Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 23:30, курсовая работа
Целью написания данной работы является рассмотрение налоговой политики как одного из важнейших косвенных методов государственного регулирования, а также как важнейшего инструмента при реализации государством своих функций.
Введение 3
1. Налоговая политика: понятие, сущность, основные цели и задачи 5
2. Методы и инструменты налоговой политики 13
3. Налоговая политика Республики Беларусь на современном этапе, основные направления и пути её совершенствования 23
Заключение 32
Список использованной литературы 34
а)Прогрессивный - это такой налог, который возрастает быстрее, чем прирастает доход. Такая ситуация складывается, как правило, в тех случаях, когда имеется несколько шкал налоговых ставок для разных по величине доходов. Тогда речь идет о "предельной" налоговой ставке. Она равна приросту выплачиваемых налогов, поделенному на прирост дохода (выражается в процентах). Предельная налоговая ставка увеличивает размер подоходного налога только в пределах каждой последующей налоговой шкалы.
б)Регрессивный
налог характеризуется
в)Пропорциональный налог забирает одинаковую часть от любого дохода (единая ставка для доходов любой величины).
Чтобы
спрогнозировать воздействие
Какой бы совершенной ни
Известны
три основных способа увеличения
налоговых поступлений в
а) расширение круга
б) увеличение числа тех
в) повышение налоговых ставок и при прямом, и при косвенном налогообложении.
Стремление
государства увеличить
В зарубежных странах используется такой показатель уровня налогообложения, как "эластичность налоговой системы". Согласно ему ставки налогов должны быть столь высокими, чтобы предотвратить инфляцию, но в то же время столь низкими, чтобы стимулировать вложения капитала, обеспечивать развитие производства. Математически точно определить величину такой ставки сложно, но есть три признака, по которым можно судить, превышена ли критическая точка налогообложения:
а) если при очередном повышении налоговой ставки поступления в бюджет растут непропорционально медленно или, хуже того, сокращаются;
б) если снижаются темпы экономического роста, уменьшаются долгосрочные вложения капитала, ухудшается материальное положение населения;
в) если растет "теневая" экономика - скрытое и явное уклонение от уплаты налогов.
Все
это свидетельствует об отрицательном
воздействии роста налогов на
экономику: ослабляются финансовые
и "^экономические стимулы
Таким образом, существуют объективные границы отчислений налогов, которые позволяют, с одной стороны, увеличить доходы государства, с другой - заинтересовать предпринимателей в развитии производства, оживлении экономики.
Исследуя
связь между величиной ставки
налогов и поступлением налоговых
средств в государственный
Это
положение можно
Х - уровень налоговой ставки в процентах;
Y - среднегодовой объем налоговых поступлений в бюджет;
Х0 - оптимальная ставка налога, при которой поступления в бюджет достигают максимума - Y0.
Действительно, равенство бюджетных поступлений (Y1=Y2) достигается при очень разных уровнях налоговых ставок (X2 значительно больше Х1).
Дело в том, что более низкая налоговая ставка увеличивает число объектов налогообложения, привлекает к предпринимательской деятельности большее число людей, чем при высоких налоговых ставках. И наоборот, с ростом налогов доходы в казну, как это ни парадоксально, уменьшатся, так как часть предпринимателей разорится, часть уйдет в теневую экономику, стимулы к труду угаснут.
Исследования А. Лаффера теоретически доказали: чем богаче граждане, тем богаче государство.
Следуя
этому, многие государства стараются
сделать предпринимательскую
Налоги - это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход государства юридические и физические лица - предприятия, организации, граждане. Платить налоги обязаны все. Однако это не значит, что те, кто их уплачивает, получает что-либо взамен. Как правило, выплаты эти не только обязательны, но и принудительны и безвозмездны. Но налоги необходимы: с помощью налогов государство воздействует на многие, в том числе и экономические, процессы. Они помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в. обращении. И хотя налоги чаще вызывают возмущение, чем одобрение, без них ни современное общество, ни правительство существовать не могут.
Общественное назначение налогов проявляется в их функциях: "фискальная", "регулирующая", "стимулирующая" и "распределительная".
Фискальная состоит в формировании денежных доходов государства. Деньги нужны ему на содержание государственного аппарата, армии, развитие науки и техники, поддержку детей, пожилых и больных людей. Из собранных в виде налогов средств государство покрывает расходы на образование, строит школы, высшие учебные заведения, детские дома, платит зарплату преподавателям и стипендию студентам. Часть средств идет на здравоохранение: защиту здоровья матери и ребенка, содержание поликлиник, больниц и т.п. Из этого же источника идут деньги на строительство государственных предприятий, сооружений, дорог, защиту окружающей среды.
Регулирующая.
Рыночная экономика в развитых странах
- это регулируемая экономика. Представить
себе эффективно функционирующую рыночную
экономику, не регулируемую государством,
не возможно. Иное дело- как она регулируется.
Но каковы бы не были формы и методы,
центральное место в самой
системе регулирования
Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:
а)
Регулирование рыночных, товарно-денежных
отношений. Оно состоит главным
образом в разработке законов, нормативных
актов, определяющих взаимоотношения
действующих на рынке лиц. Это
направление государственного регулирования
рынка непосредственно с
б) Регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей.
Особенности регулирующей функции налогов:
а) в период долгосрочного спада основу налогообложения должна составлять кейнсианская модель антицикличного регулирования;
б) в период долгосрочного подъема экономики - основу должна формировать монетаристская модель (долгосрочный курс стимулирования и регулирования совокупного предложения);
в)
в периоды депрессии и
Стимулирующая.
С помощью налогов, льгот и
санкций государство
Распределительная.
Посредством налогов в
Таким образом, маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги. Государство создает благоприятные (или неблагоприятные) условия для развития отраслей и производств.
Каждый налог содержит обязательные элементы. В нем указывается - "кто" является плательщиком, т.е. субъектом данного налога (например, работник, предприятие, наследник и т.д.);
-
что выступает объектом
-
из какого источника
-
в каких единицах измеряется
объект налогообложения (
- величина налоговой ставки (если она выражена в процентах, то ее называют "квотой") представляет собой величину налога, приходящуюся на единицу налогообложения;
- налоговые льготы, учитывающие специфические условия хозяйствования.
В практике большинства государств получили распространение три способа взимания налогов: "кадастровый", "у источника", "по декларации".
Первый из них основан на использовании кадастров, т.е. реестров, содержащих классификацию типичных объектов (земли, месторождений, домов) по их внешним признакам. Именно поэтому такой способ устанавливает доходность объекта весьма неточно, в среднем. Для оценки доходов, которые можно получить, например, от использования земли, необходимо иметь кадастровые карты по регионам, отражающие ее плодородие, местоположение (в нашей стране их составление только начинается).