-демографов, при сохраняющихся тенденциях к 2015 г. население страны может уменьшиться  еще на 9-17 млн. человек, а к 2028 г. –  сократиться на 23 млн. и составить 124 млн. человек.

Таким образом можно говорить о том, что Относительно   России,   отечественным   экономистам   и    статистикам целесообразно посоветовать использовать накопленный отечественный и международный опыт по экономической оценке и расширению  состава элементов национального    богатства для дальнейшего совершенствования   международного   стандарта   показателей   национального богатства. [10][7] 

 

2.3. Направления  совершенствования процессов формирования  и использования национального  богатства РФ

     Проблемы  эффективного использования элементов  национального богатства в пореформенный  период функционирования Российской экономики  многообразны. Располагая национальным богатством, значительно превышающим мировой ВВП, Россия недостаточно использует его как внутри страны, так и в международных целях. Объемы прямых инвестиций ведущих европейских государств в реальный сектор российской экономики до сих пор крайне малы.

     В научной литературе указывается  на невостребованность человеческого  капитала, неумение использовать в  должном объеме его возможности, а также на сокращение качества трудового  потенциала, снижение профессионального  уровня работающих. Специалисты отмечают прогрессирующее старение основных фондов, разрушение производственной базы, стагнацию наукоемкого и инновационного секторов экономики.

     Какие же существуют пути совершенствования формирования и использования национального богатства?

     Прежде  всего, сырьевые и природные богатства  страны необходимо использовать в концессионном  порядке. Достоинства концессионной  формы управления объектами таковы:

     1. Концессии снимают финансовую  нагрузку с государства, поскольку  концессионер принимает на себя  обязательства по осуществлению  всех затрат по финансированию, управлению и текущему ремонту  сооружений, переданных в концессию. 

     2. Концессии устанавливают достаточно  жесткие, долгосрочные, юридически  оформленные отношения между  государством и концессионером.

     3. Концессионные соглашения позволяют  привлекать частный капитал, в  том числе иностранный, без  потери стратегического контроля  над жизненно важными системами  и объектами страны.

     Мировая юридическая и экономическая  практика концессионных форм хозяйствования насчитывает более 150 лет. В настоящее  время концессии как форма  управления государственной собственностью применяются более чем в 100 странах.

     При всем при этом Россия имеет свою историю концессионной практики. В Советской России в период нэпа концессии широко использовались во многих отраслях экономики: в обрабатывающей и добывающей промышленности, сельском хозяйстве, железнодорожном строительстве и т. д. По количеству концессий и вложенному капиталу лидировали обрабатывающая промышленность (24 концессии, 29 млн. руб.), добывающая (14 концессий, 28 млн. руб.), сельское хозяйство (7 концессий, 2 млн. руб.), торговля (7 концессий, 1,5 млн. руб.). Эффективность концессионной политики была столь велика, что разработали специальный план, позволяющий добиться сбалансированного развития различных секторов экономики на основе передовых технологий. К сожалению, этот план не был реализован по политическим причинам.

     Необходимо  ускорить принятие соответствующего закона, а также Указа Президента РФ о  создании специальной институциональной  структуры:

     – временного межотраслевого комитета или  комиссии по проведению комплекса мероприятий  в области введения концессионных  форм управления государственной собственностью;

       – Концессионной комиссии при  Президенте РФ, с собственным  бюджетом, на ограниченный срок (1-2 года).

     Основными задачами такой структуры должны стать:

    • определение этапов перехода на концессионные формы управления государственной собственностью;
    • создание замкнутой законодательной базы, достаточной для введения концессий;
    • разработка институциональных основ функционирования концессий;
    • прогноз экономических и социальных предпосылок и последствий концессионной деятельности;
    • осуществление организационных мероприятий по введению концессионных форм управления государственной собственностью.

