Налоговая политика РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 23:30, курсовая работа

Описание

Целью написания данной работы является рассмотрение налоговой политики как одного из важнейших косвенных методов государственного регулирования, а также как важнейшего инструмента при реализации государством своих функций.

Содержание

Введение 3

1. Налоговая политика: понятие, сущность, основные цели и задачи 5
2. Методы и инструменты налоговой политики 13
3. Налоговая политика Республики Беларусь на современном этапе, основные направления и пути её совершенствования 23

Заключение 32

Список использованной литературы 34

Работа состоит из  1 файл

налоговая политика в рб dcty.docx

— 83.64 Кб (Скачать документ)

      а)Прогрессивный - это такой налог, который возрастает быстрее, чем прирастает доход. Такая  ситуация складывается, как правило, в тех случаях, когда имеется несколько шкал налоговых ставок для разных по величине доходов. Тогда речь идет о "предельной" налоговой ставке. Она равна приросту выплачиваемых налогов, поделенному на прирост дохода (выражается в процентах). Предельная налоговая ставка увеличивает размер подоходного налога только в пределах каждой последующей налоговой шкалы.

      б)Регрессивный налог характеризуется взиманием  более высокого процента с низких доходов и меньшего процента с  высоких доходов. Это такой налог, который возрастает медленнее, чем  доход.

      в)Пропорциональный налог забирает одинаковую часть  от любого дохода (единая ставка для  доходов любой величины).

      Чтобы спрогнозировать воздействие налога на доходы людей, необходимо вычислить  так называемый "дискреционный доход" - часть чистого дохода потребителей, предназначенную для расходов по собственному усмотрению, которая остается после оплаты всех обязательных расходов на удовлетворение жизненных потребностей. Это значит, что для расчета из реально получаемых семьей доходов нужно вычесть обязательные затраты на питание, одежду, жилье, медицинское обслуживание, транспорт и т.д. То, что останется после вычетов (если останется), и составит дискреционный доход. Он может вырасти или уменьшиться после введения новых (или изменения ставок уже имевшихся) налогов. Это и будет показателем реального воздействия новшеств в налогообложении на население. При таком анализе пропорциональный налог может оказаться регрессивным. Чаще всего регрессивное налогообложение связано с косвенными налогами.

        Какой бы совершенной ни казалась  введенная система    налогообложения  ее авторам, налогоплательщики  всегда  стремятся переложить  их на плечи других сограждан,  т.е.     если удается, заставить платить налоги других. В тех     случаях, когда удается переложить уплату налогов на     потребителей, говорят о "сдвиге вперед", если на производителей - о "смещении назад". Куда именно произойдет сдвиг налогов - "вперед" или "назад" - зависит от эластичности спроса и предложения на товар или услугу.     Продавцам легче переложить уплату налогов на покупателей, когда спрос относительно неэластичен. Если же относительно неэластично предложение, налоги легче переложить на продавцов. Однако, когда размеры налогов разумны, известно их назначение, от их уплаты, как правило, не    уклоняются. Но государство, к сожалению, далеко не всегда    заботится о популярности своих действий, особенно, если    экономика неэффективна или преобладает захватническая    политика. Тогда налоги могут стать непомерными, даже разрушительными, привести к социальному взрыву..

      Известны  три основных способа увеличения налоговых поступлений в бюджет:

        а) расширение круга налогоплательщиков;

        б) увеличение числа тех объектов, с которых взимаются косвенные  налоги;

        в) повышение налоговых ставок  и при прямом, и при косвенном  налогообложении.

      Стремление  государства увеличить поступления  в бюджет понять можно, однако уровень, налоговых ставок не должен превышать размера , при превышении которого их дальнейший рост не просто теряет смысл, но отрицательно сказывается на состоянии экономики.

      В зарубежных странах используется такой  показатель уровня налогообложения, как "эластичность налоговой системы". Согласно ему ставки налогов должны быть столь высокими, чтобы предотвратить  инфляцию, но в то же время столь  низкими, чтобы стимулировать вложения капитала, обеспечивать развитие производства. Математически точно определить величину такой ставки сложно, но есть три признака, по которым можно судить, превышена ли критическая точка налогообложения:

      а) если при очередном повышении  налоговой ставки поступления в  бюджет растут непропорционально медленно или, хуже того, сокращаются;

      б) если снижаются темпы экономического роста, уменьшаются долгосрочные вложения капитала, ухудшается материальное положение населения;

      в) если растет "теневая" экономика - скрытое и явное уклонение  от уплаты налогов.

      Все это свидетельствует об отрицательном  воздействии роста налогов на экономику: ослабляются финансовые и "^экономические стимулы производственной деятельности, -тормозится и деформируется  производство в целом. Если ставки налогов  снижаются, действие экономических  стимулов усиливается, растут подлежащие налогообложению доходы, поступающие в государственный бюджет.

      Таким образом, существуют объективные границы  отчислений налогов, которые позволяют, с одной стороны, увеличить доходы государства, с другой - заинтересовать предпринимателей в развитии производства, оживлении экономики.

      Исследуя  связь между величиной ставки налогов и поступлением налоговых  средств в государственный бюджет американский экономист Артур Лаффер показал, что всегда повышение ставки налога ведет к росту налогов  доходов государства. Если налоговая  ставка превышает некую объективную границу, то налоговые поступления начнут уменьшаться. А.Лаффер доказал, что один и тот же по величине доход в государственный бюджет может быть обеспечен и при высокой, и при низкой налоговых ставках.

      Это положение можно проиллюстрировать  графически: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Х - уровень налоговой ставки в процентах;

      Y - среднегодовой объем налоговых поступлений в бюджет;

      Х0 - оптимальная ставка налога, при которой поступления в бюджет достигают максимума - Y0.

