Налоговая политика государства на современном этапе в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 18:46, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение теоретических аспектов налоговой политики, а также определение основных направлений и механизма реализации налоговой политики в Российской Федерации.

В соответствии с указанной целью задачами курсовой работы являются:

1.Изучить сущность и особенности налоговой политики

2. Исследование основных направлений и механизма реализации налоговой политики в РФ.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы формирования налоговой политики государства

1.1 Понятия, инструменты и типы налоговой политики …………………………5

1.2 Система органов государственной власти, осуществляющих реализацию налоговой политики………………………………………………………………..16

1.3 Нормативно-правовые акты, определяющие основные направления налоговой политики ……………………………………………………………….24

Глава 2. Основные направления налоговой политики на современном этапе

2.1 Основные направления совершенствования налоговой политики на 2010-2012 годов…………………………………………………………………………...35

2.2 Налоговая политика и экономическое развитие России…………………….53

Заключение ………………………………………………………………………...58

Список литературы………………………………………………………………...60

Работа состоит из  1 файл

моя курсовая по бс.docx

— 96.77 Кб (Скачать документ)

  На  самом деле это совсем не так. Если взять только федеральный бюджет - около трети всех налоговых изъятий, то в нем до 40% всех налоговых поступлений  предназначается на выплаты по государственному долгу - причем получатели этих доходов  никаких налогов не уплачивают. Это  служит хорошим доказательством, что  налоговое бремя распределяется в России крайне неравномерно. Есть целые группы населения и сектора  экономии, которые налоги либо вовсе  не платят, либо платят их в размерах, явно неадекватных их доходам. По некоторым  оценкам, в теневом (укрываемом от налогов) секторе экономики сосредоточено  до 40% всей коммерческой деятельности. Соответственно, принимая во внимание тот факт, что предприятия, полностью  платящие все налоги, несут на себе налоговое бремя, вполовину или даже более высокое, чем это вытекает из среднестатистических данных. На самом деле так и есть: сейчас едва ли найдется хотя бы одно предприятие, которое бы полностью платило все налоги и не применяло бы неплатежи, бартер и другие маневры в целях избежание непосильных налогов.

  Таким образом, действующая сейчас в России налоговая система не просто выступает  тормозом для инвестиций, но является и одной из причин - возможно, главной - кризисного состояния российской экономики. Отсюда можно считать установленным, что: налоговое бремя в России явно избыточно и по своим размерам неадекватно сложившейся в стране социально-экономической ситуации, собираемые налоги используются неэффективно и не в интересах экономического развития. Принимаемые в последнее время “пожарные” меры по ужесточению налоговых процедур уже не приносят реальных результатов: вместо прироста налоговых доходов они вызывают лишь прирост задолженности. Сейчас до 60% всех налоговых доходов в бюджетную систему обеспечивает ТЭК и связанные с ним отрасли, т.е. отрасли, реализующие продукты, поставляемые природой, а не трудом населения. В общей структуре налоговых платежей доля текущих поступлений по налогам не превышает 20-25%;остальное составляют денежные зачеты, уплата недоимки по налогам и платежи естественных монополий. На самом деле, если исходить из этого факта, то сохранение в собственности государства монополии только на три продукта: нефть, газ и водку могло бы полностью обеспечить весь федеральный бюджет, и налоги на этом уровне можно было бы полностью отменить.

  Сейчас, кажется, уже ни у кого не остается сомнений, что далее такое положение  нетерпимо и что перемены в  налоговой системе неизбежны. Разногласия  существуют лишь в том, что предлагается менять в налоговой системе, в  какой последовательности и в  какие сроки. Если взять налоговую  систему в целом, то перемены возможны и необходимы - и в налоговой  политике, и в налоговой технике, и в налоговом праве. В настоящее время налоговая политика как таковая в стране отсутствует, или, точнее сказать, она формируется стихийно, в результате чего отдельные меры налоговой политики не только вступают в противоречие с проводимой (или провозглашаемой) экономической политикой, но и между собой.

  Например, замена налога с оборота на НДС  привела к перемещению основной массы налогового бремени предприятий  из сферы обращения в сферу  производства, что привело к вымыванию  из последней значительной доли оборотного капитала; слабость налогового контроля в сфере торговли и посреднических операций стимулирует массовое перемещение  капиталов в краткосрочные и  спекулятивные операции; возврат  НДС для экспортеров фактически создал ситуацию прямого финансирования государством экспорта исключительно  сырьевых товаров - в ущерб экспорту готовой продукции (которая пока неконкурентоспособна на мировых рынках и потому этой льготой воспользоваться  не может); низкие ставки амортизационных  отчислений и слабый контроль за их использованием способствуют проседанию основного капитала в базовых, капиталоемких отраслях производства. Очевидно, что все это никак не способствует восстановлению производства и развитию инвестиционной активности в стране, а, значит, прямо противоречит провозглашенным целям экономической политики. В сфере социального страхования и обеспечения за основу принята западная модель, характеризуемая высоким уровнем страховых взносов и массовым охватом населения пенсионным обеспечением. В России такое заимствование приводит к избыточному налогообложению производственной сферы, к вытеснению частного накопления государственным и к прямой потере части накопленных страховых взносов (из-за отсутствия в стране возможностей безрисковых инвестиций в производительном секторе).