     Необходимо  разработка грамотной политики инвестирования основных фондов. Цели грамотного инвестирования основных фондов в первом приближении  могут быть сформулированы следующим  образом:

    • структурная перестройка российской экономики, причем на первом этапе – восстановление значимости обрабатывающих или финишных отраслей, который, в противовес имевшему в 90-е годы разбуханию удельного веса сырьевого и энергетического комплексов;
    • восстановление дееспособности инфраструктурных «тылов» российской экономики и удельного веса данной группы отраслей в совокупном основном капитале.

     При нынешнем распределении доходов  бессмысленно надеяться, что у нас  возникнет эффективная либеральная  рыночная экономика. Она возникает  там, где не существует такой огромной природной ренты или где она  распределяется справедливо и расходуется  в интересах всего общества, используется для экономического развития – в  первую очередь для инфраструктурных проектов.

     Пора  приступать к задаче по более справедливому  перераспределению доходов. Речь не идет об экспроприации экспроприаторов  – чтобы этот процесс не пошел  снизу, его надо инициировать сверху в цивилизованных формах. И таких  возможностей немало. Гурвич В. приводит такой пример: «Сегодня в Москве и под Москвой есть территории, где одна сотка земли стоит 60-80 тыс. долл. Схожие ситуации существуют и в других странах – в США, в Европе. Но в отличие от нас там положение в значительной степени нивелируют налоги на имущество и недвижимость. Согласно расчетам академика Львова, если обложить недвижимость налогом в 1,5%, то только с участков и строений, расположенных по одному рублевскому направлению Подмосковья, можно получать до 12 млрд. долл. налоговых поступлений в год.»

     Для обеспечения стабилизации социально-экономического положения, достижения высоких, устойчивых темпов экономического роста необходимо синхронизировать инвестиционные потоки, идущие на восстановление основных фондов, всемерно поддерживать развитие человеческого  капитала и сохранение ресурсного потенциала национальной хозяйственной системы. Целевая установка на совершенствование  пропорций между элементами национального  богатства предполагает решение  задачи по обеспечению структурных  изменений в национальной экономике. Проблема рационального использования  природных ресурсов и обеспеченности ими в будущем является центральной  проблемой экономического развития, важнейшим условием формирования конкурентоспособного типа воспроизводства национального  богатства.

     Современное состояние природно-ресурсного потенциала России, включающего минерально-сырьевую базу экономики, водные, земельные, лесные и климатические ресурсы, требует  проведения специальных правительственных  мероприятий по ликвидации причиненного природной среде ущерба и восстановлению количественных и качественных характеристик. Проблема сводится к необходимости гарантировать комплексный подход, включающий налаживание ресурсосбережения (использование определенного количества ресурсов с максимальной отдачей, с наименьшими затратами); обеспечить экологическую защиту; подготовить условия для возобновляемости ресурсов (создание заменителей отдельных ресурсов) и безотходности их использования (создание безотходных технологий); наладить эффективное управление распределением природно-ресурсного потенциала и рациональной эксплуатацией природных ресурсов.

     Продвижение по указанным направлениям зависит  от комплекса мероприятий, способствующих увеличению отдачи от использования  природно-ресурсного потенциала с учетом ограничений, вытекающих из возможностей решения каждой названной проблемы использования этого потенциала.

     Чтобы воздействовать на структуру национального  богатства, необходимы специальные  меры экономической и социальной политики государства. В области экономической политики необходимо формирование, в соответствии с установленными целями и отобранными приоритетами, эффективной структуры управления, которая бы с наименьшими ресурсными затратами позволяла создавать продукцию и услуги с высокой долей добавленной стоимости. В области социальной политики главным направлением является формирование новой социальной структуры общества различными путями: посредством увеличения доли домашнего имущества (стимулирования кредитов для жилищного строительства), снижения уровня дифференциации доходов населения (установления прогрессивной шкалы налогообложения), повышения эффективности функционирования и использования всех видов собственности и защиты права собственности [14].

Информация о работе Национальное богатство