      Действительно, равенство бюджетных поступлений (Y1=Y2) достигается при очень разных уровнях налоговых ставок (X2 значительно больше Х1).

      Дело  в том, что более низкая налоговая  ставка увеличивает  число объектов налогообложения, привлекает к предпринимательской  деятельности большее число людей, чем при высоких налоговых  ставках. И наоборот, с ростом налогов  доходы в казну, как это ни парадоксально, уменьшатся, так как часть предпринимателей разорится, часть уйдет в теневую экономику, стимулы к труду угаснут.

      Исследования  А. Лаффера теоретически доказали: чем  богаче граждане, тем богаче государство.

      Следуя  этому, многие государства стараются  сделать предпринимательскую деятельность привлекательной, а налоги - унифицированными, стабильными,  гибкими. Налоговая  политика в современных условиях должна обеспечивать равно выгодность производства продуктов на предприятиях, независимо от их принадлежности к той или иной форме собственности, стимулировать производство конкурентных видов товаров, ресурсосбережение, технический прогресс.

1.2 Налоги и их  функции.

      Налоги - это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход государства  юридические и физические лица - предприятия, организации, граждане. Платить  налоги обязаны все. Однако это не значит, что те, кто их уплачивает, получает что-либо взамен. Как правило, выплаты эти не только обязательны, но и принудительны и безвозмездны. Но налоги необходимы: с помощью налогов государство воздействует на многие, в том числе и экономические, процессы. Они помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в. обращении. И хотя налоги чаще вызывают возмущение, чем одобрение, без них ни современное общество, ни правительство существовать не могут.

      Общественное  назначение налогов проявляется  в их функциях: "фискальная", "регулирующая", "стимулирующая" и "распределительная".

      Фискальная  состоит в формировании денежных доходов государства. Деньги нужны  ему на содержание государственного аппарата, армии, развитие науки и техники, поддержку детей, пожилых и больных людей. Из собранных в виде налогов средств государство покрывает расходы на образование, строит школы, высшие учебные заведения, детские дома, платит зарплату преподавателям и стипендию студентам. Часть средств идет на здравоохранение: защиту здоровья матери и ребенка, содержание поликлиник, больниц и т.п. Из этого же источника идут деньги на строительство государственных предприятий, сооружений, дорог, защиту окружающей среды.

      Регулирующая.  Рыночная экономика в развитых странах - это регулируемая экономика. Представить  себе эффективно функционирующую рыночную экономику, не регулируемую государством, не возможно. Иное дело- как она регулируется. Но каковы бы не были формы и методы, центральное место в самой  системе регулирования принадлежит  налогам.

      Государственное регулирование осуществляется в  двух основных направлениях:

      а) Регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным  образом в разработке законов, нормативных  актов, определяющих взаимоотношения  действующих на рынке лиц. Это  направление государственного регулирования  рынка непосредственно с налогами не связано.

      б) Регулирование развития народного  хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным  экономическим законом, действующим  в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей.

      Особенности регулирующей функции налогов:

      а) в период долгосрочного спада  основу налогообложения должна составлять кейнсианская модель антицикличного регулирования;

      б) в период долгосрочного подъема  экономики - основу должна формировать  монетаристская модель (долгосрочный курс стимулирования и регулирования  совокупного предложения);

      в) в периоды депрессии и оживления - краткосрочная модель регулирования (стимулирование инфляции) и краткосрочное  кейнсианская модель (стимуляция инвестиционного  спроса).

      Стимулирующая. С помощью налогов, льгот и  санкций государство стимулирует  технический прогресс. Это стимулирование проявляется, прежде всего, в том, что  сумма прибыли, направленная на техническое  перевооружение, расширение производства товаров народного потребления  и ряда других, освобождается от налогообложения.

      Распределительная. Посредством налогов в государственном  бюджете концентрируются средства, направляемые на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так  и социальных, финансирование крупных  межотраслевых, комплексных целевых  программ - научных, экономических и  других. С помощью налогов государство  перераспределяет часть доходов  физических и юридических лиц  на развитие производственной и социальной сферы. Это функция носит ярко выраженный социальный характер.

      Таким образом, маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия  налогообложения, вводя одни и отменяя  другие налоги. Государство создает  благоприятные (или неблагоприятные) условия для развития отраслей и  производств.  

1.3 Элементы налога  и способы его  взимания

      Каждый  налог содержит обязательные элементы. В нем указывается - "кто" является плательщиком, т.е. субъектом данного  налога (например, работник, предприятие, наследник и т.д.);

      - что выступает объектом налогообложения  (доход, имущество, товар, наследство);

      - из какого источника уплачивается  налог (зарплата, 'прибыль, доход,  дивиденд, т.п.);

      - в каких единицах измеряется  объект налогообложения (например, денежная единица страны - в подоходном  налоге, налоге на прибыль; гектар  или акр - в поземельном, человек  - в подушном налоге);

      - величина налоговой ставки (если  она выражена в процентах, то  ее называют "квотой") представляет  собой величину налога, приходящуюся  на единицу налогообложения;

      - налоговые льготы, учитывающие специфические  условия хозяйствования.

      В практике большинства государств получили распространение три способа взимания налогов: "кадастровый", "у источника", "по декларации".

      Первый  из них основан на использовании  кадастров, т.е. реестров, содержащих классификацию  типичных объектов (земли, месторождений, домов) по их внешним признакам. Именно поэтому такой способ устанавливает  доходность объекта весьма неточно, в среднем. Для оценки доходов, которые  можно получить, например, от использования  земли, необходимо иметь кадастровые  карты по регионам, отражающие ее плодородие, местоположение (в нашей стране их составление только начинается).

Информация о работе Налоговая политика РБ