  Таким образом, принятая налоговая политика ориентируется на воссоздание в  России западной модели налогообложения, которая становится эффективной  только на достаточно продвинутой стадии, при условии крупных разовых инвестиций в создание инфраструктуры налоговых органов, разветвленной и дорогостоящей системы налогового контроля, непременного соучастия и понимания со стороны широких масс налогоплательщиков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

  Налоговая система - один из главных элементов  рыночной экономики. Она выступает  главным инструментом воздействия  государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального  и экономического развития. Поэтому  необходимо, чтобы налоговая система  России была адаптирована к новым  общественным отношениям, соответствовала  мировому опыту.

  В новой налоговой системе, исходя из Федерального устройства России в  отличие от предыдущих лет, более  четко разграничены права и ответственность  соответствующих уровней управления (Федерального и территориального) в вопросах налогообложения. Введение местных налогов и сборов, как  дополнение перечня действующих  Федеральных налогов, предусмотренное  законодательством, позволило более  полно учесть разнообразные местные  потребности и виды доходов для местных бюджетов. И все же новое налоговое законодательство не в полной мере подходит к новым условиям. Его основные недостатки следующие: излишняя уплотненность, запутанность, наличие большого количества льгот для различных категорий плательщиков, не стимулирующих рост эффективности производства, ускорение научно-технического прогресса, внедрение перспективных технологий или увеличение выпуска товаров народного потребления. Действующее законодательство фактически закрыто по отношению к мировому, не стимулирует привлечение в народное хозяйство иностранных инвестиций. Мировой опыт свидетельствует, что налоговое законодательство - не застывшая схема, оно постоянно изменяется, приспосабливается к воспроизводственным процессам, рынку.

  Нестабильность  наших налогов, постоянный пересмотр  ставок, количества налогов, льгот и  т.д. несомненно, играет отрицательную  роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям  как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы  на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.

  Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию  налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым  налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую  массу. Выдвигаемые реформаторские предложения касаются в лучшем случае отдельных элементов налоговой  системы. Предложений же о принципиально  иной налоговой системе, соответствующей  нынешней фазе переходного периода, практически нет. И это не случайно, так как оптимальную налоговую  систему можно развернуть только на серьезной теоретической основе, которой в России еще нет... Несомненно, вся эта неразбериха с налогами приводит к нестабильному положению в нашей экономике и еще больше усугубляет экономический кризис. Несомненно, для выхода из кризисного состояния необходимо одним из первых шагов наладить налоговую систему страны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

1. Закон  РФ «О налоговых органах Российской  Федерации» от 21 марта 1991г. №943-1

2. Постановление  Правительства РФ от 30 сентября 2006г.  «Положение о Федеральной налоговой  службе» N 506

3. Закон  РФ «О правах налоговых органов»  от 9 июля 1999г. №154-ФЗ

4. Постановление  Правительства РФ от 9 августа  1996г. №946 «О создании постоянно  действующих налоговых постов  в организациях, производящих спирт  этиловый из всех видов сырья»

5. Положения  о Министерстве финансов Российской  Федерации, утверждено Постановлением  Правительства РФ от 19 августа  1994 г. 

6. Закон  “О бухгалтерском учете” следующими  нормативными документами от 21.11.96 № 129-ФЗ 

7. Налоговый  кодекс. Правовая информационная  система «Гарант»

8. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2003.

9. Налоговая  реформа и направления налоговой  политики - ЭКО - №3, 2004

10. В.  Кашин, И. Мерзляков Налоговая политика и оздоровление экономики России - Аудитор - 2006 - №9

11. Конституция  РФ

12. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Книжный мир, 2000.

13. Черник  Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П.  Основы налоговой системы: Учебное  пособие для вузов/Под ред. Д.Г. Черника. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2003.

14. А.П.  Зрелов, Ю.Ф. Кваша, М.Ф. Харламов. Налоги и налогообложение: пособие для сдачи экзаменов.- 2-е изд., испр. и доп.- М..: Высшее образование, 2005.

Информация о работе Налоговая политика государства на современном этапе в РФ